Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РОЗНИЧНУЮ ПРОДАЖУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Ахундов Р.Ш. 1
1 Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя»
В данной статье исследуется социальная обусловленность уголовной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции. Целью статьи является изучение законодательства, охраняющее права, интересы и здоровье несовершеннолетних, а также регулирующее продажу алкогольной продукции на территории РФ. Приводятся статистические данные в исследуемой области. В статье анализируется введение уголовной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, является социально обусловленным и соответствует современной уголовной политике Российской Федерации. Данная норма является звеном в системе мер, направленных на решение проблемы приобщения несовершеннолетних к алкоголю. Однако, по нашему мнению, не следует ограничиваться лишь запретительными нормами в данной сфере. Автор приходит к выводу, необходимо детальное изучение личности несовершеннолетних потребителей алкогольной продукции, главным образом их мотивации. Кроме того, проводимая государством политика должна быть направлена на противопоставление употреблению алкоголя несовершеннолетними реальных современных альтернатив для их досуга.
административная преюдиция.
розничная продажа
алкогольная продукция
несовершеннолетний
уголовная ответственность
социальная обусловленность
уголовная политика
1. Декларация прав ребенка Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385–388.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ, ред. от 21.07.2014(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) // СПС Консультант плюс 2014.
3. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС Консультант плюс 2014.
4. Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации N 2128-р от 30 декабря 2009 г. // СПС Консультант плюс 2014.
5. Косевич Н.Р. Уголовная ответственность несовершеннолетних в нормах российского законодательства как реализация дружественного к ребенку правосудия // СПС КонсультантПлюс.
6. Молодежьв России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ М75 «Статистика России», 2010. 166 с.
7. Обзор изменений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" // СПС Консультант плюс 2014.
8. Правила продажи отдельных видов товаров. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 N 50). // СПС Консультант плюс 2014.
9. Приказ Росстата от 05.12.2012 N 628 (ред. от 09.08.2013) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за производством и отгрузкой этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции и розливе алкогольной продукции, учетом объема розничной продажи алкогольной продукции, оптовой продажей алкогольной продукции, продажей и запасами товаров малого предприятия розничной торговли" (с изм. и доп., вступ. в силу с отчета за январь – март 2014 года) // СПС Консультант плюс.
10. Проект Глобальной стратегии принят на 63 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения А63/13 от 25 марта 2010 г. // [Электронный ресурс] // URL: www.amphoraproject.net.
11. Российская газета. 31.12.2010.№ 297.
12. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и пива» // СПС Консультант плюс 2014.
13. Официальные статистические данные // URL: http://www.mvd.ru/stats.
14. Официальный сайт МВД России. URL: http://www.mvd.ru.
15. Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4601.
16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ, ред. от 21.07.2014 (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) // СПС Консультант плюс 2014.
17. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 2994.
18. Указ Президента РФ от 31.12.2008 N 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка».
19. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ, ред. от 02.11.2013 О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции // СПС Консультант плюс 2014.
20. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ, ред. от 02.12.2013 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации // СПС Консультант плюс 2014.
21. Широков В., Денисова А. Спорные вопросы новой редакции статьи 178 УК РФ // Уголовное право. 2010. N 1. С. 61–62.
В Декларации прав ребенка, принятой 20.11.1959г.[1], установлено, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения.

Конституция РФ устанавливает в ч. 1 ст. 38, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [19]  (Далее - ФЗ № 124), защита от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие несовершеннолетних является целью государственной политики в интересах детей. Это положение исходит из конституционных принципов РФ и международного законодательства в данной сфере[3].

Президентом РФ В.В. Путиным 1 июня 2012 г. утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы[16](далее - Национальная стратегия).

В качестве одного из основных направлений реализации Национальной стратегии предусматривается создание дружественного к ребенку правосудия, под которым подразумеваются система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

Термин «дружественное к ребенку правосудие» предполагает защиту прав и интересов несовершеннолетних от противоправных посягательств, с одной стороны, и максимально возможное благоприятное отношение к несовершеннолетним правонарушителям по сравнению со взрослыми - с другой[5].

