Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО НЕГАТИВИЗМА

Клейникова Т.П. 1
1 Институт педагогического образования ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»
В статье приводится классификация рассогласованных стилей воспитания как психолого-педагогических причин возникновения детского негативизма. Выявляются методы диагностики причин негативного поведения и его преодоления в рамках арт-педагогического подхода, который сфокусирован на компетентном сопровождении родителей в развитии согласованного стиля общения с ребенком. Представлен анализ экспериментального исследования по профилактике детского негативизма дошкольников путем формирования эмоциональной отзывчивости у родителей и изменения на ее основе стиля детско-родительских отношений. Результаты эксперимента позволяют получить данные об эффективности арт-педагогической помощи в профилактике негативизма детей дошкольного возраста. Механизмом такой профилактики является сформированная способность к эмоциональной отзывчивости родителей, позволяющая не конкурировать, но согласовывать потребности и способы их реализации каждого субъекта педагогического процесса: ребенка, родителя, педагога.
эмоциональная отзывчивость.
рассогласованный стиль воспитания
арт-педагогика
детский негативизм
1. Анисимов В.П. Арт-педагогика нравственности: Монография. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2010. – 320 с.
2. Анисимов В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до трех лет – М.: Педагогическая литература; АРКТИ, 2007.– 128 с.
3. Ковалевская О.Б. Проблема депривации в свете концепции ядерных аффектов // Вопросы психологии - № 1, 2014. С 49-57.
4. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
5. Психология семейных отношений: учеб.пособие для студ высш.учеб.заведений/под ред. О.А. Шаграевой и А.М. Сергеева.–М.: Издательский центр «Академия»,2008.–368 с.
6. Пурин В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: Учеб. Пособие для студ./ В.Д. Пурин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.

В традиционной педагогической практике педагоги и родители, в силу своей эмоциональной некомпетентности, зачастую опаздывают в формировании эмоциональной отзывчивости ребенка, что закономерно ведет к закреплению эмоционально чувственных шаблонов, а далее эмоциональной холодности и эмоциональной ригидности. Известно, что в основе нравственности лежит способность именно к эмоциональной отзывчивости (как способности к осознанию и творческому осмыслению полного спектра своих эмоций и переживаний в ответ на воздействие и взаимодействие с  окружающей средой [1]), что обусловливает, в свою очередь, содержание системы отношений личности: самоотношения и взаимоотношений с близкими.

Исследуя педагогическую практику дошкольного образования, мы часто наблюдаем два типа деструктивных взаимоотношений взрослых с ребенком:

§    первый тип: импульсивно-защитное проявление недовольства ребенка на директивное указание, требование, запрет, или даже просто неосторожное воздействие взрослого (для детей слабого типа высшей нервной деятельности);

§    второй тип: осознанное сопротивление как настойчивое отстаивание своей позиции ребенком на основе подражания действиям взрослого (с позиции демонстрации силы).

Оба типа ситуаций характеризуют педагогическую некомпетентность, запущенность взрослого в вопросах воспитания [2,6].

Для того, чтобы своевременно предупредить возникновение сопротивления и недовольства ребенка, необходимо находиться самому и давать авторитетный пример ребенку для подражания эмоциональной отзывчивости как внутреннего качества личности, выполняющего функции сдерживающего фактора импульсивного проявления негативизма. Следовательно, педагогическая задача состоит в чуткой организации взрослым (педагогом и родителем) каждой ситуации взаимоотношения с ребенком, фокусом которой должно быть переживание ребенка и степень его осознания. Так как следующим шагом в рефлексии своих переживаний становится осознание своих потребностей и потребностей окружающих людей, которые, в свою очередь, становятся сознательным мотивом к действию и содействию.

В рамках арт-педагогического подхода в сопровождении семьи сделать это можно максимально продуктивно и комфортно для всех участников педагогического процесса, как на занятиях эстетических дисциплин, так и в ненавязчивом участии взрослых в социально-ролевых играх детей, а так же в реальных жизненных ситуациях. Так как суть арт-педагогики заключается в развитии у детей и их родителей рефлексии и согласованности действий с партнером по общению, то уже у детей раннего и дошкольного возраста этот опыт будет усваиваться через подражание действиям взрослых.

В рамках этой статьи предпринята попытка изложить полученные данные нашего исследования, проблема которого сводится к профилактике детского негативизма в форме развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Механизмом своевременного упреждения его импульсивно-агрессивной реакции (как формы психологической защиты) и будет являться эмоциональная отзывчивость, способствующая перестройке стиля общения взрослых с детьми.

