Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ХМАО

Савастьина А.А. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Выбор эффективной социальной политики является одной из важнейших задач органов власти. Социальная защита населения – основной атрибут социальной политики любого цивилизованного государства. Углубление самостоятельности регионов и развитие системы органов самоуправления на местах предопределило содержание региональной социальной политики. От ее успешной реализации зависят не только условия жизни населения конкретного региона, но и общие перспективы экономического развития страны. Актуальность и практическая значимость рассматриваемой темы определяется необходимостью создания гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях программ социальной защиты, основывающихся на лучших мировых достижениях. В статье приводится сущностное толкование понятия «социальная защита»; освещаются основные направления региональной социальной политики; приводятся результаты авторского социологического исследования по вопросам кадрового обеспечения органов социальной защиты.
социальное обеспечение населения
социальная защита
социальная политика
региональная политика
1. Большой экономический словарь [Текст] / под ред. А.Н. Азрилияна. - 6-е изд., доп. - М.: Институт новой экономики, 2004. - С. 300.
2. Большакова, Н.Г., Шумилин, А.П. Региональная модель социальной защиты населения // Инновационные технологии социального обслуживания населения. 2003. - №1.- С.17-24.
3. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения [Текст]: / В.П. Галаганов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
4. Горева, О. М., Осипова, Л. Б., Савастьина, А. А. Роль негосударственных пенсионных фондов России в обеспечении социальной защиты населения // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-18815 (дата обращения: 30.04.2015).
5. Кадомцева, С. В. Социальная защита населения: учебное пособие / С. В. Кадомцева. М.: Изд-во «РАГС», 1999. - 275 с.
6. Лепихов, М. И. «Право и социальная защита населения». - М: ИНФРА-М, 2000. – 253 с.
7. Молоткова Т. Л. Проблемы организации социальной защиты населения в субъекте РФ // Вестник ЧелГУ - Выпуск 34 № 24 (353). - 2014 - С.27-31
8. Осипова, Л. Б., Горева, О. М. Проблемы организации социальной защиты населения в ХМАО-Югре // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-19345 (дата обращения: 08.06.2015).
9. Пантелеева, Т. С. Червякова, Г. А. Экономические основы социальной работы [Текст] : уч. пособие для студ. высш. уч. заведений / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 160 с.
10. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] / под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2007. - 424 с.
11. Социальная политика [Текст] : / под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2003. - 737 с.
12. Экономическая энциклопедия [Текст] / Гл. ред. Л. И. Абалкин. - М.: Издательство «Экономика», 1999. – С. 207.
В настоящее время социальная защита населения становится основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Выбор эффективной социальной политики является одной из важнейших задач органов власти. В условиях нового экономического курса, связанного с переходом к рыночной экономике, приносящего выигрыш наиболее обеспеченным и экономически активным группам населения, одной из основных функций государственного и муниципального управления становится социальная защита.

Социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни [2]. По мнению Кузьминой. В.А., социальная защита является «научно обоснованной программой государства, обеспечивающей каждому гражданину полноценные условия качества и уровня жизни» [11]. Экономическая энциклопедия обозначает социальную защиту населения как «важнейшую функцию государства», обеспечивающую осуществление основных социальных прав и предоставление социальных гарантий индивиду с учетом международных и национальных норм» [12]. В Большом экономическом словаре дается толкование социальной защиты населения как комплекса мер, направленных на вспомоществование отдельным социальным группам [1].

Однако русский термин «социальная защита» не имеет однозначного аналога в английском языке. Широко распространенный во многих странах термин «Social security», означающий систему социальной защиты, на русский язык переводится многовариантно, как «социальное обеспечение», «социальная безопасность», «социальные гарантии», «социальная защищенность» [5]. Пантелеева Т.С. и Червякова Г.А. под социальной защитой населения понимают «политику государства по обеспечению прав и гарантий, направленную на повышение уровня жизни, удовлетворение жизненно важных потребностей человека» [9]. Как видим, социальная защита – это целостная и комплексная система, законодательно закрепленных социальных гарантий и механизмов их реализации, обеспечивающих любому члену общества достойный уровень жизни и осуществление своих основных социальных и гражданских прав.

