Финансовое стимулирование инновационной деятельности со стороны региона делится на: 1) по степени участия в инновационных проектах: на участие в проектах и участие в инновационной инфраструктуре; 2) по способу финансирования: прямое финансирование и косвенное финансовое стимулирование инноваций. Все инструменты, в зависимости от степени их воздействия на инновационную деятельность, в данном исследовании разделены на три группы (табл. 1).
Таблица 1
Инструменты финансового стимулирования инновационной деятельности
|
Прямое финансирование |
Косвенное финансовое стимулирование |
Инновационные проекты |
- субсидии (группа А); - гранты на научные исследования (группа А); - взносы в уставный капитал организаций (группа А); - приобретение обязательств инновационных организаций (группа А); - льготные кредиты и займы (группа А); - варианты софинансирования с частным бизнесом (механизмы венчурного финансирования и государственно-частного партнерства) (группа А)
|
- налоговые льготы (группа С); -инвестиционный налоговый кредит (группа С); - пониженные налоговые ставки (группа С); - налоговые каникулы (группа С); - льготные режимы налогообложения (группа С); - освобождение из-под налогообложения отдельных объектов (группа С); - упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета (группа С); - амортизационные льготы (группа С); - страховые льготы (тарифы, взносы) (группа С); - таможенные льготы (пошлины, сборы) (группа С); - поручительства и гарантии по кредитам (группа С); - льготное ценообразование (льготные арендные ставки, расценки на услуги, др.) и т.п. (группа С) |
Инновационная инфраструктура |
- гранты на научные исследования (группа В); - взносы в уставный капитал организаций (группа В) |
- налоговые льготы организациям (группа В) |
Составлено авторами
Большинство расходов на прямое участие в финансировании инновационной деятельности организаций осуществляется в рамках долгосрочных государственных программ, содержащих в себе как подпрограммы, так и целевые программы. В целом можно разграничить финансовую помощь инновационно-ориентированным предприятиям следующим образом:
1. Предоставление субсидий на покрытие: уплаченных процентов по полученным кредитам; расходов на осуществление инвестиционных проектов по совершенствованию и созданию новых технологий и производств; расходов на экспертную оценку и анализ инвестиционных проектов; расходов на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; расходов по уплате дохода по облигационным займам, осуществленным с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации (применяется в авиационной и оборонной промышленности).
2. Государственная поддержка осуществляется путем взносов в Уставные капиталы отдельных организаций, что позволяет им увеличить количество собственных средств, направляемых на создание, внедрение и использование инновационных технологий и продуктов.
3. Гранты в области науки, в том числе в виде субсидий, предоставляемых на научные исследования, проводимые в российских высших учебных заведениях и научных организациях.
4. Варианты софинансирования с частным бизнесом, которые представляют собой финансирование с участием средств государства и региона на условиях паритета с частным бизнесом и финансирование проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).
Использование подобных инструментов финансирования инновационной деятельности на уровне региона позволяет добиться определенных результатов лишь при наличии достаточного объема средств в бюджете на начальных этапах развития региональной инновационной системы, когда еще должным образом не сформирована инфраструктура и механизмы взаимодействия всех участников рынка. По сути, прямое вливание финансовых ресурсов обеспечивает лишь краткосрочный эффект, который после прекращения финансирования может привести к неустойчивому развитию экономики региона. К подобным инструментам можно прибегнуть либо для защиты и развития стратегически важных отраслей и предприятий для государства, либо на начальных этапах развития региональных инновационных систем, либо при наличии большого объема финансовых ресурсов, которыми располагает бюджет территории.
Косвенное регулирование бизнеса включает налоговые, гарантийные, страховые, таможенные финансовые рычаги и инструменты стимулирования. Поддержка инновационной деятельности реализуется посредством установления государством или региональными органами власти особых условий исчисления и уплаты налогов, взимаемых в бюджеты различных уровней, страховых и таможенных взносов и тарифов. Стимулирование инновационного развития происходит за счет снижения рисков инновационной деятельности и увеличения, таким образом, мотивации у хозяйствующих субъектов к осуществлению инновационно-ориентированных проектов.
