Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Лебедева Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет),
Настоящая статья посвящена разработке интерактивной модели управления инновационным развитием вуза на основе процессного подхода, которая позволит своевременно реагировать на внешние и внутренние сигналы, вносить изменения или корректировки, которые необходимы для достижения стратегической цели учреждения. В качестве основных методов проведения работы были использованы логический анализ и моделирование. Результатом проведенной работы стала «Модель инновационного развития вуза на основе управления бизнес-процессами». Для модели определены основные преимущества, выраженные в функциональных особенностях и возможностях, разработаны и обоснованы базовые принципы функционирования, выполнение которых является необходимым условием для ее практического применения. Разработанная модель может быть использована образовательными учреждениями среднего и высшего образования, коммерческими и некоммерческими организациями, осуществляющими образовательную, научную и инновационную деятельность.
управление бизнес- процессами.
процессный подход
инновационное развитие вуза
1. ГОСТ Р ИСО 9004–2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
2. Лебедева Н.А. Комплексная система мониторинга факторов внешнего окружения и внутренней среды вуза// Креативная экономика. 2014. № 11 (95). С.19-33.
3. Лебедева Н.А., Полетаева Л.П. Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 14 т. Т. 10. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 80-82.
4. Мясоедова В.А. Постиндустриальный транзит и альтернативы элитогенеза российского общества// Образование. Наука. Научные кадры. 2012. № 9. С.65-170.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
6. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edu.ru (дата обращения: 25.05.2015).
Современное состояние системы образования в России, в частности сектора «высшее образование», в рамках которого традиционно осуществляют свою деятельность высшие учебные заведения,  характеризуется:

- формированием «рынка образовательных услуг» и переходом к системе рыночных отношений;

-усилением конкуренции;

- увеличением затрат вузов на маркетинг и формирование бренда, усилением роли бренда в формировании конкурентоспособности организации;

-стагнацией в секторе «высшее образование», обусловленной острой необходимостью укрепления института среднего профессионального образования и подготовки «рабочих» кадров.

Кроме того, стагнациюусугубляют следующие факторы внешней среды:

a)                  усложнение процедур аккредитации, лицензирования, мониторинга деятельности вузов, изменение образовательных стандартов;

b)                 сокращение бюджетного финансирования на общем фоне ухудшения экономической ситуации в стране и снижения платёжеспособности населения;

c)                  дефицит кадрового замещения высшей школы;

d)                 сокращение количества населения в возрасте до 18 лет (демографический кризис);

e)                  тенденции к укрупнению в отрасли[3;6].

Успешная деятельность современных вузов и их дальнейшее развитие в отрасли определяется следующими ключевыми факторами (значимыми для потребителя и позволяющими формировать конкурентные преимущества):

¾                брендом и репутацией;

¾                маркетинговой деятельностью;

¾                материально-технической оснащенностью;

¾                наличием связей/партнерских взаимоотношений с реальным сектором экономики, ссузами, школами; 

¾                стоимостью обучения.

Следовательно, для сохранения устойчивых рыночных позиций и конкурентных преимуществ в сложных и неопределенных условиях вузам необходимо уделять пристальное внимание разработке эффективной стратегии управления развитием учреждения, учитывающей не только тенденции отраслевого окружения, ключевые движущие силы отрасли, но и потребности потребителей, а также преимущества других игроков рынка. Сложные условия предопределяют изменение подходов к оценке и прогнозированию динамики внешнего окружения и внутренней среды вуза, которая предшествует разработке стратегии развития. Таким образом, для того чтобы в долгосрочном периоде оставаться конкурентоспособным, вузу необходимо разработать и применять такую модель стратегического управления и инновационного развития, которая позволит реализовать задуманную стратегию, проводить систематический мониторинг макро- и микроокружения и адаптироваться под изменения факторов внешней среды[4].

На рисунке 1 представлено воздействие факторов внешнего окружения на стратегию развития вуза.

Рис.1. Влияние факторов внешнего окружения на стратегию вуза

Необходимо отметить, что традиционные методы прогнозирования динамики внешнего окружения и составления вероятностной оценки тех или иных процессов в будущем показывают хорошие результаты в условиях статичной среды. Поэтому составление статичной прогнозной модели внешнего окружения в современных условиях  динамичных изменений, инициируемых не только на уровне Российской Федерации, но и мировым сообществом в ситуации геополитических и социально-экономических преобразований, является неактуальным и фактически сводит на «нет» вероятность реализации  разработанного прогноза. Следовательно, возникает вопрос о применении новых подходов и инструментов формирования перспективных моделей развития образовательных учреждений, посредством которых возможно осуществлять не только адаптивные изменения в стратегии и тактики вуза, но также наращивать ключевые компетенции организации. Такие модели относятся к числу интерактивныхинструментов управления, которые дают возможность своевременно реагировать на внешние и внутренние сигналы, вносить изменения или корректировки, которые необходимы для продолжения «движения» – достижения стратегической цели вуза.

Важное значение при формировании модели инновационного развития и стратегического управления вузом, а также прогнозированииизменений макроокружения имеет процесс переориентации высших учебных заведений с «учреждений, чья деятельность направлена на удовлетворение потребностей граждан в образовании, предоставление образовательных услуг в сфере высшего образования», на «организации, ключевыми направлениями деятельности которых, в равной степени, становится: образовательная, инновационная и научная деятельность»[5].

