В условиях усиливающегося темпа социальных и технологических изменений в современном мире образовательные системы должны своевременно учитывать изменения и вызовы внешней среды, отвечать на них изменениями в своей образовательной организации, достигая конкурентоспособности. На каждом этапе развития общества состояние образовательной системы определяется тенденциями социально-экономического развития и технологическими укладами развития экономики. Возникают новые условия, возможности и потребности (финансовые; нормативно-правовые; научно-технические; организационные; информационные; мотивационные и др.). При каждом изменении других систем меняются условия и цели реализации образования.
Текущие социально-экономические процессы ставят перед образовательной системой и каждой образовательной организацией инновационные задачи не только педагогического уровня, но и экономического: по вхождению образовательных структур в рыночную экономику, завоевания рыночной образовательной ниши при сохранении традиций обучения и др. Одной из таких стратегических задач является переход образовательной системы к государственно-общественному управлению, провозглашенный в Законе «Об образовании» Российской Федерации и учитывающий интересы всех образовательных агентов (потенциальных работодателей, обучающихся, родителей обучающихся, преподавательский состав образовательных организаций, общество в целом).
Несмотря на то что переход к государственно-общественному образованию законодательно установлен, имеются значительные затруднения по его реализации (отсутствие опыта, норм и регламента общественного управления). Образовательная система и каждая образовательная организация, развивая идеи государственно-общественного управления, должна структурировать и обеспечить интересы стейкхолдеров с учетом их взаимодействия, неизбежно возникающего конфликта интересов и уровня влияния. Характерной чертой государственно-общественного управления является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием всех образовательных агентов. В этом аспекте информационная открытость образовательных организаций профессионального и высшего образования как отражение ее состояния для заинтересованных агентов образовательной системы определяет готовность образовательной организации к государственно-общественному управлению.
Информационная открытость - перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию для образовательных организаций. Направлена на создание каналов двусторонней связи, обеспечивающих удовлетворение информационных потребностей субъектов внешней среды относительно деятельности образовательной организации и позволяющих образовательному учреждению получать обратную реакцию от представителей социума с целью повышения эффективности своей деятельности. Информационная открытость вменена в обязанность образовательным организациям (ст. 29. Закона «Об образовании РФ»), обеспечивая тем самым участие в управлении заинтересованных групп (образовательных агентов) [5].
Информационную открытость образовательных организаций можно определить как способность улавливать и учитывать изменения внешней среды в целях собственного развития [1]. Исследование информационных потребностей образовательных агентов, уровня информационной открытости образовательных организаций способствует развитию государственно-общественного управления образовательными системами [6].
На первом этапе автором определены показатели информационной открытости образовательных организаций с позиций образовательных агентов на основании опроса и анализа нормативной документации. Были проанализированы законодательно определенные позиций информационной открытости образовательных организаций (ст. 29), которые обязательны для раскрытия. Перечень содержит 33 позиции, связанные со стратегическим, тактическим и оперативным управлением, текущим состоянием образовательной организации. Далее нами проведено опросное исследование агентов образовательной системы для выявления интересующих их сведений и возможности участия в государственно-общественном управлении образовательной организации (табл. 1).
Для каждой из групп были выявлены необходимые информационные потребности, приведенные ниже в таблицах. Значимость информационной потребности оценивалась на основе среднего значения рейтинга, в зависимости от ответов респондентов. Первоначально вопросы были открытыми, т. е. опрашиваемые сами выявили группы информационных потребностей, затем было осуществлено ранжирование ответов теми же респондентами по значимости (10-балльная шкала) (табл. 2).
Таблица 1
Информационные источники исследования
Группа заинтересованных лиц |
Количество организаций/ Количество человек |
Источник информации |
Студенты образовательных организаций |
11/158 |
Студенты организаций профессионального и высшего образования |
Образовательные организации |
11/82 |
Сотрудники организаций профессионального и высшего образования (преподавательский состав) |
Бизнес-структуры |
11/22 |
Потенциальные работодатели |
Социум |
96 |
Родители или представители студентов |
ИТОГО |
11/358 |
Анализ полученных данных позволил выявить информационное поле открытости образовательной организации и дополнить законодательно определенные позиции положениями, интересующими агентов образовательной системы.
Полученные показатели информационной открытости как инструментарий оценки определили критерии дальнейшего исследования состояния образовательных организаций профессионального и высшего образования в области перехода к государственно-общественному управлению.
