Международное сотрудничество Российской Федерации в области образования в новых условиях ее суверенного развития не возникло на пустом месте, а имеет свою «советскую» предысторию. Советский период характеризовался многократным повышением интенсивности подготовки по программам высшего профессионального образования, что стало залогом модернизацией образовательного процесса [6] и получением Советским Союзом статуса страны с одной из лучших в мире систем высшего, в особенности - инженерного образования.
Целью настоящего исследования являются анализ существовавшей в Советском Союзе структуры межгосударственного взаимодействия в образовательной сфере и использование наработанного в этот период опыта, а также применение положительных аспектов для развития отечественного высшего образования в современных условиях.
Материал и методы исследования. В предлагаемой статье авторы раскрывают многогранность взаимодействия Советского государства с зарубежными странами в области высшего образования. Анализируется высокая эффективность существовавшей в советское время системы международного образовательного сотрудничества, которая подтверждается численными показателями. На конкретном примере взаимодействия в академической сфере с Вьетнамом показана возможность достижения значительных результатов. Особое внимание обращено на тот факт, что разработанная и успешно функционировавшая система возникла в первую очередь в силу значительного участия государства в исследуемой области международного сотрудничества, в том числе путем значительной финансовой поддержки. Как один из факторов успешного межгосударственного сотрудничества в сфере образования предложена необходимость тщательного изучения «советского» наследия.
Результаты исследования. В Советском Союзе существовала достаточно развитая структура двусторонних и многосторонних государственных отношений в образовательной сфере. К моменту распада государства в 1991 г. она имела характер устойчивой системы обучения иностранных студентов, переподготовки иностранных специалистов, кадров с высшим образованием, получения послевузовского образования, а также научного и педагогического обмена. Следует подчеркнуть, что эффективность этой системы, равно как и уровень знаний, получаемых иностранными студентами, аспирантами и преподавателями, были достаточно высокими. Высшее образование, полученное в Советском Союзе, особенно техническое и в области медицины, пользовалось признанием и уважением во всем мире.
Это утверждение подтверждается весьма внушительными данными по количеству иностранных граждан, получивших тот или иной вид образования в Советском Союзе. За весь период существования Советского Союза в советских гражданских и военных вузах и других учебных заведениях, в том числе средних специальных, на различных курсах подготовки, переподготовки, повышения квалификации, учебно-производственных стажировках, обучалось, по разным источникам, в общей сложности около 1 млн человек. В ноябре 2012 г. в г. Москве на 3-м Всемирном форуме иностранных выпускников советских и российских вузов А.Л. Арефьев в докладе «Иностранные студенты в российских вузах» указал, что пик численности обучающихся иностранных граждан был достигнут в 1989/1990 гг., когда в СССР проходили различную форму подготовки (гражданскую и военную, в системе высшего и среднего специального образования, стажировки и курсы повышения квалификации и т.д.) до 180 тыс. иностранных граждан (из них около 70% - в учебных заведениях Российской Советской Федеративной Социалистической Республики). В начале 1990-х гг. в обучении иностранцев в России наступил спад, который стал постепенно преодолеваться в 2000-х гг. [1].
Скептики могут возразить, что международное сотрудничество в образовательной сфере главным образом касалось стран социализма и социалистической ориентации, а также государств так называемого третьего мира.
Действительно, в советский период большинство лиц, получавших в СССР высшее образование, являлись выходцами из социалистических стран Восточной Европы (прежде всего ГДР, Болгарии, Польши, Чехословакии) и Азии (Вьетнама, Монголии, Китая и Афганистана), а также Кубы. В последний год существования Советского Союза лидерами по числу своих студентов дневных отделений советских вузов были Монголия, Вьетнам, Афганистан, Куба и Болгария.
Согласно данным А.Л. Арефьева [1], численность студентов, обучавшихся к этому моменту в советских вузах по очной форме, составляла (тысяч человек): Монголия - 8,8; Вьетнам - 6,7; Афганистан - 6,1; Куба - 6,1; Болгария - 5,4; Сирия - 5; Йемен - 3,6; Эфиопия - 3,5; Ливан - 3,4.
