Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Власенко О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
В статье выявлены проблемы формирования профессиональных способностей, определяющих готовность студентов-дизайнеров к профессиональной деятельности в проектировании. Определены основные задачи формирования необходимых качеств для профессиональной деятельности. Для профессиональной значимости студентов художественных направлений очень важна взаимосвязь развития внимания и воображения, проектного мышления, креативности. Воображение как основа творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Осознание дизайнером принципов и смысла своей деятельности является вариативным и находится в зависимости от того, какие потребности человека и общества представляются ему наиболее важными и насущными. Определены задачи формирования необходимых способностей для осуществления профессиональной деятельности и сформированы основные качества современного дизайнера, такими объективными основаниями считаются профессиональные знания и креативность мышления. Сделан вывод о том, что использование педагогических технологий обучения служит достижению основной цели – формированию профессиональной готовности, призванной помочь будущему дизайнеру стать не только компетентным специалистом, а профессионалом.
компетентность
проектное мышление
образование
готовность
формирование способностей
дизайн
профессиональная деятельность
1. Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии. — Минск: Харвест, 2010. — 192 с.
2. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. — М.: Советский художник, 1987. — 232 с., ил.
3. Казарин А.В. Дизайн как социокультурный феномен: Дис…. канд. филос. наук. Н. Новгород, 2002. С. 76.
4. Кузин В.С. Психология: Учебник. Изд. 3-е, допол. М.: АГАР, 1997. С. 188.
5. Кузин В. С. Указ. соч. С. 201.
6. Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 271 с.

            Высшая школа российского образования на современном этапе развития изменяется структурно и приобретает другую систему функционирования. Построение информационного общества определяет тенденции приоритетов и преобразований в сфере высшего образования. Проблема формирования профессиональных способностей студентов, подготовка их к активной деятельности для решения профессиональных задач становится заметно актуальной. В современном обществе дизайн соединяет в себе массовое производство, массовое потребление, массовую культуру, особую эстетику материального мира, представления массового потребителя о красоте. Как отмечает А.В. Казарин, дизайн -  это демократично ориентированная деятельность, ведь он опирается в своих действиях на объективные потребности массового потребителя [3]. Вопросы моделирования системы профессиональной подготовки дизайнеров как представителей экономики, культуры и искусства, несмотря на их востребованность и широкое применение в сфере занятости, практически не рассматривались. Анализ практического опыта функционирования дизайн-образования ставит необходимость решения научных проблем, связанных с применением образовательных моделей подготовки дизайнеров.

          Цель статьи: рассмотреть значение формирования готовности будущих дизайнеров к профессиональной деятельности.

          Для определения профессиональной компетенции будущих дизайнеров и средств формирования компетентного специалиста анализируется научная литература. Обоснована сущность понятия «профессиональная компетенция дизайнера» и выявлены факторы, влияющие на ее формирование. Анализ исследований и публикаций позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональной компетентности рассматривалась с различных позиций: уточнялась сущность ключевого понятия, выявлялись его существенные признаки как интегративного личностного качества, анализировались особенности этого процесса. Изучению профессиональной компетентности личности уделено значительное внимание в психолого-педагогических исследованиях А.Ф. Аменда, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова. В условиях современности дизайн-образование вызывает интерес у деятелей различных научных отраслей: философов, психологов, педагогов, художников, дизайнеров, искусствоведов. В частности, фундаментальные закономерности развития дизайна как вида творческой художественной деятельности отражены в работах В.Р. Аронова, Н.К. Воронова, В.Л. Глазычева, В.Я. Даниленко, Е.М. Лазарева, В.Ф. Рунге, А.А Фурсы, А.В. Чебыкина. Особого внимания заслуживают исследования ученых, работающих в отдельных сферах дизайна, где представлены конкретные аспекты истории и теории дизайн-деятельности: В.П. Зинченко, А.П. Мельникова, С.М. Михайлова, А.И. Нестеренко, Е.А. Розенблюма, В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедова.

