Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ

Красильникова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Статья посвящена вопросам значимости проведения мониторинга развития интернационализации вуза. Автор раскрывает содержание определений процесса интернационализации, отражающих современные подходы к трактовке данного процесса. Развитие процесса интернационализации вуза определяется контекстом. Всё большее число вузов стран-участниц Болонского процесса разрабатывают и внедряют собственные стратегии интернационализации. Одним из факторов эффективного развития интернационализации является проведение оценки внедрения стратегии интернационализации. Анализ имеющихся практик в области оценки интернационализации, таких как рейтинги, аккредитация, сертификация и самообследование, позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на отличия в методологии, их основной целью является совершенствование процесса интернационализации. Наличие широкого спектра процедур оценки интернационализации, проводимых в основном в странах Европейского союза, позволяет вузам применять имеющиеся процедуры, либо разрабатывать на их основе собственные методологии оценки интернационализации.
стратегия развития интернационализации
процедуры оценки интернационализации
аккредитация
сертификация
самообследование
1. Бирюкова Н.А., Красильникова Н.В. Оценка интернационализации высшего образования: опыт европейских стран // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола. 2014. - № 14. - С. 138-142.
2. Бирюкова Н.А. Подготовка студентов к межкультурной коммуникации как задача интернационализации высшей школы // Инновационные технологии в обучении иностранному языку в университете: коллективная монография. Йошкар-Ола: МарГУ. 2014. - С. 33-50.
3. Плешакова А.Ю. Образовательные программы Европейского Союза в процессе интернационализации высшего профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. - № 2 (51). - С. 40-48.
4. Сайт проекта The EAIE Barometer: Internationalisation in Europe. URL: http://www.eaie.org/home/in-the-field/barometer.html (дата обращения: 06.05.15).
5. Сайт рейтинга QS Strars. URL: http://www.topuniversities.com (дата обращения: 28.05.15).
6. Aerden A. A guide to assessing the quality of internationalisation. ECA. 2014. - 32 p.
7. Brandenburg U., Federkeil G. How to measure internationality and internationalisation of higher education institutions. Indicators and key figures. Gütersloh: Centre for Higher Education Development. 2007. - 39 p.
8. Knight J. Strategies for internationalisation of higher education: historical and conceptual perspectives // Strategies for internationalisation of higher education: a Comparative Study of Australia, Canada, Europe and the United States of America. Amsterdam: European Association for International Education (EAIE). 1995. - P. 5-32.
9. De Wit H. Internationalisation policies, perceptions, practices. Where is internationalisation going? CEQUINT conference. Paris. - 26 February 2015. URL: http://ecahe.eu/wp-content/uploads/2015/03/7.-Sonata-Internationalisation-policies-perceptions-practices.pdf (дата обращения: 7.04.15).
10. Hudzik J., Stohl M. Modelling assessment of the outcomes and impacts of internationalisation // EAIE Occasional Paper 22. Measuring success in the internationalisation of higher education. Amsterdam: European Association for International Education (EAIE). 2009. - P. 9-23.
11. Soderqvist M. Internationalisation and its management at Higher Education Institutions. Applying сonceptual, content and discourse analysis. Helsinki School of Economics: HSE Print. 2007. - 271 p.
На современном этапе развития высшего образования в странах-участницах Болонского процесса, в том числе и в России, одним из ключевых направлений деятельности университетов является интернационализация. Интернационализация высшего образования является многокомпонентным и многофакторным процессом, развитие которого в значительной степени обусловлено контекстом. Как справедливо отмечают исследователи в области интернационализации, данный процесс имеет экономические, политические, академические, культурные и социальные предпосылки [8]. Несмотря на то, что в большинстве случаев выбор основных направлений деятельности по развитию интернационализации европейских вузов в значительной степени обусловлен политикой Болонских реформ, одной из ключевых задач которой является развитие Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и Европейского научно-исследовательского пространства, в каждом отдельном случае университет имеет собственные мотивы и пути развития интернационализации [2].

