Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Горева О.М. 1 Осипова Л.Б. 2
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
2 Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
В настоящее время отечественная система образования претерпевает революционные потрясения, результатом которых по всем объективным показателям стало существенное снижение качества образования. Масштабность перемен в системе образования доказывает, что они объективно обусловлены общественными потребностями и могут считаться стратегическими ориентирами государственной политики в области образования. В статье раскрывается сущность научной категории «образование». Дается подробный анализ теоретических наработок по данной теме. Результаты авторского исследования доказывают, что модернизация системы образования предполагает решение ряда задач, имеющих социальный и педагогический характер. Проблема модернизации системы образования весьма актуальна, поскольку предполагает не только обновление содержания, но и нацеленность на новое качество образования и формирование компетенций обучающихся. Однако, по мнению авторов, это требует тщательной проработки.
федеральные государственные образовательные стандарты.
образованность
качество образования
образование
система образования
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Барбаков, О. М., Горева, О. М. Управленческий контроль качества дистанционного образования в виртуальном пространстве // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2014. – № 1. – С. 110-113.
3. Воровщиков, С. Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся [Текст] / С.Г. Воровщиков // Муниципальное образование. – 2010. – № 1. – С.46.
4. Горева, О. М. Инновационные технологии управленческого контроля на виртуальном пространстве качества дистанционной формы вузовского образования: автореф. дис… канд. социол. наук. 22.00.08. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. – 28 с.
5. Горева, О. М., Осипова, Л. Б. Управление системой образования в условиях повышения качества обучения /О.М. Горева, Л.Б. Осипова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-17753 (дата обращения: 12.05.2015).
6. Гусинский, Э. Н., Турчанинова, Ю. И. Введение в философию образования: учеб. пособие [Текст] / Э.Н. Гусинский. – М.: Логос, 2000. – 223 с.
7. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (новая ред. от 01.01. 2015 г).
8. Молоткова, Т. Л., Осипова, Л. Б. ФГОС – условие эффективности системы образования Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития [Текст] /Т.Л. Молоткова // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 ч. - Тамбов, 31.11.2014. – С. 100-102.
9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/12094.shtml.
10. Осипова, Л. Б. Модернизация системы образования в условиях внедрения ФГОС [Текст]/ Л.Б. Осипова – «Перспективы развития науки и образования» сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2015 г.: в 13 частях. – Тамбов: Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. – С. 112-113.
11. Сенашенко, В. С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В.С. Сенашенко / / Alma mater. – 2008. – № 9. – С. 11-19.
12. Федеральный Закон «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ., от 11.01. 2015 г.
Проблема качества образования волнует все мировое сообщество, которое обеспокоено современным состоянием образования и предпринимает попытки повысить его качество. Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями. В условиях экономического и политического реформирования в образовательной политике возникает необходимость обеспечения современного качества образования, его фундаментальности в соответствии с дальнейшими перспективными потребностями государства.

Образование рассматривается на различных уровнях его организации – личностном, институциональном, региональном, государственном. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» [12]. Прежде всего, образование – социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре. В широком смысле слова, образование – процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности…[6]. В своей концепции Э.Гусинский предлагает следующее определение: «Образование – процесс и результат становления, формирования и развития системы понятий, представлений о мире, дающий возможность в нем ориентироваться» [6]. Обобщая различные определения понятия, можно отметить следующее:

-        во-первых, это особая социальная инфраструктура, пронизывающая все другие социальные сферы, а тем самым обеспечивающая целостность общественного организма;

-       во-вторых, это универсальный способ трансляции исторического опыта, общий механизм социального наследования, связывания воедино некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени;

-       в-третьих, это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека, способного к самообразованию, а тем самым – и к саморазвитию [3].

Современной тенденций модернизации образования в России является усиление внимания к проблеме совершенствования его качества, что требует разработки концептуальных подходов к нахождению путей ее решения [4]. Еще в 2010 г. будучи Президентом РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному собранию подчеркнул, что «воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования». Всё это предполагает не только обновление содержания, но и нацеленность на новый образовательный результат, формирование компетенций, умение самостоятельно добывать и применять знания на практике и требует создания новых моделей управления качеством образования обучающихся.

