Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОТЕНЦИАЛ МАССОВОГО СПОРТА В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ У МОЛОДЕЖИ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ

Лысенко А.В. 1 Степанова Т.А. 2 Лушпаева О.А. 2 Лысенко Д.С. 2 Таютина Т.В. 2 Недоруба Е.А. 2
1 Академия физической культуры и спорта, Южного Федерального Университета
2 ГБОУ ВПО Ростовский государственный медицинский университет
В статье рассматривается потенциал массового спорта в сохранении здоровья в условиях формирования у молодежи клипового мышления. Подчеркивается, что в условиях перехода от информационного общества к обществу знаний будут весьма востребованы специалисты, способные к созданию инновационного продукта. Результаты проведенного экспериментального исследования свидетельствуют в пользу формирования не понятийного, а клипового сознания современных студентов. Для проведения эксперимента использовали разработанный нами «Сборник тестов для определения уровня сформированности общекультурных компетенций студентов. Привлечение к занятиям физической культурой и спортом представителей различных возрастных групп населения способно не только предотвратить катастрофические последствия формирования клипового мышления, но и последствия «митохондриальной недостаточности», улучшить здоровье нации, стать инструментом социализации личности в информационном обществе.
массовый спорт.
общекультурные компетенции
клиповое мышление
1. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека – 1992.- СпБ: Петрополис. - 138 с.
2. Дзятковская Е.Н. Информационный стресс и дети группы риска //Экологическое образование: до школы, в школе и вне школы.- 2010.-№1.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.- Высшее образование. 2003, №5, с. 34-42
4. Колин К.К. Информационная антропология: поколение Next и новая угроза психологического расслоения человечества в информационном обществе// Вестник Челябинской академии культуры и искусств.- 2011.- №3.- С. 32 – 36
5. Лысенко А.В., Таютина Т.В., Лысенко Д.С., Арутюнов В.А. Оценка влияния физической нагрузки на выраженность тревожно-депрессивных состояний//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.-2014.-№11.-С.-218-224
В последние годы все чаще обсуждается проблема влияния на здоровье, работоспособность, качество и продолжительность жизни информационного загрязнения среды, поскольку начало XXI века рассматривают как время перехода от постиндустриального общества к информационному. Информационный стресс рассматривают как неспецифический адаптационный синдром, вызываемый неоптимальным информационным воздействием на нервно-психическую сферу человека при недостаточности компенсаторных механизмов его нервно-психической регуляции [2].

Превращение человека в компонент информационного сообщества в эпоху информационной глобализации (развитие и стремительное расширение границ коммуникаций, компьютеризация многих процессов жизни и деятельности человека и т.д.) делает актуальным осмысление новых индуцированных информационной революцией угроз не только психическому и социальному здоровью людей, но и дальнейшему безопасному и устойчивому развитию цивилизации [4]. Одним из признаков формирующегося глобального информационного общества является постоянно возрастающий объем информации, которую необходимо переработать, наряду с возрастающим темпом и ритмом жизни, причем современный человек существует в таких условиях с самого раннего возраста, быстро осваивая новые информационные технологии. Кроме того, усиливаются риски и для физического здоровья, поскольку наряду с ростом гипокинезии и гиподинамии информационно-психологические перегрузки и стрессы способствуют ослаблению иммунитета и устойчивости к инфекционным заболеваниям и различным неинфекционным патологиям [5].

Цель исследования. Поскольку специалисты считают, что именно общекультурные компетенции являются фундаментом для профессио­нальной   компетентности и для более полного овладения  методами самообразовательной деятельности [3], нами было проведено определение  уровня сформированности общекультурных компетенций студентов Академии физической культуры и спорта и оценка потенциала массового спорта в сохранении здоровья в условиях формирования у молодежи клипового мышления.

Материал и методы исследования. В контексте формирования глобального информационного общества и клипового мышления у современной молодежи нами было проведено экспериментальное исследование, в котором одномоментно протестировали 213 студентов Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета, из них 156 человек выпускники городских школ, 57– выпускники сельских школ.

Для проведения эксперимента использовали разработанный нами «Сборник  тестов для определения уровня сформированности общекультурных компетенций студентов», включающий 10 разделов:

«Архитектура», «Географические и минеральные природные богатства», «Живопись», «История», «Кино», «Классическая музыка, опера, балет, театр», «Космонавтика», «Литература», «Спорт», «Современная музыка».