Главное предназначение социальной защиты в поддержании достаточного уровня и качества жизни, удовлетворении насущных потребностей людей, обеспечении нормальной жизнедеятельности. В связи с этим социальную защиту населения рассматривают как систему. Социальная защита населения – это система:

-            правовых, социально-экономических и организационных мер, гарантируемых и реализуемых государством с целью обеспечения достойной жизни человека [6];

-            институтов государственного социального обеспечения, социальной помощи, социального и личного страхования, а также внутрифирменных форм социальной помощи, функционирующих с целью материального, медицинского, реабилитационного обеспечения пожилых граждан, инвалидов, больных, безработных семей, потерявших кормильца [8];

-            принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп [10].

Система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент структуры специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека (рис.1)[3].

Рис. 1. Схема категорий социальной защиты населения

Следовательно, система социальной защиты – совокупность элементов социума и связей между ними, обеспечивающих поддержание социального статуса, полноценной жизнедеятельности, адаптации человека в обществе. Социальные услуги оказываются наиболее уязвимым категориям граждан, находящимся в особо сложных жизненных обстоятельствах, преодолеть которые без профессиональной помощи специалистов они не в состоянии [4]:

·                    одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам;

·                    семьям и детям, находящимся в социально опасном положении;

·                    детям и подросткам с ограниченными возможностями;

·                    детям, оставшимся без попечения родителей;

·                    лицам без определенного места жительства;

·                    лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

В настоящее время государственная система социальной службы включает 70 учреждений социального обслуживания, находящихся в собственности автономного округа и ведении Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа.

На сегодняшний день штатная численность работников учреждений социального обслуживания автономного округа составляет 6517 человек, фактически занято 5913 ставок, 586 ставок вакантны. Одна четвертая часть специалистов, работающих в государственной системе социальных служб, находится в возрасте до 30 лет; более половины (1916 человек) в возрасте до 40 лет, 18% или 621 человек в возрасте до 50 лет и старше (Рис. 2).

Рис. 2. Возраст социальных работников, в %

Таким образом, анализ кадрового состава системы социальных служб автономного округа свидетельствует о том, что средний возраст работников составляет 35 лет. Однако, в целом профессиональный уровень системы высок.

Следует отметить, что 3263 человек, или 55% работников социального обслуживания являются специалистами различных профилей: педагогическое образование имеют 38% (1103чел.); медицинское образование – 16% (697чел.); социальное образование – 16% (491чел.); специалисты иных профилей – 23% (689 чел.) (Рис. 3).

Рис. 3. Характеристика образования работников социальной сферы, в %

Рассмотрим образовательный уровень социальных работников. На сегодняшний день 935 (3037 чел.) специалистов, занятых в системе социального обслуживания, имеют в основном высшее и среднее специальное образование. Численность специалистов с высшим образованием в сравнении с 2012 годом возросла на 22% и составляет 1659 человек, или 51%. Среднее специальное образование имеют 1378 человек, или 23% специалистов. Количество специалистов, имеющих неоконченное высшее или среднее образование, снизилось на 21% и составляет 221 человек (Рис. 4).

Рис. 4. Образовательный уровень работников, чел.

Социальная защита должна быть конструктивной, социально ориентированной областью знания, а не быть только фиксатором трудных житейских ситуаций. При планировании подготовки специалистов нельзя ориентироваться только на проблемы сегодняшнего дня – необходимо предвидеть, какие специалисты потребуются обществу в ближайшем будущем с учетом общественного развития страны.

Сегодня подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием для государственной системы социальных служб в автономном округе осуществляют:

-   филиалы Российского государственного социального университета;

-   филиал Российского государственного педагогического университета;

-   Тюменский государственный нефтегазовый университет;

-   Югорский государственный университет;

-   Сургутский педагогический университет;

-   Нижневартовский государственный гуманитарный университет.

Острота и сложность задач по повышению эффективности качества подготовки специалистов в области социальной работы определяется тем, что:

·         большинство вузов страны сделали лишь первые шаги профессиональной подготовки социальных работников высшей квалификации, а система оценки качества образования находится в стадии развёртывания;

·         качество подготовки специалистов по социальной работе оставалось в зоне повышенного внимания со стороны практиков социальной сферы;

·         постоянным изменением государственных образовательных стандартов, радикальным изменением содержания социального образования в целом;

·         активным формированием новых спецкурсов, методик, в том числе зарубежных, не всегда соответствующих содержанию российского образования;

·         подготовкой специалистов по социальной работе в учебных заведениях разного профиля, в частности, в классических университетах, в технических, медицинских, педагогических, юридических вузах;

·         отсутствием чётких критериев эффективности практики социальной работы, что затрудняет подготовку специалиста [7].

