Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ТРАНСГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА МУРМАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА С ВУЗАМИ БАРЕНЦЕВА ЕВРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА)

Рыжкова И.В. 1 Максимкина О.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет»
Статья посвящена актуальной проблеме развития сетевой формы реализации образовательных программ, необходимость которой утверждается Законом об образовании Российской Федерации. Данная форма сетевого сотрудничества российских и зарубежных вузов позволяет выявить наиболее сильные стороны различных образовательных систем и одновременно способствует опыту обмена лучшими образовательными практиками. В тексте данной статьи авторы апеллируют к опыту Мурманского государственного гуманитарного университета, активно сотрудничающего с норвежскими вузами в рамках программы "Бакалавриат северных исследований" и магистратуры по практическому знанию ("Границеведение").
трансграничность.
международное сотрудничество
сетевая форма реализации образовательной программы
основная образовательная программа
Болонский процесс
1. Емченко Д.Г. Трансграничный регион как социокультурный феномен: дальневосточная модель: Автореф. дис. канд. культур.наук. – Челябинск, 2011. – 23с.
2. Рыжкова И.В. Современный университет в рамках европейского «северного измерения»: феномен интернационализации. Монография. – МГГУ, 2013. – 168 с.
3. Седунова С.Ю. трансграничное образование: теория и практика, возможность и реальность // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. – 2011. - №13. – С. 204-209.
4. Шехонин А.А. Сетевая форма реализации образовательных программ (совместные образовательные программы,нормативно-правовой аспект) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uop.ifmo.ru/ (дата обращения: 4.06.2015).
5. HarariM. internationalizingEducation/ - LongBeach, CA: CaliforniaStateUniversity: CenterforInternationaleducation, 1972, p. 17.
6. KnightJ. Internationalization: Management, Strategies and Issues // International Education Magazine, 1993, Vol. 9, №11, p.6-22.
7. Основные социальные и экономические характеристики Мурманской области // Федеральная служба государственной статистики [М.]. URL:http://murmanskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/murmanskstat/ru/statistics.html (дата обращения: 4.06.2015).
8. Официальный сайт Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.rosgranitsa.ru/activity/international/countries/polsha.html (дата обращения: 4.06.2015).
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных нормативных изменений, инноваций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf.
Развитие современного мира основано на прогрессе в научно-технической, образовательной и инновационной сферах. На сегодняшний день один из ведущих трендов в системе высшего образования – это интернационализация. Одно из первых определений интернационализации было дано в 1989 г. исследователем М. Харари, который трактует интернационализацию как «процесс международной ориентации университетов посредством использования термина «международное образование», включающего соответствующие планы и программы, международные обмены студентами и преподавателями, совместные программы, систему переподготовки кадров, широкий спектр административных услуг» [5].

Несколько позднее канадская исследовательница Джейн Найт даёт определение интернационализации, которое принято в качестве классического: интернационализация – это «процесс интеграции международного аспекта в преподавательской, исследовательской и других функций университета или среднего специального учебного заведения». [6] Этот процесс закономерен в силу значительной динамики преобразования, обусловленных нарастающей глобализацией экономической, политической и социокультурной жизни различных стран и регионов. Естественно, что глобализация требует перехода к сетевым системам образования и организации, а эффективные образовательные системы опираются на индивидуальные траектории и интегрированные методы обучения.Цель нашего исследования – проанализировать опыт реализации совместных образовательных программ в ситуации трансграничья на примере регионального гуманитарного университета. Активная включенность российской системы ВПО в Болонский процесс влечет за собой повышение уровня международной конкурентоспособностистраны в области высшего образования и научных исследований, обеспечивая активное участие в строительстве европейского высшего образования и повышение научно-образовательного потенциала российских образовательных учреждений.

Высокий уровень интернационализации высшего образования обеспечивается посредством активного международного сотрудничества с зарубежными партнёрами в рамках различных проектов и программ.В своей работе в качестве метода исследования мы использовали анализ теоретических источников и конкретных практик международного сотрудничества вузов в рамках совместных образовательных программ. Мурманская область на протяжении нескольких десятилетий взаимодействует в разных областях со странами Северной Европы – Норвегией, Финляндией и Швецией. Таким образом, Мурманская область является трансграничным регионом(площадь Мурманской области – 144,9 тыс. кв., население – 76,3 тыс. человек, кол-во вузов – 28[6],граничит с Норвегией – 195,8 км, с Финляндией – ок.423 км[7]),под которым понимается «область культурно-исторического взаимодействия двух отдельно взятых национальных культур стран в процессе установления закономерностей их своеобразия и сходства»[1].