Объектом  нашего исследования является - негативистская направленность (тенденция) психо-эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, предмет исследования - эстетическая деятельность как профилактика негативизма детей дошкольного возраста.

Мы предполагаем, что занятия эстетическими видами деятельности (сказкотворчество, изобразительное искусство, ритмопластика, музыкальное искусство, театрализация), фокусированными на развитие эмоциональной отзывчивости ребенка (т.е. рефлексии своих состояний), могут выполнять профилактическую функцию проявления его негативизма как провоцирующего фактора внутриличностного, а вслед за этим и  межличностного (детско-взрослого) конфликта [1].

На наш взгляд, между рассогласованностью стратегий воспитания родителей и педагогов и формированием индивидуального опыта негативизма ребенка существует непосредственно-опосредованная связь. Непосредственная связь заключается в том, что ребенок отвечает негативной реакцией на негативно окрашенное воздействие взрослого - наказание, требование, жесткое указание и т.п. А опосредованная связь происходит по принципу эмоциональной синтонии, когда ребенок подсознательно заражается негативным состоянием взрослых, провоцирующих конфликт (в том числе скрытый).

Так, например, мальчику Ване 3 года, он активно проявляет негативизм по отношению ко всем сферам жизни: в отношениях со взрослыми, со сверстниками, в бытовых ситуациях - часто ссорится с другом в группе, отказывается есть, спать, одеваться-раздеваться, приходить в группу и уходить из нее, на воспитательные воздействия реагирует отказом или уходом, редко соглашается играть с воспитателем, процесс адаптации к группе проходил очень долго - около 6 месяцев. Тип темперамента у Вани  сангвинико-холерический. После диагностики его родителей мы выяснили причины такого негативного поведения.  При доминирующем типе детско-родительских взаимоотношений сотрудничество (по тесту В.В. Марковской) у обоих родителей и среднем уровне рефлексии (по методике А.В. Карпова, В.В. Пономаревой) - что говорит о том, что родители не осознают то, что является привычным, стереотипным, хотя ретроспективная рефлексия развита достаточно хорошо; мы обнаруживаем в конфликтных ситуациях проявление у мамы стремления к сотрудничеству и компромиссу, а у папы соперничество и компромисс, а самооценка при этом у мамы - средняя адекватная, а у папы - низкая  адекватная, что проявляется во взаимодействии папы с сыном не самым конструктивным образом.  Так как проявление соперничества в конфликтах обусловлено заниженной самооценкой, что для мужчины и отца является признаком недостаточного признания его функций и роли в семье. Так в ситуациях, когда вечером за ребенком приходит в группу папа, воспитатели наблюдали неоднократно, что он демонстративно строг с сыном и излишне требователен, хотя внутри семьи такого не наблюдается, так как мама тоже наблюдала за отношениями Егора с отцом, в семье, и, он проявлял себя не строгим и требовательным, а мягким и веселым по отношению к сыну. Таким образом, можно предположить о проявлении внутреннего конфликта папы, когда его стремление соответствовать социально-нормативным ожиданиям роли отца-лидера не соотносится реальному самоотношению, провоцируя его доминирующую позицию в отношениях с сыном в присутствии посторонних людей, хотя дома в более комфортной и знакомой обстановке таких инициатив не проявляется. Так, со слов матери, задавая риторический вопрос жене: «Зачем я вам нужен?» или констатируя «Вы меня не любите!», такой мужчина искренне признается в недостатке эмоционально-теплых отношений к себе со стороны ближних и непризнании его реальных достижений (возможно и незначительных с точки зрения его жены). В такой ситуации, где никто из супругов не виноват, но каждый из них несет ответственность за внутреннее согласование, их сын это чувствует интуитивно, что является причиной его негативизма.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам предложить модели деструктивных воспитательных взаимодействий и представить их в виде классификации рассогласованных стилей воспитания взрослыми детей (см. таблицу 1).

