В период обучения и воспитания в образовательных организациях, обучающимся оказывается первичная медико-санитарная помощь, предполагающая использование ЛП для посиндромной терапии [9].
Анализ существующего состояния лекарственного обеспечения здравпунктов образовательных организаций (ОО), отсутствие регламентированного перечня лекарственных препаратов (ЛП) свидетельствует об актуальности разработки научно-обоснованного оптимального перечня лекарственных препаратов, применение которого позволит качественно улучшить оказание медицинской помощи обучающимся.
Цель исследования: разработка методологии формирования оптимальных перечней лекарственных препаратов для здравпунктов образовательных организаций различного типа (дошкольных, общеобразовательных, среднего профессионального и высшего образования).
Для достижения цели были решены следующие задачи: изучение симптомов обращений за медицинской помощью в медицинские кабинеты/здравпункты ОО; анализ фактически применяемых ЛП в здравпунктах, в том числе с точки зрения рациональности; определение целесообразности применения ЛП при оказании медицинской помощи обучающимся на основе экспертной оценки; формирование оптимального перечня ЛП для посиндромной терапии на основе изучения современных научных данных и экспертной оценки рекомендуемого перечя ЛП.
Материалы и методы: изучение симптомов обращений за медицинской помощью и фактически используемых ЛП проведено на базе 62 медицинских кабинетов/здравпунктов ОО различного типа (дошкольных, общеобразовательных, среднего профессионального и высшего образования) за 2012-2013 учебный год. Анализ проводился методом сплошной выкопировки обращений и применения ЛП из амбулаторных журналов здравпунктов, а также путем непосредственного изучения имеющегося ассортимента лекарственных препаратов (ЛП).
На основании экспертной оценки врачей определена целесообразность назначения ЛП в условиях здравпункта при тех или иных симптомах.
Выбор ЛП для применения в здравпунктах ОО осуществлялся с учетом результатов экспертной оценки предварительно сформированного нами на основе изучения современных научных данных перечня ЛП для посиндромной терапии.
Результаты и обсуждение: в результате проведенного анализа обращений обучающихся в здравпункты ОО было выявлено 22 симптома, встречающиеся во всех типах организаций с различной частотой.
В общеобразовательных организациях и организациях высшего образования (ВО) ведущее место занимают такие симптомы, как головная боль (24,9% и 20,4%), боли в животе (17,6 и 17,9% соответственно). В организациях среднего профессионального (СПО) - наиболее частые обращения с жалобами на насморк (21,9%), головную боль, боли в животе (чуть более 13%). В дошкольных образовательных организациях (ДОО) преобладающее число обращений наблюдается с такими симптомами как раны, укусы (16,3%); ушибы, гематомы (13,1%); перевозбуждение, невроз, раздражительность (11,5%); насморк (11,3), тошнота, рвота (10,2%) и другие.
Методология проведения дальнейших исследований (в данной публикации) представлена нами на примере здравпунктов организаций СПО.
Изучение показало, что в здравпунктах организаций СПО за исследуемый период установлено 7857 обращений с различными жалобами, при этом в 82,3% случаев первичная медико-санитарная помощь (МСП) оказывалась с применением ЛП. Так, при насморке, занимающем наибольший удельный вес по числу обращений, ЛП применялись в 81,4% случаев.
По частоте применения ЛП в выборочной совокупности доминируют такие симптомы, как носовое кровотечение (ЛП применялись в 100% случаев обращений); перевозбуждение, невроз раздражительность (99,4%). При кашле, гипертермии, боли в области сердца, зубной боли удельный вес применения ЛП составляет более 90%. В целом можно отметить, что частота применения ЛП наблюдается более чем в 50% случаев обращений из всей выборочной совокупности.
Проведенный анализ свидетельствует о достаточно высокой частоте обращений обучающихся в здравпункты, по результатам которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, в том числе с применением разнообразных ЛП.
В результате изучения ассортимента ЛП, фактически применяемых в здравпунктах, установлено, что в организациях СПО используются 101 МНН[1] ЛП из 37 ФТГ[2]. Наибольший удельный вес в выборочной совокупности занимают: антисептические и противомикробные средства (10,9%), противоаллергические, НПВП, ненаркотические анальгетики (5,9%), противовирусные препараты (5,0%).
В процессе изучения фактического применения ЛП нами проводился анализ рациональности лекарственных назначений, т.к. нерациональное применение ЛП может оказать вредное воздействие на организм человека, в т.ч. причинить вред обучающимся в виде субоптимальных результатов лечения, ненужных побочных эффектов, госпитализации и других последствий. В настоящее время, доля неблагоприятных побочных реакций (НПР) на лекарственные препараты составляет около 5% всех случаев госпитализации. К факторам риска по частоте возникновения НПР, кроме прочих, относятся такие факторы, как пол, возраст и антропометрические данные. Так, например, у детей и лиц женского пола НПР наблюдаются значительно чаще [3,6].
По данным нашего исследования установлено, что для оказания первичной МСП в здравпунктах образовательных организаций применялись ЛП, которые могут вызывать различные НПР (табл.1).
