Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ И УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНОЙ УСТАНОВКИ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА У БУДУЩИХ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Скоморохова О.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)»
Статья представляет собой анализ ключевых понятий, связанных с категорией ценностной установки на достижение профессионального успеха, как основы саморазвития, самоактуализации и адаптации будущих специалистов. Обосновывается актуальность формирования вышеуказанной установки у будущих пилотов гражданской авиации, которая связана с социально-экономическими, педагогическими, антропологическими и личностными предпосылками. Автор статьи приводит описание функций и структурных особенностей ценностной установки на достижение профессионального успеха, а также производит осмысление условий ее формирования. В соответствии со структурным составом, а именно когнитивным, аффективным и поведенческим компонентами, выделяются три блока в процессе формирования ценностной установки: ознакомительно-мотивационный, личностно-смысловой, атрибутивно-поведенческий. В рамках выделенных блоков обозначаются критерии, которые служат основой обозначения уровней сформированности ценностной установки на достижение профессионального успеха. Выделяются следующие уровни: пассивный (низкий) уровень, условный (средний) уровень, устойчивый (высокий) уровень, даются характеристики каждого из уровней.
уровни
критерии
компоненты
функции
установка
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск.: Харвест, 1998. - 800 с.
2. Деркач А.А. Акмеология. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с. – (Серия Учебное пособие).
3. Конюхова Е.Т. Психологическая сущность установки личности на успешность в профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 14. – С. 327-334.
4. Лодатко Е.А., Лукьянова М.И. Современное образование: социокультурный контекст // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–8. – С. 1808-1812
5. Лукьянова М.И., Данилов С.В. Аксиологическая модель современного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №6;
URL: www.science-education.ru/120-15348 (дата обращения: 11.06.2015).
6. Попова А.А. Формирование установки на деловой успех будущих менеджеров в образовательном пространстве вуза физической культуры. Автореф…канд пед наук, Набережные челны, 2011. – 151с.
7. Хаммер Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. 2008. №4. – С. 147-153.

В настоящее время профессиональная подготовка будущих специалистов в целом и пилотов гражданской авиации в частности должна оперировать не только ориентирами на результативность, но и показателями уровня самостоятельности, творческого потенциала субъекта профессиональной деятельности. В этом ракурсе установка на достижение успеха может стать интегральной характеристикой профессиональной деятельности отдельного субъекта. Успех, в свою очередь, объединяет в себе как объективные, так и субъективные составляющие. К объективным компонентам профессионального успеха следует отнести достижение положительного результата и получение социального признания, а к субъективным - преодоление трудностей и реализацию призвания [7]. На наш взгляд, сформированная ценностная установка на профессиональный успех могла бы способствовать осознанию будущими специалистами нужности и важности достижения успеха в избранной профессиональной деятельности, что может являться как мотивирующим фактором саморазвития и самосовершенствования, так и фактором преодолевающей адаптации в начале профессионального пути.

Формирование установки на определенный объект, образующий воспитательную или образовательную проблему, все в большей степени становится одной из главных задач современной педагогической науки. Это, на наш взгляд, связано с тем многообразием функций, которые может выполнять установка. Основными из них являются: гностическая (позволяет структурировать, систематизировать и организовать имеющиеся знания); ценностно-ориентирующая (способствует формированию профессионально-ценностных ориентаций); экспрессивная / функция самореализации (удовлетворяет потребность в самовыражении); регулятивная (выполняет функцию контроля); стимулирующая (вызывает стремление к саморазвитию и самосовершенствованию); защитная (через механизмы рационализации позволяет сохранять Я-концепцию личности и обеспечить прежнюю линию поведения в ситуациях кризиса); инструментально-адаптивная (помогает достигать желаемых целей и избегать нежелательного результата, позволяет, основываясь на опыте, выработать личную систему способов достижения цели, тем самым приспособляясь к окружающим условиям).

В данном исследовании мы обратились к категории установки на достижение профессионального успеха, которая подразумевает под собой внутреннее состояние готовности человека к восприятию профессионального успеха как значимого и определяет активность человека, направленную на его реализацию. Мы предполагаем формирование ценностной установки, которая делает достижение профессионального успеха (как объект) полезным и ценным для субъекта (будущего специалиста), расширяя аксиологическое поле личности набором ценностей, характерных для определенной профессиональной деятельности.

Сформированная ценностная установка на достижение профессионального успеха позволила бы усилить воспитательную составляющую образовательного процесса, направленного на получение профессии, ввиду того, что этап профессиональной подготовки является наиболее оптимальным для формирования установок, так как студенческий возраст характеризуется изменениями в познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах [2]. Установка на успех в профессиональной деятельности должна формироваться на сознательном уровне, что требует соблюдения принципов совместной продуктивной деятельности педагога и ученика, взаимосвязи воспитания и обучения, ценностного и творческого подхода к профессиональной подготовке [6].

Важность формирования ценностной установки на достижение профессионального успеха у будущих пилотов гражданской определяется социально-экономическими (общественная потребность в компетентных специалистах-пилотах при стремительном развитии авиационной техники), педагогическими (необходимость совершенствования процесса образования в сфере авиации), антропологическими (возрастные особенности студенческого возраста) и, наконец, личностными (потребность в саморазвитии) предпосылками.