Далее нами проведен Интернет-мониторинг порталов образовательных организаций на основании оценки информационного поля и контент-анализ выложенных в сети документов образовательных организаций профессионального и высшего образования. Всего рассмотрено 20 ведущих вузов Российской Федерации и Республики Татарстан, 68 организаций профессионального образования Приволжского федерального округа РФ и Республики Татарстан. Интернет-мониторинг представляет собой анализ сайтов образовательных организаций (или информационных систем общего доступа), при этом ведется анализ с точки зрения наличия открытой информации (в соответствии с выявленным информационным полем) и анализ содержания представленных данных на основании принципов информационно-коммуникационной полноты, обратной реакции и значимости информации для ее пользователей. Полученная информация группируется в базу данных с тем, чтобы была возможность определения динамики развития ситуации.
Таблица 2
Информационные потребности образовательных агентов
Информационный состав по оценке работодателей (рейтинг) |
Информационный состав по оценке социума (рейтинг) |
Информационный состав по оценке студентов (рейтинг) |
Информационный состав по оценке преподавателей (рейтинг) |
Рейтинг образовательной организации (10) |
Рейтинг образовательной организации (10) |
Организационная информация (10) |
Организационная информация (10) |
Перечень и ФГОС специальностей (10) |
Устав, учредительные документы, сертификаты, образцы дипломов (9,7273) |
Внеучебная деятельность (10) |
Перечень и ФГОС специальностей (10) |
Количество выпускников по специальности (ежегодно)(7,778) |
Перечень и ФГОС специальностей (10) |
Социальная поддержка (10) |
Учебный план специальностей (10) |
Количество потенциальных абитуриентов (ежегодно) (6,444) |
Социальная поддержка (10) |
Порядок оказания платных образовательных услуг (9,77) |
Рабочие программы дисциплин / Учебно-методические комплексы дисциплин (10) |
Темы курсовых и дипломных работ (6,778) |
Количество потенциальных абитуриентов (ежегодно) (9, 95) |
Дополнительные образовательные программы, НИРС (9,23) |
Дополнительные образовательные программы, НИРС (9,64) |
Достижения студентов образовательной организации (8,778) |
Рабочие программы дисциплин (8,1364) |
Преподавательский состав (8,97) |
Преподавательский состав (9,54) |
Достижения преподавателей образовательной организации (5,667) |
Преподавательский состав (8,09) |
Перечень и ФГОС специальностей (8,21) |
Достижения студентов в учебной и внеучебной деятельности (8,77) |
Формы сотрудничества с работодателями (7,556) |
Результаты приемных испытаний (10) |
Учебный план (7,82) |
Рейтинг групп, специальностей, студентов (7,62) |
|
Виды деятельности студентов (9,5) |
Рабочие программы дисциплин / Учебно-методические комплексы дисциплин (8,53) |
Направления НИР (8,78) |
|
Достижения студентов образовательной организации (8,09) |
Электронная библиотека (9,39) |
Электронная библиотека (8,78) |
|
Виртуальная приемная руководителя образовательного учреждения, руководящих структур (деканатов) (10) |
Рейтинг групп, специальностей (7,67) |
|
Современные образовательные организации имеют достаточный уровень материально-технического обеспечения для создания собственных информационных ресурсов, разработки и непрерывного обновления собственного сайта. Как правило, образовательные организации самостоятельно разрабатывают сайты и осуществляют их постоянное обновление в соответствии с выбранной внутренней политикой, определяемой руководителем организации.
Анализ состояния готовности к инновациям вузов РФ (входящих в число лучших вузов России по версии Эксперт РА (первая десятка)) и ведущих вузов РТ (10 университетов) дал следующие результаты: наличие стратегических документов в 100% случаев (при этом необходимо отметить, что реально выполнимая миссия и определенные критериально стратегические ориентиры установлены в 60% вузов). Система показателей оперативного управления скрыта от агентов образовательных организаций либо отсутствует вовсе (прописана у 11,8% рассмотренных организаций). В качестве моделей управления в основном (82%) выбрана проектно-организационная модель, причем в качестве проектов выступают направления научной деятельности, учебная деятельность описана организационной моделью со стандартной системой управления и оценивания результатов обучения, иногда с использованием рейтинговой системы оценки (68%). Процессная модель управления принятая в 17,647% рассмотренных образовательных организациях, тесно связана с работой системы менеджмента качества и напрямую влияет на рейтинг образовательной организации (первые два места в десятке лучших). В целом, положения информационной открытости соблюдаются достаточно высоко в университетах из первой десятки РФ (в среднем около 90%) и недостаточно в университетах РТ (в среднем 70%). Для оценки развития состояния информационной открытости эти же образовательные организации были проверены через 1 год, анализ показал незначительный рост открытой информации (1,5 % по вузам РФ и 2,5% по вузам РТ).