Таблица 1

Классификация рассогласованных стилей воспитания

Неполная семья

Полная семья

Рассогласование воспитательных воздействий после развода родителей или утраты одного из них (в нашей выборке были только семьи без отцов)

Рассогласованные

Согласованно-деструктивный стиль воспитания с низким уровнем рефлексии родителями

Противоречиво-диссонирующие отношения родителей

Импульсивно-компенсирующие отношения родителей

       

 

Рассогласованные воспитательные воздействия в неполных семьях обусловлены отцовской депривацией (в условиях отсутствия отца или его отчужденного отношения к ребенку), скрытой материнской депривацией, которые провоцируют психологические защиты и аутоагрессию. Для ребенка становится невозможным установить эмоционально-теплые отношения с другими людьми во взрослом возрасте, нарушается (чаще всего у мальчиков) половая идентификация, следствием чего может быть несостоятельность в пространстве супружеских отношений и соответствующих ролей. Помимо этого, со стороны матери возможно внушение ребенку чувства благодарности, создание культа самопожертвования, повышенная тревожность и чувство вины [3, 4]

Противоречиво-диссонирующие отношения в полной семье выражаются такими конфликтными ситуациями, в которых ребенок может выступать своеобразным орудием разрешения супружеских разногласий, после чего ребенок приспосабливается к новым манипулятивным отношениям, при этом испытывая чувство вины (из-за своей выдуманной  и неестественной роли в конфликте) и тревогу (из-за хронической нестабильности и опасности семейной ситуации). Все это приводит к эмоциональным расстройствам, возбудимости, беспокойству, сниженному фону настроения, нарушению сна и аппетита и результатом являются психо-соматические заболевания [5].

Импульсивно-компенсирующие отношения в полной семье складываются тогда, когда родительские воспитательные позиции являются  противоположными по стилю, например, у отца директивно-требовательный, а у матери либерально-демократический, но при этом каждый из них интуитивно пытается скомпенисировать позицию другого, таким образом, взрослые осознают педагогическую некомпетентность друг друга (но не свою!), и не пытаются договориться и проанализировать собственные действия по отношению к ребенку [2].

Согласованно-директивный стиль воспитания в полной семье с низким уровнем рефлексии родителями своих воспитательных воздействий и переживаний ребенка характеризуется традиционно доминирующей позицией взрослого к ребенку, сниженной воспитательной конфронтацией между членами семьи, но при этом родителями не осознаются чувства и эмоциональные состояния ребенка и друг друга, что приводит так же к негативным проявлениям ребенка. И, хотя они могут случаться гораздо реже, чем в семьях с рассогласованным стилем воспитания, но в целом такие взаимоотношения в семье являются психотравмирующими для развития личности ребенка [2].

Осознать свои педагогические позиции и согласовать их с учетом  индивидуальных особенностей ребенка для родителей возможно в процессе работы над развитием собственной эмоциональной отзывчивости. Мы проводили такую работу с экспериментальной группой семей на базе родительских групп НОЦ арт-педагогики ТвГУ в цикле эстетико-гуманитарных занятий. Учитывая негативный опыт взаимоотношений, накопленный родителями и детьми, мы помогали его преобразовывать в конструктивный посредством развития у родителей эмоциональной отзывчивости.

Арт-педагогические условия организации занятий эстетико-гуманитарного цикла позволяют формировать опыт осознания и вербализации своих негативных состояний, настроений, мотивов, и, как следствие, управление ими и самопреобразования их в позитивные желания и потребности, а также нравственные отношения, у каждого субъекта образовательного процесса - родителя, ребенка, педагога [1].  

            Преобразование осуществляется через творчество как универсальную форму психологически комфортного самовыражения человека, позволяющего рассмотреть и применить вариативные способы соотношения разных позиций, интересов и желаний, в том числе, вступающих в конфликт. Работа арт-педагога заключается в организации возможности субъекта пережить возможно деструктивные, нестабильные, неустойчивые формы жизнеустройства для выработки собственных ценностных ориентаций и убеждения неэффективности одних и возможного продолжения поиска других - конструктивно-инновационных способов, характеризующих жизнеспособность. Арт-педагогом создаются такие условия для творческого преобразования инструментальных ценностей человека на фоне переживания состояния внутренней защищенности, когда он сможет самостоятельно исследовать и находить согласованное разрешение внутренних противоречий в чувствах, образах,  моделируя конструктивно устойчивые новообразования, которые смогут проявиться в поведении [1].

            Алгоритм построения арт-педагогического сопровождения на занятиях, в консультировании, в жизненных ситуациях, для достижения вышеизложенных целей и задач следующий:

Первый этап - экспозиционно-диагностический,  предполагает выявление актуального проявления нравственно-эстетической направленности участника педагогического процесса (родителя и ребенка): степень развития эмоциональной отзывчивости и на ее основе инициативной активности, способности к рефлексии, особенности характера и поведения, требующие психолого-педагогической помощи. На этом этапе педагогом актуализируется поле проблемных зон и вопросов, которые на следующем этапе будут решаться и преобразовываться.