В связи с этим всё большее число университетов начинают разработку и внедрение собственных стратегий интернационализации. Согласно результатам исследования, проведённого Европейской ассоциацией международного образования, в качестве основных задач в рамках данных стратегий вузы видят повышение качества образования, подготовку студентов к жизни в глобализирующемся мире, рост числа иностранных студентов, повышение международной репутации, а также повышение качества научно-исследовательской деятельности [4]. По мнению Х. де Вита, грамотная разработка стратегии интернационализации позволяет вузам ответить на вопросы - почему, что и как необходимо делать в рамках реализации стратегии в каждом отдельном случае [9]. Однако как и любое стратегическое направление деятельности интернационализация требует осуществления мониторинга её развития.

Проведение периодической оценки интернационализации позволяет университетам определять эффективность выбранных направлений деятельности, адекватность имеющихся ресурсов, а также вносить в данный процесс необходимые изменения и поправки [1]. В настоящее время в сфере высшего образования Европы имеется широкий спектр процедур и инициатив, направленных на оценку интернационализации высшего образования. Данные процедуры проводятся на основании разработанного набора стандартов и /или показателей, соответствие которым устанавливается в ходе внешних и / или внутренних проверок.

Следует отметить, что проведение оценки развития интернационализации становится задачей и российской высшей школы, однако имеющийся опыт в настоящее время является небогатым. В частности интернационализация является одним из показателей ежегодного мониторинга эффективности российских вузов. В данном контексте большой интерес представляет теория и практика осуществления мониторинга развития интернационализации в странах Европейского союза (ЕС).

Таким образом, целью нашего исследования является обобщение имеющегося опыта стран ЕС в области оценки интернационализации. Достижению поставленной цели способствовало использование следующих методов исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ процедур, проводимых с целью оценки интернационализации высшего образования.

Прежде чем перейти к рассмотрению реализуемых в настоящее время процедур оценки интернационализации обратимся к определениям данного процесса, используемым в зарубежной и отечественной литературе.

Изучению содержания и развития процесса интернационализации посвящены работы зарубежных теоретиков и практиков в области высшего образования (У. Бранденбург, М. ван дер Венде, Х. де Вит, Э. Джонс, Дж. Найт, М. Сьедерквист, У. Тайхлер, Дж. Худзик) и отечественных (М.Л. Арганович, И.В. Аржанова, М.В. Ларионова, В.М. Филиппов).

Минна Сьедерквист определяет интернационализацию как «процесс превращения национального вуза в интернациональный, что предполагает включение международного аспекта во все компоненты комплексного управления университетом с целью повышения качества преподавания и научно-исследовательской деятельности, а также достижения сформированности заявленных компетенций» [11, с. 29].

А. Ю. Плешакова подходит к рассмотрению интернационализации как к «интегративному процессу внедрения международных образовательных стандартов в деятельность университетов» [3, с. 42].

Учитывая изменения в содержании процесса интернационализации, Ханс де Вит пересматривает определение, предложенное в своё время Джейн Найт, и предлагает интерпретировать интернационализацию как «охватывающий всех студентов и преподавателей целенаправленный процесс интеграции международного, межкультурного и глобального измерений в цель, функции и содержание высшего образования с целью повышения качества образования и научно-исследовательской деятельности, а также внесения вклада в развитие общества» [9]. В данном определении автор объединяет концепцию внешней интернационализации и концепцию внутренней интернационализации, акцентируя внимание на том, что процесс интернационализации не должен быть ориентирован лишь на «мобильных» преподавателей и студентов. Кроме того, он подчёркивает стратегическую направленность интернационализации. Одним из условий эффективного внедрения стратегии интернационализации, безусловно, является осуществление мониторинга развития данного процесса.

