Изучение истории рекламы Италии является нашей целью, до сих пор эта часть мирового рекламного процесса не входила в сферу научных интересов отечественного исследователя. Заметим, что реклама в Италии представляет собой уникальный феномен, сформировавший национальное потребление в двух периодах своего развития - в послевоенное время и после перелома 1976 года. В настоящей работе мы остановимся на наиболее интересном периоде истории рекламы Италии конца 20 века.
Итальянская реклама вступила в активную фазу развития в послевоенное время, когда начала играть существенную роль в развитии индустриального государства. Массовое воздействие рекламы на сознание итальянцев,в том числепривело к потребительскому буму, а последовавшие за годами «экономического чуда» развитие средств массовой коммуникации, такие как радио, телевидение, цветная глянцевая пресса, окончательно упрочили в умах итальянцев осознание неизбежности присутствия рекламы во всех сферах их жизни. К последним десятилетиям 20 века итальянская реклама подошла с характерными чертами, сформировавшимися не только в недрах самой коммуникативной практики: превалирующий телевизионный объем, довлеющее отсутствие крупных национальных рекламных агентств, креативная недостаточность - но и обусловившего их формирование своеобразных национальных особенностей. К ним отнесем, прежде всего, государственное регулирование сферы рекламы, в частности, квотирование телевизионного рекламного времени, сдерживание развития частного телевидения и др. Так же, рассматривая и анализируя тенденции развития итальянской рекламы в период с 1945 по настоящее время, исследователи неизменно отмечают воздействие социокультурных особенностей итальянского менталитета на процесс становления коммуникаций, к таким чертам принадлежат традиционная семейственностьжителей полуострова, противостояние севера и юга страны, крайняя приверженность католицизму и религиозность итальянцев, наличие множественного мелкого и ремесленного производства, стойкий «крестьянский характер с его стремлением торговаться и любовь искать выгоду во всем, нелюбовь к чтению. Среди важных исторических и экономических условий развития общества, государства и культуры Италии в изучаемый период необходимо упомянуть такое крупное воздействиена жизньобщества, как ориентированность на американский образ жизни в результате массированного входа на внутренний рынок американских инвестиций по плану Маршалла, а вместе с ними и межнациональных коммуникационных групп, несущих с собойобразы новой культуры потребления и, как следствие, новую структурупотребительских приоритетов.
Интересно пронаблюдать изменения уровня и образа жизни итальянцев по некоторым параметрам с разницей в полвека (табл. 1).
Таблица 1
Изменения уровня и образа жизни в Италии, 1951-1987 гг.
| 
			 