Второй этап - образно-символический преследует цель обеспечения условия для проживания самостоятельно воспроизводимых образов в форме разных средств художественной экспрессии или восприятии художественных произведений как проекции своих актуальных состояний. Приобретение нового индивидуального опыта переживаний рождает новые варианты личностного смысла, его средств выражения личностно значимых образов как основы для формирования нравственных ценностей в процессе создания своего продукта художественной деятельности или интерпретации продукта деятельности другого, ближнего или исторически значимого персонажа, литературного героя.

Третий этап - рефлексивно-ценностный решает задачи осознания человеком своих действий и их вербального оформления. Если к этому моменту создана доверительная атмосфера, то возможна открытая презентация личностно-значимых образов, осмысляемых уже в диалоге с собой или с ближними. И, соответственно, создаются комфортные психолого-педагогические условия для накопления опыта коллективной рефлексии личностно-значимых образов-символов, преобразующихся в данный момент в новой модели поведения или отношения [1].

  Предметом нашего исследования являлась эстетическая деятельность,  осмысление продуктов которой носило характер профилактики негативизма детей дошкольного возраста, поэтому испытуемыми были семьи, в которых есть дети дошкольного возраста. Специфика экспериментального воздействия состояла в специальной организации занятий гуманитарно-эстетического цикла для детей и тренинговой работе с родителями в течение 6 месяцев. Общее количество детей (в возрасте от 1,5 до 7 лет), принимающих участие  в исследовании - 214 человек, из них 107 детей - экспериментальная группа и 107 детей - контрольная группа.

Диагностика с использованием методик проводилась до и после серии занятий.

Диагностический аппарат исследования составили методики, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Комплекс диагностических методик

Объект

диагностики

Предмет

диагностики

Диагностическая методика

Цель методики

Респондент

Ребенок

Особенности эмоционально-моторных проявлений ведущих типов НС

Опросник для выявления типа темперамента

Выявление доминирующих типов темперамента

Родители

Негативные проявления в деятельности

Карта наблюдения

Количество негативных проявления ребенка в режимных моментах

Воспитатели

Взрослые (родители: отец и мать)

Стиль семейного воспитания

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком»

Выявление доминирующего стиля семейного воспитания

Родители

Стиль поведения в конфликтной ситуации

Опросник К.Томаса «Диагностика доминирующего стиля поведения в конфликтной ситуации»

Выявление стиля поведения в конфликтной ситуации

Родители

Самооценка

Методика  исследования самооценки личности 
С.А. Будасси

Количественное исследование самооценки личности, ее измерение

Родители

Общая рефлексия, рефлексия общения

Методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Пономаревой

Выявления уровня общей рефлексии и рефлексии общения

Родители

Следует сказать об особенностях экспериментальной группы, семьи которой составляли родительские группы НОЦ арт-педагогики ТвГУ. Данные родители имеют больший интерес и мотивацию к решению своих педагогических задач, исправление ошибок, а также развитие педагогической компетенции. Поэтому уровень мотивационно-ценностного отношения к своей роли родителя у них был изначально выше.

Наблюдение за негативными проявлениями детей проводилось в течение 2 недель и фиксировалось в карту наблюдения. Поведение ребенка наблюдалось в основных режимных моментах и взаимодействии с детьми и взрослыми: прием в группу детского сада, кормление, игры со сверстниками, игры с воспитателем, учебная деятельность, укладывание перед дневным сном, пробуждение ото сна, уход из группы детского сада. Данные по результатам наблюдения были разделены на три уровня путем линейной стандартизации и  отражены в таблице 3.

Таблица 3

Частота негативных проявлений ребенка в группе детского сада

Частота негативных проявлений детей

Контрольная группа,

кол-во детей (%)

Экспериментальная группа, 

кол-во детей (%)

До эксперимента

После эксперимента

До  эксперимента

После эксперимента

Редко

24 (22%)

27 (25%)

30 (28%)

44 (41%)

Средне

35 (33%)

37 (35%)

37 (35 %)

34 (32%)

Часто

48 (45%)

43 (40%)

40 (37%)

29 (27%)

 

Таким образом, до эксперимента в контрольной группе обследуемых нами детей частое негативное поведение было выявлено у 48 человек (45%), в экспериментальной группе частое негативное поведение наблюдалось у 30 детей  (28%). А дети, которые проявляли негативизм редко - в контрольной группе составили 24 человек (22%), в экспериментальной группе редкое проявление негативизма наблюдалось у 30 детей (28%).

После серии формирующих занятий в контрольной группе обследуемых нами детей частое негативное поведение было выявлено у 43 человек (40%), в экспериментальной группе частое негативное поведение наблюдалось у 29 детей  (27%). А дети, которые проявляли негативизм редко - в контрольной группе составили 27 человек (25%), в экспериментальной группе редкое проявление негативизма наблюдалось у 44 детей (41%).