Каждый из разделов содержал по 10 вопросов за исключением раздела «Литература», который содержал 20 вопросов, так как состоял из 2 подразделов – русская и зарубежная литература.  Уровень сложности тестов соответствовал 11 классу средней школы. Каждый вопрос оценивался в 5 баллов. Таким образом, 100% правильных ответов на вопросы оценивались в 550 баллов.

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено (рисунок 1), что средний балл не превысил 251,7 из 550 возможных. Выпускники городских школ имели средний балл 260,6,  что превысило показатель выпускников сельских школ (242,9)  на 17,7 балла.

Максимальный балл был получен студентками-выпускницами городских школ, их средний показатель составил 269, 3 из 550 возможных и превысил  средний показатель студентов на 17,45 балла.  Выпускницы сельских школ, также обогнали студентов,  их показатель составил 250, 6 от 550 возможных  и также  превысил  показатель студентов на 15,4 балла.  Таким образом, выпускники городских школ незначительно опережают выпускников сельских школ, и показатели девушек выше, чем юношей.

Рис.1. Результаты тестирования общекультурных компетенций студентов в баллах  максимальный бал при 100% верных ответах – 550 баллов

              Рисунок 2 показывает, что студенты-выпускники городских школ лучше всего ориентируются в кино, современной музыке, архитектуре (в порядке убывания  баллов). Показатели по разделу «Спорт» занимают 9 место.  По-видимому,  аудиовизуальные виды получения информации  преобладают и дают лишнее подтверждение, что сформировано клиповое мышление. Поверхностное, клиповое мышление чаще встречается у молодых людей, оно  не только не развивает чувства, но и ухудшает память, потому что нет глубокого проникновения в суть вещей и явлений, то есть, понимания мироздания. За этим стоит проблема не только когнитивных расстройств, но и преждевременного старения.

Наименьшие показатели получены по разделам: «Классическая музыка, опера, балет, театр», «Космонавтика», «Живопись», «История», «Литература» (в порядке возрастания), что говорит также в пользу формирования не понятийного, а клипового сознания.

Рис.2. Результаты тестирования общекультурных компетенций студентов, выпускников городских школ, в баллах по разделам:1.Архитектура, 2.Географические и минеральные природные богатства, 3. Живопись, 4. История, 5.Кино, 6. Классическая музыка, опера, балет, театр, 7.Космонавтика, 8.Литература, 9. Спорт, 10. Современная музыка, максимальный бал при 100% верных ответах – 550 баллов

                 Данные, представленные  на рисунке 3, показывают,  что студенты-выпускники сельских школ, в отличие от выпускников городских школ, лучше всего ориентируются в архитектуре, кино, современной музыке (в порядке убывания баллов). Показатели по разделу «Спорт» занимают 4 место, что говорит о более выраженной мотивации выбора физической культуры и спорта при поступлении в Академию физической культуры и спорта, чем у выпускников городских школ.  Наименьшие показатели получены по разделам (как и у выпускников городских школ): «Классическая музыка, опера, балет, театр», «Космонавтика», «Живопись», «История», «Литература» (в порядке возрастания).

Рис.3. Результаты тестирования общекультурных компетенций студентов, выпускников сельских школ, в баллах по разделам:1.Архитектура, 2.Географические и минеральные природные богатства, 3. Живопись, 4. История, 5.Кино, 6. Классическая музыка, опера, балет, театр, 7.Космонавтика, 8.Литература, 9. Спорт, Современная музыка, максимальный бал при 100% верных ответах – 550 баллов

              Заключение. При анализе полученных результатов оказалось, что средний балл всех обследованных не превысил 251,7 из 550 возможных, причем выпускники городских школ недостоверно опережают выпускников сельских школ по уровню сформированности общекультурных компетенций, и показатели девушек выше, чем юношей.

Полученные результаты свидетельствуют в пользу формирования не понятийного, а клипового сознания современных студентов. Формирование клипового мышления у студентов, получающих образование в сфере физической культуры и спорта можно рассматривать как негативную тенденцию, так как  именно от этих специалистов во многом зависит здоровье нации.