Широко распространёнными процедурами оценки интернационализации высшего образования являются аккредитация, сертификация, ранжирование, самообследование и бенчмаркинг. Данные процедуры проводятся как в отношении вуза в целом, так и в отношении отдельных образовательных программ. Несмотря на отличия в методологии проведения, установление соответствия разработанным стандартам и показателям чаще всего проводится на основании анализа следующих данных:

  • входные данные: ресурсы, доступные для содействия интернационализации (финансы, люди, политика);
  • выходные данные: количество и виды направлений деятельности, предпринимаемых при поддержке курса интернационализации;
  • результаты: воздействия и конечные результаты (именно они чаще всего связаны с оценкой достижений) [10, c. 14].

Рассмотрим примеры реализуемых на практике процедур оценки интернационализации.

Предметом большого числа дискуссий в настоящее время являются рейтинги университетов. Несмотря на противоречивое, часто негативное отношение к рейтингам со стороны академического сообщества, вследствие своей многофункциональности рейтинги вузов во многих странах стали частью государственных систем подотчетности и гарантии качества. Примечательным является то, что в последние годы наблюдается усиленное внимание к оценке интернационализации в рамках проведения общей оценки деятельности вузов при их ранжировании.

Так, интернационализация является одним из одиннадцати критериев присвоения университетам знака качества (звёзд) в рамках рейтинга QS Stars. Уровень интернационализации вуза оценивается в соответствии с семью критериями, наибольший весовой коэффициент среди которых имеет показатель научно-исследовательского сотрудничества университета с 50 вузами, входящими в топ 500 вузов в рейтинге QS World University Rankings. В рейтинге 2014-2015 гг. обладателями звёзд стали четыре российских вуза, получившие три из шести (5+) звёзд [5]. Несмотря на попытки разработчиков рейтингов ввести показатели, позволяющие в большей степени оценивать качество рассматриваемого аспекта деятельности университета, большая часть показателей по-прежнему связана с предоставлением количественной информации.

Процедурами оценки интернационализации, позволяющими рассмотреть не только количественные результаты интернационализации, но и качество реализуемых направлений деятельности, являются аккредитация и сертификация. Как известно, национальные агентства, действующие на территории стран-участниц Болонского процесса, проводят процедуры институциональной и / или программной аккредитации и / или сертификации в соответствии со стандартами, согласованными со стандартами ESG-ENQA. Оценка интернационализации в данном случае не является ключевым аспектом процедуры. Однако в 2012 году в рамках проекта CeQuInt члены и партнёры Европейского Аккредитационного Консорциума (ECA) начали разработку методологии оценки качества интернационализации высшего образования. Университетам / образовательным программам, успешно прошедшим процедуру внешней оценки, выдаётся сертификат качества в области интернационализации. Информация о «хороших практиках» размещается на платформе проекта. Анализ разработанных критериев позволяет сделать вывод, что при оценке интернационализации образовательной программы большое внимание уделяется контексту развития интернационализации, целенаправленности данного процесса, наличию прописанных межкультурных результатов обучения и реализации учебного процесса, направленного на достижение их студентами. При проведении оценки интернационализации университета особое значение также придаётся оценке того, чтобы мониторинг развития интернационализации осуществлялся в рамках разработанной в университете системы гарантии качества высшего образования [6]. Значимость такого рода процедур заключается в том, что проведение самообследования, а также получение рекомендаций, выработанных внешней экспертной комиссией по результатам визита, позволяет вузам определять эффективность реализуемых направлений деятельности по развитию интернационализации и вносить необходимые поправки.

Самообследование может выступать и самостоятельной процедурой в рамках внутреннего мониторинга развития интернационализации. В данном случае вузы, имеющие разработанные стратегии интернационализации, могут проводить самообследование, ориентируясь на прописанные в них показатели. Следует отметить, что существуют уже разработанные инструменты оценки интернационализации, позволяющие вузам самостоятельно выбирать набор показателей для проведения самообследования.

