Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Шевченко И.А. 1 Красильникова Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Система образования XXI века названа стратегически важной сферой человеческой деятельности, которой определена опережающая роль в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Базовой мировоззренческой парадигмой XXI века, создающей новые ориентиры для развития образования, является экологический гуманизм.Культура природопользования выступает стратегической целью современного образования. Сегодня активно развиваются направления практико-ориентированной науки, которая способна осуществлять цепочку переходов: от теоретико-концептуального знания к знанию проектному, где проектирование рассматривается как опыт инновационной деятельности. Складывающееся проектное обучение имеет исключительное значение, как на общепедагогическом уровне, так и на уровне частно-педагогическом, в т.ч. связанным с формированием культуры природопользования средствами образования с использованием проектных, проектно-модульных технологий. Интеграция знаний в условиях проектно-модульного обучения средствами факультатива повышает эффективность географического и геоэкологического образования посредством обеспечения условий как для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, так и для формирования картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. В результате изучения факультатива обучающиеся овладевают способами проектной деятельности, которая обеспечивает усвоение навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности и самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении задач.
факультатив
городской ландшафт
проект
учебный модуль
модульная технология
проектное обучение
культура природопользования
1. Винокурова Н.Ф., БаканинаФ.М., Глебова О.В., Шевченко И.А. Экология городского ландшафта // Программа элективных курсов. География. 10-11 кл. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2006. – С. 45-66.
2. Винокурова Н.Ф., Шевченко И.А.Особенности формирования культуры природопользования студентов-географов при изучении культурного городского ландшафта в геоэкологическом образовании// Сб. мат. международного научного e-симпозиума Теория и методика профессионального образования (Электронный ресурс).– 2014. – С. 98-110.
3. Культура природопользования: научные и образовательные аспекты: коллективная монография /Под ред. Н.Ф. Винокуровой. – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. – 164 с.
4. Шевченко И.А. Методика изучения городского ландшафта в начальном курсе географии на основе культурно-экологического подхода:Автореф.дис.канд.пед.наук.– Нижний Новгород, 2004. – 16 с.
5. Шевченко И.А., Красильникова Н.А. Методические особенности разработки геоэкологических экскурсий в условиях дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования.– 2014. - № 6.
6. Шевченко И.А., Хропова И.Е. Методические особенности факультатива «Островки ноосферы родного края» для 8–9-х классов на основе аксиологического подхода//Научно-методический электронный журнал "Концепт".– 2014.- № 2. – С. 111-115.
7. Vinokurova N.F., Shevchenko I.A.The creation of a culture of nature management in the conditions of modernization of the educational system // Recent trends in science and technology management. – 2014. – Т.5.– С. 48-57.
8. Vinokurova N.F., Shevchenko I.A. The creation of a culture of nature management as a factor of sustainable development in the study of the urban landscape//European Conference on Education and Applied Psychology 2nd International scientific conference. – 2014. – С. 200-204.

Во второй половине ХХ века мир вступил в социально-экономическую формацию, которую называют постиндустриальной эпохой, экономикой знаний, информационных технологий, эрой потребления. Каждое из приведенных названий в той или оной мере отражает какую-то грань изменений в содержании социально-экономических реалий, векторе меняющихся цивилизационных ориентиров. В этой связи система образования XXI века названа стратегически важной сферой человеческой деятельности, которой определена опережающая роль в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Базовой мировоззренческой парадигмой XXI века, создающей новые ориентиры для развития образования, является экологический гуманизм[3]. Новое содержание образования должно быть ориентировано на «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, в «жизненный мир» и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида, активный личностный поиск способов жизнедеятельности в социоприродном мире, отвечающих достижению гармонии с миром[4].