                Наше предположение подтверждается мнением И.А. Зимней, которая разделяет  ключевые компетенции на три группы [3]: компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; компетенции, относящиеся к деятельности человека.

             Именно в первую группу наряду с компетенциями ценностно-смысловой ориентации в мире (ценности бытия, жизни, ценности культуры, науки, производства, истории цивилизаций, собственной страны, религии) входят компетенции здоровьесбережения, гражданственности, интеграции и самосовершенствования.

                 Появление «клипового» мышления рассматривается [2] как ответ на изменяющиеся условия  и имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Основные положительные последствия:

- повседневное использование новых информационных технологий позволяет мозгу обрабатывать растущие объемы информации и быстро реагировать на зрительные образы;  растет способность к многозадачности (одновременное выполнение множества дел, таких как редактирование текста или изображений, общение в чате, прослушивание музыки и т. д.) и как результат – возрастает скорость переключения между фрагментами поступающей информации; возрастает способность к сортировке информации, выделению главного, фильтрации лишнего;

- «клиповое» мышление является адаптивным ответом на все возрастающее воздействие хаотичной, разнородной, избыточной, ненужной информации, забивающей каналы восприятия (своеобразный защитный механизм от информационно-психологических перегрузок).

                  Основные отрицательные последствия [4]:

- уменьшается способность к концентрации мысли, созерцанию и абстрактному мышлению, так как мозг привыкает получать информацию в готовом виде, которую не нужно анализировать, то есть вместо мыслителя человек превращается в сортировщика готовой информации;

- внимание становится рассеянным, так как человек из-за растущей способности к многозадачности привыкает следить за всем сразу, не на чем не сосредотачиваясь; происходит переход от запоминания информации к запоминанию метаинформации (то есть информации о том, в какой папке компьютерной памяти хранятся необходимые данные или в какой электронной библиотеке их можно найти);

- сетевое общение вытесняет реальные контакты между людьми (это повышает оперативность и экономит время, но возникает риск утраты мозгом механизмов, управляющих контактами с другими людьми, а также риск десоциализации, появления новых видов одиночества, страха перед реальным миром со всеми последствиями для психического и духовного здоровья).

                     С другой стороны, на следующем этапе развития общества, при переходе от информационного общества к обществу знаний, будут весьма востребованы специалисты, способные к созданию инновационного продукта. По нашему мнению только образованный человек может не только выступать как полноценный носитель культуры своего сообщества, но и быть способным к созданию инновационного продукта, поскольку только достижение высокого уровня общекультурных компетенций позволяет человеку ориентироваться не только в ценностях культуры, но и овладевать методами самообразовательной деятельности.

В последние годы получено множество убедительных доказательств «энергетической» концепции здоровья, которая базируется на том, что все формы адаптации связаны с затратой энергии клетки [1] и при этом большинство экзогенных факторов (промышленное загрязнение, никотин, алкоголь и пр.) приводят к подавлению энергетики клетки и лишь оптимальная для индивида физическая нагрузка (и гипоксическая тренировка) – к её возрастанию.

                    На наш взгляд в сложившейся ситуации привлечение как можно большего количества людей (особенно детей и молодежи) в спортивные секции поможет предотвратить негативные тенденции, связанные с развитием клипового мышления, поскольку занятия спортом учат логически мыслить (решать задачи, поставленные тренером), принимать решения в экстренных ситуациях, анализировать тренировочную и соревновательную деятельность.

              Таким образом, привлечение к занятиям физической культурой и спортом представителей различных возрастных групп населения способно не только предотвратить катастрофические последствия формирования клипового мышления, но и последствия «митохондриальной недостаточности», улучшить здоровье нации, стать инструментом социализации личности в информационном обществе.

Рецензенты:

Почекаева Е.И., д.м.н., профессор, кафедра охраны здоровья человека и безопасности жизнедеятельности Академии Физической культуры и Спорта ГАОУ ВО Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону;

Багмет А.Д.,  д.м.н., профессор, заведующий кафедрой поликлинической терапии ГБОУ ВПО Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Ростов-на-Дону.



Библиографическая ссылка

Лысенко А.В., Степанова Т.А., Лушпаева О.А., Лысенко Д.С., Таютина Т.В., Недоруба Е.А. ПОТЕНЦИАЛ МАССОВОГО СПОРТА В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ У МОЛОДЕЖИ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19944 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674