В современной социально-культурной ситуации интерес к разработке проблем воспитания в условиях значимых изменений, которые происходят в российском обществе, приобретает особенно значение. Эти изменения обусловили появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений и методов современного воспитания детей и молодежи. Реализация духовно-нравственного воспитания, как ориентир современной системы образования, является достаточно сложной задачей для педагогических коллективов и, несомненно, нуждается в научном обосновании, а также в методическом и технологическом сопровождении. В связи с этим актуализируется необходимостьспециальной подготовки студентовпедагогических вузов к решению задач духовно-нравственного воспитания различных категорий обучающихся.
Анализ современной философской, культурологической и психолого-педагогической литературы показывает, что понятие «духовность» рассматривается в связи с внутренним состоянием личности, мировоззрением и иерархией ценностей человека, идеологическими и нравственными установками, ориентированностью личности на деятельность во благо общества, поиском нравственных абсолютов и смысла жизни, религиозной и светской верой, достижением социально-значимых целей. Безусловно, в феномене «духовности» заключается высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, ориентированной на базовые человеческие ценности.
Современный педагогический словарь определяет духовное воспитание как формирование ценностного отношения человека к жизни, обеспечивающего его устойчивое и гармоническое развитие. «Нравственное воспитание - это формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения»[3, с.23].
Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» духовно-нравственное воспитание понимается как «педагогически организованный процесс усвоенияи принятия обучающимся базовых национальных ценностей,имеющих иерархическую структуру и сложную организацию»[4].
Ориентация на решение проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодежи присутствует во всех стратегических документах системы образования. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из приоритетов государственной политики определяется «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России»[10].
ФГОС общего образования в рамках структуры Основной образовательной программысодержит требования к содержанию Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Эти документы являются ориентирами в подготовке будущих педагогов кобеспечению духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Историко-педагогический анализ и исследование современных подходов в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи осуществлено в работах Пашкова С.В.[7], Янушкявичене О.Л. [12]и др.Необходимо отметить, что авторы рассматривают проблемы воспитания духовно-нравственной сферы подрастающих поколений с позиции не только светской, но и христианской педагогики.
Широкий спектр профессиональных задач учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников в учебной и внеурочной деятельности отражен в диссертацияхИлакавичус М. Р.[2],Петраковой Т. И.[8]и др.
Поиск решения проблемы духовно-нравственного развития студентов вузов предпринят в диссертационных исследованияхМихалец И.В.[5], Нестерова А.К.[6] и др. Очевидно, что без внимания к личностному развитию будущих педагогов невозможна реализация задач духовно-нравственного воспитания школьников.
Вопросам подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников посвящены диссертационные исследования Горбачевой Т.М.[1], Шитяковой Н.П.[11] и др.
Как показывает анализ литературы, подготовка студентов в области духовно-нравственного воспитания школьников возможна при условии создания в вузе ценностного и культуротворческого пространства профессионального воспитания будущих педагогов, которое необходимо для формированияпрофессиональных и личностных качеств,навыков,способовдеятельности, профессиональной культурычеловека, как основыдлярешения актуальных социально-профессиональныхзадач.В этом случае в процессе профессиональной подготовки происходит обогащение личностного опыта, который благодаря совместной деятельности преподавателя и студента становится инструментом будущей профессиональной деятельности.
Подготовка студентов к реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников может быть представлена через организационно-содержательные ресурсы дисциплины Педагогика. Сквозной и интегрированный характер разделов дисциплины и практики в формате профессионального воспитания на протяжении всего периода обучения позволяют обеспечить готовностьстудентов к обозначенной деятельности.
Анализ педагогических исследований по проблеме подготовки студентов в сфере духовно-нравственного воспитанияобучающихся позволяет представить подготовку студентов к профессиональной деятельности в единстве ценностно-мотивационного, содержательного и деятельностного компонентов.
Ценностно-мотивационныйкомпонентподготовки студентов педагогического вуза объединяет систему базовых национальных, профессиональных и личностных ценностей.В соответствии с требованиями ФГОС школы и «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»в основания профессиональной деятельности будущих педагогов должны быть положеныбазовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность,гражданственность, семья,труд и творчество, наука,традиционные российские религии,искусство и литература, природа и человечество. Цель современного отечественного образования формулируется как «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»[4].В документах определяющим аспектом духовно-нравственного воспитания школьников является единство задач личностного развития и задач, реализуемых в сфере общественных и государственных отношений.
