Специфические тенденции динамики развития отраслей социальной инфраструктуры, их неравномерное и непропорциональное развитие объективно предполагают проведение анализа ресурсного потенциала этих отраслей с целью определения специфики их влияния на экономическое развитие региона. Вполне очевидно, что макроэкономические тенденции, проявляющиеся в отраслях социальной инфраструктуры национальной экономики в целом, являются основой формирования траекторий развития этих отраслей на мезоуровне. Это утверждение вполне закономерно относится и к оценке ресурсного потенциала, анализ и оценку которого целесообразно начинать с выявления специфических отраслевых особенностей на уровне макроэкономики[2].
По мнению специалистов [1], анализ ресурсного потенциала отраслей социальной инфраструктуры экономики должен, прежде всего, включать такие составляющие, как анализ трудовых ресурсов, основных фондов этих отраслей, а также финансовых ресурсов. Значимость трудовых ресурсов в отраслях социальной инфраструктуры определяется, прежде всего, тем, что результатом труда в этих отраслях являются услуги, прирастающие фонды личного потребления населения, прямое участие отраслей социальной инфраструктуры в процессе воспроизводства рабочей силы и развитии личности, а также прямая заинтересованность общества в росте численности работников этих отраслей.
Сравнительный анализ динамики среднегодовой численности занятых в отраслях социальной инфраструктуры России в 2000-2013 годах показал, что в анализируемый период наблюдается выраженная тенденция к снижению среднегодовой численности занятых в отраслях социальной инфраструктуры. Так, если в целом по национальной экономике ежегодные темпы прироста среднегодовой численности составляли в 2005 году 3,5%, в 2007 - 1,3%, в 2010 - 0,1%, в 2011 - 1,6%, в 2012 - 1,7%, в 2013 - 1,7%, то в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг с 2007 года наблюдается устойчивое падение среднегодовой численности занятых. В образовании в 2008 году падение среднегодовой численности составило 0,6%, в 2010 - 1,3%, в 2013 - 0,3%.
Аналогичная тенденция наблюдается и в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, где в 2009 году падение среднегодовой численности составило 0,7%, в 2010 - 0,4%, в 2011 - 0,5 %, в 2013 - 0,5%. В целом же по экономике России среднегодовой численности занятых за анализируемый период выросла на 4,1 млн человек, в то время как среднегодовая численности занятых в перечисленных отраслях социальной инфраструктуры за этот же период сократилась более чем на 1 млн человек.
Определенный аналитический интерес представляют данные об уровне квалификации работников социальной инфраструктуры в сравнении с экономикой в целом. Так, если в 2012 году в целом по экономике России на долю лиц с высшим профессиональным образованием приходилось 28,5% в общей численности занятых, то этот показатель для таких отраслей социальной инфраструктуры, как образование составлял 49,5%, здравоохранение и предоставление социальных услуг - 32,6%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 26,9%. Существенно отличалось распределение занятых по уровню образования и в отношении работников, имеющих среднее профессиональное образование. Так, если в целом по экономике на долю этой категории работников приходилось в 2012 году 27,3% в общей численности занятых в экономике, в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг этот показатель составлял в 2012 году 45,9%, в сфере образования - 28,7%, а в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 30,6% [3].
Таким образом, анализ распределения занятых в отраслях социальной инфраструктуры по сравнению с экономикой в целом по уровню квалификации показал, что предъявляемые отраслью требования к уровню квалификации работников значительно превышают уровень этих требования для экономики в целом. Эта же тенденция подтверждается и сравнительным анализом динамики доли среднегодовой численности занятых в отраслях социальной инфраструктуры России в 2000-2013 годах, в процентах к итогу по всем видам экономической деятельности, представленным в таблице 1. Как свидетельствуют данные проведенного анализа, доля среднегодовой численности занятых в образовании за анализируемые 14 лет сократилась с 9,3% до 8,4% в совокупной численности работников отечественной экономики. В сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг снизился за этот же период с 6,9% до 6,7%.