 Именно трансграничное положение во многом определяет специфику системы высшего образования в Мурманской области.Под трансграничным образованием подразумеваются «все виды программ высшего образования, или курсов обучения, или образовательных услуг, включая дистанционное образование, при осуществлении которых обучаемые находятся в другой стране, нежели та, где расположен вуз, присваивающий квалификацию. Программы могут принадлежать образовательной системе зарубежной страны или быть реализованы независимо от какой-либо национальной системы образования»[3].

Сетевая форма реализации образовательных программ, необходимость которой утверждена Федеральным законом №273 от 29.12.2012 г. допускает включение международного компонента и использования данной формы в условиях трансграничья:

«Статья 15. Сетевые формы реализации  образовательных программ

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями».[8]

Так, из статьи 15ФЗ можно сделать вывод о действии образовательной программы(совместная образовательная программа) в РФ:

1.             В образовательных законодательных и нормативных правовых актах РФ понятие совместная (сетевая) образовательная программа (СОП) не применяется, только - образовательная программа (ОП).

2.             Образовательные программы реализуются организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (Ч.1 ст.15 ФЗ №273 от 29 декабря 2012 г.) Лицензирование, аккредитация и т.п. проводятся поОП, в т.ч. реализуемым в сетевой форме.

3.             Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы. (Ч.2 ст.15)

4.             Совместно разработанные и утвержденные ОП на уровне вузов можно назвать СОП (совместными или сетевыми).

5.             В практике международного сотрудничества понятие совместных ОП – широко используется (jointprogrammers).

Пользуясь приграничным положением региона, его близостью к странам Северной Европы, обладающими сильными образовательными системами, Мурманский государственный гуманитарный университет (МГГУ) развивает свой научно-образовательный потенциал на базе международной кооперации. Университет является оплотом российской государственности в приграничном регионе, своего рода «витриной» российского образования в Северной Европе в сопоставлении с системами высшего и среднего образования в Финляндии, Норвегии, Швеции и вместе с тем одним из центров интеграции в системе мирового образования в рамках Болонского процесса. Миссией МГГУ является реализация интересов РФ в Евро-Арктическом регионе с помощью гуманитарного образовательного и научно-инновационного потенциала.

В аспекте данной статьи остановимся на СОП, которые реализует МГГУ в международном поле:

1.             совместная образовательная программа с Норвежским Арктическим университетом (Финнмарским факультетом) BachelorinNorthernStudies – Бакалавр Северных исследований (BNS);

2.             совместная «магистерская программа по практическом знанию» («Границеведение») с Университетом Нурландаг.Будё (Норвегия).

Необходимость в создании устойчивого и постоянно развивающегося приполярного региона привела к открытию в 2001 г. сетевой организации – Университета Арктики. Сегодня он представляет собой совместную сеть образовательных организаций, работающих в сфере высшего образования и исследовательской деятельности на Севере. Под эгидой данного университета разрабатывается программа BNS. Для реализации программы BNS взяты базовые курсы программы «Бакалавр приполярного регионоведения», а также продвинутые курсы ранее открытой программы с акцентом на менеджменте городского и регионального развития. Участниками программы являются следующие вузы: Мурманский государственный гуманитарный университет (МГГУ), Мурманский государственный технический университет (МГТУ) и Ухтинский государственный технический университет (УГТУ). На сегодняшний деньпо программе обучаются 60 российских студентов. Курсы продвинутого уровня обеспечивают в следующих учебных заведениях: Лапландский Университет г. Рованиеми, Университет Тромсе, Университет Нурланда[2].

Программа BNS рассчитана на 180 кредитов (ECTS) и включает в себя 6 вводных, 3 продвинутых курса и различные курсы по выбору. При этом 90 кредитных единиц студент набирает из ряда дисциплин, изучаемых в родном вузе в рамках основных образовательных программ вуза. Через подобный механизм данная программа приобретает статус «совместной образовательной программы», модель которой предполагает, что курсы или модули различных университетов взаимно дополняют друг друга в рамках единого содержательного поля.С 2011 года по инициативе Норвежского Арктического университета к разработке учебных курсов BNS были привлечены ученые из МГГУ. Данный факт говорит о высокой степени сотрудничества и доверия между университетами.

С 2011 году МГГУ реализует совместную магистерскую программу с Университетом Нурланда г. Буде в Норвегии. Полное название программы – «Магистратура по практическому знанию («Границеведение»)». Магистратура реализуется в заочной форме обучения. Шесть сессий в течение года проходят на базе МГГУ, Киркенеса, находящегося на границе с Россией, и Никеля, также обладающего статусом приграничного поселения. Язык обучения – английский. В качестве основных требований к будущим магистрантам предъявлялось следующее: наличие высшего образования уровня специалитета или бакалавриата, стаж профессиональной деятельности в одной из сфер не менее трех лет, а также – хорошее владение устным и письменным английским языком. На данном этапе в магистратуре обучаются 13 студентов из Норвегии и России, большинство из которых проживают на приграничной территории. Финансирование программы обеспечивается за счет гранта Министерства иностранных дел Норвегии.