Одним из примеров таких инструментов является методология проведения оценки интернационализации, разработанная немецким Центром развития высшего образования (CHE) совместно с четырьмя вузами Германии в 2006 году [7]. Особенностью данной методологии является то, что разработанные показатели интернационализации имеют не только числовые, но и качественные (описательные) значения. Общее число объединённых в группы показателей составляет 186:

  • студенты, выпускники: оценка входящей / исходящей мобильности студентов в рамках программ академической мобильности, зарубежной практики, обмена в рамках партнёрских соглашений, обучения по программам совместных / двойных дипломов;
  • преподаватели / молодые преподаватели (исследователи): оценка краткосрочной входящей / исходящей мобильности преподавателей, доля преподавателей, получивших учёную степень за рубежом;
  • профессора (исследователи): оценка краткосрочной входящей (минимум неделя) / исходящей (минимум семестр) мобильности исследователей, доля профессоров, получивших докторскую степень за рубежом;
  • международное сотрудничество (партнёрства), международные исследовательские проекты: их количество, объём внешнего финансирования, количество вовлечённых преподавателей, доля международных патентов;
  • образовательные программы: доля дисциплин, преподаваемых на иностранном языке,

доля кредитных единиц, выделяемых на дисциплины на иностранном языке, по отношению к общему количеству кредитных единиц, количество академических часов иностранного языка в неделю по отношению к общему числу студентов;

  • ресурсы: бюджет университета, выделяемый на международное сотрудничество, стипендии для иностранных аспирантов и докторантов, приглашение зарубежных преподавателей; доля сотрудников администрации, ответственных за консультирование по заявкам на международные проекты;
  • подразделения вуза, курирующие международную деятельность: количество должностей (полная ставка) в подразделениях университета, ответственных за международную деятельность, число сотрудников международных отделов, для которых владение иностранным языком является обязательным условием при приёме на работу, число и доля сотрудников международных отделов, имеющих опыт работы за рубежом (минимум 3 месяца) [7].

Содержание данных групп отражает именно те ресурсы и направления деятельности университета по развитию интернационализации, которые и являются основными компонентами всестороннего процесса интернационализации, позволяющими вузам самостоятельно расставлять приоритеты в выборе и реализации направлений деятельности, отвечающих их требованиям. Отдельную группу составляют показатели, с помощью которых проводится оценка управления процессом интернационализации в вузе (описательные значения): Подчиняется ли лицо, ответственное за международные отношения, непосредственно руководству университета? Есть ли член ректората университета, ответственный за международные отношения? Является ли интернационализация постоянной темой / вопросом на повестке совещаний ректората? Существует ли стратегия интернационализации, содержащая программу мероприятий по ее реализации? Интегрирована ли стратегия интернационализации в стратегию университета и дает ли это результаты? [7, c. 13-14].

Анализ вышеперечисленных процедур оценки интернационализации в вузе позволяет сделать вывод о том, что условием эффективного проведения мониторинга, безусловно, является наличие разработанной стратегии интернационализации отдельно взятого вуза. Однако в силу того, что интернационализация является многокомпонентным и многофакторным процессом, успешная реализация данной стратегии требует осуществления периодической оценки достигнутых результатов. Развитие процедур оценки интернационализации позволяет вузам выбирать инструменты, наиболее соответствующие их задачам в области интернационализации и возможностям. Несмотря на ряд отличий в методологии проведения рассмотренных процедур, их общей целью является выявление сильных и слабых сторон вуза / программы в отношении развития интернационализации, а также оказание вузам поддержки в совершенствовании данного процесса, повышении его эффективности. Изменения в содержании процесса интернационализации приводят в свою очередь к разработке новых и совершенствованию имеющихся процедур его оценки. Таким образом, проведение анализа данных процедур теоретиками и практиками в области интернационализации является одним из условий успешного развития процесса интернационализации с учётом институционального, национального и международного контекста.

Рецензенты:

Морова Н.С., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Комелина В.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Красильникова Н.В. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20071 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674