Однако не следует забывать, что именно в Советском Союзе обучалось много студентов из Китая (за исключением периода охлаждения отношений между странами в конце 1960-х - начала 1980-х гг.), Индии - нынешних лидеров роста экономики в Азиатском регионе, да и в мировом экономическом сообществе в целом. Сопоставление данного факта с тем, что у руля экономики многих из упомянутых выше стран находятся выпускники советских вузов, в числе руководителей крупнейших предприятий в этих странах опять же много бывших студентов, обучавшихся в Советском Союзе, приводит к выводу о высокой степени эффективности как советской школы высшего и послевузовского образования, так и в целом системы межгосударственных отношений в образовательной сфере, выстроенной в СССР.
Среди самых известных выпускников советских вузов - премьер Государственного совета Китая Ли Пэн и президент Румынии Ион Илиеску (оба окончили Московский энергетический институт), президент Монголии Нацагийн Багабанди (Одесский политехнический университет) и премьер-министр этой страны Намбарын Энхбаяр (Литературный институт имени Горького). Президент ЮАР Тобо Мбеки учился в Академии общественных наук в Москве. Глава МИД Словакии Эдуард Кукан окончил МГИМО. Премьер-министр Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас (Абу Мазен) защитил диссертацию по истории сионизма в Институте востоковедения Академии наук РФ. В числе выпускников РУДН им. Патриса Лумумбы - президент Республики Гайана Бхарат Джагдео, президент Сомали Абдикасим Салад Хасан - выпускник биологического факультета МГУ. Аспирантуру одного из советских медицинских вузов заканчивал и южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, впервые в мире выполнивший операцию по пересадке сердца [4].
Особенно показателен в этом смысле пример сотрудничества Советского Союза в сфере образования с Социалистической Республикой Вьетнам, экономика которого в настоящее время развивается весьма динамично и стабильно, несмотря на мировой экономический кризис. Между тем в сфере государственного управления, науки и экономики этой страны участвуют в большом количестве бывшие студенты советских высших учебных заведений.
Во второй половине ХХ в. советские/российские вузы подготовили более 55 тыс. специалистов из Вьетнама, которым были присвоены квалификации инженеров, ученые степени кандидатов и докторов наук. Многие из выпускников занимали и занимают высшие политические должности в СРВ. Среди них - генеральный секретарь ЦК КПВ (с 2011 г.) проф. Нгуен Фу Чонг, бывший Президент СРВ (1997-2006 гг.) Чан Дык Лыонг, бывший генеральный секретарь ЦК КПВ (2001-2011 гг.) Нонг Дык Мань, бывший премьер-министр СРВ (1997-2006 гг.) Фан Ван Кхай. Академики РАН Чан Дай Нгиа, Нгуен Ван Хиеу, Данг Ву Минь, Нгуен Кхань Тоан и Нгуен Зуи Куи работают во Вьетнамской академии наук и технологий, Вьетнамской академии общественных наук. Героем Советского Союза является первый вьетнамский космонавт Фам Туан [7]. Значительное число выпускников вузов СССР являются руководителями или находятся в руководстве промышленных предприятий Вьетнама, его научных учреждений.
Советская система международного образовательного сотрудничества, сложившаяся в стране незадолго до распада, затронула 150 стран мирового сообщества, т.е. государств - членов ООН. Международными координаторами сотрудничества СССР в области образования выступали ЮНЕСКО и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ - межправительственная экономическая организация социалистических государств). Флагманами среди вузов в таком международном образовательном сотрудничестве признанно являлись прежде всего Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, а также Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и в меньшей степени - другие высшие учебные заведения [2].
Естественно, что столь массовая и весьма качественная система образования в СССР не могла возникнуть в результате голого энтузиазма и неукоснительного выполнения директив Коммунистической партии Советского Союза.
