Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЦАМ С ОВЗ

Медведева Е.Ю. 1 Ольхина Е.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (НГПУ)
В статье представлен теоретический анализ проблемы формирования толерантности человека в аспекте развития института гражданского общества. Раскрывается принцип толерантности, который реализуется при создании равноценного отношения к различным слоям общества в России. Дается современная трактовка понятия толерантность, и определяются существенные расхождения ее проявлений в зависимости от поведения и деятельности человека. Актуализируются вопросы формирования адекватного толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Обосновываются основные причины непринятия обществом нетипичного человека через незнание его потенциальных возможностей, особенностей развития, обучения и воспитания. Рассматривается возникновение усиления негативных дискриминационных тенденций вследствие неадекватного восприятия лиц с ограниченными возможностями здоровья. Определяются пути преодоления данной негативной тенденции.
лица с ограниченными возможностями здоровья
толерантность
1. Алиева, Е.Ф. Педагогические условия воспитания толерантности посредствам этнического игрового материала: автореф.дис.. канд. пед.наук : 13.00.01 / Алиева Элина Факировна – М., 2009.- 19 с.
2. Асмолов, А.Г. Слово о толерантности / А.Г. Асмолов // Век толерантность: Научно-публицистический вестник.- М.: МГУ, 2001.- №1.- С. 2-9.
3. Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.А. Лекторский // Вопросы психологии.- 1997.-№ 11.- С. 46-54.
4. Малофеев, Н.Н. Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие / Пол.ред. Н.Н. Малофеева.- М., 2007.-145 с.
5. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: Учебное пособие / Под. ред. А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой.- Ставрополь., 2011.- 372 с.
6. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
Современное социально-экономическое и культурно-политическое разнообразие мирового сообщества ставит перед педагогической наукой и практикой актуальную проблему формирования толерантности человека. Данная позиция определена серьезными изменениями в законодательстве большинства стран и глобальными процессами построения гражданского общества. Осознавая опасность политической, этнической, культурной или социальной нетерпимости, ЮНЕСКО объявило 1995 год Международным годом Толерантности. Ста восьмьюдесятью пятью государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация Принципов Толерантности. Она означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность, которая создает условия для развития культуры мира. 

Декларация подчеркивает, что при возникновении необходимости обеспечения равенства в общении и возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества, государствам, принявшим Декларацию, следует разрабатывать и принимать новые законодательные инициативы. На государственном уровне процесс формирования толерантного общества требует создания справедливого и беспристрастного законодательства, обеспечивающего равноправные возможности для всех групп населения. Декларация подчеркивает значение толерантности в социально-экономическом аспекте и обращает особое внимание на воспитание личности, как эффективное средство предупреждения нетерпимости [2].

В России проблема формирования толерантности рассматривается, в том числе, и как основа построения гражданского общества. Оно представляет собой систему негосударственных общественных отношений и институтов, дающих человеку возможность свободно реализовать свои гражданские права, отстаивать собственную гражданскую позицию независимо от материального положения, национальности, состояния здоровья и т.д. Внедрение в социальную практику толерантных норм поведения является целью федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Принцип толерантности в России может быть реализован при создании равноценного отношения к различным слоям общества, при соотношении индивидуального и общественного в трактовке российской толерантности, а также при активной роли государства и общественного мнения в распространении и укреплении данного принципа. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время проблема формирования толерантного сознания является составной частью глобальных общественных изменений, происходящих в российском обществе. В этом процессе знаковыми индикаторами станет общественная и государственная позиция в толерантном отношении не только к разным этносам и культурам, но и отношении к лицам с ОВЗ.

Проблема толерантности по отношению к рассматриваемой категории населения является актуальной и практически значимой для специальной психологии и коррекционной педагогики как в научном, так и в практическом плане. Данный вопрос относительно недавно стал предметом научной дискуссии и еще не в полном объеме изучен современными исследователями. С практической точки зрения данная проблема заслуживает особого внимания специалистов в связи с активным внедрением инклюзивного образования, основообразующим принципом которого является толерантность. Инклюзия, как феномен «Образование для всех», нашло свое широкое отражение во всех образовательных системах зарубежных стран. Инклюзивный характер образования закреплен и российским законодательством [4].

