В системе народного образования Российской империи в конце XIX в. стала активно развиваться особая подсистема - церковные школы и училища. Важное место в этой подсистеме стали занимать церковно-приходские школы, которые давали элементарное начальное образование. Для организации и руководства этими школами была создана сложная система управления, включающая несколько звеньев. Существовала система взаимоподчинения этих звеньев и распределения обязанностей.
Социально-экономическое развитие Российской империи во второй половине XIX в. требовало введения всеобщего начального образования. Образовательная политика этого периода была направлена на поиск оптимального варианта для просвещения народа, гарантирующего возможность модернизации страны при сохранении стабильности существующего государственного строя [10].
В 1870-х гг. правительство стало склоняться к передаче дел народного образования в руки Русской Православной Церкви. Эта идея была реализована в жизнь обер-прокурором Священного Синода К.П. Победоносцевым. Так 13 июня 1884 г. Александр III утвердил «Правила о церковно-приходских школах» [3, л. 3]. Согласно утвержденным «Правилам» церковно-приходские школы должны были давать элементарные знания по счету, письму, чтению и обеспечить воспитание подрастающего поколения в духе веры в «Бога, Царя и Отечество», «в духе церковности и государственности». Учреждение церковно-приходских школ в Тобольской епархии было особенно важным, поскольку уровень грамотности в этом регионе был очень низким.
Епископ Тобольский и Сибирский Аврамий решил обратить внимание общества и духовенства на элементарное образование в губернии личным примером. По его распоряжению в Тобольском архиерейском доме ранней осенью 1885 г. приступили к устройству помещения для начальной церковной школы, а к концу октября этого же года оно уже было готово [7, c. 1-2].
Школа при архиерейском доме предназначалась для жителей нагорной части Тобольска. Жители города, желающие отдать своих детей для обучения в эту школу, должны были привести их туда 1 ноября. По сведениям иеромонаха Антипатра, желающих оказалось много, но принято было лишь 50 человек, так как помещение могло вместить в себя только это количество.
Особую роль в учреждении церковно-приходских школ сыграли священники. Нередко они на собственные средства открывали и содержали их. Одними из первых были Андрей Желницкий и Николай Поникаровский. Андрей Желницкий выписал методические пособия для школы на собственные деньги (60 руб.), а также «известил совет, что нужды школы он надеется на будущее время покрывать своими средствами» [4, л. 99]. Стараниями местных приходских священников А.Я. Кайдалова, И.Ф. Добромыслова, М.А. Надежницкого и на их средства открыты церковно-приходские школы в селе Липовская Байкаловской волости Тобольского уезда (1901), школа грамоты в д. Юшковой Тюменского уезда (1898), в с. Преображенском Тобольского округа [6, c. 18].
Наряду с приходским духовенством деятельное участие в школьном образовании в духе православной церкви принимали и монастыри Тобольской епархии. В 1886-1887 гг. в Абалакском Знаменском мужском, Иоанно-Введенском женском монастыре, Свято-Троицком Тюменском мужском и Туринском женском монастырях были устроены и содержались на монастырские средства школы для обучения детей разных сословий и вероисповеданий [5, с. 16].
Высшее управление церковными школами было возложено на образованный в 1885 г. Училищный Совет при Святейшем Синоде. На уровне епархий о распространении народного образования заботились созданные епархиальные Училищные Советы. Тобольская епархия находилась в ведении Тобольского епархиального Училищного Совета, учрежденного в 1884 г. Совет действовал под непосредственным руководством правящего архиерея - епископа Тобольского и Сибирского Аврамия [ 3, c. 2].
Епархиальные Училищные Советы состояли из уездных отделений. В 1888 г. высочайше были утверждены «Правила об уездных отделениях». На основании параграфа 1 этих Правил в Тобольской епархии было открыто 12 таких отделений в городах Тобольске, Кургане, Ялуторовске, Туринске, Тюмени, Ишиме, Тюкалинске, Таре, Березове, Сургуте, Омске и Петропавловске [4, л. 4].
Непосредственное наблюдение и попечение над школами было поручено окружным наблюдателям-благочинным, которые посещали и осматривали школы два раза в год и представляли отчеты о своих поездках в Тобольский епархиальный училищный комитет [3, л. 5].
Постановлением от 30 ноября 1893 г. Тобольский епархиальный училищный комитет учредил, кроме должности епархиального наблюдателя, особых окружных инспекторов над церковными школами в округах: Тобольском, Тюменском, Ялуторовском, Курганском, Ишимском, Тюкалинском, Тарском, Туринском. Напрямую руководство церковно-приходскими школами осуществляли приходские священники [6, c. 15].
В помощь епархиальному наблюдателю учреждалась должность помощника наблюдателя, которую с 1894 г. занимал И. Безсонов, ранее учитель подготовительного класса Тобольского духовного училища и первый особый наблюдатель [2, c. 14].