Таким образом, обозначенные ценности, цели и задачи духовно-нравственного воспитания школьников становятся не только учебным материалом по дисциплине Педагогика, но и ценностными ориентирами профессионального воспитания студентов.При этом ценностно-мотивационный компонент подготовки студентов обеспечиваетсяосвоением профессиональных и базовых ценностей отечественного образования в условиях ценностной среды вуза(факультета).
Исходя из поставленной задачи, проектирование содержания учебной программы по Педагогике предполагает ориентацию, с одной стороны, на общественно-государственный заказ в сфере воспитания детей, с другой стороны, на требования ФГОС общего образования.
В результате анализа содержанияучебной программы Педагогика были определены ключевые темы разделов дисциплины, предоставляющие возможности подготовки студентов бакалавриатак реализации задач духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Раздел 1.Введение в педагогическую науку и деятельность. Требования к личностипедагога.Профессиональные ценности педагога. Профессиональная компетентность педагога. Общая и профессиональная культура педагога.Типология профессиональных позиций педагога. Характер и стиль педагогической деятельности. Педагогическое общение. Образование как ценность. Философские основания педагогики. Общечеловеческие ценности.
Раздел 2.История и теория образования.Содержание образования. Личностно ориентированное образование. Сотрудничество в обучении. Сущность воспитания. Гуманистическое воспитание. Детская, подростковая и юношеская субкультура. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения и толерантности. Гражданское воспитание.
Раздел 3.Практика современного образовательного процесса. Педагогическое взаимодействие в условиях поликультурного, полиэтнического общества. Проектирование социального партнерства в образовательном процессе. Педагогическое целеполагание. Внеурочная деятельность в современной школе. Личностно-ориентированные технологии. Педагогическое сопровождение и поддержка.
Содержательная подготовка студентов предполагает обязательное изучение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, а также анализ лучших проектов и программ в области духовно-нравственного воспитания региона и страны.
Для достиженияпреемственности ценностно-мотивационного и содержательного компонентовучебной программы педагогу необходимо обратить внимание на ценностное расширение содержания дисциплины через создание ситуаций: познания самого себя; осознания профессиональной миссии; ценностного диалога; обучения верному жизненному выбору; формирования оптимистического мировосприятия; активного погружения в ценностную среду факультета (вуза); удовлетворения потребностей в признании, успехе, самореализации, общении, понимании.
В качестве критериев
и показателей качества деятельности
педагога
по трансляции содержания образования дисциплины Педагогика как компонента
подготовки студентов к
духовно-нравственному воспитанию могут быть использованы:
- критерий субъектности (понимание и трансляция сущности и содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся, умение связывать содержание дисциплины с личностными ценностями студентов, использование содержания дисциплины как стимула для творческой деятельности студентов);
- критерий открытости (представление содержания дисциплины как «открытия», использование учебных материалов для развития критического мышления, проблемностьпредлагаемого содержания);
- критерий дополнительности (включение «обыденного» в понимание категориально-понятийного аппарата теории духовно-нравственного воспитания, использование различных подходов к трансляции теории и практики духовно-нравственного воспитания школьников, экспертные основания оценки результативности духовно-нравственного воспитания).
Интеграция содержательной и деятельностной составляющих подготовки студентов осуществляется через применение в процессе освоения дисциплины гуманитарных икомпетентностно-ориентированных образовательных технологий.
Деятельностный компонент подготовки студентов включает выполнение практико-ориентированных заданий,учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ, программу инструктивно-методического лагеря «Я- классный руководитель», пространство учебной и производственной практики, систему воспитательной работы в вузе. Именно воспитательная работа во всем многообразии ее направлений и форм сейчас становится мощнейшим ресурсом подготовки будущих педагогов в области духовно-нравственного воспитания.