Расширение инклюзивной практики и увеличение количества детей с ОВЗ ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в их обучении, воспитании и развитии. Требуется коренная перестройка всех образовательной системы страны и учебно-воспитательного процесса конкретного учреждения. Необходимо изменить отношение педагогических работников к возможности ребенка с ОВЗ обучаться инклюзивно и сформировать у них потребность повышать педагогическую компетентность в данном вопросе. Формирование педагогической толерантности сегодня является актуальной проблемой для российской науки и практики.

Остается открытой проблема формирования толерантного отношения детского коллектива по отношению к сверстникам с ОВЗ. Становление толерантности как нравственного качества личности, определено индивидуальными особенностями ребенка, его ценностными ориентациями и установками, особенностями семейного воспитания и пр. Воспитание толерантности длительный процесс, требующий признания самим ребенком значимости для себя данной позиции и желания реализовать собственное толерантное отношение в повседневной практике. Имеет смысл говорить о целесообразности развития различных форм инклюзии, в частности «обратной инклюзии», при которой несколько нормально развивающихся детей инклюзированы в среду детей с ОВЗ.

Понимание толерантности как многообразия культур и возможностей, подводит нас к мысли о том, что сохранение и развитие системы специального (коррекционного) образования обеспечит выбор собственной образовательной траектории ребенком с ОВЗ. Практика работы и этих учреждений и история их становления убедительно доказывают их жизнеспособность и эффективность. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений успешно трудятся в разных отраслях народного хозяйства, демонстрируют спортивные успехи, активно участвуют в общественно-политической жизни страны. Общественное признание их достижений и возможности полноценно реализовывать себя вносит существенный вклад в формирование толерантного к ним отношения. Однако процесс внедрения инклюзивного образования не всегда согласуется с уже существующей системой специального образования. Требуются значительные усилия государства и общественности по консолидации и соблюдению оптимального равновесия между этими образовательными системами. Это баланс чрезвычайно важен и для формирования адекватного отношения детям с ОВЗ и их потенциальным возможностям [5].  При этом краткосрочного и однозначного решения данного вопроса ожидать не приходится, что обусловлено целым комплексом факторов, затрудняющих глобальный процесс формирования толерантного общественного сознания и осмысления обществом потенциальных возможностей лиц с ОВЗ.

Прежде всего, общественная практика и наука не имеют на сегодняшний день однозначной трактовки понятия толерантность, не сформированы критерии оценки ее как социально-философского и психолого-педагогического феномена, не до конца определены виды толерантности и особенности ее проявления в межличностном взаимодействии.

Несмотря не то, что сам термин толерантность появился уже в период религиозных войн между католиками и протестантами, и трактовался как веротерпимость и снисходительность к другим конфессиям, по настоящее время остается открытым вопрос о сущности и содержании толерантности и процессе ее формирования, в том числе - из-за разнообразия перевода этого понятия на русский язык. В буквальном переводе с латинского толерантность - это терпение. В переводе с английского языка - терпимость, допуск. В германских языках значение термина в-основном сводится к религии.

В современной трактовке данное понятие имеет полинаучную природу, так как используется практически всеми гуманитарными науками. В философии толерантности подчеркивает, что данные феномен обозначает всеобщее равенство, моральный принцип и ценность. С точки зрения психологии толерантность рассматривается как ослабление реакции на неблагоприятный фактор, который перестает быть значимым для субъекта. В медицине - это симптом или снижение чувствительности к раздражителю. В социологии толерантность понимается как принцип, социальная норма, основополагающий демократический принцип. Таким образом, смысл, вкладываемый в понимание толерантности, имеет широкое и часто разноплановое толкование [1].

Существенные расхождения в оценки проявлений толерантности можно выявить при анализе поведения и деятельности человека. Так, обобщая данный вопрос, А.В. Лекторский, выделяет такие особенности как:

- толерантность как безразличие к существованию различных взглядов, поступков, практик;

- толерантность как невозможность взаимопонимания другого из-за невозможности или нежелания взаимодействовать;

- толерантность как снисхождение или пренебрежение к слабости других;

- толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог.

Последняя позиция наиболее полно отражает цель и одновременно растущую потребность общества в формировании толерантного сознания. На индивидуальном уровне толерантность развивается как интегральное личностное качество, которое адекватно проявляется в повседневной практике. Однако процесс формирования адекватного толерантного отношения сегодня серьезно затруднен популяризацией интересов отдельных групп, сообществ и пр. В отношении к лицам с ОВЗ толерантность также носит противоречивый характер [5].