Таблица 1
Динамика доли среднегодовой численности занятых в отраслях социальной инфраструктуры России в 2000-2013 годах, в процентах к итогу по всем видам экономической деятельности
|
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Образование |
9,3 |
9,0 |
8,9 |
8,9 |
8,7 |
8,9 |
8,7 |
8,5 |
8,5 |
8,4 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
6,9 |
6,8 |
6,8 |
6,7 |
6,7 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных персональных услуг |
3,6 |
3,7 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
3,8 |
3,8 |
Источник: [4]
Показательны в этом отношении сравнительные данные о структуре численности занятых в отраслях инфраструктуры в России и некоторых зарубежных странах, представленные в таблице 2. Так, в сфере образования по этому показателю Россия сопоставима с ведущими экономически развитыми странами. Если на долю образования в структуре численности занятых в отраслях инфраструктуры в России в 2013 году приходилось 8,6% общей численности занятых в экономике, то в Германии этот показатель составлял 6,2%, в Польше - 7,7%, в Великобритании - 10,2%, в США - 9,1%, во Франции - 6,8%, в Финляндии - 6,7%, в Швеции - 10,6%.
Однако в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг картина резко меняется. Если в России на долю здравоохранения и предоставления социальных услуг в структуре численности занятых в отраслях инфраструктуры в 2013 году приходилось 6,7%, то в развитых странах этот показатель превышал отечественный уровень как минимум вдвое. На долю здравоохранения и предоставления социальных услуг в структуре численности занятых в отраслях инфраструктуры в 2013 году в Германии приходилось 11,8%, в Великобритании - 13%, в США - 12,5%, в Финляндии - 15,8%, во Франции - 12,8%, в Швеции - 15,5%.
Таблица 2
Структура численности занятых в отраслях инфраструктуры в России и некоторых зарубежных странах, в процентах к итогу по всем видам экономической деятельности
в 2013 году
Страны |
Образование |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
Предоставление прочих коммунальных, социальных персональных услуг |
Россия |
8,6 |
6,7 |
3,8 |
Германия |
6,2 |
11,8 |
4,4 |
Польша |
7,7 |
5,8 |
2,7 |
Великобритания |
10,2 |
13,0 |
5,2 |
США |
9,1 |
12,5 |
9,3 |
Финляндия |
6,7 |
15,8 |
5,2 |
Франция |
6,8 |
12,8 |
4,0 |
Швеция |
10,6 |
15,5 |
5,0 |
Источник: [4].
Не менее значимый разрыв в анализируемых показателях структуры численности занятых между Россией и развитыми странами наблюдается в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Если в России в 2013 году на долю предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг приходилось 3,8% в совокупной численности занятых в экономике, то для Германии этот показатель составлял 4,4%, для Великобритании - 5,2%, для США - 9,3%, для Финляндии - 5,2%, для Швеции - 5%.
Достаточно информативным для целей проводимого исследования является сравнительный анализ уровней оплаты труда работников отраслей социальной инфраструктуры и экономики страны в целом, представленный в таблице 3. Как показывают результаты анализа, за период с 2000 по 2013 годы наблюдается рост начисленной номинальной заработной платы как в целом по экономике, так и по отдельным ее отраслям, в том числе и отраслям социальной инфраструктуры.Так, если в целом по экономике за анализируемый период среднемесячная номинальная начисленная заработная плата выросла в 10,5 раза или с 2223,4 рубля до 25367,5 рублей, то в образовании она увеличилась в 14,2 раза и достигла в 2013 году 17664,2 рублей.