Таблица 1
ЛП, применяемые в здравпунктах организаций СПО и их возможные НПР
Наименование ЛП (МНН) |
Возможные НПР |
Метамизол натрия и ЛП в комбинации с ним. |
Метамизол может вызывать поражения слизистой желудка и кожных покровов. Кроме того, данное ЛС обладает выраженной способностью угнетать гранулоцитопоэз, в связи с этим следует избегать его назначения [1,5,6]. |
Клемастин Хлоропирамин Дифенгидрамин Мебгидролин |
Антигистаминные ЛП 1 поколения могут оказывать угнетающее действие на ЦНС, М-холинолитическое действие (сгущение секрета в дыхательных путях и носоглотке, дизурические явления, тремор конечностей). Помимо этого, мебгидролин относится к группе ЛП, вызывающих агранулоцитоз [4,5,7]. |
Диклофенак |
Обладает выраженным гепатотоксическим действием, поражает слизистую ЖКТ, может вызывать кашель, отек гортани, а так же агранулоцитоз [6]. |
Кодеин+Кофеин+Метамизол натрия+Парацетамол+ Фенобарбитал |
Фенобарбитал может вызывать мегалобластную анемию. Кроме того, этот ЛП подлежит предметно-количественному учету[6,8]. |
Ципрофлоксацин Доксициклин Ко-тримоксазол [Сульфаметоксазол+Триметоприм] |
Данные ЛП могут иметь множество НПР, такие как нарушение функций ЖКТ, тромбоцитопения (ципрофлоксацин); угнетение ЦНС, некроз костей и зубов (доксициклин); асептический менингит, смндром Стивенса-Джонсона и Лайелла (Ко-тримоксазол). Кроме того, антибактериальные ЛП должны назначаться при четком соблюдении показаний, бактериостатической и бактериологической диагностики[4,5,6]. |
На следующем этапе нами была проведена экспертная оценка целесообразности применения ЛП в здравпунктах ОО при оказании первичной медико-санитарной помощи. Врачи-эксперты оценивали необходимость симптоматической терапии при определенных симптомах обращений в здравпункты по критериям «всегда», «иногда», «никогда».
На основании проведенных расчетов установлено, что 27,27% симптомов (ожоги, обморочное состояние, боли в области сердца и другие) были отнесены к категории «всегда»; 59,09% симптомов (кашель, боль в горле, головная боль и другие) вошли в группу «иногда». Остальные 13,64 % симптомов (насморк, озноб при простуде, мозоли) были классифицированы, как «никогда» не применять ЛП при оказании первичной МСП в здравпунктах организаций СПО.
Далее, на основании изучения и систематизации современных научных данных по применению ЛП, изучения симптомов обращений и анализа фактически применяемых ЛП в здравпунктах ОО, анализа рациональности и экспертной оценки целесообразности применения ЛП, нами сформирован общий ассортимент ЛП для последующей экспертной оценки выбора ЛП с учетом оптимальной лекарственной формы. В перечень вошло 68 МНН ЛП из 33 ФТГ и 41 группы по АТХ[3] классификации, в котором наибольший удельный вес занимают антисептические средства (10,3%), противоаллергические средства (8,8 %), НПВП (7,4%) и другие.
При проведении экспертной оценки врачи-эксперты оценивали ЛП по критериям «хорошо», «приемлемо», «плохо». Для статистического анализа и обработки полученных результатов были рассчитаны «средневзвешенные» балльные оценки по каждому препарату с учетом компетентности экспертов [2].
На основании рассчитанных «средневзвешенных» оценок препарату присваивалась соответствующая категория приемлемости (табл. 2).
Таблица 2
Категории приемлемости ЛП в зависимости от «средневзвешенных» оценок
«Средневзвешенная» оценка ЛП |
Оценка ЛП по категориям приемлемости |
Балл |
1,00-1,34 |
плохо |
1 |
1,67-2,34 |
приемлемо |
2 |
2,67-3,00 |
хорошо |
3 |
Анализируя «средневзвешенные» оценки по всей номенклатуре ЛП с учетом лекарственных форм установлено, что, из всех лекарственных форм, 29,00% получили оценки от 2,67 до 3,00 и были отнесены к категории хорошо, 53,00% ЛФ со «средневзвешенными» оценками от 1,67 до 2,34 отнесены к категории приемлемых. Остальные 18,00 % ЛФ были классифицированы как второстепенные.
В таблице 3 приведены примеры результатов «средневзвешенных» оценок, статистических данных для доказательства согласованности мнений экспертов и коэффициентов вариации.
Таблица 3
Результаты экспертной оценки ЛП с учетом лекарственных форм для организаций СПО
№ |
ЛП (МНН) |
«Средневзвешенная оценка» |
Категория |
Vj, % |
1 |
Ибупрофен, капсулы, 200 |
3,00 |
хорошо |
0 |
2 |
Водорода пероксид, Раствор для местного и наружного применения 3% |
2,95 |
хорошо |
8,53 |
3 |
Алгелдрат+магния гидроксид, Суспензия для приема внутрь |
2,61 |
приемлемо |
23,69 |
4 |
Ибупрофен, таблетки, 200 |
2,19 |
приемлемо |
24,88 |
Средние коэффициенты вариации определялись на основании рассчитанных данных, приведенных в табл. 2 по формуле:
Vm = ∑ Vj / n = 17,00%, где n - количество препаратов.
Выводы: используя приведенную методологию, нами сформированы перечни рекомендуемых ЛП для здравпунктов образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, организаций среднего профессионального и высшего образования) которые, по нашему мнению, позволят повысить качество оказываемой первичной медико- санитарной помощи.
Рецензенты:Ростова Н.Б., д.фарм.н., профессор кафедры управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь;
Белоногова В.Д., д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой фармакогнозии с курсом ботаники ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.
[1] МНН - международное непатентованное наименование
[2] ФТГ-фармакотерапевтическая группа
[3] Анатомо-терапевтическо-химическая классификация
Библиографическая ссылка
Козлова М.С., Солонинина А.В., Баранова А.А., Селянинов А.А. МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЗДРАВПУНКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20089 (дата обращения: 11.09.2024).