Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Хусаинов И.Г. 1 Рахимова Р.А. 1
1 Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики этического воспитания школьников как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного воспитания, т.е. как средства формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Работа посвящена исследованию влияния интерактивных технологий на развитие этического воспитания учащихся среднего звена на уроках информатики. В статье изучены сущность и особенности процесса развития этического воспитания учащихся среднего звена; определена роль интерактивных технологий в развитии этического воспитания учащихся; выявлена эффективность использования интерактивных технологий на уроках информатики, направленных на развитие этического воспитания учащихся в ходе их апробации на практике. Была проведена опытно-практическая работа по выявлению эффективности использования интерактивных технологий в развитии этического воспитания школьников. Сначала выполнена первичная диагностика уровня сформированности этического воспитания учащихся. После проведения комплекса уроков по информатике, направленных на развитие этического воспитания, выполнена повторная диагностика, которая определила эффективность использования интерактивных технологий для развития этического воспитания учащихся.
уроки
учащиеся
информатика
этическое воспитание
интерактивные технологии
1. Агапова Р. О. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе / Р. К. Агапова // Информатика и образование. – 2008. – № 2. – С. 23.
2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. – 2009. – № 5. – С. 150.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский – М.: Педагогика-Пресс, 2008. – 526 с.
4. Карасева Л.М., Дорофеев А.В. Моделирование учебной деятельности как условие формирования информационной компетентности студентов технического вуза // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-3. – С. 717–721.
5. Карасева Л.М., Дорофеев А.В. Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности студента вуза // Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе: Сб. науч. трудов. − Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. − С. 79−86.
6. Котикова О.П. Этическое воспитание школьников / О. П. Котикова. – М.: Академия, 2007. – 123 с.
7. Монахов В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения. Проектирование новых информационных технологий обучения / В. М. Монахов. – М.: Просвещение, 2008. – 123 с.
8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования / Е. С. Полат. – М.: АСНДЕМА, 2007. – 218 с.
9. Хусаинов И.Г. Информационные технологии в образовании // В сборнике: Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации. Материалы I Международной научно-практической междисциплинарной Интернет-конференции. Научный редактор: В.В. Хлынова. 2013. С. 73.
10. Хусаинов И.Г. Использование новых технологий в автоматизации рабочего места // В сборнике: Информационно-телекоммуникационные системы и технологии» (ИТСиТ-2014). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово, 2014. С. 442–443.
11. Хусаинов И.Г. Программирование на языке С++ // Учебное пособие для студентов 1–3-х курсов физико-математического факультета педагогических вузов по специальности «050202 — Информатика» / И. Г. Хусаинов; Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Стерлитамакская гос. пед. акад.. Стерлитамак, 2007.
12. Хусаинов И.Г. Программирование. Начальный курс языка Турбо Паскаль // Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. вузов по специальности «050202 — Информатика» / И.Г. Хусаинов, Г.Я. Хусаинова; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Стерлитамак. гос. пед. акад. Стерлитамак, 2006.
13. Хусаинова Г.Я., Хусаинов И.Г. Автоматизация инвентаризации программных продуктов на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 1 (9). С. 340-342.
14. Хусаинова Г.Я., Хусаинов И.Г. Применение компьютерной технологии для автоматизации инвентаризации программных продуктов на предприятии // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 1. № 6. С. 10–13.
15. Хусаинова Г.Я., Хусаинов И.Г. Разработка автоматизированного рабочего места менеджера по продаже автомобилей // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 1. № 7. С. 126–128.
16. Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) / А.И. Шемшурина // Этическое воспитание. – 2008. – № 5. – С. 5–40.

В эпоху глобальных информационных компьютерных технологий знания, умения и навыки, связанные с обработкой информации, грамотным и своевременным использованием персонального компьютера, приобретают все большую важность для современного человека. Однако не следует забывать и о воспитании учащихся, в том числе и этическом, поскольку нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодежь.

Формирование жизненных, этических ценностей, творческой активности необходимо начинать в младшем школьном возрасте и вести системно. Но практика показывает, что возникают трудности интеграции этического воспитания в ряде дисциплин, в том числе и в дисциплине «Информатика и ИКТ», поскольку такая организация обучения требует от учителя много сил и решения непростых задач: сделать уроки интересными и донести материал до учащихся так, чтобы процент усвоения был наибольшим. Одним из решений таких непростых задач может стать использование интерактивных технологий при обучении информатике школьников [7].

По мнению таких специалистов, как А.Г. Шмелева, С.А. Шапкина, М.П. Лапчик, Р.Р. Камалова и иные, интерактивные технологии служат средством для развития ребенка, для формирования у него качественно новых практических знаний и умений [6].

Дискуссии о нравственно-этическом воспитании учащихся образовательных школ, широко охватившие научно-педагогическую общественность, практически не затронули решение этой проблемы с позиции возможностей современных интерактивных технологий. Отсюда вытекают следующие противоречия: с одной стороны, интерактивные технологии имеют существенный потенциал в области этического воспитания школьников, с другой — этот потенциал не реализован в силу неразработанности в педагогической науке проблемы этического воспитания учащихся средствами компьютерных технологий.

Цель исследования — выявить влияние интерактивных технологий [4, 5, 9–15] в развитии этического воспитания учащихся среднего звена на уроках информатики.