Научно-центрическая образовательная парадигма, отражая науку как элемент культуры, ориентирует на формирование у обучающихся системы знаний, которые функционально полно отражают все многообразие объектов природопользования и диалектику взаимоотношений субъекта природопользовательской деятельности и объекта. Социокультурным ориентиром для отображения научного знания в образовании стало понимание культуры как спрессованного и оформленного опыта предшествующих поколений, а так же сам процесс получения знания посредством проблемно-ориентированного и деятельностного содержания.В контексте постнеклассической науки культура воспринимается не только как оформленный, спрессованный и упорядоченный опыт человечества, но и как опыт возможного, потенциального[2]. В этом контексте продуктивной представляется идея культуры, высказанная философом М.К. Мамардашвили: «Культура - это способность деяния и поведения в условиях неполного знания». Методологический концепт постнеклассической науки, введенный В.С. Степиным, предполагает «человекоразмерность» современного знания, его ценностно-целевую направленность, проблематическую проективность жизнедеятельности. Ряд отмеченных выше особенностей отвечает личностно-деятельностной и культурологической парадигмам образования, а последняя особенность очевидно связывает развитие прикладных областей научного знания, к которым относится и природопользование, с приоритетностью в современных условиях проектной деятельности и проектного сознания. Формирование культуры природопользования рассматривается как системно-структурная модель, предполагающая учет культурно-цивилизационных тенденций развития и приоритетность рассмотренных ранее образовательных парадигм, адекватных современным вызовам постиндустриального общества[3].

Цель исследования. Культура природопользования выступает стратегической целью современного образования. Отметим, что сегодня активно развиваются направления практико-ориентированной науки, которая способна осуществлять цепочку переходов: от теоретико-концептуального знания к знанию проектному.В таком случае проектирование рассматривается как опыт инновационной деятельности. Складывающееся проектное обучение имеет исключительное значение, как на общепедагогическом уровне, так и на уровне частно-педагогическом, в т.ч. связанным с формированием культуры природопользования средствами образования с использованием проектных, проектно-модульных технологий. Сочетание модуля с проектом обеспечивает трансляцию и продуцирование логически завершенного блока информации, требующего для своего раскрытия включения обучающихся в различные виды деятельности. Отметим, что участие в проектах ведет к преобразованию установок человека, его интересов и возможностей[8].

В этом контексте важен переход от технологий репродуктивного характера, направленных на решение задач трансляции социального опыта и его закрепление в последующих поколениях, к технологиям творческого характера, связанным с трансформацией - изменением социального опыта природопокорительного характера, развития так называемого субъектного опыта изучения и решения реальных экологических проблем. Идеи гармонии и «сотворчества» человека и природы предполагают приоритет коммуникативных педагогических технологий, способствующих утверждению установок толерантного сознания, выработку эмпатии и терпимости к проявлению различных взглядов, любви и бережного отношения к природному и культурному окружению[4].

Материал и методы исследования.Культура как человеческая деятельность направлена на преодоление системного кризиса, в том числе связанного с проблемами взаимодействия человека и природы, с проблемами природопользования. В этом контексте культурологический аспект взаимодействует с экологическим. Правомерно в этом плане говорить о культурно-экологической парадигме современного образования, культурно-экологическом подходе (Н.Ф. Винокурова) как векторе культурологической образовательной парадигмы. Экологическое образование и соответствующая культура рассматривается как «становый хребет современного образования» (Н.Н. Моисеев), выполнение им задач перехода к устойчивому развитию. В современных концепциях перехода к устойчивому развитию подчеркивается необходимость интеграции культуры в качестве одного из стратегических элементов в национальную и международную политику, во все образовательные системы как важнейшие социальные институты[7]. Эта культура должна базироваться на: а) новых человекоразмерных моделях познания; б) коэволюционных отношениях и экогуманистических ценностях, ориентированных на искусстве жить вместе, содействуя толерантности, развивая эмпатию, сохраняя природное, культурное, ландшафтное разнообразие; в) конструктивизме деятельности, когда конструирующий человек и конструируемый мир составляют процессуальное единство, взаимосогласованный мир (Н.Ф. Винокурова). Становление всех аспектов культуры природопользования предполагает использование проектно-модульных технологий, что придает этому процессу качество коллективного творчества, способствует  консолидации усилий  на пути становления эффективного (рационального) природопользования, устойчивого развития территорий от локальных и региональных уровней до глобального масштаба[1].Центральную роль приобретают геоэкологические экскурсии, способствующие развитию у школьников экологических компетенций. Они ориентирует учащихся на самостоятельное изучения материала, способствует развитию активности, ответственности, самоорганизации. В настоящее время в образовании положен самостоятельный поиск решения проблемы, осуществляемый в разнообразных формах (экскурсии), максимально приспособленный к индивидуальным запросам обучающихся и является средством реализации их личностных особенностей[5].

