- формированием «рынка образовательных услуг» и переходом к системе рыночных отношений;
-усилением конкуренции;
- увеличением затрат вузов на маркетинг и формирование бренда, усилением роли бренда в формировании конкурентоспособности организации;
-стагнацией в секторе «высшее образование», обусловленной острой необходимостью укрепления института среднего профессионального образования и подготовки «рабочих» кадров.
Кроме того, стагнациюусугубляют следующие факторы внешней среды:
a) усложнение процедур аккредитации, лицензирования, мониторинга деятельности вузов, изменение образовательных стандартов;
b) сокращение бюджетного финансирования на общем фоне ухудшения экономической ситуации в стране и снижения платёжеспособности населения;
c) дефицит кадрового замещения высшей школы;
d) сокращение количества населения в возрасте до 18 лет (демографический кризис);
e) тенденции к укрупнению в отрасли[3;6].
Успешная деятельность современных вузов и их дальнейшее развитие в отрасли определяется следующими ключевыми факторами (значимыми для потребителя и позволяющими формировать конкурентные преимущества):
¾ брендом и репутацией;
¾ маркетинговой деятельностью;
¾ материально-технической оснащенностью;
¾ наличием связей/партнерских взаимоотношений с реальным сектором экономики, ссузами, школами;
¾ стоимостью обучения.
Следовательно, для сохранения устойчивых рыночных позиций и конкурентных преимуществ в сложных и неопределенных условиях вузам необходимо уделять пристальное внимание разработке эффективной стратегии управления развитием учреждения, учитывающей не только тенденции отраслевого окружения, ключевые движущие силы отрасли, но и потребности потребителей, а также преимущества других игроков рынка. Сложные условия предопределяют изменение подходов к оценке и прогнозированию динамики внешнего окружения и внутренней среды вуза, которая предшествует разработке стратегии развития. Таким образом, для того чтобы в долгосрочном периоде оставаться конкурентоспособным, вузу необходимо разработать и применять такую модель стратегического управления и инновационного развития, которая позволит реализовать задуманную стратегию, проводить систематический мониторинг макро- и микроокружения и адаптироваться под изменения факторов внешней среды[4].
На рисунке 1 представлено воздействие факторов внешнего окружения на стратегию развития вуза.
Рис.1. Влияние факторов внешнего окружения на стратегию вуза
Необходимо отметить, что традиционные методы прогнозирования динамики внешнего окружения и составления вероятностной оценки тех или иных процессов в будущем показывают хорошие результаты в условиях статичной среды. Поэтому составление статичной прогнозной модели внешнего окружения в современных условиях динамичных изменений, инициируемых не только на уровне Российской Федерации, но и мировым сообществом в ситуации геополитических и социально-экономических преобразований, является неактуальным и фактически сводит на «нет» вероятность реализации разработанного прогноза. Следовательно, возникает вопрос о применении новых подходов и инструментов формирования перспективных моделей развития образовательных учреждений, посредством которых возможно осуществлять не только адаптивные изменения в стратегии и тактики вуза, но также наращивать ключевые компетенции организации. Такие модели относятся к числу интерактивныхинструментов управления, которые дают возможность своевременно реагировать на внешние и внутренние сигналы, вносить изменения или корректировки, которые необходимы для продолжения «движения» – достижения стратегической цели вуза.
Важное значение при формировании модели инновационного развития и стратегического управления вузом, а также прогнозированииизменений макроокружения имеет процесс переориентации высших учебных заведений с «учреждений, чья деятельность направлена на удовлетворение потребностей граждан в образовании, предоставление образовательных услуг в сфере высшего образования», на «организации, ключевыми направлениями деятельности которых, в равной степени, становится: образовательная, инновационная и научная деятельность»[5].
Высшее учебное заведение является сложной нелинейной системой, внутри которой сосредоточены различные взаимосвязанные и взаимозависимые процессы [1]. Поэтому в качестве платформы для построения модели инновационного развития вуза автором предлагается использовать процессный подход – управление на основе бизнес-процессов (рисунок 2).