Энтузиазм и партийная дисциплина подкреплялись весьма существенными финансовыми вливаниями в сферу образования, на поддержание которой в лучшие времена направлялось, по данным В.С. Белгородского, почти 8% внутреннего валового продукта [3].
А вот что планировалось расходовать в современной Российской Федерации в последние 3 года: расходы федерального бюджета на образование составят 0,91% ВВП в 2013 г., 0,74% ВВП - в 2014 г. и 0,69% ВВП - в 2015 г. Соответственно, в плановом периоде произойдет существенное сокращение расходов федерального бюджета на образование как доли от валового внутреннего продукта: доля в ВВП этих расходов снизится почти на четверть [5].
В Советском Союзе система межгосударственного образовательного сотрудничества функционировала по трем основным направлениям:
1) на уровне ведомств и уполномоченных вузов с элементами организованных краткосрочных обменов студентами и преподавателями (страны СЭВ);
2) массовый прием на обучение в советские вузы иностранных граждан (страны СЭВ и развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки);
3) создание в развивающихся странах и некоторых государствах социалистического лагеря современных высших учебных заведений, их оснащение, организация в них учебного процесса и командирование для этой цели большого количества преподавателей из Советского Союза [2].
Безусловно, можно найти немало негативного в системе международного образовательного сотрудничества, выстроенной в Советском Союзе, и критики этой системы будут правы, указывая на те или иные недостатки. Например, неоспорим тот факт, что в основном это взаимодействие давало плодотворные результаты для других государств, сотрудничавших со страной Советов в области образования, но было во многом односторонним и преимущественно за счет советской стороны, что, естественно, негативно сказывалось на возможностях развития собственной системы образования.
Однако критиковать всегда легче, нежели разработать эффективно работающую систему в какой бы то ни было области, осуществить ее практическое воплощение и поддерживать на протяжении длительного времени, периодически улучшая эту систему с целью добиться наибольшего эффекта в результате ее функционирования. Особенно удобно (и приятно) находить недостатки и указывать на них спустя длительное время, когда эти самые недостатки становятся весьма очевидными, не соответствующими вновь сложившимся реалиям, не отвечающими требованиям времени.
Тем не менее, положительные результаты функционирования структуры международного образовательного сотрудничества, осуществленной в Советском Союзе, о которых было сказано выше, говорят сами за себя. Притом, что не упоминалось сотрудничество в области образования в военной сфере, где и эффективность, и суммарный эффект (в том числе и политический) такого взаимодействия были значительно выше.
Приведенные рассуждения преследуют одну цель: не следует забывать, что международное сотрудничество Российской Федерации в области образования, в том числе в области высшего образования, имеет свою сложившуюся историю; в определенной степени вытекает, а в какой-то мере и продолжает традиции международного образовательного сотрудничества, заложенные в Советском Союзе. Не стоит бездумно отметать все то, что было наработано советской школой высшего образования, в частности в области международного сотрудничества. Напротив, надлежит тщательно и скрупулезно разобрать все плюсы и минусы этого сотрудничества и, отбросив то, что действительно неприемлемо в новых условиях, не может принести положительного результата в наше время, бережно сохранять и развивать те положения, которые могут принести пользу отечественной школе высшего образования и в целом российскому государству.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ «Проектирование и реализация модели сетевого взаимодействия региональных вузов России и Вьетнама с целью интернационализации инженерного образования», проект № 15-26-09001.
Рецензенты:Кочнев А.М., д.п.н., профессор, проректор по УМР, директор института полимеров, зав. кафедрой технологии синтетического каучука ФГБОУ ВПО «КНИТУ», г. Казань;
Осипов П.Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессор кафедры инженерной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «КНИТУ», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Уразбаев Р.Ш., Сухристина А.С., Ву Д.Н. РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА В ЭФФЕКТИВНОМ РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20155 (дата обращения: 07.12.2024).