         Проблеме компетентностного подхода в системе профессионального образования посвящены научные работы В.В. Евдокимова, Б.Т. Жантлеуова, А.Л. Смятских, Г.А. Колесникова, М.В. Семенова, Х.О. Карасаева, Ф.К. Шуканова, С.И. Ферхо и др.

            В ходе изучения дисциплин профессионального цикла будущий дизайнер должен овладеть практикой решения профессиональных задач, поскольку именно при изучении специальных предметов студент получает опыт жизненных проблем, проходит профессиональную и социальную адаптацию, что существенно влияет на уровень формирования его готовности к производственно-технологической деятельности. Педагогу при формировании готовности студентов к профессиональной деятельности необходимо развивать в будущих дизайнерах навыки самостоятельного решения профессиональных задач. Подходом к решению этой задачи может стать на начальных этапах объединение практической деятельности учащихся различной профессиональной направленности. На более поздних этапах (на практике, дипломном проектировании) это может стать процессом установления оптимальных связей между вузом и предприятием, чтобы объединить теоретическое обучение студентов и формирование практических навыков на практике.

         Задачами педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования профессиональных способностей должны стать:

1) подготовка востребованных специалистов;

2) подготовка специалистов к новым профессиональным условиям;

3) формирование навыков самостоятельной работы, самообразования и самосовершенствования;

4) формирование умения пользоваться инновационными разработками;

5) формирование навыков понимания обязанностей, задач, значимости, знания средств достижения цели.

         Проектно-творческая деятельность:

1) компетенция в реализации проектных образов с помощью программного обеспечения  Corel DRAW, Adobe Photoshop, AutoCAD, 3 ds max;

2) информационно-коммуникативная деятельность;

3) способность работать в глобальных компьютерных сетях;

4) использование основных методов и средств работы с информацией;

5) познавательная компетенция.

           Для профессиональной значимости студентов художественных направлений очень важна взаимосвязь развития внимания и воображения. Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

В целом, весь объем творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей:

1) ограничительными условиями, от которых зависят осмысленность и объективная значимость творений;

2) новизной и оригинальностью.

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо для создания образов, сюжетов будущего проекта, картины. Да и процесс учения стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать историю, географию и другие предметы. Нужно отметить, что развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием творческого воображения у студентов-дизайнеров.

Воображение в творческом процессе играет  огромную роль - это  способность сознания создавать образыпредставленияидеи и манипулировать ими.  Творчество тесно связано со всеми свойствами личности студентов и не исчерпывается какой-либо одной стороной. Психология творчества проявляется во всех конкретных его видах: изобретательском, научном, литературном, художественном. В любом виде деятельности творческое воображение узнается не столько по тому, что может представлять студент, не считаясь с реальными требованиями действительности, а скорее, как он умеет преобразовать действительность.

Сила воображения, яркость также в значительной степени обусловлены эмоциональной сферой. Различные образы, рисуемые воображением, нередко возникают вследствие повышенной чувствительности. Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности и правдивости. Так, для одних людей характерно фантазировать в области нереальных представлений, другие не выходят за рамки обыденного опыта. Данная особенность воображения зависит от того, насколько легко или трудно даются личности преобразования реальности. Предположительно, что у лиц, которым трудно мысленно сдвинуть что-нибудь со своего места, представить себе что-нибудь необычное, нереальное, взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблонности и рутины и не выходят за рамки действительности. Эти люди скованны и инертны в своих фантазиях.

Одной из важнейших проблем современных психолого-педагогических исследований является  процесс усвоения новых знаний и нарушений функции внимания. Было установлено, что воспитание внимания представляет одну из труднейших задач, так как средства управления вниманием учащихся, которыми располагает преподаватель, часто оказываются недостаточно эффективными. Одной из причин этих трудностей является недостаток теоретических знаний, на которых основываются обычно используемые приемы воспитания внимания.