За период с 2004 по 2014 год 520 специалистов были охвачены курсами повышения квалификации и различными семинарами. Подготовка и повышение квалификации кадров занимает важное место в системе социального образования, поскольку именно они обеспечивают мобильное развитие социальной сферы, предоставляя работникам возможность постоянно повышать свою профессиональную компетентность для качественного социального обслуживания населения. В округе сложилась определенная система работы с использованием различных форм повышения квалификации специалистов: семинары, курсы, конференции, совещания, «круглые столы», научные социальные чтения.

Рис. 5. Формы повышения квалификации работников, в %

Цикличность процесса обучения позволяет руководителям и специалистам сразу сверять с практикой полученные знания, используя их как рабочий инструмент в повседневной деятельности, своевременно обеспечивает обратную связь: в программе каждого мероприятия предусмотрено время для индивидуальных консультаций.

Содержание теоретического (лекционного) материала, его объем определяются структурой профессиональных обязанностей специалистов, особенностями их деятельности и направлены на формирование компетентности в конкретных видах деятельности специалистов социального обслуживания населения. Программы курсов и семинаров расширяются и углубляются в зависимости от уровня подготовки слушателей, обеспечивают личностно-ориентированный характер образования, предусматривают проведение практикумов, деловых игр, способствующих формированию интегративной компетентности специалистов, навыков моделирования реальных управленческих ситуаций путём творческого обмена предложениями.

В ходе опроса, оценивая качество обучения на курсах переподготовки, слушатели выразили мнение, что «работу семинаров (курсов) следует продолжать», так как совершенствование профессиональной деятельности актуально для работников социальной сферы, и достаточно высока их потребность в повышении уровня профессиональных знаний и умений. К тому же 64,7% отметили, что «учебная деятельность была полезной» для их профессионального роста – в программах семинаров предусматривалось общее повышение квалификации. Многие слушатели осознают, что развитие профессиональной компетентности возможно только на основе непрерывного образования.

Важным фактором повышения профессиональной компетентности является аттестация как важнейшая организационно-правовая форма оценки профессионального труда работника. Аттестация стимулирует непрерывное и целенаправленное повышение уровня профессиональной квалификации специалистов. Ситуация по аттестации специалистов социальной сферы на 2014 г. была такова – всего аттестовано 259 специалистов:

-    56 педагогических работников на высшую категорию по должностям педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, инструктор по труду, воспитатель; 45 педагогических работников – на первую квалификационную категорию по тем же должностям;

-    146 работников социальной сферы, из них 52 – на высшую категорию, 4 – на первую через ГАК Департамента социальной защиты населения ХМАО-Югры, 36 работников на первую квалификационную категорию через ТАК управления, 54 специалиста через АК на 2-ю квалификационную категорию;

-    43 медицинских работника.

Развитие профессиональной компетентности современного социального работника – это шаг для перехода от функционально ориентированной системы повышения квалификации к гуманистической, ценностно-ориентированной. Для успешного профессионального роста и компетентности работников социальной сферы центром предпринимаются следующие шаги:

•         создается комплекс образовательных услуг, удовлетворяющих потребности специалистов социальной сферы;

•         совместно с учреждениями социального обслуживания округа создается банк данных специалистов и осуществляется мониторинг их профессионального роста;

•         проводится подготовка по аттестации руководящих кадров и специалистов социального обслуживания населения автономного округа;

•         оказывается консультативная и методическая помощь;

•         внедряются новейшие достижения науки и практики, инновационные образовательные технологии, новые формы обучения.

Таким образом, совместный подход к повышению профессионального уровня специалистов социального обслуживания населения автономного округа, готовность к творческой работе позволят обеспечить профессиональную компетентность, а вслед за этим – эффективность профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень;

Силин А.Н., д.с.н., профессор Тюменского государственного нефтегазового университета,       г. Тюмень.

 


Библиографическая ссылка

Савастьина А.А. ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ХМАО // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20107 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674