Качественное измерение предполагает особенности функционирования информации в рамках циклических процессов, представляют собой петлю обратной связи. В ней рассматривается процесс передачи и хранения информации в системе информационных социосистем. Под ними рассматриваются как сама научная деятельность, так и тенденции взаимодействия элементов социосистем. Таким образом, под обратной связью модно понимать возможность хранить, перерабатывать и передавать информацию в рамках классических и традиционных представлений педагогики, а также основы педагогической деятельности. Информационные социосистемы представлены характерными тенденциями их развития и таким образом рассматриваются в системе педагогических тенденций и категориально-понятийного аппарата. Категориально-понятийный аппарат предполагает особенности определения объектов в системе информационных сообществ.
Цивилизационный процесс предполагает определенные составляющие в закономерностях функционирования информации в рамках чередования информационного объема и информационного содержания. Культурно-типические составляющие предполагают субъективные и объективные факторы - под субъективными факторами (философскими, научными, религиозными воззрениями) и объективными (географическим положением, конфуцианство, ассоциативным и иероглифическим мышлением, рассмотрением мировоззрения как единого организма, невозможностью выработки категориально-понятийного аппарата, отсутствие научных школ, подменой логических методов, корреляционным мышлением, догматизмом, традиционализмом, кастовостью, географическим детерминизмом, традиционность) [2, с. 17-18].
Индивидуальное научное мышление характеризуют определенные количественные. Количественная сторона научного мышления обозначена абстрактной сущностью для описания количества; категория, выражают внешние, или формальные взаимоотношения предметов и их частей. Количественная информация взаимосвязей и взаимодействий различных объектов (микро-, макро-, мега-) в пространстве и определяет топологические и метрические свойства. Количественные различия пространства связаны с пространством и понятием протяженности, расстояния. Топологические различия - это различия отношений порядка (сосуществования объектов), размерности, связности. Первые различия соответствуют арифметизации знания, вторые - его геометризации. Однородное информационное тождество соответствует метрическим различиям, а его инвариант по элементам и отношениям - изоморфно-топологическим. Числовая характеристика объекта определяет постоянные его свойства, не изменяющиеся при перемещении в пространстве, а числовой показатель дает обобщенную характеристику свойств объекта. Следовательно, с одной стороны, число выступает как характеристика различных объектов (количественный аспект информации), с другой - как показатель (качественный аспект) [3, с. 14-16].
Доминировавшая проблема первоначала бытия объяснялась учениями, в которых фигурируют определенные иерархичные стихии. В Индии, это - четыре составляющих элементов: пища (анна) как основа всякой жизни, жизненное дыхание - прана, конкретный элемент - бхута (вода), эфир или акаша, в Древней Греции такие элементы, как огонь, земля, воздух, вода. Следовательно, числа использовались лишь для обозначения той или иной части сущего. Разделение объективного аспекта конечной реальности (Бог, Брахман, вездесущий дух) и субъективного аспекта (душа) выделило количество стихий (субъективное начало) и их содержание (объективное начало). Разнообразие концепций сущего определено изменчивостью, непостоянством материальных процессов, их временностью.
Понятие «сущего» на Востоке - это, например, концепция дхармы, которая приобретает нравственно-этическую окраску (субъективное начало); учение упанишаде (сидеть около) - пассивное созерцание жизни (объективное начало). Субъективное начало определяется установлением причинно-следственных связей, выражающихся в необходимости каждого человека выполнять свои (социальные) функции и обязанности, слабо выраженным индивидуальным характером мышления (в основном коллективное творчество), слабой связью с собственно научной мыслью. Отсутствие ярко выраженных взаимоотношений между субъективным и объективным началом приводит к определению четко выраженных количественных элементов (цифра, значение-число).