Категория «качество» рассматривается как объективная и всеобщая характеристика объектов, предметов, явлений, обнаружившаяся в совокупности их свойств и принципиально отличающая данный объект, предмет или явление от других [2]. Во всех приведенных определениях прослеживается общность взглядов. Согласно С.И. Ожегову, качество – это «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность; то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь» [9]. А.Г. Асмолов полагает, что качество образования – это «интегральная характеристика показателей и признаков, отражающих высокий уровень процесса и результатов образования, которые соответствуют требованиям образовательных стандартов или превосходят их» [1].

Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам и Федеральным государственным требованиям, требованиям, соответствующих потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданием человека [11]. Федеральные государственные образовательные стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является конституционной нормой, поскольку направлено на реализацию положений ст. 43 Конституции России, содержащей в себе гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» [7]. Установлено, что государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. С целью выявления степени качества получаемого в образовательных учреждениях образования проведено социологическое исследование. Выделено три целевые группы, способные дать объективную оценку деятельности образо­вательных учреждений. Первая группа – родители, имеющие детей школьного возраста. Вторая группа – эксперты, имеющие профессиональное образование. Третья группа – работодатели как потребители основных «продуктов» системы образования. Всего опросу подлежало 6000 человек.

Первый этап – оценка современной системы образования. При проведении исследования наиболее важным являлось то, насколько этот образ совпадает или расходится с неким «идеальным» образом системы образования, которая должна быть в России. Судя по результатам опросов, респонденты довольно скептически относятся к западным образцам, особенно в последние годы (рис.1). По результатам рис. 1, отмечаем, что оценка системы образования в России по сравнению с развитыми странами мира, поменялась кардинально. Более чем вдвое сократилась доля негативных оценок – с 46 до 21 %, и, наоборот, вдвое усилились позиции тех, кто считает, что российская система образования по содержанию более качественна, чем в развитых странах мира. В группе опрошенных с высшим образованием увеличилась доля считающих, что система образования в России примерно на одинаковом уровне с развитыми странами мира (в 1,5 раза) [8].

По сравнению с развитыми странами мира Россия сильнее или слабее в области системы образования?

Все респонденты

Лица с высшим образованием

Рис. 1. Оценка системы образования в России по сравнению с развитыми странами мира, в %

В качестве объяснения данного феномена можно предложить гипотезу о том, что те изменения, которые претерпела система образования, не затронули, а может быть, даже укрепили наиболее важные ее традиции. Возможна и альтернативная гипотеза: рост положительных оценок российской системы образования обусловлен общей тенденцией к возрождению гражданско-патриотических настроений в обществе.

В качестве второго критерия была предложена некая воображаемая конструкция – система образования, которая сегодня необходима России. У каждого респондента сложился в той или иной степени ее очерченный образ, но для задач исследования важна степень соответствия между ним и реальным образом национальной системы образования. Как показали результаты опроса, позитивные и негативные позиции оказались примерно равны (рис.2). Распространенность позитивных и негативных позиций относительно близости «идеального» и «реального» образов национальной системы образования оказалось почти одинаковой – 45 и 41 % соответственно. Молодежь чаще давала позитивные ответы (52 и 38 %), а респонденты с высшим образованием – негативные (45 и 46 %). Мнение же относительно мер, которые сейчас предпринимает правительство, – приближают ли они систему образования к этой модели или отдаляют – явно смещено в негативную сторону: позитивных оценок 32 %, негативных – 42 %.

В какой степени нынешняя российская система образования соответствует вашему представлению о той системе образования, которая сейчас необходима России?

Как вы считаете, меры, которые сейчас предпринимает правительство (введение ЕГЭ, переход к западным стандартам обучения и т.п.), приближают или отдаляют систему образования от той модели, которая необходима для России?

1. Все респонденты

2. Лица в возрасте 25–39 лет

3. Лица с высшим образованием

1. Все респонденты

2. Лица в возрасте 25–39 лет

3. Лица с высшим образованием

Рис. 2. Оценки респондентов «идеальной» и реальной системы образования, в %

 

Молодое поколение опять проявляет более лояльное отношение (37 и 33 %), а респонденты с высшим образованием – более негативное (32 и 48 %). Интересно очевидное противоречие с динамикой ответов по предыдущему вопросу. Показатель индексного типа демонстрирует равновесие мнений по первому вопросу и перевес в негативную сторону – по второму, а также противоположные оценки отдельных экспертных групп – молодежи и лиц с высшим образованием. Он вполне применим к измерению динамических изменений.