Интегрированное содержание учебного материала рационально рассматривать в рамках факультатива «Моя культура природопользования», где мы предлагаем принципиально новый уровень конструирования содержания. Результатом этой деятельности должен стать проект, имеющий практическую направленность (например, задание-исследование). Для развития коэволюционных ценностных ориентаций важно использование «методов погружения» в ландшафт в процессе экскурсий, сочетание логических и внелогических методов познания, проведение обобщающих уроков, экологических модулей по геоэкологическим проблемам[6].Программа факультативанаправлена на целостное познание ландшафта своего ближайшего окружения,его экологических проблем, которые проявляются во всем многообразии, позволяя учащимся осознать и прочувствовать экологическую опасность. Программа помогает школьникам стать активными субъектами в жизни городского ландшафта, формирует такие качества, как ответственность, способность к выбору, рефлексию, общительность, творчество.Продуктом проектной деятельности может быть либо отчет о проведенном исследовании, либо создание мультимедийной презентации по пройденной теме. Факультатив«Моя культура природопользования» может реализовываться как в течение всего учебного года, так и входить в структуру учебного курса. Приведем некоторые примеры проектов в рамках учебных модулей по годам обучения.

6 класс. В рамкахфакультатива «Моя культура природопользования»- модуль «Земля - уникальная планета для жизни» предлагаются следующие проекты:«Гражданин Земли - какой он?». «Сундук с сокровищами: посмотри, что внутри для нас и наших потомков»- изучаем богатство земных недр и их бережное использование.«Что дороже золота?» - изучаем значение и использование почвы человеком. «Легкие» планеты: природопользование и воздух.Мировой океан в опасности!- исследуем проблемы природопользования  и пути их решения.Биосфера - живой шар.«Земля планета людей» - исследуем понятие «здоровье».Я и моя малая Родина - вместе в гармоничное будущее».

7 класс. В рамкахфакультатива «Моя культура природопользования»- модуль «Человек и природа Южной Америки: гармония и дисгармония отношений»предлагаются следующие проекты: «Зеленый рай и глобальные проблемы природопользования Амазонии».«Пустыни следуют за человеком» (на примере зоны опустынивания, прилегающей к Атакаме).«Природа и крупные города континента - возможна ли гармония?» (загрязнение окружающей среды городскими агломерациями Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес).«Путешествие в дикой природе: от разрушения - к созиданию» - эталоны взаимоотношений человека и природы на уникальных особо охраняемых природных территориях Ю. Америки.

8  класс. В рамках факультатива «Моя культура природопользования» - модуль «Голубые глаза России» предлагаются следующие проекты: Роль рек и озер России в расселении предков- природопользователей.От «Старой мельницы» до ГЭС - управление стоком рек в России вчера, сегодня, завтра: экологические преимущества, недостатки и пути решения проблем.Хранитель вод - зеленый лес!Культура природопользования в гидронимах России и своей местности.«Озерный край России»: проблемы природопользования.Водные объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО как особые территории природопользования (на примере ведения хозяйства на берегах озера Байкал).«Живи родник!» - проект по «усыновлению» родников своей местности.«Работаем алхимиками!»: оценка экологического состояния и чистоты водных объектов своей местности.

9  класс. В рамках факультатива «Моя культура природопользования» - модуль «Культура природопользования Дальнего Востока» предлагаются следующие проекты:«Экорегон - Дальний Восток»: изучаем комплекс проблем природопользования.«Буйство природных стихий»  Дальнего Востока (землетрясения, цунами, моретрясения, тайфуны, наводнения) и особенности природопользования.Недра Дальнего Востока: сказочное богатство и разумность использования.Обитатели морей Тихого океана под охраной: «Где находится «бобровое» море и как сохранить популяцию морских котиков на Дальнем Востоке».«Уссурийский тигр: операция по спасению!»Исследуем морское побережье Дальнего Востока для развития экотуризма и рекреационного природопользования.

10-11 классы. В рамках факультатива «Моя культура природопользования»- модуль «Международное единство в решении проблем природопользования» предлагаются следующие проекты: Угроза глобальной экологической катастрофы - миф или реальность?Культура природопользования и роль конкретного гражданина, общественности в решении экологических проблем.Международные организации в решении экологических проблем планеты.  «Роль человека в сохранении устойчивости городских и сельских поселений». Изучаем историю международного сотрудничества и создаем стратегию дорожной экологической карты мира.