Таблица 3
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников отраслей социальной инфраструктуры в сравнении с другими отраслями экономики России, тыс. рублей
|
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
В целом по экономике |
2,2 |
8,5 |
10,6 |
13,5 |
17,2 |
18,6 |
20,9 |
23,6 |
24,7 |
25,3 |
Добыча полезных ископаемых |
5,9 |
19,7 |
23,2 |
28,1 |
33,2 |
35,3 |
39,8 |
45,2 |
47,8 |
49,4 |
Обрабатывающаяпромышленность |
23,6 |
8,4 |
10,1 |
12,8 |
16,0 |
16,5 |
19,0 |
21,7 |
23,9 |
27,9 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,1 |
10,6 |
12,8 |
15,5 |
19,0 |
21,5 |
24,1 |
27,0 |
28,1 |
29,6 |
Образование |
1,2 |
5,4 |
6,9 |
8,7 |
11,3 |
13,2 |
14,0 |
15,8 |
16,6 |
17,6 |
Здравоохранение и предоставлениесоциальных услуг |
1,3 |
5,9 |
8,0 |
10,0 |
13,0 |
14,8 |
15,7 |
17,5 |
19,5 |
22,0 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных персональных услуг |
1,5 |
6,2 |
7,9 |
10,3 |
13,5 |
15,0 |
16,3 |
18,2 |
20,5 |
22,7 |
Источник: [4].
В сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг среднемесячная номинальная начисленная заработная плата выросла в 16,5 раза и достигла в 2013 году 22032,3 рубля. В сфере предоставления прочих коммунальных, социальных персональных услуг среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за анализируемый период также росла адекватными темпами и увеличилась в 14,7 раза и достигла к 2013 году 22809,7 рублей.
Однако сопоставимость относительных показателей динамики роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы отраслей социальной инфраструктуры и экономики в целом не может заслонить резкой дифференциации в абсолютных величинах этой заработной платы между указанными сферами. Так, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в образовании в 2013 году была на 30% ниже, чем в целом по экономике, почти втрое меньше, чем у работников отраслей по добыче полезных ископаемых, на 40% ниже, чем у работников обрабатывающих отраслей, и на 42% ниже среднемесячной номинальной начисленной заработной платы у работников отрасли по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.
Таким образом, на основе проведенного анализа были выявлены структурные дефекты экономической политики, связанные с резко выраженным разрывом между уровнем квалификации работников отраслей социальной инфраструктуры и уровнем оплаты их труда, что нашло свое закономерное отражение в падении доли среднегодовой численности занятых в отраслях социальной инфраструктуры в совокупной численности занятых в экономике России [2].
Анализ второй ресурсной составляющей потенциала отраслей социальной инфраструктуры отечественной экономики связан с исследованием роли основных фондов в процессе их функционирования и развития. Анализ динамики темпов роста (снижения) объема основных фондов по видам экономической деятельности в 2004-2013 годах представлен в таблице 4.
Таблица 4
Динамика темпов роста (снижения) объема основных фондов по видам экономической деятельности в 2004-2013 годах, в процентах к предыдущему году
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
В целом по экономике |
101,6 |
101,9 |
102,4 |
103,1 |
103,6 |
103,2 |
103,0 |
103,2 |
102,9 |
102,7 |
Добыча полезных ископаемых |
105,0 |
104,6 |
105,4 |
106,1 |
106,1 |
106,3 |
103,6 |
104,1 |
104,7 |
105,1 |
Обрабатывающая промышленность |
103,7 |
103,8 |
104,1 |
105,3 |
105,7 |
105,5 |
105,5 |
105,5 |
105,4
|
105,1 |
Производство и распре- деление электроэнергии, газа и воды |
100,4 |
100,7 |
100,9 |
102,4 |
102,9 |
103,3 |
103,9 |
103,7 |
103,3 |
103,0 |
Образование |
100,6 |
101,4 |
102,3 |
103,2 |
103,4 |
102,3 |
102,6 |
102,9 |
103,2 |
103,3 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
102,1 |
102,9 |
103,7 |
104,2 |
104,3 |
103,9 |
103,6 |
103,7 |
103,1 |
103,3 |
Предоставление прочих коммунальных, социаль-ных персональных услуг |
103,3 |
103,9 |
104,6 |
104,9 |
105,1 |
102,9 |
103,5 |
103,9 |
103,2 |
103,8 |
Источник: [4].