 В процессе образования нужно  использовать форму, в которой ясно раскрывались бы художественные свойства всех составляющих элементов. При этом можно уловить, насколько эффективны различные композиционные средства и различные приемы гармонизации. Главные принципы современного дизайнерского творчества были сформулированы и реализованы на практике еще в 1920-е гг. в Германии, где с 1919 г. сначала в Веймаре, а потом в Дессау работала Высшая школа строительства и художественного конструирования «Баухауз». В мастерских «Баухауза» перед учащимися впервые были поставлены конкретные композиционные  задачи, решение которых они искали вместе с преподавателями, такими известными архитекторами, дизайнерами и художниками, как В. Гропиус, Л. Ван дер Роэ, А.фон Мейер, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский и др. В свое время Вальтер Гропиус провозгласил лозунг, который и сегодня можно считать основой дизайнерского творчества: «Искусство и техника - новое единство» [4]. Многие русские художники, ставшие основоположниками современного дизайна (это прежде всего преподаватели ВХУТЕМАСа), включали в систему обучения выработку объективных правил построения композиции. При этом главным было строгое логическое обоснование всякой композиции.

Современный дизайнер должен уметь создавать максимально выразительные, композиционно совершенные образы, не забывая о разумном использовании художественных средств, умеренности и сдержанности. Основой продуктивного, действительно профессионального обучения в любой сфере является постепенное усложнение поставленных задач. Решая частную задачу, учащийся всегда должен исходить из общей и разрабатывая разные варианты, предвидеть результат. И главное, завершая выполнение того или иного задания, студент должен приводить все к единому целому. Каждая дизайнерская разработка должна быть рационально обоснована, удобна человеку, иметь образную форму и производить яркое впечатление. Дизайнер вносит в предметный мир новизну не только индивидуальную, но и социально осмысленную. Главным критерием совершенной формы в дизайне является ее художественная выразительность.

Важную роль в формировании профессиональных способностей играет мышление как высший познавательный процесс. Создание дизайн-объектов возможно только при понимании особенностей дизайнерской деятельности, овладении ее научно-теоретической базой и проектным мышлением. Структурные составляющие проектного мышления представляют собой систему, обеспечивающую успешность в дизайн-проектировании [6]. Мышление неразрывно связано с деятельностью, так как «практика служит основой и главной областью применения результатов мышления. Невозможно создать дизайн как деятельность без понимания специфики проектного мышления дизайнера, обеспечивающего ее успешность. Уникальность мышления дизайнера определяется особенностью, состоящей в том, что в ее основе лежит синтез инженерного и художественного мышления, каждое из которых оказывает влияние на дизайн-решение создаваемых объектов. Художественное мышление есть важная составляющая мышления дизайнера» [4]. В самом общем виде художественное мышление характеризуется образностью, эмоциональной выразительностью, ассоциативностью, индивидуальностью, неутилитарностью. Художник мыслит образами, постоянно создавая ассоциации на всех этапах своей творческой деятельности. Чем богаче, разнообразнее ассоциации, тем выразительнее и интенсивнее художественные образы, сюжеты, создаваемые на их основе [5].

Каждая из  составляющих проектного мышления дизайнера по своей сути есть синтез инженерного и художественного мышления. При этом ни одна из составляющих не должна превосходить. Поэтому продолжительное время в нашей стране вместо термина «дизайн» (англ. Design - «проектировать, конструировать») использовали понятие «художественное конструирование». Проектное мышление предполагает в качестве важнейшего фактора наличие глубоких профессиональных знаний: гуманитарных, естественно-научных, технических. Развитие проектного мышления требует от дизайнера постоянного углубления знаний во всех областях.

Дизайнер занимается творческой деятельностью, которая соединяет в себе искусство и точный прагматический расчет. Любой вид дизайнерской деятельности предполагает творчество. Потребность в творческой деятельности в дизайне обусловливается прежде всего общественной необходимостью в конкретном продукте.