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним в РФ установлен вп. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [19]. Аналогичное ограничение установлено п. 136 Правил продажи отдельных видов товаров[8]. Согласно ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции запрещено. Соблюдение указанных лицензионных условий и требований проверяется в рамках лицензионного контроля. Следует отметить, что, учитывая тенденции государственной политики в указанной области, на сегодняшний день, данный закон изменялсядвадцатью шестью Федеральными законами и одним Постановлением Конституционного суда РФ[7].

Тем не менее, учитывая негативную характеристику состояния законности в этой части,Федеральным законом от 21.07.2011 N 253-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции» (Далее - ФЗ № 253)[15],  Уголовный кодекс Российской Федерации[16] (Далее - УК РФ) был дополнен ст. 1511,  устанавливающей ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.Кроме того, указанным Федеральным законом введена в действие ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[2] (далее - КоАП РФ). Данная норма, в свою очередь, установила административную ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Уголовная ответственность за указанное деяние вытекает также из положений Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации[4]. Такое законодательное решение соответствует и мировым тенденциям усиления борьбы с детским алкоголизмом, в том числе путем усиления мер ответственности за реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним[10].

Изучение института уголовной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции является актуальным, поскольку включает в себякомплексное исследование различных институтов права, которые касаются вопросов регулирования оборота алкогольной продукции, а также обеспечения важнейших прав несовершеннолетних.

Вопросы незаконного оборота алкогольной продукции рассматривались в публикациях И. Камынина, Ю. Щиголева, В. Тютина, А. Тарабарина, С. Павловой, О. Соловьева, Е. Нагаева, А. Степанищева, П. Яни. Различные вопросы уголовной ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних были затронуты в исследованиях Шейкина А.Ю. Белова В.Ф. Пухтий Е.Е. Путилова П.Н. Чугуновой М.В. Харченко О.В. Фалина А.П. Плахотнюк Ю.И. Л.А. Андреевой, Б.А. Блиндер, Д.С. Борисовой, Б.В. Даниэльбек, А.П. Дьяченко, Г.А. Егошиной, А.Н. Игнатова, H.H. Изотова, Т.В. Кондрашовой, А.Н. Красиковой, Г.П. Краснюк, П.П. Осипова, Ю.Е. Пудовочкина, Ю.К. Сущенко, Я.М. Яковлева.

Однако на сегодняшний день в отечественной науке вопросы уголовной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции не были подвергнуты изучению на диссертационном уровне.

Регулирование рынка алкогольной продукции в РФ всегда нуждалось в усиленном контроле, учитывая ранее существовавшую разобщенность контролирующих и лицензирующих органов. Отсутствие четкого разграничения их полномочий всегда оказывали негативное влияние на состояние законности в рассматриваемой сфере, снижая эффективность контрольных процедур. За необходимостью создания единого специализированного органа государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последовал Указ Президента РФ от 31.12.2008 N 1883, образовавший в 2009 году Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка[18].

Исходя из полномочий данного федерального органа исполнительной власти, им в установленном порядке ведется единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С целью организации федерального статистического наблюдения, Росстатом утверждены формы предоставления информации для субъектов производства и оборота указанной продукции[9].

Проблема защиты детей и юношества от негативного агрессивного, в некоторой степени аморального влияния информации является также одной из актуальнейших проблем современного информационного законодательства России. Ограничение рекламы табака, алкогольной продукции является важнейшей мерой по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков, что нашло свое отражение в Национальной стратегии. Реализация данной меры подтверждается внесенными Федеральным законом от 20.07.2012 N 119-ФЗ изменениями в Закон о рекламе. Внесение данных поправок также следуют из принятого 29 декабря 2010 г. Федерального закона РФ от N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[11]. Таким образом, был установлен ряд запретов на распространение рекламы алкогольной продукции в различных СМИ, а также объектах торговли, общественных местах и т.д.

Согласно данным статистического отдела Роснадзора в 2012 году ежедневно употребляли спиртные напитки около 35% процентов юношей в возрасте до 20-ти лет и около 25% девушек того же возраста. Вызывает обеспокоенность и тот факт, что подростковый алкоголизм стремительно молодеет  и перешел в возрастную группу от 11 до 18 лет, а вместе с ним и возрастает подростковая преступность. Приобрести спиртные напитки в магазинах, «киосках» подросткам было очень легко. Средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками, в основном пивом, за последние десять лет снизился с 14 до 11 лет. Согласно последним социологическим опросам, самый покупаемый напиток среди детей от 13 до 17 лет  - алкогольные коктейли[12].