  | 
			
			 1951  | 
			
			 1987  | 
			
			 87/51  | 
		
| 
			 Доход на душу населения  | 
			
			 3.835.227,0  | 
			
			 16.875.000,0  | 
			
			 4,4  | 
		
| 
			 Комнат на 100 жителей  | 
			
			 73,8  | 
			
			 127,4 (1)  | 
			
			 1,7  | 
		
| 
			 Потребление энергии начел. (кВт)  | 
			
			 183,0 (2)  | 
			
			 858,0  | 
			
			 4,6  | 
		
| 
			 Автомобилей на 100 чел.  | 
			
			 0,9  | 
			
			 42,4  | 
			
			 47,1  | 
		
| 
			 Отделений банков на 100 чел.  | 
			
			 16,5  | 
			
			 26,8  | 
			
			 1,6  | 
		
| 
			 Телефонов на 10 чел.  | 
			
			 2,9  | 
			
			 49,0  | 
			
			 16,9  | 
		
| 
			 Перевезенных воздушных пассажиров  | 
			
			 223.000,0 (3)  | 
			
			 18.691.000,0  | 
			
			 83,8  | 
		
| 
			 Мест в больницах на 1000 чел.  | 
			
			 8,0  | 
			
			 7,3  | 
			
			 0,9  | 
		
| 
			 Классов на 1000 чел. (6-18 лет)  | 
			
			 25,3 (2)  | 
			
			 42,2  | 
			
			 1,7  | 
		
| 
			 Классов на 1000 чел. (14-18 лет)  | 
			
			 10,6  | 
			
			 60,2  | 
			
			 5,7  | 
		
| 
			 Студентов университетов на 10 тыс. жителей  | 
			
			 46,0 (4)  | 
			
			 190,0  | 
			
			 4,1  | 
		
| 
			 Абоненты RAI-TV на 100 жителей  | 
			
			 7,8  | 
			
			 25,6 (5)  | 
			
			 3,3  | 
		
| 
			 Расходы на развлечения на 1 чел.  | 
			
			 29.400,0  | 
			
			 44.800,0  | 
			
			 1,5  | 
		
Источник: ISTAT[5, p.451]. Прим.: (1) 1981; (2) 1963; (3) 1947/50; (4) media 1951/60; (5) 1988.
За полвека население страны возросло с 47 миллионов до более чем 57 млн чел.; средняя продолжительность жизни составила 71 год для мужчин и более 78 лет для женщин, по сравнению с соответственно 63 и 67 лет в 1951 году. Как видно из табл.1, уровень образования был значительно повышен, но оставаясь при этом ниже среднего в более развитых странах.
Мы берем за отправную точку середину 1980-х, поскольку после кризиса начала десятилетия, в 1983-м потребление домашних хозяйств упало на 0,7%. Кризис стал причиной психологического эффекта, возникающего среди потребителей, следующих из затяжной рецессии, который помогает обеспечить потенциальную покупательную способность в последующие за кризисом годы и который приводит к новому расширению потребления.
С точки зрения общества, в начале восьмидесятых годов утихли социальные и экономические проблемы предыдущих периодов, в том числе угрозы терроризма и коррупции. «Прогрессивное потребительское поведение итальянцев связано с увеличением богатства нации, с насыщением основных базовых потребностей жителей страны, и к переходу к потреблению от только материальных к нематериальным ценностям» [1, cap.5, p.6].
Восьмидесятые годы стали для страны наиболее значительными и с точки зрения огромного разнообразного культурного процесса. Появились новыечастные телевизионные станции и журналы, стали возможны показы зарубежных фильмов. «Все это выпустило Италию из условий вечного провинциализма, в котором полуостров был заключен в тюрьму нерешаемых проблем социально-политического и экономического состояния в семидесятые годы»[1, cap.5, p.18].
Характерным признаком времени быстрых культурных изменений стала новая молодежь со сформировавшейся политической идеологией, составлявшая однородные группы сверстников (наиболее выделяющиеся «punk» и «paninari»), объединенных общими ценностями и поведением. Они слушали одинаковую музыку, носили униформу, строго предписанную под страхом изгнания из группы; например, обувь «Timberland», носки «Burlington» для мальчиков и «NajOleari» для девочек, джинсы «Levi's», ремень «ElCharro», майка«BestCompany», куртка«Bomber».В разгар десятилетия появилось много массовых рекламных кампаний, направленных на подталкиваниемолодежи к покупке этих продуктов, на страницах прессы и рекламные фильмы на телевидении, которые иллюстрировали элементы нарядов типичной молодежи того времени.И родители вынуждены были покупать такие вещи, не понимая их эстетического и символического смысла.
Рекламный мир претерпевает глубокие потрясения, вызванныеновыми культурными и экономическими условиями. Ситуацию рекламы нам помогаетпонять постановление Конституционного суда Италии от 1976 года, которое разрешило появление частных телекомпаний с эффектом взрыва пробки от шампанского: «таким образом, наглядно продемонстрировавшее предельное напряжение, которое сокрушило всю систему,отброшена крышка, которая запирала и сжимала жизнеспособность. Таким был механизм крышки, механизм ограничений, налагаемых RAI» [4, p.16]. Эти условия функционирования подразумевали лимитированиерекламного пространства, контроль тарифов и «цензуру» рекламных роликов,условия, которые в течение двадцати лет замедляли или, точнее,ограничивали развитие рекламы, не способной в такойситуацииадаптироваться к происходящим в обществе изменениям. В 80-х многие оказались не в состоянии приспособиться к изменениям системно расстроеннойструктуры, и вскоре их заменили те, кто был более агрессивен и современен, чтобы воспользоваться новыми возможностями. Большие промышленные группы также не смогли сохранить ограничения рекламного пространства, как это было до постановления 1976 года. «Это бесплодная землясметена бурей, и отныне её внешний вид формирует Сильвио Берлускони.Воспользовавшись слабостью соперников и полным отсутствием правил, он сможетпостроить свою неоспоримую «Вавилонскую башню», из которой исходят рекламные сообщения в любую часть Италии.Библейский тон, возможно, чрезмерен, но идеяв том, что история итальянской рекламы соотносится [в конце 20 века]... с именем одного человека, который знал, как воспользоваться ситуацией, к лучшему или к худшему, извлечь выгоду из расстроенной системы, не готовой к каким-либо переменам» [1, cap.6, p. 3].
В 1980 году Publitaliaимела 12.000.000.000 лир дохода, а в следующем году достигла 78 млрд, то есть темп роста составил 650%. Из года в год Publitalia удваивала оборот, вплоть до момента, когда он превысил доходы государственной телевизионной сети; так, в 1983 году дилерская сеть Берлускони охватывает 40% рынка, аSipra 31%, в то время как в следующем году доли рынка распределились соответственно 60 и 30 процентов (табл. 2).
Таблица 2
Рыночная доля концессионеров
| 
			 