Арифметизация знания выстраивает между цифрами-обозначениями определенные отношения (математические операции: возведение в степень; извлечение квадратных и кубических корней, вычисление объёма, арифметической и геометрической прогрессий). Метод алгоритмизации получил определенный статус при решении системы уравнений различных степеней свободы (Чжан Цан, Цзин Чоу-чан, Цинь Цзю-Шао, Ян Хуэн, Чжу Ши-Цза Лю Хуэя «Математика в девяти книгах», «Избыток - недостаток», «Правило фан-чэн»). Решение биквадратного уравнения невозможно без введения понятия матрицы-таблицы. Она имеет принципиально разное представление в Восточных научных школах - это интуитивный объект, основанный на переборе комбинаций чисел, использование которого затрудняется отсутствием самостоятельности отрицательных чисел (отсутствие отрицательных решений). Но при решении уравнений высшего порядка использовались рассуждения от общих посылок к частным (Брамагупты, Бхаскара) [12, с. 10-11].
Трансформация взглядов греков на число определялась историческим периодом, в который формировалась наука (критская, кикладская, троянская, микенская, средиземноморская и римская культура, культура Балканского и Апеннинского полуостровов), и двумя типами логики: Евклидовой (создание законченной теории конических сечений) и Героновой (нахождение решения квадратных уравнений).
Процесс восприятия информации в отношениях гомеоморфизма обусловлен пространственно-временными категориями. Информационные характеристики пространственно-временных представлений: объем, непрерывность, плотность, активность, изменение информации во времени. Информационный объем несет этнокультурность в рамках структуры индивидуального психического пространства и объясняется восприятие человеком структур, связанных с наиболее гармоничными вычислительными закономерностями, а это напрямую связано с эффективностью переработки информации психикой человека. Примером непрерывности информации может служить человеческая речь, которая характеризуется не только передаваемой модулированной звуковой волной, но и различным давлением, создаваемой этой волной в зависимости от языка, используемого при ее передаче. То, что касается временных характеристик информации, это обусловлено ее старением - утратой информации практической полезности для потребителя вследствие кумулятивности информации или изменения самого описанного объекта. Степень старения информации неодинакова для разных видов объект-субъектных отношений.
Анализ информационных процессов в рамках естественно-научного знания приводит к изучению этнокультурного аспекта информации. Во-первых, он обусловлен историческими фактами (модель числа) и психологией народа. Например, основная характерная черта англичанина - это внутренняя суровость, переходящая в строгое, лаконичное, консервативное восприятие жизни, установление фундаментальных связей. Хотя вся история Франции отличается тем, что она достаточно лояльна к своим гражданам, исключая период Французской буржуазной революции, но французы не отличаются особым желанием быть независимыми, свободными как непреклонные англичане, и выбирают возможность приспособиться к окружающей обстановке. Русская история, по Д. Лихачеву, очень схожа с английской, так как на Руси всегда предпочитали смерть позору [4, с. 12-15].
Во-вторых, информация в науке несет логико-методологическую нагрузку. Анализ научных школ по способу передачи, переработки и хранения научной информации показывает, что информационные процессы характеризуются не только объективностью, но в них в значительной степени привносится элемент индивидуально-национального. Например, на Востоке, в отличие от Запада, поступление информации к субъекту осуществляется без приоритетов в информационном процессе, что обусловлено отсутствием иерархичности при выборе информационных данных (основание - триединство: человек - природа - общество). Отсутствует жесткая причинно-следственная связь в процессах получения и хранения информации. Можно отметить и само разделение получения, хранения и переработки информации в рамках самих восточных школ (китайской и индийской). В китайской науке первая роль отводится матрице как совокупности чисел, находящихся в определенных отношениях друг с другом. Числа при этом остаются показателями или обобщенными характеристиками информационных процессов.
Рецензенты:
Бакаева Ж.Ю., д.ф.н., профессор кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Саранск;
Мартынова Е.А., д.ф..н., профессор, заведующая кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск.
Библиографическая ссылка
Айзятов Ф.А. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ШКОЛ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20015 (дата обращения: 14.01.2025).