Следующая группа финансовых инструментов направлена на поддержку инновационной инфраструктуры. Согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике, «инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг», т.е. ее можно представить как неоднородную совокупность организаций, обеспечивающих создание, внедрение и развитие инноваций. Элементами инновационной инфраструктуры являются такие институты как: а) регулятивная инфраструктура – государственные органы надзора и контроля и саморегулирующиеся организации, разрабатывающие нормативные акты и создающие условия для обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, регулирования прав на созданные объекты интеллектуальной собственности и использование этих объектов, определяющие условия создания и функционирования институтов поддержки предпринимательского бизнеса; стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса; б) информационная инфраструктура – патентные, консалтинговые, юридические, аудиторские, оценочные и др. компании; в) функциональная инфраструктура – специализированные посредники, такие как: инновационные центры, центры поддержки предпринимательства, технопарки, бизнес-инкубаторы, др.; г) финансовая инфраструктура – коммерческие банки, венчурные фонды, институциональные и индивидуальные инвесторы, государственные органы, обеспечивающие финансовую поддержку инновациям. Финансовое стимулирование инновационной инфраструктуры должно заключаться, по нашему мнению, в поддержке проектов, направленных на создание условий для инновационной деятельности (гранты), помощи организациям, занимающихся предоставлением различных услуг инновационным компаниям (прямое участие в уставном капитале таких организаций, предоставление налоговых льгот).
Авторами предлагается проводить выбор инструментов финансового стимулирования инновационной деятельности, учитывая, с одной стороны, имеющие у регионов источники внутренних финансовых ресурсов, проводя оценку финансово-инвестиционного потенциала территории, а с другой стороны – учитывая наличие, как самого объекта вложения финансовых ресурсов, так и его качество, оценивая инновационный потенциал региона. Для оценки как финансово-инвестиционного потенциала, так и инновационного, авторами предлагаются разработанные ими методики.
Оценка финансово-инвестиционного потенциала территории. Его возможно оценивать по показателю валовых сбережений в регионе (характеризует финансовые ресурсы, которыми располагает территория для осуществления инновационно-инвестиционной деятельности). Однако не все сбережения направляются на инновационно-инвестиционную деятельность: в их составе уже содержится объем валового накопления основного капитала, который следует в дальнейшем исключить из расчета. Чистые сбережения представляют собой разницу между валовыми сбережения и потреблением основного капитала. Таким образом, на региональном уровне величина валовых сбережений рассчитывается по следующей формуле:
Валовые сбережении = ВРП - конечное потребление (1)
Формула расчета чистых сбережений имеет следующий вид:
Чистые сбережения = валовые сбережения – объем валового накопления основного капитала (2)
Применение последнего показателя без учета различий на душу населения региона (Л. А. Толстолесова [8]), по нашему мнению, затрудняет сопоставимость данных для различных регионов, снижает объективность анализа и обоснованность принимаемых финансовых решений. Для компаративного анализа регионов по уровню развития потенциала и сопоставимости данных, авторы предлагают рассчитывать показатели валовых и чистых сбережений на душу населения [1, 10].
Оценка инновационного потенциала. Инновационный потенциал характеризуется уровнем развития инноваций в регионе, для его оценки предлагается использовать разработанную авторами методику. В предлагаемую авторами модель оценки включены пять факторов (блоков), влияющих на развитие инновационного потенциала: технико-технологический, развитие человеческого фактора, институциональный, организационный и информационный факторы, каждый из которых состоит из нескольких показателей. Природно-ресурсный фактор не рассматривается при оценке инновационного потенциала в данной методике в силу невозможности отделения ресурсов, потенциально причастных к инновационному процессу. Рассмотрение данного фактора как общей совокупности природных ресурсов, находящихся на территории региона, возможно, однако, при компаративном анализе регионов возникнет смещение регионов (более высокий рейтинг инновационного потенциала) с большим количеством природных ресурсов, что, по мнению авторов, не в полной мере отражает сущность инновационных процессов в пространстве региона. Каждого из факторов оценивается с помощью следующих показателей:
- технико-технологический фактор: внутренние затраты на научные исследования и разработки; поступление патентных заявок и выдача охранных документов; число созданных передовых производственных технологий; число используемых технологий; затраты на технологические инновации;
- развитие человеческого фактора: численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками; численность исследователей с научными степенями; прием и выпуск из аспирантуры; прием и выпуск из докторантуры;
- институционального фактор: наличие стратегии развития инноваций на региональном уровне, нормативно-правовых актов в сфере развития инноваций, концепции, программ развития инноваций на региональном уровне;
- организационный фактор: число организаций, выполнявших научные исследования и разработки; организации, ведущие подготовку аспирантов; организации, ведущие подготовку докторантов; инновационная активность организаций; объем инновационных товаров, работ, услуг; центры трансфера технологий и бизнес инкубаторы;
- информационный фактор: наличие информации об инновационных проектах для потенциальных инвесторов в открытом доступе; организации, имеющие веб-сайт; число организаций, использовавших специальные программные средства.
