Мотивационная сфера - значимый компонент в процессе организации спортивной деятельности. Интерес к занятиям выражен именно мотивацией, также она отражает отношение к спорту, заинтересованность, поэтому очень важно формировать мотивы у спортсменов, которые необходимы для рационализации деятельности спортсмена и повышения эффективности психолого-педагогических воздействий на него.
В психологии повседневной жизнедеятельности человека все то, что выступает в качестве внутренних побудителей к деятельности или поведению, является мотивами.
Актуализация изучения вопросов мотивационной сферы спортсмена - путь к успешному повышению спортивного мастерства. Заинтересованность в спортивных занятиях характеризуется именно мотивацией, также она отражает позицию по отношению к спорту. Поэтому очень важно формировать мотивы у спортсменов, которые необходимы для организации правильной деятельности по подготовке к соревнованиям и увеличения эффективности психологических воздействий на него.
На данном этапе развития науки методы мотивации в спорте изучены недостаточно. Особенно актуален этот компонент для неолимпийских спортивных дисциплин. Мотивация является значимым фактором в достижении спортивных успехов. Известно, что мотив - это повод, внутренний психологический источник либо побудительная причина поведения человека.
Современные психологи подразумевают под мотивацией внутреннее состояние человека или некий психический процесс, который воздействует в промежутке между стимулом и реакцией и вызывает реакцию человека на данный стимул [1, с. 7].
Далее обратимся к понятию мотивационной сферы человека. Под этим понятием подразумевают сумму разновидностей всех мотиваций. Мотивационная сфера развивается и растет на протяжении всей жизни индивида.
Интересы человека позволяют оценить его мотивационную сферу. В реализации спортивной деятельности для индивида характерны такие параметры, как уровень развития, сложность и многоступенчатость мотивационной иерархии, что способствует достижению поставленной цели и продуктивному планированию, направленному на высокий результат.
Синхронное выполнение одного и того же физического упражнения привело к появлению спорта. Спорт в отличие от других видов физической деятельности имеет ряд особенностей: наличие соревновательного момента; более развитые физические способности; психическую стойкость или, как мы ее называем, «сила духа» (или «сила воли»); выделение спортсмена из ряда других людей за счет достижения новых высот; систематические, целенаправленные, многолетние тренировки, проводимые с целью улучшения своих результатов.
С развитием разнообразных спортивных дисциплин росла и значимость спортивной психологии. С каждым десятилетием роль спортсмена в соревнованиях не как машины из костей, сухожилий и мышц, а как личности начала выходить на передний план, т.е. учитываются в комплексе физические и психические компоненты, что составляет психофизиологическую основу готовности спортсмена к занятиям не только физической культурой, но и различными видами спорта [2, с. 7].
Спорт - это конкурентная борьба личностей. Логично предположить, что психолого-этические составляющие в формировании спортсмена определенного уровня достижений являются актуальными на сегодняшний день. Необходимо изучать данные психологические особенности не только у самих спортсменов, но и у тренерского состава. Тренер, обладая высоким уровнем мастерства, не только передает умения и навыки спортсмену, но и формирует его мотивационную составляющую к занятиям определенным видом спорта.
Моментом зарождения психологии спорта считается 1913 г., когда с подачи Международного олимпийского комитета на очередном конгрессе впервые рассматривались психологические аспекты спорта того времени. С тех пор прошло более столетия, появилось большое количество новых видов спорта, многие из которых не включены в олимпийскую программу. Многие люди наравне с олимпийскими видами спорта занимаются и неолимпийскими видами спорта. Это объясняется тем, что не для всех личностей занятие спортом мотивируется стремлением к титулам и известности, многие люди занимаются спортом для удовлетворения своих потребностей, для поднятия самооценки в глазах себя и окружающих.
На сегодняшний момент развитие психологии спорта позволяет решать такие задачи, как становление и укрепление причин, дающих спортсмену стимул для улучшения соревновательных результатов; обеспечение определенных условий, позволяющих спортсмену проявлять и развивать себя; развитие взаимопонимания между спортсменом и наставником; обеспечение оперативной психологической поддержки для спортсмена при возможном поражении.
В психологии спортивной деятельности принято считать, что качественная подготовка спортсмена состоит из тактического, технического, психологического и физического аспектов. Несмотря на важность каждого из аспектов, наиболее значимый - психологический. Для данного аспекта характерно представление о спортсмене как о личности. Именно сам человек решает стать спортсменом, именно он взаимодействует со своим наставником, тренером, мотивируя себя к достижению цели. На данном этапе развития спортивной деятельности тренер должен пользоваться основными приемами психологии во взаимодействии со спортсменом.
Психология поможет тренеру изучить наилучшие рычаги влияния на своего подопечного, что в конечном итоге приведет к разностороннему совершенствованию спортсмена. В зависимости от мотивов личности спортсмена результаты одинаковых тренировок могут дать различные результаты. Стимулы, как и мотивы спортсменов на повседневных тренировках или при участии в соревнованиях, различны.