Наконец, третий ракурс, в котором респондентам предлагалось оценивать систему образования, представляет собой сравнение положения дел в образовании с другими сферами государственных услуг (табл. 1). Среди семи предложенных для оценки сфер государственных услуг наиболее высокие оценки получило школьное образование (средний балл составил 4,96). Однако этот факт не следует рассматривать как позитивную оценку, поскольку почти две трети респондентов (64 %) поставили от 1 до 5 баллов. Высокие оценки показали чуть более трети респондентов [5, 10].

Таблица 1

Степень удовлетворенности положением дел в школьном образовании

Сферы услуг

Средний балл

Дали оценку

от 1 до 5 (из 10)

Школьное образование

4,96

64

Организация досуга (спорт, учреждения культуры)

4,74

67

Охрана общественного порядка

4,43

73

Социальное обеспечение

4,32

75

Экологическая обстановка

4,07

77

Медицинское обслуживание

3,95

78

ЖКХ

3,60

83

 

Второй этап – оценка образовательных учреждений. Для получения интегральной характеристики в исследовании был использован вопрос о степени удовлетворенности качеством образования, предоставляемого образовательными учреждениями. Он обращен ко всем респондентам, независимо от того, обучаются ли их дети в школах или нет. Оказалось, что затруднились оценить качество образования 15 % опрошенных. Судя по содержательным оценкам, население в наибольшей степени удовлетворено качеством среднего образования: доля ответивших «полностью удовлетворен» или «скорее удовлетворен» составила 61 %. Одновременно, удовлетворенность населения системой среднего образования изучалась по нескольким критериям, начиная от организации образовательного процесса до его конечных результатов. В последнюю группу показателей вошли оценки степени подготовки к будущей жизни, качества знаний для получения профессионального образования. Мнение о качестве образовательных стандартов выявлялось на основании ответов на вопрос: «В какой степени вы согласны с утверждением: «школьники изучают именно то, что им пригодится в будущем?». На этот вопрос ответили даже те респонденты, которые в предыдущем вопросе затруднились оценить качество образования в школах (рис. 3).

Рис. 3. Мнение респондентов о влиянии образовательных стандартов на качество образования, %

Последний рассматриваемый показатель – удовлетворенность условиями обучения. Он измерялся на основании более компетентного мнения тех респондентов, в семье которых были обучавшиеся в системе общего образования или окончившие обучение не более пяти лет назад. Оценке (по шкале от 1 до 1О баллов) подлежали шесть параметров: качество воспитания/преподавания; обеспеченность учебными пособиями; техническое состояние зданий и оборудования; качество медицинского контроля здоровья обучающихся; безопасные условия труда; качество питания. Из рассматриваемых шести параметров наиболее высокую оценку получило качество преподавания/воспитания. На втором и третьем местах оказались безопасные условия труда и техническое состояние зданий оборудования, далее – организация питания и осуществление медицинского контроля здоровья детей. На последнем месте по оценкам респондентов обстоят дела с обеспеченностью учебными пособиями (табл. 2).

Таблица 2

Мнения респондентов о качестве работы образовательных учреждений (средний балл)

Показатели

Средний балл

(из 10)

Качество преподавания/воспитания

6,44

Организация питания

5,41

Состояние здания, оборудования

6,13

Обеспеченность учебными пособиями

5,28

Безопасность условий

6,16

Медицинский контроль за здоровьем обучающихся

5,96

На вопрос «Как бы вы оценили уровень учебной подготовки школьников в общеобразовательных учреждениях к предстоящей трудовой деятельности, семейной и общественной жизни?» ответы дали практически все респонденты. Низкие оценки получили такие сферы, как подготовка к будущей семейной жизни. Наилучшим образом оценены подготовка к трудовой деятельности и общественной жизни.

Таким образом, качество образования рассматривается как многомерное понятие, включающее совокупность существенных свойств образования, соответствующую требованиям современного образования, способного удовлетворять образовательные потребности личности, общества и государства. На основании результатов исследования можно сделать вывод, что система образования испытывает определенные трудности, которые часто негативно сказываются на эффективности деятельности образовательных учреждений.


Рецензенты:

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г.Тюмень;

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г.Тюмень.


Библиографическая ссылка

Горева О.М., Осипова Л.Б. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20152 (дата обращения: 07.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074