Данные проведенного анализа свидетельствуют о наличии устойчивого роста объемных показателей основных фондов социальной инфраструктуры. Так, например, за период с 2004 по 2013 годы объем основных фондов в сфере образования вырос с 1,2 трлн рублей до 2,8 трлн рублей или более чем вдвое. В сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг объем основных фондов за анализируемый период вырос с 940 млрд рублей до 2,4 трлн рублей или более чем вдвое. В сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг также наблюдается положительная тенденция роста объемов основных фондов, абсолютная величина которых с 2004 по 2013 год выросла с 940 млрд рублей до 2,2 трлн рублей.
Однако прирост абсолютных показателей динами основных фондов социальной инфраструктуры не позволяет судить об относительных параметрах их динамики в сравнении с другими отраслями экономики или экономики в целом. Если сопоставить динамику доли отраслей социальной инфраструктуры в совокупных объемах основных фондов всех видов экономической деятельности, то картина получается несколько иная. Так, за анализируемый период с 2004 по 2010 год доля основных фондов социальной инфраструктуры в совокупном объеме основных фондов экономики России в целом, имела тенденцию к снижению. Этот показатель в сфере образования снизился за анализируемый период с 3,5% до 2,9%, в сфере здравоохранения - с 2,7% до 2,3%, а в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - с 2,7% до 2,2%[4].
Иначе говоря, падение удельного веса основных фондов социальной инфраструктуры в совокупном объеме основных фондов экономики в целом свидетельствует об опережающих темпах роста основных фондов других отраслей экономики по сравнению с отраслями социальной инфраструктуры, что может создавать системные структурные дефекты пропорциональности экономического развития и может отрицательно отразиться на темпах экономического роста.
Анализ показал, что величина коэффициента ежегодного износа основных фондов по экономике в целом за период с 2004 по 2013 год выросла с 43,5% до 48,7%. При этом степень износа в отраслях социальной инфраструктуры росла опережающими темпами. В сфере образования коэффициент ежегодного износа основных фондов вырос с 37% в 2004 году до 56,9% в 2013 году. Не менее ускоренными темпами росли параметры коэффициента ежегодного износа основных фондов в здравоохранении и предоставлении социальных услуг, величина которого за период с 2004 по 2013 год выросла с 45,2% до 56,7%. Несколько меньшими темпами увеличивался коэффициент ежегодного износа основных фондов в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, величина которого за анализируемый период выросла с 42,9% до 47,8%.Иначе говоря, суммарная величина ежегодного износа основных фондов социальной инфраструктуры выросла с 275,4 млрд рублей в 2004 году до 685,3 млрд рублей в 2010 году или более чем вдвое[4]. Как известно, в соответствии с методикой Росстата, коэффициент обновления основных фондов определяется как отношение основных фондов, введенных в действие в течение года, к их наличию на конец года, в процентах. Этот показатель отражает удельный вес новых (введенных за год) основных фондов в их общем объеме. Основная тенденция в динамике коэффициента обновления основных фондов в экономике в целом за анализируемый период в одно десятилетие с 2004 по 2013 год можно сравнить со спиралеобразным развитием, характеризующимся устойчивым ростом в период с 2004 до 2009 год, а затем стагнацией и падением вплоть до 2013 года. Так, если за период с 2004 по 2008 год коэффициент обновления основных фондов экономики в целом уверенно увеличивался с 2,7% до 4,4%, то в период с 2009 по 2013 год его параметры снизились с 4,1% до 3,5% [4].
Необходимо отметить, что влияние этой траектории в динамике коэффициента обновления основных фондов в экономике в целом стало определяющим в траекториях колебания коэффициентов обновления основных фондов в отраслях социальной инфраструктуры. Зависимость здесь оказалась устойчивой и непосредственной, не взирая на активную реализацию в этот период специальных федеральных программ развития отраслей социальной инфраструктуры, финансируемых за счет средств федерального и региональных бюджетов.