Многие спортивные психологи с мировым именем пытались классифицировать и упорядочить самые распространенные причины для занятий спортом, будь то профессиональная или любительская спортивная деятельность.
1. По направленности на процесс и результат в ходе осуществления спортивной деятельности.
2. Заинтересованность в спортивной деятельности, удовольствие от процесса, ожидание возможных чемпионских наград, влияние на социальное окружение спортсмена. По уровню устойчивости мотивации: кратковременная, быстро проходящая мотивация и долговременная, устойчивая мотивация.
3. В зависимости от приоритетных целей спортсменов: связанные непосредственно с целью занятий спортивной деятельностью и стимулы, которые побуждают спортсменов к спортивной деятельности.
4. Система мотивации может быть индивидуальной и групповой. При индивидуальной мотивации личность руководствуется личным интересом, который привел ее к занятиям спортом. При групповой мотивации подразумеваются такие мотивы, как патриотизм, честный соревновательный момент и т.д.
5. По доминирующей установке: мотивация, двигающая людей с целью достижения всех видов успеха, и мотивация, двигающая людей с целью уклонения от возможных неудач и поражений.
Недостаточная изученность мотивации в психологии спорта повлияла на формирование методики исследования. По словам исследователя спортивной психологии А.А. Ильина [3, с. 7], каждый начинающий спортсмен ставит на первое место самоутверждение, желание самосовершенствоваться, получение удовлетворения от спортивного процесса и другие аспекты материального и духовного плана. При этом каждый спортсмен может иметь как один вид мотивов - желание самосовершенствоваться, так и несколько - самоутверждение, получение удовлетворения от результатов своей деятельности. Так, И.Г. Келишев считает отправным стимулом спортивной деятельности внутригрупповую симпатию, что подтверждается опросом около 900 спортсменов [4, с. 7]. Суть данного стимула - не желание выиграть всевозможные соревнования, а желание общаться со своими сверстниками. Общение является базовой потребностью личности.
Ю.Ю. Палайма разделил спортсменов на две категории в зависимости от двигающих их вперед мотивов. Первую категорию спортсменов ученый назвал коллективистами. Они демонстрируют лучшую работу в команде. Данной группой управляют коллективные и моральные стимулы. Вторая группа - индивидуалисты. Эта категория спортсменов достигает высоких результатов при одиночной игре [5, c. 7]. Индивидуалистами движет жажда саморазвития, самоутверждения и самовыражения.
А. Ц. Пунин сделал вывод, что на протяжении всей спортивной жизни каждого спортсмена роль и влияние того или иного стимулятора могут изменяться. Он выдвинул теорию о смене стимулов для спортсменов на разных временных отрезках их спортивной жизни. На каждом отрезке карьеры спортсмена преобладают свои главенствующие мотивы [6, c. 8].
А.Ц. Пунин предложил следующий список изменения мотивов человека.
1. Мотивы начальной стадии являются инстинктивными и базирующимися на основе эмоций. Такие мотивы во многих случаях являются краткосрочными и нестойкими и обусловлены естественной человеческой потребностью заниматься физической активностью.
2. Мотивы, связанные с устойчивостью занятий избранным видом спорта, достижением успехов в спорте, приобретением специальных навыков; мотивы, связанные с моралью, с самоутверждением, с азартом, с желанием самосовершенствоваться, с желанием добиться определенных материальных благ в ходе спортивной деятельности.
3. Мотивы стадии высшего спортивного мастерства: в данном пункте основным и определяющим мотивом становится мотив достижения успеха в спорте.
Основным локомотивом покорения новых спортивных высот являются именно мотивы. В качестве понятия успеха в спортивных состязаниях могут выступать достижения, важные лично для спортсмена. К данным достижениям можно отнести приобретение желаемых навыков, формирование своего тела, профилактику здоровья, просто получение удовольствия.
В результате краткого анализа изучения мотивационной сферы личности спортсмена нами были выделены основные мотивы занятием неолимпийскими видами спорта, которые соответствуют таковым психологическим аспектам в занятиях спортивной деятельностью. Подчеркнута роль тренера в формировании стойких мотиваций, которые подкрепляются поэтапностью достигаемых результатов в соревновательной деятельности спортсмена. Мотивы, связанные с занятиями видами спорта, не вошедшими в Олимпийскую программу, подвигают спортсмена к самосовершенствованию, самообладанию, активности и личностному росту. Появление потребности к занятиям определенным видом спорта, их неполная удовлетворенность на определенном этапе достижений формирует высшие мотивы спортивного мастерства.
Рецензенты:
Винтин И.А., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, г. Саранск;
Андронов В.П., д.псх.н., профессор кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва , г. Саранск.
Библиографическая ссылка
Маслов Д.В., Тарасова Т.В., Щанкина Н.С., Черемушкина Д.С. МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ К ЗАНЯТИЯМ НЕ ОЛИМПИЙСКИМИ ВИДАМИ СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19998 (дата обращения: 12.10.2024).