Форма обучения в данной программе принципиально отличается от традиционной системы, используемой в российской высшей школе. В процессе обучения в течение первых двух лет студенты не только слушают лекции и работают на семинарах, но и регулярно пишут эссе на одну из выбранных ими самостоятельно тем, где главным моментом является именно рефлексия самого студента. Подобная трактовка позволяет продуцировать знания, исходя из собственного опыта, как профессиональной деятельности, так и личных переживаний студента. Каждый студент имеет право получать регулярные консультации по тексту эссе одного из закрепленных тьюторов, в качестве которых работаю российские и норвежские преподаватели.

Структура магистерских диссертаций в рамках методологии «Границеведения» также принципиально отличается от российской модели выпускных квалификационных работ. В основе магистерской диссертации студента лежит не столько осмысление теоретических источников, сколько рефлексивное отражение собственного опыта, позволяющего творчески освоить теорию и преобразовать ее в практику. На данном этапе сложно говорить о результатах программы, так как мы имеем дело лишь со студентами третьего курса, которые вышли на этап написания магистерских диссертаций, но проведенный в России и Норвегии рекрутинг новых студентов уже позволяет судить об определенной популярности программы: на новый набор подано около 40 заявлений от представителей различных стран: Норвегии, России, Великобритании, Литвы, Нигерии и мн. других.   

 Модель сетевого взаимодействия МГГУ с вузами БЕАР

Мурманский государственный гуманитарный университет

         
  Двойная стрелка влево/вправо: Разработка и реализация СОП
 
  Двойная стрелка влево/вправо: Проектная деятельность
 
  Двойная стрелка влево/вправо: Академическая мобильность
 
    Двойная стрелка влево/вправо: Организация конференций и семинаров

1.Норвежский арктический университет

2.Лапландский Университет (Финляндия)

3.Университет Нурланда (Норвегия)

4. Технологический университет Лулео(Швеция)

5. Университет Оулу (Швеция)

Международные СОП как инструменты сотрудничества с зарубежными вузами-партнёрами направлены на:

1.             повышение мотивации поступающих (качество и количество российских и иностранных студентов);

2.             повышение международного имиджа, расширение сотрудничества с зарубежными университетами;

3.             инновационность обучения, сочетание уникальных особенностей и общих ресурсов университетов-партнёров для междисциплинарного обучения в международном масштабе;

4.             приобретение международной образовательной культуры (знаний о национальных системах образования, механизмах управления качеством преподавания, обучения, оценивания и т.п.);

5.             повышение активности бывших выпускников в части международной репутации и финансирования университета.

Признакамисовместной образовательной программы (СОП) являются согласованная с университетами-партнёрами образовательная программа (результаты освоения программы, учебный план, календарный график и т.п.), утвержденная руководителями университетов в установленном порядке;обучающиеся каждой из сторон принимают участие в программе обучения в университетах-партнерах;совместная программа имеет сопоставимую продолжительность и трудоёмкость обучения в университетах-партнерах;периоды обучения и результаты промежуточной аттестации (зачёты, экзамены) взаимно признаются;выпускники получают документы об образовании и квалификации государственного образца российского университета-партнёра, а также могут дополнительно получать дипломы  университетов-партнёров, в т.ч. зарубежных, т.е. два диплома (программы –”двойных дипломов”) [4].

Внимание к региональной специфике Севера составляет основу международного образовательного сотрудничества учебных заведений Баренцева Евро-Арктического региона, определяя его содержание и векторы развития. Одним из векторов для Мурманского государственного гуманитарного университета является реализация совместных образовательных программ в условиях трансграничья. Статус и конкурентоспособность российских вузов в международном сообществе становятся всё более высокими, благодаря своему трансграничному положению и реальному участию в процессе разработки содержания учебных курсов реализуемым СОП.Северные вузы страны выстраивают научно-образовательную деятельность с учетом принципов взаимовыгодного трансграничного сотрудничества, благодаря которому вуз может расширять границы своего образовательного пространства.

Рецензенты:

Сергеев А.М., д.филос.н., профессор, ректор Мурманского государственного гуманитарного университета, г. Мурманск;

ЛевитесД.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Мурманского государственного гуманитарного университета, г. Мурманск.

 


Библиографическая ссылка

Рыжкова И.В., Максимкина О.С. СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ТРАНСГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА МУРМАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА С ВУЗАМИ БАРЕНЦЕВА ЕВРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20086 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674