Среди основных причин непринятия обществом нетипичного человека исследователи отмечают незнание его потенциальных возможностей, особенностей развития, обучения и воспитания.  Выготский Л.С. подчеркивал, что любой дефект имеет социальную природу. Тяжесть самого дефекта заключается не в нем самом, а в тех социальных последствиях, которые он за собой влечет. К ним современные коррекционные психологи относят сокращение социальных контактов, изменение способов взаимодействия со средой, появление неадекватных социальных установок и потребностей, ограничение в реализации своих прав и т.д. Серьезные трудности в социализации лиц с ОВЗ создают психологические проблемы, связанные с переживаем последствий той или иной патологии. Внутренние переживания и «чувство быть отличным от других», усиливаются и в результате низкой толерантной культуры в обществе. Социально-экономический аспект непринятия лиц с ОВЗ рельефно проявляется при их трудоустройстве. Многие работодатели отказываются принимать работника с ОВЗ даже при наличии соответствующей квалификации.

Определенное нарушение в развитии означает существенное ограни­чение жизнедеятельности, оно способствует возникновению социальной изоляции, затрудняет процесс профессионального самоопределения, приобретение навыков социально-бытовой ориентировки и пр. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от об­щества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Среди них материально-экономическая и социальная поддержка этих детей будет мало продуктивной без системной работы государства и общественных институтов по популяризации знаний о потенциальных возможностях лиц с ОВЗ.

В ходе развития общества негативное отношение к нетипичным людям формировалось постепенно, как защитная реакция самосохранения нации или народности. Люди с теми или иными психофизическими недостатками вызывали и вызывают особое и не всегда адекватное отношение. Существует множество мифов в общественном сознании, связанных с природой и причинами отклоняющегося развития, наследственной предрасположенностью к заболеванию и пр. Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление. Вырождение генофонда автоматически вызывает протест, который в современных условиях не может быть оправдан в силу того, что значительная часть российского общества не уделяет должного внимания собственному здоровью и здоровью нации в целом [4].

Эволюция взглядов общества и государства на данную проблему прошла путь от агрессии и непринятия лиц с ОВЗ до понимания их равных прав и возможностей. С 90-х годов ХХ века в мировой и российской практике активно предпринимаются практические шаги по созданию условий для реализации равных прав и возможностей лиц с ОВЗ. Однако законодательные акты и государственные программы малоэффективны без общественной поддержки и понимания необходимости толерантного отношения к данной категории граждан.

Одним из самых распространенных стереотипных мнений о лицах с ограниченными возможностями здоровья является представление о них как о людях ущербных, зависимых, неполноценных. Так, любой дефект в понимании большинства ставит человека в позицию несчастного, ограниченного человека, не способного расти профессионально, делать карьеру, создавать семью, воспитывать детей.  В свою очередь, данная общественная установка вызывает у лиц с ограниченными возможностями чувство психологического дискомфорта, неполноценности, изолированности, непонимания.

Огромное влияние на общественное сознание оказывает восприятие человека с ОВЗ как бесполезного члена общества, не способного реализовать себя ни в общественной, ни в личной жизни. Данная позиция не только не гуманна, но и опасна. Она подрывает устои существования человеческого общежития. Попытки делить людей на «нужных» и «ненужных» порочны по своей сути, ибо их реализация порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Подобная трактовка тесно связана с незнанием потенциальных возможностей лиц с ОВЗ. Огромное количество граждан этой категории успешно реализуют себя в различных отраслях науки, хозяйства и искусства.

Объективный подход в анализе социально-политической жизни требует преодоления укоренявшегося долгое время в общественном сознании представления о необходимости, и даже неизбежности в постоянной опеке и жалости по отношению к лицам с ОВЗ. Это мнение исключало саму постановку проблемы равноправного и адекватного взаимодействия с ними, отвергало принципиальное признание толерантного к ним отношения общества. Именно поэтому в современной России искоренение нетолерантного отношения к гражданам данной категории является важной государственной задачей.

В развитии российского гражданского общества существенную роль должен играть культурный плюрализм, который вбирает в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в ней всех индивидов [3]. Необходимо создать условия, при которых становится общедоступно культурное богатство общественного сознания и каждой личности в отдельности. Неограниченный доступ к духовным ценностям помогает преодолеть феномен отчуждения личности с ОВЗ. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены имеют высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития, внутренней свободы и способны к адекватному восприятию отличных от них людей. Формирование нового типа гражданина, обладающего высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрением, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил общечеловеческого общежития является приоритетной задачей на современном этапе.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород;

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЦАМ С ОВЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20166 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674