  | 
			
			 1980  | 
			
			 1992  | 
		
| 
			 Publitalia  | 
			
			 1,0  | 
			
			 31,5  | 
		
| 
			 Mondadori  | 
			
			 7,0  | 
			
			 5,2  | 
		
| 
			 SIPRA+Publicitas  | 
			
			 27,7  | 
			
			 19,7  | 
		
| 
			 RCS+Rusconi*  | 
			
			 14,3  | 
			
			 10,0  | 
		
| 
			 SPI+SPE  | 
			
			 11,4  | 
			
			 7,6  | 
		
| 
			 Publikompass  | 
			
			 3,7  | 
			
			 2,9  | 
		
| 
			 Telemontecarlo  | 
			
			 1,5  | 
			
			 1,3  | 
		
| 
			 Piemme  | 
			
			 -  | 
			
			 1,7  | 
		
| 
			 24/ORE system  | 
			
			 -  | 
			
			 1,4  | 
		
| 
			 Другие  | 
			
			 34,0  | 
			
			 18,7  | 
		
*Прим. в 1980 году оборот Rusconi был включен в Sipra.
Источник:MediaKey, №. 122 [2].
При таком положении, похожем на предыдущий период до 1976 года, характеризующийся как частная монополия, бывшийпродавец недвижимости Берлускони мог устанавливатьсвои правила, которым все заинтересованные сторонывынуждены следовать. И иногда эти правила приносилимиру итальянской рекламы больше проблем, чем пользы.
В последние десятилетия 20 века рекламная коммуникация стала чрезмерной и начала раздражать аудиторию. Расширение рекламных площадей и эфиров привело к уходу значительногоколичествачитателей и зрителей от просмотров рекламы и, следовательно, потере эффективности последней.Но, с другой стороны, в обществе, характеризуемом своеобразной культурой, присоединение к традиционномуамериканскому рекламному миру,в его, возможно, еще более раздражающих тонах, тем не менеебыло принято без проблем. Итальянцы с течением времени привыкликпроизошедшему.Структурные изменения на телевизионных каналах и в передачах, произошедшие начиная с конца семидесятых годов, усилили влияние на привычки итальянцев: на время, которое они проводили перед телевизором, на выбор типа программ и телеканалов, к которым зрители привыкли и которые они начали предпочитать.
В количественном выражении рост рекламных инвестиций можно свести в табличный вид (табл. 3).
Таблица 3
Развитие рекламы и экономики-корректированные значения (1981=100)
| 
			 Годы  | 
			
			 Рекламные инвестиции  | 
			
			 ВВП  | 
			
			 Конечное потребление  | 
			
			 Рекламные инвестиции/ВВП, %  | 
		
| 
			 1981  | 
			
			 122  | 
			
			 120  | 
			
			 119  | 
			
			 0,33  | 
		
| 
			 1982  | 
			
			 157  | 
			
			 140  | 
			
			 140  | 
			
			 0,36  | 
		
| 
			 1983  | 
			
			 203  | 
			
			 162  | 
			
			 162  | 
			
			 0,40  | 
		
| 
			 1984  | 
			
			 252  | 
			
			 186  | 
			
			 184  | 
			
			 0,44  | 
		
| 
			 1985  | 
			
			 308  | 
			
			 206  | 
			
			 207  | 
			
			 0,48  | 
		
| 
			 1986  | 
			
			 382  | 
			
			 229  | 
			
			 226  | 
			
			 0,53  | 
		
| 
			 1987  | 
			
			 465  | 
			
			 251  | 
			
			 251  | 
			
			 0,59  | 
		
| 
			 1988  | 
			
			 528  | 
			
			 171  | 
			
			 273  | 
			
			 0,61  | 
		
| 
			 1989  | 
			
			 594  | 
			
			 304  | 
			
			 302  | 
			
			 0,62  | 
		
| 
			 1990  | 
			
			 660  | 
			
			 335  | 
			
			 333  | 
			
			 0,63  | 
		
| 
			 1991  | 
			
			 712  | 
			
			 366  | 
			
			 365  | 
			
			 0,63  | 
		
| 
			 1992  | 
			
			 777  | 
			
			 390  | 
			
			 391  | 
			
			 0,63  | 
		
Источник:UPA[3, p. 4].
Этот рост, который продолжался в течение целого десятилетия, позволил Италиисравниться с другими западными странамипо затратам на рекламу.
Рынок традиционной рекламы увеличился, в текущих ценах, с 1981 по 1992 г. более чем в шесть раз, телевизионной рекламы - в одиннадцать раз.Период активного роста с темпами 20% в год достиг к 1988 году наивысшего значения процентного роста, начал замедление, что говорит о том, что произошло достижение баланса на рынке.
Подводя итоги, можно сказать в итальянской рекламе после кризиса середины 80-х годов и постановления Конституционного суда Италии от 1976 года, которое разрешило появление частных телекомпаний, наступил период перелома. Который повлек за собой не только изменения в самом рекламном процессе, но и, как следствие, стал причиной обеспечения потенциальной покупательной способности и нового расширения потребления.Рекламный мир вместе с обществом претерпевает глубокие потрясения, вызванные новыми культурными и экономическими условиями.
Рецензенты:Алексеев С.В., д.и.н.,профессор, заведующий кафедрой истории Московского гуманитарного университета, г. Москва;
Бородай А.Д., д.и.н., профессор, декан факультета рекламы Московскогогуманитарного университета, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Якутина Е.Н. РАЗВИТИЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕКЛАМЫ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19920 (дата обращения: 04.11.2025).