Таким образом, проведенный анализ выявил устойчивую тенденцию к превышению параметров сроков службы и возраста основных фондов социальной инфраструктуры по сравнению с аналогичными показателями по экономике в целом. Так, по данным экспертов, средний возраст имеющихся основных фондов представленных отраслей социальной инфраструктуры превышает аналогичный показатель по экономике в целом на 40 %. При этом одной из специфических особенностей основных фондов социальной инфраструктуры является относительно небольшая и постоянно снижающаяся, по мнению экспертов, доля в них непрофильных активов [1,5].
Анализ финансовых ресурсов потенциала отраслей социальной инфраструктуры предполагается построить на основе, прежде всего, исследования собственных и заемных источников финансирования текущей деятельности. Анализ финансовых ресурсов отраслей социальной инфраструктуры России в 2009-2013 годы показал, что наблюдается тенденция к росту финансовых ресурсов отраслей социальной инфраструктуры. Объем финансовых ресурсов социальной инфраструктуры за анализируемый период вырос с 2 трлн рублей в 2009 году до 4,9 трлн рублей или более чем вдвое. Однако анализ темпов прироста видов экономической деятельности за анализируемый период показал, что темпы ежегодного прирост финансовых ресурсов экономики в целом опережали темпы прироста финансовых ресурсов отраслей социальной инфраструктуры. Так, если в среднем ежегодные темпы прироста финансовых ресурсов экономики в целом колебались от 14% до 12%, то в сфере социальной инфраструктуры ежегодные объемы финансовых ресурсов сокращались. Например, в сфере образования объемы привлеченных финансовых ресурсов в виде кредитов банков и займов на протяжении всего анализируемого периода сокращались, а кредиторская задолженность постоянно росла. Еще более выраженно эти процессы нарастали в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, когда объемы ежегодно привлекаемых финансовых ресурсов в виде кредитов банков и займов сократились с 25,9 млрдрублей в 2010 году до 12,7 млрд рублей в 2013 году или вдвое. При этом ежегодный объем кредиторской задолженности в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг неуклонно увеличивался и вырос в период с 2009 по 2013 год на 50%. Более того, в структуре привлеченных финансовых ресурсов в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг доминирующая доля приходится на краткосрочные заемные финансовые ресурсы в виде кредитов банков.
Указанные процессы и тенденции свидетельствуют об отсутствии экономической заинтересованности коммерческих банков выдавать кредиты лечебным учреждениям, что в условиях дефицитности и сокращения финансового обеспечения из средств фондов обязательного медицинского страхования ведет к нарушению финансовой устойчивости лечебных учреждений и возникновению угроз их функциональной дееспособности. В целом в структуре привлеченных финансовых ресурсов социальной инфраструктуры наблюдается выраженная тенденция к перераспределению в пользу краткосрочных кредитов банков. При этом доминирующая доля в структуре совокупных финансовых ресурсов социальной инфраструктуры на протяжении всего анализируемого периода приходилась на кредиторскую задолженность, удельный вес которой в сфере образования вырос с 73,7% в 2009 году до 81,2% в 2013 году, в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг - с 49,8% в 2009 году до 66,1% в 2013 году.
Указанные тенденции подтверждаются анализом сравнительной динамики обеспеченности собственными оборотными средствами отраслей социальной инфраструктуры и экономики в целом в России в период с 2004 по 2013 год, результаты которого представлены в таблице 5. В рассматриваемых нами отраслях социальной инфраструктуры, как известно, доминирующая роль в структуре оборотных средств принадлежит заработной плате. Как показывают данные официальной статистики, обеспеченность собственными оборотными средствами отраслей социальной инфраструктуры отличается выраженной неоднородностью. Так, в сфере здравоохранения отрицательные значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами значительно опережали аналогичные показатели в целом по экономике. Если за период с 2009 по 2013 год отрицательные значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в целом по экономике выросли с - 8,2 до - 16,7 или вдвое, то в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг этот показатель увеличился за тот же период с - 21,4 до - 43,1 или также вдвое, только при значительно больших абсолютных параметрах.