Как известно, процесс формирования всякой установки предполагает формирование ее компонентов: когнитивного, включающего в себя систему знаний об объекте установки, аффективного, подразумевающего эмоции и оценки человека относительно объекта установки, поведенческого, отвечающего за состояние готовности к деятельности, направленной на данный объект [3]. Поэтому эффективная ценностная установка на достижение профессионального успеха может быть сформирована только при наличии системы знаний о профессии, ценностного отношения к деятельности пилота и готовности к ней. В связи с этим необходимо выделить три блока в процессе формирования ценностной установки на достижение профессионального успеха, обозначив их критерии:

1) Ознакомительно-мотивационный блок:

- наличие системы знаний о профессии (знание нормативных аспектов профессии, необходимых профессионально-важных качеств, информированность о содержании профессионального успеха и способах его достижения);

- наличие системы знаний о себе (осознание собственных личностных качеств способствующих и препятствующих достижению профессионального успеха, информированность о возможности профессиональных кризисов и о способах выхода из них);

- развитость профессионально-мотивационной сферы (выраженная профессиональная мотивация, мотивация достижения профессионального успеха).

2) Личностно-смысловой блок:

- сформированность системы профессионально-ценностных ориентаций личности (осознание социальной значимости выбранной профессии, принятие ценностей профессионального сообщества, отношение к профессиональному успеху как к ценности);

- развитая рефлексивная культура (сформированная профессиональная Я-концепция  и образ профессионала, осознание себя как субъекта профессионализации);

- сформированное положительное отношение к действительности (самопринятие и позитивная самооценка, положительный настрой на профессиональную деятельность).

3) Атрибутивно-поведенческий блок:

- развитость прогностических способностей (владение способами проектирования профессионального будущего и профессионального целеполагания, в том числе средств достижения целей);

- наличие умения применения полученных знаний (адекватное использование знаний, умений и навыков в новой ситуации, опыт профессиональной и личностно значимой активности, ориентация на общественно значимые ценности, проявления инициативы и ответственности в учебном процессе).

Согласно сформулированным критериям, считаем возможным выделить следующие уровни сформированности ценностной установки на достижение профессионального успеха: пассивный уровень (низкий), условный уровень (средний), устойчивый уровень (высокий). Описание уровней сформированности ценностной установки на достижение профессионального успеха представлено далее в таблице:

Таблица 1

Уровни сформированности ценностной установки на достижение

профессионального успеха

Уровни

пассивный

условный

устойчивый

Ознакомительно-мотивационный блок

- Знания о содержании и требованиях профессии ограничиваются общепринятыми клише;

- Поверхностное понимание своего профессионального будущего;

- Низкий уровень профессиональной мотивации, невыраженная мотивация достижения либо преобладание тенденции к избеганию неудач.

- Знание основного содержания профессиональной деятельности и главных требований к специалистам данной отрасли;

- Отдаленное представление о своем профессиональном будущем, знание различных потенциальных вариантов профессионального пути;

- Средний уровень мотивации достижения успеха и профессиональной мотивации.

- Целостные знания о профессии, стремление к постоянному их обогащению;

- Четкое представление о своем профессиональном будущем;

- Высокий уровень мотивации достижения успеха и профессиональной мотивации.

Личностно-смысловой блок

- Отсутствие ценностного отношения к выбранной профессии;

- Неразвитая система образа профессионала и отношения к себе как к будущему специалисту;

- Низкая / завышенная самооценка.

- Принятие ценностей профессионального сообщества;

- Наличие представления об образе профессионала;

- Средняя самооценка.

- Признание самоценности профессиональной деятельности;

- Сформированный четкий образ профессионала;

- Наличие продуктивной Я-концепции за счет постоянной рефлексии;

- Средняя / высокая самооценка.

Атрибутивно-поведенческий блок

- Невладение способами профессионального целеполагания;

- Трудность в планировании своей деятельности;

- Умение применять знания лишь по заданным шаблонам.

- Частичное владение способами профессионального целеполагания и достижения целей;

- Способность планирования ближайшего будущего;

- Отсутствие навыков планирования долгосрочных перспектив;

- Тенденция к самостоятельному применению полученных навыков.

- Способность ставить любые виды целей и знание способов их достижения;

- Активное планирование как ближайшего, так и отдаленного будущего;

- Творческое использование знаний умений и навыков в новой ситуации.

 

Приведенные уровневые и критериальные характеристики, на наш взгляд, могли бы стать основой практического исследования процесса формирования ценностной установки на достижение профессионального успеха у будущих специалистов. Обобщенные критерии, к которым относятся готовность и стремление к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию; развитость рефлексивных и прогностических способностей; уровень профессиональной мотивации и мотивации достижения; сформированная система профессиональных ценностей, могли бы стать отправной точной в подборе диагностического инструментария.  

Помимо этого, обозначенные критерии должны стать источником преобразования учебно-воспитательного процесса, направленного на формирования ценностной установки на профессиональный успех у будущих пилотов гражданской авиации. Так как формирование изучаемой установки должно каждый раз опираться на специфику профессии, по которой происходит подготовка, считаем следующим необходимым этапом исследования данной проблемы разработку концептуальных основ профессионального успеха пилота гражданской авиации.

Рецензенты:

Лукьянова М.И., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск;

Калинина Н.В., д.псх.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск.

 


Библиографическая ссылка

Скоморохова О.С. КРИТЕРИАЛЬНЫЕ И УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНОЙ УСТАНОВКИ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА У БУДУЩИХ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20143 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674