Высшее учебное заведение является сложной нелинейной системой, внутри которой сосредоточены различные взаимосвязанные и взаимозависимые процессы [1]. Поэтому в качестве платформы для построения модели инновационного развития вуза автором предлагается использовать процессный подход – управление на основе бизнес-процессов (рисунок 2).

 


Рис.2. Модель инновационного развития вуза на основе управления бизнес-процессами


Основные преимущества данной модели заключены вее функциональных особенностях и возможностях:

¾                разделить все процессы вуза на поддающиеся управлению блоки, четко определить границы полномочий и ответственности для каждого из бизнес-процессов и персонала;

¾                выявить вклад каждого бизнес-процесса в формирование добавленной стоимости для потребителя (рыночная ориентация организации);

¾                обеспечить ранжирование процессов вуза по степени их важности и вкладу в формирование продукта /услуги (на основные, вспомогательные  и обеспечивающие);

¾                анализировать и сокращать затраты на процессы, которые не добавляют потребительской ценности, не вносят весомый вклад в формирование ключевых компетенций и конкурентных преимуществ образовательной организации;

¾                совершенствовать систему распределения ресурсов и управления затратами в целом по учебному заведению, обеспечивать ресурсами стратегически важные направления деятельности вуза;

¾                формировать систему оценки эффективности по каждому бизнес-процессу в отдельности и всей системе в целом;

¾                определить параметры качества для  каждого процесса и его воздействия на всю систему в совокупности;

¾                выявлять отклонения по ключевым показателям эффективности бизнес-процессов;

¾                обеспечить оперативные изменения/переориентацию/совершенствование одного или нескольких бизнес- процессов вследствие изменения стратегического окружения;

¾                обеспечивать взаимосвязь между бизнес- процессами вуза, являющуюся одним из ключевых факторов достижения поставленных целей;

¾                обеспечить прозрачность системы управления и формирования отёчности.

Использование модели инновационного развития вуза на основе управления бизнес-процессами в рамках конкретного учебного заведения возможно на основе следующих принципов:

1)                 Наличие стратегических целей и стратегического видения перспектив. Принцип подразумевает наличие у организации ясного видения собственного будущего и умеренных амбиций для его достижения, а также создания «напряженности» в процессе инновационного развития. Под «напряженностью» понимаются условия, при которых в организации постоянно разрабатываются новые продукты/услуги и применяются новые подходы, инструменты, процессы, с целью формирования конкурентных преимуществ.

2)                 Интерактивность. Принцип предполагает возможность комплексного и процессного изменения любой структуры управления при появлении подобной необходимости, а также своевременного реагирования на сигналы внешнего окружения с целью пересмотра способов/инструментов/траекторий достижения поставленной стратегической цели.

3)                 Поддержка руководства. Принципотражает понимание высшим  руководством необходимости и значимости проведения предлагаемых изменений, готовности поддерживать инициативы персонала, реорганизовывать сложившийся в течение длительного периода времени привычный порядок работы (в том числе совершенствовать свои знания, при необходимости изменять подходы к управлению, быть готовым к делегированию полномочий и т.д.).

4)                 Высококвалифицированный персонал. Для обеспечения  инновационного развития вуза на основе процессного подхода необходимо привлечение персонала, готового выполнять сложные комплексные задачи, способного к саморазвитию и самореализации. Высококвалифицированный персонал является одним из ключевых ресурсов для реализации модели инновационного развития вуза.

5)                 Применение процессного подхода к управлению. Принцип предполагает перестройку системы управления вузом и внедрение процессного подхода к управлению на всех уровнях организации.

6)                 Эффективная кадровая политика. Данный принцип предполагает, что в организации существует эффективная система управления человеческими ресурсами, которая обеспечивает высокий уровень приверженности персонала организации и готовности его к адаптации и самосовершенствованию.

7)                 Вовлечение персонала. Данный принцип предполагает полное вовлечение персонала вуза в процессы изменения и формирования нового подхода к деятельности на основе управления бизнес-процессами, активизацию его потенциала и готовность брать на себя полномочия и ответственность. Кроме того, персоналу будет необходимо «разучиться»  выполнять операции и процедуры «с применением устоявшихся, малоэффективных способов и инструментов».

8)                 Мониторинг внешнего окружения. Данный принцип предполагает наличие у организации системы мониторинга макроокружения с целью получения оперативной информации об изменениях. Система мониторинга должна быть многоуровневой и затрагивать не только «образовательный аспект» деятельности вуза, но и другие ключевые направления его деятельности. Многоуровневая система мониторинга предполагает: сбор достоверной и актуальной информации о состоянии макроокружения, получение информации, снижающий степень  неопределенности при принятии решений и т.д. [2].

Выполнение представленных принципов является необходимым условием для применения модели инновационного развития вузана основе управления бизнес-процессами, однако их перечень может быть расширен и дополнен с учетом особенности функционирования конкретного учебного заведения  и  изменений во внешнем окружении.

Представленная модель может быть использована образовательными учреждениями среднего и высшего образования, коммерческими и некоммерческими организациями, осуществляющими образовательную, научную и инновационную деятельности. 

Рецензенты:

Шленов Ю.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации»МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва;

Левин Ю.А., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации»МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва.



Библиографическая ссылка

Лебедева Н.А. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20034 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674