Формирование профессиональных способностей, определяющих готовность студентов-дизайнеров к профессиональной деятельности в процессе обучения, является одной из актуальных проблем, стоящей в сфере высшего профессионального образования. В процессе социального и экономического развития общества и культуры к современному специалисту-дизайнеру предъявляются все новые и новые требования. И, используя только традиционные приемы и методы обучения, невозможно подготовить современного специалиста-дизайнера. Перед современными педагогами встает вопрос о повышении уровня развития профессиональных способностей и развитии креативности, формировании особого вида мышления дизайнера, так как креатив является мерой оригинальности проектного мышления. В основе поиска новых идей как в искусстве, так и в дизайне лежит воображение, формирующееся в практической деятельности.

         Профессиональная проектно-художественная деятельность дизайнера связана с разработкой промышленных изделий и организацией пространства средствами графического изображения. Основным показателем компетентности является знание законов изобразительного искусства, видов перспектив, применяемых в разработке проектов, и профессиональное владение художественными средствами - проектной графикой, различными видами  композиции, светотени, цвета, колорита, динамики, пластики. Главной целью подготовки специалистов по дизайну является воспитание и обучение студента принципам и методам художественного проектирования, отвечающим комплексу современных требований: знакомство студентов с основами художественного конструирования как специфической проектной деятельности, способствование освоению практических приемов и способов разработки проектов различных изделий, квалифицированного выполнения их графическими средствами [2].

       При изучении и анализе научной литературы, теоретических источников, исследований ученых по проблеме сделаны выводы, что в словарях, справочниках, энциклопедических изданиях понятие «профессиональная компетенция» чаще всего не определено. Оно заменяется близкими по смыслу определениями. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова даются понятия «профессионал», «профессиональный», «профессия», они определяются как род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки. В Большой Советской энциклопедии даются определения профессионализма, профессиональной подготовки, профессиональной ориентации, профессионального образования. Слово «профессионализм» - характерное для той или иной профессии, профессиональная подготовка - совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности. В Педагогической энциклопедии термин «профессиональная подготовка» рассматривается как совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств, трудового опыта и норм проведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии. В Психологической энциклопедии дается определение, что как ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. В Российской педагогической энциклопедии имеются понятия «профессиональная ориентация», «профессиональное образование», «профессиональное самоопределение».

         Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать ряд выводов и предположений, что для современного профессионального образования характерно то, что оно осуществляется на фоне глобального изменения современного общества. В связи с этим сложились тенденции, направленные на подготовку профессионально компетентных специалистов, конкурентоспособных на современном рынке труда.

         Формирование профессиональной компетенции является многогранным процессом и реализуется в период осуществления профессиональной деятельности. Также проведенный нами анализ выявил, что основной проблемой теоретического осмысления дизайна остается вопрос о природе дизайнерской деятельности и о взаимодействии ее с другими видами искусства.

          На этапе определения дизайна как новой профессии появляется специалист-дизайнер. Дизайнеров называли «архитекторами изделий промышленного производства» и «архитекторами малых форм», также дизайн сравнивают с декоративно-прикладным искусством. В целом можно отметить, что дизайн  - это вполне самостоятельная и принципиально новая область проектной деятельности. Прежде всего дизайн - это новая реальность, феномен XX в. Профессия дизайнера среды отличается тем, что она максимально открыта для жизни с ее изменениями, развитием, ростом, связана с жизнью сегодняшнего общества. Формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности с учетом компетентностного подхода предъявляет требования к формированию образовательной среды учебного заведения, требует создания определенных психолого-педагогических условий и построения соответствующей модели процесса подготовки студентов.

Рецензенты:

Накохова Р.Р., д.псх.н., профессор, проректор НИР, РГБУ «Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования», г. Черкесск;

Айбазова М.Ю., д.п.н., профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин СевКавГГТА, ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская гуманитарно-технологическая академия»,      г. Черкесск.


Библиографическая ссылка

Власенко О.В. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19951 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674