Каждому показателю присваиваются иерархические рейтинговые оценки, которые в дальнейшем суммируются при расчете общего рейтинга региона.
В зависимости от результатов оценки финансово-инвестиционного и инновационного потенциалов регионы предложено распределять по девяти секторам (рис. 1). Секторы 1,2,3,4 на рисунке 1 имеют положительное значение финансово-инвестиционного потенциала региона, секторы 5,6,7,8 − отрицательное. Пересечение пунктирных линий с осями координат соответствуют среднему значению в исследуемой совокупности регионов.
Сектор 1 характеризуется высоким уровнем развития инновационного и высоким значением финансово-инвестиционного потенциалов. Регионы, попавшие в эту категорию, достаточно легко трансформируют инновационный потенциал при помощи финансовых ресурсов в конечный инновационный продукт. Сектор 2. Регионам, попавшим в данную область координат, присуще соотношение высокого значения финансово-инвестиционного потенциала и развитие инновационного потенциала ниже среднего у исследуемой совокупности территорий. Такое соотношение обычно приводит к отвлечению финансовых ресурсов в регионы с более высоким уровнем развития инновационного потенциала. Сектор 3. Характеризуется высоким уровнем развития инновационного потенциала и значением ниже среднего финансово-инвестиционного. Для данной зоны типично отсутствие финансовых ресурсов для трансформации инновационного потенциала в конкретные проекты, однако за счет высокой степени конкурентоспособности территории возможно привлечение финансовых ресурсов из других регионов. Сектор 4. Имеет соотношение ниже среднего как по значению финансово-инвестиционного, так и по уровню развитию инновационного потенциалов. Подобные регионы являются отстающими и их развитие
Рис. 1. Матрица выбора инструментов стимулирования инноваций на основе соотношений финансово-инвестиционного и инновационного потенциалов региона. Составлено авторами
без финансирования извне за счет федерального бюджета, причем данное финансирование должно быть направлено на развитие инновационного потенциала. Сектор 5. Отрицательное значение финансово-инвестиционного потенциала свидетельствует об отсутствии финансовых ресурсов необходимых для реализации имеющегося инновационного потенциала. Такие территории потребляют больше, чем производят, но, несмотря на данное обстоятельство, за счет высокой конкурентоспособности территории (вследствие развития инновационного потенциала выше среднего) могут привлекать финансовые ресурсы извне на рыночных условиях. Сектор 6. Подобное соотношение потенциалов имеют депрессивные регионы. Для них характерно отрицательное значение финансово-инвестиционного потенциала и уровень ниже среднего для развития инновационного потенциала. Развитие данных территорий аналогично регионам из сектора 4. Сектор 7. Уровень развития инновационного потенциала выше среднего, финансово-инвестиционного потенциал имеет отрицательное значение, причем данное значение ниже среднего отрицательного по исследуемым регионам. Финансовыми ресурсами такая территория не обладает, но способна их привлекать на рыночных условиях из других регионов. Сектор 8. Является самой неблагоприятным. Данные регионы нуждаются в радикальных преобразованиях и, возможно, развитие инновационной активности является нецелесообразным по причине высокой ресурсозатратности со стороны государства. В зависимости от сектора расположения региона инструменты финансового стимулирования инновационной деятельности предприятий различны. Восклицательный знак рядом с группой инструментов (например, A!) указывает на приоритетность использования данной группы инструментов.
Таким образом, предложенная в статье методика выбора инструментов финансового стимулирования инновационной деятельности предприятий на основе оценки финансово-инвестиционного и инновационного потенциалов региона направлена на более обоснованный выбор инструментов стимулирования инноваций и повышение отдачи от внедрения инноваций для промышленных предприятий региона.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области, проект №14-12-34008 («Формирование финансово-инновационной стратегии развития региона как инструмента повышения инновационной активности организаций (на примере Волгоградской области»)).
Рецензенты:Придачук М.П., д.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Волгоград;
Нагоев А.Б., д.э.н., профессор, Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Аникина И.Д., Гукова А.В., Чекалкина А.А. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА: ВЫБОР ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20108 (дата обращения: 05.10.2024).