В работе:

1) изучены сущность и особенности процесса развития этического воспитания учащихся среднего звена;

2) определена роль интерактивных технологий в развитии этического воспитания учащихся;

3) выявлена эффективность использования интерактивных технологий на уроках информатики, направленных на развитие этического воспитания учащихся в ходе их апробации на практике.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики этического воспитания школьников как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

Этическое воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [3]. А. Швейцер дает следующее определение: «Этика – область деятельности человека, направленная на внутреннее самосовершенствование личности». Этика – наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры человека [8].

Этическое воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости.

Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважения к старшим.

Интерактивные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте [1].

Интерактивная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры) для работы с информацией [2].

Нами была проведена опытно-практическая работа по выявлению эффективности использования интерактивных технологий в развитии этического воспитания школьников. Вначале проведена первичная диагностика уровня сформированности этического воспитания учащихся среднего звена. Затем апробирован комплекс уроков по информатике и ИКТ, направленный на развитие этического воспитания. После этого выполнена повторная диагностика и выявлена эффективность использования интерактивных технологий для развития этического воспитания учащихся.

Опытно-практическая работа проводилось в 9-м классе. Со слов классного руководителя, семьи, в которых воспитываются дети, благополучные. Ученики дисциплинированы, на просьбы и требования классного руководителя реагируют спокойно и выполняют с ответственностью, но бывает, что некоторые учащиеся их игнорируют. У них развита коллективная творческая деятельность, которая является эффективным средством этического воспитания.

Со слов учителя информатики, на уроках учащиеся внимательно слушают, выполняют различные задания. В коллективе очень заметна взаимопомощь, она выражается как в коллективных, так и в парных работах. Уровень успеваемости по всей учебной программе средний, в основном ученикам нравятся гуманитарные науки. В среднем звене про этику никто почти не вспоминает, этическое воспитание практически отсутствует, за исключением устных замечаний на уроках и переменах.

Для выявления уровня сформированности этического воспитания была проведена первичная диагностика по методике А.И. Шемшуриной [16]. Целью методики является определение уровня и качества сформированности этического воспитания учащихся.

Диагностика состоит из трех методик, поскольку этическое воспитание рассматривается как сложное многокомпонентное образование, сочетающее в себе нравственную самооценку, этику поведения и нравственную мотивацию.

Нравственная самооценка (методика № 1) содержит 10 высказываний. Каждое высказывание оценивается от 1 до 4 баллов в зависимости от степени согласования. Данная методика позволяет определить, как человек сам оценивает свою воспитанность.

Диагностика этики поведения (методика № 2) состоит из незаконченных предложений, описывающих различные ситуации. Учащимся предлагается дописать их с учетом их реального поведения в школе или дома. Методика позволяет оценить поведение человека в различных конфликтных ситуациях.

Диагностика нравственной мотивации (методика № 3) состоит из вопросов-ситуаций и готовых ответов. Ученику необходимо выбрать один ответ, наиболее верно описывающий его предполагаемое поведение в предложенной ситуации. По результатам методики можно судить о направленности нравственной мотивации человека: на себя, на других или человек придерживается принципа невмешательства в дела других.

Диагностика уровня сформированности этического воспитания учащихся 9-го класса была организована на внеклассном мероприятии. Каждому ученику были розданы вопросы.

Анализ результатов уровня нравственной самооценки показал, что преобладает средний уровень. Согласно результатам тестирования более половины класса можно считать воспитанными людьми, поскольку они знают, как правильно себя вести в различных конфликтных ситуациях, а также в ситуациях, когда требуется помощь другому человеку, и считают, что они так и поступают. Но они отмечают, что не всегда поступают так, как того требуют нравственные правила.

При рассмотрении результатов тестирования фактора нравственной мотивации можно отметить, что 12,5 % имеют высокий уровень нравственной мотивации, т.е. у этих ребят нравственная мотивация направлена на других, они готовы помочь человеку, находящемуся в сложной ситуации. У 62,5 % нравственная мотивация направлена и на других, и на себя, т.е. не во всех ситуациях эти дети готовы оказать помощь другому человеку или придерживаются принципа невмешательства в дела других людей. А оставшиеся 25 % имеют низкую нравственную мотивацию, т.е. они не хотят помогать другим людям. На учащихся, которые имеют низкую нравственную мотивацию, следует обратить особое внимание, так как они требуют дополнительной воспитательной и психокоррекционной работы.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о среднем уровне воспитанности учащихся и запланировать воспитательные и психокоррекционные мероприятия с детьми, которые имеют низкий уровень воспитанности.

Результаты первичной диагностики совпадают с описанием учащихся учителя-предметника и классного руководителя.

На втором этапе были проведены уроки по темам: «Текстовый редактор. Назначение, основные функции», «Электронная почта», «Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете», «Этика общения в Интернете». После проведения серий уроков, направленных на развитие этического воспитания учащихся, по той же методике, что и при первичном обследовании, была проведена повторная диагностика.

Сравнивая результаты первичной и повторной диагностики (рисунок), можно сделать вывод, что высокий уровень воспитанности учащихся повысился с 12,5 % до 37,5 %, средний уровень остался таким же за счет того, что низкий уровень исчез.

Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики

Выводы. В работе разработаны уроки по информатике и ИКТ и выполнена опытно-практическая работа на базе 9-го класса. Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики свидетельствует об эффективности использования интерактивных технологий на уроках информатики среднего звена с целью этического воспитания учащихся.

Работа выполнена при поддержке гранта СФ БашГУ № В15-66.

Рецензенты:

Дорофеев А.В., д.п.н., профессор кафедры математического анализа, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак;

Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор кафедры теории и методики начального образования, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.


Библиографическая ссылка

Хусаинов И.Г., Рахимова Р.А. РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20151 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674