Курс каждого факультатива рассчитан на 34 часа учебного времени, из них треть учебного времени предлагается на изучение теоретических вопросов, а остальное время на коммуникативно-практические и самостоятельные работы, которые включают систему заданий творческого характера[1]. Учитель имеет возможность дифференцированно подойти к содержанию программы в зависимости от подготовки учащихся и профиля обучения. Культурно - созидательная деятельность учащихся в проектно-модульном обучении предполагает, с одной стороны, формирование культуры природопользования, развитие представлений о культурном городском ландшафте как «сотворчестве» человека и природы в городе, как «диалог» культур прошлого и настоящего, а с другой стороны, приобщение учащихся к проектированию ближайшего окружения, планированию и уходу за культурными ландшафтами города. Данный факультатив призван повысить активность учащихся, связанной с природоохранной деятельностью и созиданием в ближайшем окружении. Выявление эффективности разработанной методики применительно к познавательному, аффективному, праксиологическому и личностному компонентам культуры  природопользования проверялось в опытно - экспериментальной работе. Эксперимент строился на основе сравнения результатов экспериментальных (первый и второй варианты) и контрольных классов. Экспериментальные классы обучались в рамках разработанной нами методической системы формирования культуры природопользования  на основе проектно-модульного обучения, а контрольные - в рамках традиционной методики обучения географии. Варианты эксперимента отличались одним варьирующим признаком - наличием факультатива культурно-экологической направленности[4].

Результаты исследования.Разработанные программыфакультатива прошли успешную апробацию в школах г. Дзержинска. Представленные и апробированные программы реализуют принцип культурно-экологического пространства, отвечают принципу комплементарности классной и внеклассной формы работы, что позволяет существенно обогатить целостное познание культурного городского ландшафта как особого вида эколого-образовательного пространства, основной функцией которого является обеспечение качества жизни на основе включения учащихся в разнообразную деятельность, в результате которой проявляются и развиваются личностные качества учащихся, а также развить ценностные отношения и практическую деятельность. У большей части учащихся по результатам освоения программы выявлены средние и высокие показатели экологической ответственности.Как показали результаты ответов, учащиеся  научились формулировать правила поведения в городском ландшафте, оценивать свое отношение к природе города с позиции добра и зла, описывать городской ландшафт как пейзаж, проявляя эстетическую восприимчивость и отзывчивость. Эстетические особенности городского ландшафта они оценивают с позиции экологического благополучия и неблагополучия. Критерием явилось готовность учащегося к практической деятельности, потребность в ее осуществлении, а так же проявление активности в природоохранной деятельности, связанной с окультуриванием ландшафта.Данные результаты свидетельствуют о доминировании коэволюционных ценностей, что говорит об эффективности разработанной методики формирования культуры природопользования в рамках проектно-модульного обучения[4].Эффективность разработанной методики оценивалась также по результатам практических и творческих работ. Отчетные работы, выполненные учащимися в рамках факультатива, несли в себе функциональную нагрузку социально-значимой практической деятельности, что является существенным фактором проявления разностороннего отношения к ближайшему окружению. Свидетельством осознания причастности учащихся к этому является приоритет использования в их работах реальных объектов ландшафта. Таким образом, экспериментально подтверждено, что в условиях второго варианта эксперимента, разработанная методика формирования культуры природопользования в рамках проектно-модульного обученияпозволяет достичь высокого уровня сформированности представлений, обеспечивает развитие ценностного отношения к городскому ландшафту и культурно - экологической активности. Выявлена доступность разработанных методических средств, их адекватность целевым установкам и содержанию культуры природопользования в русле культурно-экологического подхода.

Выводы.Таким образом, в результате изучения учебного факультатива «Моя культура природопользования» обучающиеся овладевают способами проектной деятельности, которая обеспечивает усвоение навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности  и самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении задач. При этом все проводимые исследования имели индивидуальный характер и предполагают постановку целей, задач, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление данных, написание отчета, статьи, защиту на учебно-исследовательской конференции. Необходимо отметить, что интеграция знаний в условиях проектно-модульного обучения  средствами факультатива повышает эффективность географического и геоэкологического образования посредством обеспечения условий как для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, так и для формирования картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

 

Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта, выполненного НГПУ им. К. Минина в рамках государственного заказа на оказание услуг,  № 2014/362 НИР №868

Рецензенты:

Винокурова Н.Ф., д.п.н., профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г.Нижний Новгород;

Демидова Н.Н., д.п.н, доцент, зав. кафедрой экологического образования и рационального природопользования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,  г.Нижний Новгород.

 


Библиографическая ссылка

Шевченко И.А., Красильникова Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19952 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674