В современном зарубежном баховедении, которое представляет собой в высшей степени разветвленную самостоятельную область науки, сосуществуют самые разные направления исследований. Одно из них связано с разработкой проблемы, которая всегда находится в центре внимания - это толкование свойств и выразительных возможностей тональности в сочинениях И.С. Баха. Данная сфера достаточно детально изучена в работах отечественных авторов. Но есть определенные аспекты, традиционно рассматриваемые музыковедами именно западных школ. Поэтому цель настоящей статьи - дать информацию о концепциях зарубежных ученых, предлагающих новые ракурсы в решении целого ряда задач. Безусловно, многие из них опираются на классические положения, сложившиеся и утвердившиеся в трудах выдающихся ученых на протяжении весьма долгого исторического периода. Так или иначе, каждый тезис становится предметом дискуссий в разных исследованиях и немецкоязычных, и англоязычных музыковедов. Эти работы составляют материал данной статьи. Отметим наиболее часто обсуждаемые вопросы: сфера тональности в ранних сочинениях Баха (влияние Д. Букстехуде), «звуко-живопись» (tone-painting), сопряженность тональности сочинения с музыкальной аллегорией и музыкальной риторикой, свойства тонального плана больших композиций.
Безусловно, обозначенные направления тесно переплетаются. В объемных монографиях западных ученых ХХ века проблемы тональности рассматриваются на основе теоретических положений знаменитого трактата Ф.В. Марпурга [10], написанного в середине XVIII века. Поэтому в большинстве случаев их главы посвящены «Хорошо темперированному клавиру», «Искусству фуги», «Музыкальному приношению» и другим известным сочинениям. Но при этом следует отметить, что в определенной степени проблемы тональности рассматриваются и на примере ранних произведений Баха. Думается, что интерес к раннему периоду баховского творчества весьма перспективен и должен составить определенное направление. Здесь на основе современной методологии комплексного анализа могут открыться в новом ракурсе достижения композиторов-предшественников, которые юный гений оценил и воспринял уже в эти годы.
Назовем зарубежных авторов и в хронологическом порядке их работы, затрагивающие проблематику ранних опусов Баха, где вопросы тонального развития относятся к числу важнейших. Обратимся поначалу к трудам известных ученых, которые сыграли важнейшую роль в разработке данной темы. Так, выдающийся английский композитор и музыковед Чарльз Пэрри в монографии «И.С. Бах. История формирования великой личности» уделяет внимание ранним вариантам прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» [13]. Другой крупнейший баховед Чарльз Тэрри называет свое исследование «Бах. Исторический подход» [18], где проблема тональности рассматривается с точки зрения эволюционных процессов, а концепция книги пребывает под эгидой известного выражения Р. Шумана - «Музыка обязана своим существование Баху так же, как религия - Создателю» [18, с. 39].
В современном зарубежном баховедении особый интерес представляет книга Роберта Хилла «Клавирная музыка из Тетради Андреаса Баха и Рукописи Мёллера» [9]. Это исследование можно назвать этапным для баховедения в целом, так как автор приводит неоспоримые доказательства подлинности ранних произведений композитора. В настоящее время аргументация научных положений данной работы весьма часто становится основанием многих исследований. Например, в конце 90-х годов (1997) в одном из научных сборников Кембриджского университета вышла статья Стефана Криста «Ранние сочинения и наследие семнадцатого столетия» [6], где прослеживаются многие моменты, включая сферу тонального наполнения фуги. Важность такого аналитического аспекта подчеркивает и другой крупный современный ученый - Кристоф Вольф, автор работ о музыке барокко и творчестве И.С. Баха. Одно из его эссе - «Хронология и стиль ранних сочинений: основа Органной книжечки» [20] - посвящено обширному кругу проблем, включая вопросы формирования тональности. В этом отношении весьма значителен и труд Дэвида Шуленберга «Клавирная музыка И.С. Баха» [15], опубликованный в 2006 году (535 страниц), в котором в двух главах представлены развернутые разделы о ранних сочинениях - в третьей главе это раздел «Ранние клавирные сочинения» [16] и в пятой главе - раздел «Ранние фуги» [17].
Общеизвестно, что нити, связывающие ранний период творчества Баха с традициями предшественников, неизбежно ведут к Дитриху Букстехуде. Многие западные исследователи говорят, прежде всего, о масштабе личности великого музыканта, повлиявшего на весь жизненный путь Баха. Кристоф Вольф в эссе «Букстехуде, Бах и музыка семнадцатого столетия в ретроспекции» [19] восторженно восклицает: «Это была музыка, отражающая широкий спектр выбора композиций и стилистических возможностей, так как Букстехуде был не только композитором, но яркой личностью, был идеальным типом универсального музыканта» [19, с. 44]. В этом отношении «его манера стремиться к разнообразию и индивидуальности в творчестве оказалась решающим прецедентом для Баха. И Бах, в свою очередь, сохранил высокий дух Букстехуде, так как понимал его как предвестие нового идеала для другого, более позднего времени» [19, с. 54-55].
Подчеркнем, что многое в сочинениях Букстехуде и Баха обладает чертами родства. Определенное подобие во многих случаях касается тематизма, можно даже сравнивать темы из больших органных композиций Букстехуде и из «Хорошо темперированного клавира» Баха. Причем такое сравнение обязательно коснется вопроса тональности, так как родственные темы звучат именно в одной тональности, хотя стилистически они принадлежат разным эпохам. Тональное развитие в композициях Букстехуде и в ранних сочинениях Баха - это отдельная тема, требующая детальной разработки.