Согласно официальной статистике, количество преступлений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения, составило: в 2005 году - 311799, в 2006 году - 302225, в 2007 году - 262278, в 2008 году - 231758, в 2009 году - 214371. Однако за последний период наблюдается рост данных показателей: в 2010 году - 231283 преступления, в 2011 г. 202518 преступлений, а в 2012 году - 314775[14].

Следует подчеркнуть особую связь преступности несовершеннолетних с алкоголизмом. Связь эта многоканальная, прямая и обратная. Алкогольные эксцессы несовершеннолетних являются способами самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Зачастую, они носят групповой характер. Согласно статистическому сборнику «Молодежь в России. 2010»[6]количество несовершеннолетних лиц, совершивших различные преступления в состоянии алкогольного опьянения в 2002 г., составило 30148 (21,5 %), в 2003 г. - 29287 (20,1 %), в 2004 г. - 24478 (16,1 %), в 2005 г. - 21468 (14,3%), в 2006 г. - 18207(12,3%), в 2009 - 7854 (9,2%).

Тревожной тенденцией является также и то, что с 1995 по 2009 год численность несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за распитие спиртных напитков или за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, существенных изменений в сторону уменьшения не претерпела: 1995 - 288,9 тыс.(28,0%); 2000 - 293,4 тыс. (25,0%); 2005 - 253,8 тыс. (22,7%); 2009 - 275,3 тыс. (35,5 %).

Таким образом, по официальным данным Росстата и МВД России, несовершеннолетними или при их соучастии на сегодняшний день совершается каждое 18-е преступление, что составляет 5,5% от общего количества преступлений. За распитие алкогольных и спиртосодержащих напитков и за появление в общественных местах в состоянии опьянения или ежегодно в органы внутренних дел доставляется свыше полумиллиона подростков, на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоят свыше 350 тыс. лиц. Каждый год к уголовной ответственности привлекается более 80 тыс. лиц в возрасте от 14 до 17 лет, при этом около четверти из них уже были до этого судимы[13].

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 1511 УК РФ, не вызывает сомнений и заключается в том, что оно влияет на нормальное развитие несовершеннолетнего, его психику, восприятие окружающей обстановки и наносит вред его здоровью. Однако  конструкция данной нормы вызывает споры в науке уголовного права.

В первую очередь, это обусловлено тем, что статья 1511 является составом преступления с административной преюдицией. Не касаясь истории данного института в отечественном уголовном праве, остановимся лишь на том, что некоторые современные исследователи критикуют его, опираясь на невозможность изменения природы правонарушения в связи с неоднократностью его совершения[21]. Действительно, преступление, предусмотренное ст. 1511,по большинству элементов своего состава не отличается от предшествующего ему административного правонарушения,  предусмотренному ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ. У них полностью тождественны объект посягательства, а также объективная и субъективная стороны. Однако разным является субъект. Ведь лицо, совершившее противоправное деяние повторно, в любом случае является более общественно опасным, чем лицо, совершившее такое же деяние впервые. Поэтому преступление с условием административной преюдиции отличается от формирующего преюдицию правонарушения по степени общественной опасности субъекта.

Не касаясь далее проблем законодательной конструкции рассматриваемого нами состава преступления, в заключение подчеркнем, что введение уголовной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции является социально обусловленным и соответствует современной уголовной политике Российской Федерации. Данная норма является звеном в системе мер, направленных на решение проблемы приобщения несовершеннолетних к алкоголю. Однако, по нашему мнению, не следует ограничиваться лишь запретительными нормами в данной сфере. Необходимо детальное изучение личности несовершеннолетних потребителей алкогольной продукции, главным образом их мотивации. Кроме того, проводимая государством политика должна быть направлена на противопоставление употреблению алкоголя несовершеннолетними реальных современных альтернатив для их досуга.


Рецензенты:

Лесников Г.Ю., д.ю.н., профессор, ВНИИ МВД России, г. Москва.

Борисов С.В., д.ю.н., доцент, профессор кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Ахундов Р.Ш. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РОЗНИЧНУЮ ПРОДАЖУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20122 (дата обращения: 07.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074