Определяющим условием профессионального становления студентов становятся интерактивные формы профессионального воспитания. Так, за последние годы в Омском государственном педагогическом университете импульс к развитию получили волонтерские отряды,проекты («Профессиональная преемственность», «Технология добра», «Театральный проект», «ОмГПУ - территория инициативной молодежи», «Знаю, где работать»),студенческие клубы («Пресс-центр», «Альянс», «Мой выбор»),исследовательская и поисковая работа студентов в фондах музея ОмГПУ,фестивалинациональных культур, студенческие конкурсы и др.
Как показывает практика, одной из наиболее результативных форм профессионального воспитания студентов является конкурс творческих работ«Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее». Особая роль конкурса творческих работ студентов в сфере духовно-нравственного воспитания школьников обеспечивается содержательно-организационным единством всех компонентов подготовки студентов к обозначенной деятельности.
Опыт проведенияконкурса«Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее» в течение 2013-15 годов позволяет констатировать следующие результаты.
1.Проявление ценностного отношения и устойчивости профессионального интереса к проблеме духовно-нравственного воспитания, которые подтверждаются:
-увеличением числа участников (в конкурсах приняло участие 106 студентов);
-расширением возрастных границ (интерес к конкурсу проявляют студенты всех курсов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры);
-активностью студентов в подготовке, презентации работ и обсуждении итогов конкурса;
-разнообразием предлагаемых направлений деятельности (патриотическое, художественное, экологическое, познавательное, исследовательское, проектное и др.);
-обогащением организационных формдуховно-нравственного воспитания адекватных особенностям современных детей (кейс,буктрейлер, игровая акция,программа волонтерского движения, программа киноклуба,социальный и культурно-просветительский проекты, исследовательская работа, видеоролик, квести др.). Преобладание в конкурсе этих форм свидетельствует о стремлении конкурсантов учитывать интересы и потребности современных детей. Следует особенно отметить внимание будущих педагогов к проблемам внутреннего мира современного ребенкав работах «Дети - наше будущее», «Проблема взросления современных детей» и др.
2. Содержаниеконкурсных работ студентов демонстрирует умение использовать достижения современной педагогической науки и практикидля решения задачдуховно-нравственного воспитания, стремление соотносить личностные и профессиональные ценности с вызовами времени и современнойсоциокультурной ситуацией.Важно, что студенты в формате конкурса получают возможность не только обозначить социально значимую проблему, но и проявить потенциальную готовность к ее решению.
3.Продуктивность лучших творческих работ студентов характеризуется установкой на обязательную реализацию разработанныхпроектов и программ в образовательном процессе школы и учреждений дополнительного образования детей,стремлением применить современные технологии воспитания духовно-нравственной культуры детей и молодежи.
4.Безусловным достоинством ряда конкурсных работ является их исследовательский характер.Студенты проводят проблемный анализ практики воспитания,осуществляютпроектирование целей, содержания, этапов и технологий профессиональной деятельности, определяют диагностический инструментарий и оценивают результативность воспитательного процесса.
5. Лучшие конкурсные работы отличаются использованием ресурса предметной и методической подготовки студентов с учетом специфики ценностной среды факультетов, профессиональных интересов и компетенций: «С чего начинается Родина?», «Как преодолеть в себе «маленького человека?», «Омск - на пути к 300-летию», «Буктрейлер как форма активизации чтения современных подростков», «Ключ: выпусти на волю зверя» и др.
6.Будущие педагоги в представлении конкурсных работ демонстрируют владение информационными технологиями и максимальное использование возможностейсовременной компьютерной техники и информационных ресурсов, акцентируя при этом внимание на нравственно-этическом аспекте взаимоотношений людей в современном информационном пространстве.
Результаты конкурсной деятельности, на наш взгляд, позволяют констатировать, чтовключение студентов в многообразные формы воспитательной работы создает оптимальные условия для профессиональной подготовки.
Теоретический анализ проблемы и образовательная практика свидетельствуют о сложности и многоаспектности профессиональной подготовки студентов в области духовно-нравственного воспитания. Результативность этой подготовки достигается единством ценностно-мотивационного, содержательного и деятельностного компонентов профессиональной подготовки студентов к решению проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Рецензенты:Чекалева Н.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г.Омск;
Чуркина Н.И., д.п.н., доцент,профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО«Омский государственный педагогический университет», г.Омск.
Библиографическая ссылка
Петрухина О.А., Феттер И.В. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19983 (дата обращения: 17.05.2025).