Рис.2. Модель инновационного развития вуза на основе управления бизнес-процессами
Основные преимущества данной модели заключены вее функциональных особенностях и возможностях:
¾ разделить все процессы вуза на поддающиеся управлению блоки, четко определить границы полномочий и ответственности для каждого из бизнес-процессов и персонала;
¾ выявить вклад каждого бизнес-процесса в формирование добавленной стоимости для потребителя (рыночная ориентация организации);
¾ обеспечить ранжирование процессов вуза по степени их важности и вкладу в формирование продукта /услуги (на основные, вспомогательные и обеспечивающие);
¾ анализировать и сокращать затраты на процессы, которые не добавляют потребительской ценности, не вносят весомый вклад в формирование ключевых компетенций и конкурентных преимуществ образовательной организации;
¾ совершенствовать систему распределения ресурсов и управления затратами в целом по учебному заведению, обеспечивать ресурсами стратегически важные направления деятельности вуза;
¾ формировать систему оценки эффективности по каждому бизнес-процессу в отдельности и всей системе в целом;
¾ определить параметры качества для каждого процесса и его воздействия на всю систему в совокупности;
¾ выявлять отклонения по ключевым показателям эффективности бизнес-процессов;
¾ обеспечить оперативные изменения/переориентацию/совершенствование одного или нескольких бизнес- процессов вследствие изменения стратегического окружения;
¾ обеспечивать взаимосвязь между бизнес- процессами вуза, являющуюся одним из ключевых факторов достижения поставленных целей;
¾ обеспечить прозрачность системы управления и формирования отёчности.
Использование модели инновационного развития вуза на основе управления бизнес-процессами в рамках конкретного учебного заведения возможно на основе следующих принципов:
1) Наличие стратегических целей и стратегического видения перспектив. Принцип подразумевает наличие у организации ясного видения собственного будущего и умеренных амбиций для его достижения, а также создания «напряженности» в процессе инновационного развития. Под «напряженностью» понимаются условия, при которых в организации постоянно разрабатываются новые продукты/услуги и применяются новые подходы, инструменты, процессы, с целью формирования конкурентных преимуществ.
2) Интерактивность. Принцип предполагает возможность комплексного и процессного изменения любой структуры управления при появлении подобной необходимости, а также своевременного реагирования на сигналы внешнего окружения с целью пересмотра способов/инструментов/траекторий достижения поставленной стратегической цели.
3) Поддержка руководства. Принципотражает понимание высшим руководством необходимости и значимости проведения предлагаемых изменений, готовности поддерживать инициативы персонала, реорганизовывать сложившийся в течение длительного периода времени привычный порядок работы (в том числе совершенствовать свои знания, при необходимости изменять подходы к управлению, быть готовым к делегированию полномочий и т.д.).
4) Высококвалифицированный персонал. Для обеспечения инновационного развития вуза на основе процессного подхода необходимо привлечение персонала, готового выполнять сложные комплексные задачи, способного к саморазвитию и самореализации. Высококвалифицированный персонал является одним из ключевых ресурсов для реализации модели инновационного развития вуза.
5) Применение процессного подхода к управлению. Принцип предполагает перестройку системы управления вузом и внедрение процессного подхода к управлению на всех уровнях организации.
6) Эффективная кадровая политика. Данный принцип предполагает, что в организации существует эффективная система управления человеческими ресурсами, которая обеспечивает высокий уровень приверженности персонала организации и готовности его к адаптации и самосовершенствованию.
7) Вовлечение персонала. Данный принцип предполагает полное вовлечение персонала вуза в процессы изменения и формирования нового подхода к деятельности на основе управления бизнес-процессами, активизацию его потенциала и готовность брать на себя полномочия и ответственность. Кроме того, персоналу будет необходимо «разучиться» выполнять операции и процедуры «с применением устоявшихся, малоэффективных способов и инструментов».
8) Мониторинг внешнего окружения. Данный принцип предполагает наличие у организации системы мониторинга макроокружения с целью получения оперативной информации об изменениях. Система мониторинга должна быть многоуровневой и затрагивать не только «образовательный аспект» деятельности вуза, но и другие ключевые направления его деятельности. Многоуровневая система мониторинга предполагает: сбор достоверной и актуальной информации о состоянии макроокружения, получение информации, снижающий степень неопределенности при принятии решений и т.д. [2].
Выполнение представленных принципов является необходимым условием для применения модели инновационного развития вузана основе управления бизнес-процессами, однако их перечень может быть расширен и дополнен с учетом особенности функционирования конкретного учебного заведения и изменений во внешнем окружении.
Представленная модель может быть использована образовательными учреждениями среднего и высшего образования, коммерческими и некоммерческими организациями, осуществляющими образовательную, научную и инновационную деятельности.
Рецензенты:Шленов Ю.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации»МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва;
Левин Ю.А., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации»МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва.
Библиографическая ссылка
Лебедева Н.А. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20034 (дата обращения: 08.12.2024).