Таблица 5
Динамика коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами по видам экономической деятельности в России в период с 2004 по 2013 год
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
В целом по экономике |
- 8,2 |
- 12,5 |
- 13,3 |
- 10,5 |
- 14,1 |
- 18,8 |
- 14,1 |
- 16,5 |
- 15,4 |
- 16,7 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
- 3,2 |
- 10,0 |
- 19,2 |
- 20,2 |
21,4 |
8,5 |
6,9 |
6,5 |
7,9 |
6,2 |
Образование |
- 0,2 |
6,6 |
10,0 |
6,8 |
7,2 |
18,8 |
19,9 |
15,5 |
17,7 |
18,1 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
- 21,4 |
- 63,9 |
- 72,9 |
- 59,7 |
- 67,0 |
- 48,5 |
- 45,5 |
- 44,5 |
- 49,7 |
- 43,1 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных персональных услуг |
- 12,1 |
5,0 |
15,3 |
19,9 |
8,2 |
5,9 |
5,9 |
5,7 |
5,8 |
5,3 |
Источник: Рассчитано по данным официальной статистики.
Относительной стабильностью на протяжении всего анализируемого периода отличается обеспеченность собственными оборотными средствами в сфере образования, когда в 2009 году коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в этой отрасли составлял - 0,2, то к 2009 году он стабилизировался на уровне 18,8 и сохраняет это значение до сих пор.
Таким образом, анализ ресурсного потенциала отраслей услуг социальной инфраструктуры выявил следующие тенденции и специфические особенности:
- наблюдается выраженная тенденция к снижению среднегодовой численности занятых в отраслях социальной инфраструктуры;
- проведенный анализ распределения занятых в отраслях социальной инфраструктуры по сравнению с экономикой в целом по уровню квалификации показал, что предъявляемые отраслью требования к уровню квалификации работников значительно превышают уровень этих требования для экономики в целом;
- выявлены структурные дефекты экономической политики, связанные с резко выраженным разрывом между уровнем квалификации работников отраслей социальной инфраструктуры и уровнем оплаты их труда, что нашло свое закономерное отражение в падении доли среднегодовой численности занятых в отраслях социальной инфраструктуры в совокупной численности занятых в экономике России;
- падение удельного веса основных фондов социальной инфраструктуры в совокупном объеме основных фондов экономики в целом свидетельствует об опережающих темпах роста основных фондов других отраслей экономики по сравнению с отраслями социальной инфраструктуры, что может создавать системные структурные дефекты пропорциональности экономического развития и может отрицательно отразиться на темпах экономического роста;
- выраженная тенденция к росту ежегодного учетного износа основных фондов, как экономики в целом, так и отраслей социальной инфраструктуры;
- выявлено влияние параболической траектории в динамике коэффициента обновления основных фондов в экономике в целом на траекторию коэффициентов обновления основных фондов в отраслях социальной инфраструктуры, несмотря на активную реализацию в этот период специальных федеральных программ развития отраслей социальной инфраструктуры, финансируемых за счет средств федерального и региональных бюджетов;
- выявлена устойчивая тенденция к превышению параметров сроков службы и возраста основных фондов социальной инфраструктуры по сравнению с аналогичными показателями по экономике в целом;
- ежегодный прирост финансовых ресурсов экономики в целом опережал темпы прироста финансовых ресурсов отраслей социальной инфраструктуры;
- в целом в структуре привлеченных финансовых ресурсов социальной инфраструктуры наблюдается выраженная тенденция к перераспределению в пользу краткосрочных кредитов банков. При этом доминирующая доля в структуре совокупных финансовых ресурсов социальной инфраструктуры на протяжении всего анализируемого периода приходилась на кредиторскую задолженность.
Рецензенты:
Останина С.Ш., д.э.н., профессор кафедры «Экономика»ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань;
Посталюк М.П., д.э.н., профессор, зав.кафедрой экономической теории НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ»», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Ткачев С.В. СПЕЦИФИКА ТЕНДЕНЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛЕЙ УСЛУГ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19932 (дата обращения: 20.01.2025).