Незначительное уменьшение детей, проявляющих негативизм часто и средне в контрольной группе после эксперимента, на наш взгляд, обусловлено диагностической деятельностью на первом этапе, так как, получив и проанализировав результаты диагностик, родители с высоким уровнем рефлексии, даже без участия в серии занятий, смогли изменить свое отношение к воспитанию в семье и скорректировать воспитательные воздействия. Таких семей в ходе исследования в контрольной группе выявилось 5, что составляет всего 5% от числа обследуемых, но именно эти семьи показали высокий уровень рефлексии отношений, что позволило им даже после диагностики с последующей консультацией по ней поменять стиль детско-взрослых отношений, и интуитивно повысить уровень эмоциональной отзывчивости. Таким образом, мы можем предположить, что организация консультаций в рамках арт-педагогического подхода даже на этапе диагностики уже может влиять на формирование эмоциональной отзывчивости. 

            Стиль воспитания в семье напрямую зависит от типа поведения в конфликтной ситуации родителей, как в отношениях отец-мать, так и в отношениях родители - ребенок. Стиль воспитания ребенка в семье определялся нами по характеру взаимодействия родителей с детьми диагностической методикой «Взаимодействие родителя с ребенком» (И.И. Марковской). Особенности поведения в конфликтных ситуациях мы исследовали методикой К.Томаса «Диагностика доминирующего стиля поведения в конфликтной ситуации» и соотнесли со стилем семейного воспитания, помимо этого мы учитывали уровень развития общей рефлексии и рефлексии взаимодействия по методике А.В. Карпова и В.В. Пономаревой «Определение индивидуальной меры рефлексивности», а также соотнесли данные с самооценкой родителей, которую мы изучали с помощью методики В.Бойко.

            Эмоциональная отзывчивость обусловлена следующими показателями: уровнем самооценки каждого из родителей, уровнем рефлексии, соотношением стилей поведения родителей в конфликтных ситуациях, где  сотрудничество как готовность к согласованному взаимодействию в воспитании ребенка, всегда обусловлена гармоничным соотношением позиции приспособления (сопереживания, сочувствия, идентификации с переживаниями партнера, ребенка) со стратегией соревновательности не как стремления к победе, но как активного желания донести свою позицию партнеру, и компромисса, как показателя готовности пристраиваться к партнеру и инициативы в проявлении своего отношения, при сочетании всех этих показателей стиль воспитания ребенка в семье будет сотрудничество, на основе эмоциональной отзывчивости. Данные представлены в таблице 4.

          Таблица 4

Соотношение стиля воспитания и эмоциональной отзывчивости родителей

Стиль воспитания ребенка в семье

Контрольная группа,

кол-во детей (%)

Экспериментальная группа, 

кол-во детей (%)

До эксперимента

После эксперимента

До  эксперимента

После эксперимента

Согласованный стиль воспитания  на основе эмоциональной отзывчивости

59 (55%)

64 (60%)

64 (59%)

97 (91%)

Рассогласованный стиль воспитания

48 (45%)

43 (40%)

44 (41%)

10(9%)

 

         Таким образом, до эксперимента нами было выявлено, что в контрольной группе согласованный стиль воспитания на основе эмоциональной отзывчивости применялся в 59 семьях (55%), рассогласованный стиль воспитания в 48 семьях (45%). В экспериментальной группе согласованный стиль воспитания применялся в 64 семьях (59%), рассогласованный стиль воспитания в 44 семьях (41%).

         После эксперимента нами было выявлено, что в контрольной группе согласованный стиль воспитания на основе эмоциональной отзывчивости применялся в 65 семьях (60%), рассогласованный стиль воспитания в 42 семьях (40%). В экспериментальной группе согласованный стиль воспитания применялся в 97 семьях (91%), рассогласованный стиль воспитания в 10 семьях (9%).

         Следовательно, согласованный стиль воспитания опосредованный высокой степенью эмоциональной отзывчивости и функциональных инициатив отца и матери будет гарантированно приводить к сотрудничеству отцовско-материнской позиции и гармонизации детско-взрослой взаимности. 

 

Рецензенты:

Лельчицкий И.Д., д.п.н., профессор, директор Института педагогического образования ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь;

Лобзаров В.М., д.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Института педагогического образования ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»,             г. Тверь.

 


Библиографическая ссылка

Клейникова Т.П. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО НЕГАТИВИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19945 (дата обращения: 19.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074