В отличие от западных университетов данный анализ показал высокую инертность агентов профессионального образования в общественном управлении (потребление, а не участие). Предоставленная информация позволяет получить сведения о процессах, но не дает возможности участия в управлении образовательными структурами и системами, демонстрирует достаточно низкую ориентацию на потребителей образовательных услуг (студентов, их родителей, преподавателей, представителей бизнеса и общества в целом), что существенно снижает готовность организаций высшего образования к инновациям. Необходимо развитие практики изучения реальных ожиданий и потребностей населения в сфере образования, осуществление диалога с заказчиками и потенциальными инвесторами по поводу ассортимента, доступности и качества предоставляемых образовательных услуг.
Исследование профессиональных образовательных организаций (СПО) дало возможность сделать следующие выводы.
1. Сравнение организаций СПО ПФО и РТ (25 и 43, всего 68) в аспекте информационной открытости показало, что Республика Татарстан является лидером по показателям информационной инфраструктуры. Созданный образовательный портал edu.tatar.ru содержит возможность получения информации обо всех организациях общего, профессионального и дополнительного образования РТ. Существенным недостатком существующей ситуации является то, что некоторые организации СПО, имея и собственный сайт, и унифицированные страницы на edu.tatar.ru, не синхронизируют информацию (57%), чем существенно уменьшают ценность информации и препятствуют ее обработке.
2. В целом, положения информационной открытости соблюдаются в следующей пропорции: 47% - по ПФО, 63% - по РТ, что свидетельствует о недостаточном уровне готовности организаций СПО к государственно-общественному управлению, низком уровне информирования образовательных агентов. Этим снижаются потенциальные возможности образовательных организаций.
3. Практическое отсутствие (100%) виртуальных приемных образовательных организаций, в которых заинтересованы все агенты профессионального образования, что говорит о недостаточном уровне работы с образовательными агентами в целом.
4. Низкий уровень учебно-методической готовности организаций СПО (17% - ПФО, 28% - РТ);
5. На момент опроса лишь 38% организаций СПО имеют стратегическую документацию в полном объеме, у 21 % документация находится в разработке, у остальных (41%) она отсутствует.
Таким образом, образовательным организациям СПО в целях совершенствования и повышения готовности к инновациям необходимо осуществить разработку стратегии деятельности, повысить степень участия агентов профессионального образования в управлении образованием (определив формы и методы), обеспечить открытость и прозрачность образовательной деятельности, повысить информированность общественности о результативности управления за определенный временной интервал. Главная задача в настоящий период - определить нормативно-правовое пространство государственно-общественного управления, обнаружить проблемы использования и создания нормативно-правовой базы в образовательных учреждениях и в общественных организациях, проанализировать существующую практику, выявить риск в реализации различных сценариев развертывания государственно-общественного управления в образовательных учреждениях и в целом в системе образования.
Проектируемая система государственно-общественного управления должна быть направлена на формирование норм образовательной деятельности и условий для реализации потенциала в развитии образования.
Выполнить эту задачу можно при условии, что государственно-общественное управление будет рассматриваться не как пирамидальная иерархическая конструкция (как на данный момент), а как горизонтальная система взаимосвязей и сфер ответственности.
Характерными чертами нового опыта осуществления государственно-общественного управления образованием и социального партнерства с участием образования на региональном и муниципальном уровнях являются переосмысление субъектами образования значения общественности для образования и управления им, рассмотрение общественности не как помехи в работе и не только как источника дополнительных ресурсов или корректора управленческих ошибок профессионалов, а как равноправного субъекта и партнера, имеющего собственные интересы и право их отстаивать.
Приходится констатировать, что гражданское общество в настоящее время еще недостаточно организовано. Это является реальным препятствием для включения представителей гражданского общества (местных сообществ) в активное и ответственное партнерство с властью в деле развития и управления образованием.
Становление государственно-общественного управления образованием предполагает интеграцию таких направлений работы, как:
1) обеспечение информационной открытости системы образования, являющейся приоритетом современной образовательной политики России, и формирование нормативно-правовой базы обеспечения прозрачности и доступности информации о системе образования;
2) демократизация деятельности органов государственной власти и управления образованием;
3) развитие самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций педагогов, органов самоуправления всех уровней);
4) организация общественных органов управления образованием, в которых представлены все слои населения.
Рецензенты:Гильмеева Р.Х., д.п.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань;
Камалеева А.Р., д.п.н., доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Левина Е.Ю. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19929 (дата обращения: 02.04.2025).