В зарубежной бахиане ХХ века особое освещение получил весьма интересный аспект: в литературе он дается под рубрикой «звуко-живопись» (tone-painting). Следует отметить, что даты написания работ, посвященных изучению данного вопроса, говорят о постоянном интересе ученых именно к выразительным свойствам и возможностям тональности. Например, известный музыковед Манфред Букофцер опубликовал статью «Аллегория в музыке барокко» еще в 1940 году [3]. Позже к данной проблеме обратился Эрик Чэйф. В названиях его исследований очевиден акцент на символике тонального языка: «Аллегория в музыке: символизм тонального языка в канонах Баха» - 1984 год [4] и «Тональная аллегория в вокальной музыке И.С. Баха» - 1991 год [5].
Весьма знаменательно, что эта проблема активно обсуждается выдающимися исполнителями (!) ХХ века. Они совершенно справедливо считают, что тональная аллегория напрямую связана с музыкальной риторикой, которая, по их мнению, является ключом к интерпретации произведений И.С. Баха. В частности, именно так формулирует проблему один из известных современных немецких органистов Хуберт Майстер. Его книга «Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И.С. Баха», написанная на немецком языке в 1995 году [12] и переведенная в 2009 году на русский язык [2], дает информацию, которая может быть известна именно немцу по рождению. Знание традиций немецкого барокко, текстов хоралов, теории аффектов представлено здесь на уровне абсолютного погружения в мир музыки Баха. Как обязательную основу для своих суждений, Х. Майстер приводит сведения о характеристиках тональностей по И. Маттесону [2, с. 106-107]. Здесь его мнение абсолютно совпадает с мнением другого известного исполнителя - Э. Бодки: «Сравнение пьес, написанных в одной и той же тональности, даст нам возможность сделать необычайно интересные наблюдения по поводу общих источников, которым они - сознательно или непроизвольно - обязаны своим существованием. Это убедит нас, таким образом, в том, насколько полезно глубже вникнуть в эту проблем» [1, с. 212].
Особая область исследований в зарубежном баховедении - проблемы тональности на уровне формы в целом, то есть формообразующая функция тонального движения. Этому посвящены работы известного ученого Роберта Маршалла. В книге «Музыка Иоганна Себастьяна Баха: источники, стиль, значение» [11] в главе «Историческое значение» он пишет: «"Хорошо темперированный клавир", например, демонстрирует не только потенциал инноваций в отношении тональностей, которые впервые в истории клавирной музыки могут равно использоваться, но, что более существенно, возможности для музыкального формообразования по причине обновленной системы функционирования тональности» [11, с. 72]. И, называя один из параграфов «Универсализм Баха», добавляет: «Как законы Ньютона об организации Вселенной, так и законы музыкальной тональности - продукты одного и того же времени - Века Разума, исканий, когда были рождены и Бах, и Ньютон» [11, с. 73]. К. Вольф в эссе «Принципы замысла и порядка пьес в оригинальных баховских изданиях» предлагает свой взгляд на компоновку циклов, рассматривает тональности больших сочинений крупно. Он связывает это не только с проявлениями симметрии, но видит сходство в логическом последовательном движении тональностей вверх в Инвенциях, «Хорошо темперированном клавире», затрагивает и символику «Гольдберг-вариации» - 3 × 10 [21].
Словом, круг проблем, акцентирующих феномен тональности, изучается в современном зарубежном баховедении весьма разнопланово. Важно, что за границей многие новые книги и статьи публикуются практически сразу на двух языках - немецком и английском, что дает возможность быстро получать новую информацию. В ряде случаев это авторские переводы. Такая ситуация связана с тем, что музыковеды, выходцы из Германии, сначала писали свои работы по-немецки. А переехав в США, стали писать по-английски. В других случаях проблема и научный уровень исследования настолько интересны, что перевод становится делом совершенно естественным. В справочниках, как правило, даются сведения о каждом варианте. Здесь можно назвать такие книги: Геральд Герц «Иоганн Себастьян Бах в эпоху рационализма и раннего романтизма» [8], Ганс Эггебрехт «"Искусство фуги" И.С. Баха: сочинение и его интерпретация» [7], Ульрих Зигель «Баховская теологическая концепция формы Фа мажорного дуэта» [14] и др.
К сожалению, современные исследования целого ряда больших западных ученых пока не переведены на русский язык. Они интересны, прежде всего, тем, что основываются на изучении вновь найденных документов, музыкальных рукописей. Их сильная сторона - владение огромным объемом исторического материала, возможность сопоставлять противоречивые данные, полемизировать, предлагать новые авторские концепции. Проблема перевода таких работ должна быть рассмотрена и решена.
Рецензенты:Карташова Т.В., д. искусствоведения, профессор, зав. кафедрой теории музыки и композиции, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова», г. Саратов;
Кулапина О.И., д. искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова», г. Саратов.
Библиографическая ссылка
Свистуненко Т.А. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ТОНАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ЗАРУБЕЖНОМ БАХОВЕДЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19986 (дата обращения: 04.11.2024).