Следовательно, в системе образования Российской империи появилась особая подсистема - церковные школы и училища. Важное место в ней занимали церковно-приходские школы и школы грамоты, дающие элементарное начальное образование. Для организации и руководства этими школами была создана слаженная система управления, включавшая несколько звеньев: Епархиальный училищный Совет - уездные отделения - епархиальный наблюдатель - помощники наблюдателя, наблюдатели-благочинные, инспекторы - «заведывающие» школ. В этот период была выработана система взаимоподчинения этих управленческих звеньев, где четко были распределены обязанности. Важную роль духовное ведомство сыграло в создании школ и улучшении учебно-воспитательного процесса.
Серьезные изменения в системе управления церковными школами произошли после утверждения Правил о школах грамоты и были зафиксированы в вышедшем 26 февраля 1896 г. «Высочайше утвержденном положении об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства православного исповедания». Положение состояло из 4 глав и 47 статей и уточняло Положение 1884 г. в вопросах подчиненности ЦПШ. Система управления церковно-школьным делом состояла из трех уровней:
1) училищный совет при Святейшем Синоде;
2) епархиальные училищные советы;
3) уездные отделения епархиальных училищных советов.
Впервые в составе уездных отделений появляется должность уездных наблюдателей, утверждаемых на должности епархиальным епископом. Являясь помощником епархиального наблюдателя и исполняя его поручения, уездный наблюдатель был непременным членом уездного отделения и должен был доводить до сведения последнего результаты своих поездок по школам. В его обязанности входило следить за заполнением отцами-заведующими и учителями школьной документации, соответствием преподавания в школах учебным программам, утвержденным Святейшим Синодом, давать учителям и законоучителям разъяснения по методике преподавания, доставлять в епархиальный училищный совет сведения о хозяйственных нуждах школ, разъяснять местному населению необходимость открытия новых школ и их материальной поддержки со стороны сельских обществ, поиск попечителей для школ.
Важной стороной в организации церковных школ стал вопрос финансирования. В целом источники поступления денежных средств можно разделить на три группы:
1) местные средства;
2) казенные (выделяемые по сметам Св. Синода);
3) пособие из губернского земского сбора.
К местным источникам содержания церковных школ в Тобольской епархии относились, во-первых, средства, поступающие в школы непосредственно, во-вторых, те средства, которые поступали в Епархиальные училищные советы, а уже затем распределялись по школам на различные предметы.
В инструкции Тобольского епархиального училищного совета (далее ТЕУС) уездным отделениям за 1885 г. давались конкретные рекомендации об изыскании дополнительных местных средств на содержание церковных школ епархии. «Причтам предлагалось учреждать церковно-приходские попечительства, где таковых не имеется, приглашать прихожан к общественной запашке, чтобы всякий сбор с нее поступал на содержание школ. Кроме этого, разрешалось собирать средства на содержание школ путем приглашения прихожан к добровольным пожертвованиям при совершенстве таинств, молебнов, панихид, и при всех удобных случаях, какие только могут представиться местному духовенству» [9, с. 121].
В начале 1894 г. Тобольский епархиальный училищный совет получил ежегодное финансирование из сумм земского губернского сбора 3000 руб. на инспекцию церковных школ Тобольской епархии. Из этих денег 2000 руб. ежегодно назначалось особому наблюдателю за церковными школами и 1000 руб. - на вознаграждение наблюдателям-благочинным [3, c. 15].
Епархиальный училищный Совет контролировал и распределял по уездам средства, поступающие для учреждения и содержания школ.
В целях лучшей организации учебного дела Епархиальным училищным Советом ежегодно разрабатывались или дополнялись инструкции учителям и «заведывающим» церковно-приходских школ. Они определяли обязанности преподавательского состава и наблюдали за педагогической деятельностью последних.
Заботой епархиального начальства было и обеспечение школ литературой: учебниками и учебными пособиями, рекомендуемыми Святейшим Синодом, и книгами для внеклассного чтения. Учебники и учебные пособия приобретались путем их выписки из книжного склада училищного Совета при Святейшем Синоде. Епархиальный училищный Совет делал заказ на книги, основываясь на требованиях, поступающих от уездных отделений, и производил уплату денег за них.
Епархиальное начальство предпринимало меры по улучшению педагогических кадров для церковно-приходских школ и способствовало обмену опытом между учителями и повышению уровня преподавания в церковной школе. С этой целью организовывались учительские курсы. Инспектором и руководителем краткосрочных педагогических курсов, действующих в церковных школах Тобольской епархии, несколько раз был Г.Я. Маляревский [1, c. 17]. В связи с выходом в 1903 г. новых учебных программ для церковно-приходских школ Г.Я. Маляревский подготовил книгу «Заметки о преподавании по новой программе одноклассной церковно-приходской школе», призванную помочь сельским учителям овладеть методикой преподавания по новой учебной программе.
Именно на рубеж XIX-XX вв. приходится рост количества церковных школ. Так, в 1903 г. происходит значительное увеличение количества школ во всех населенных пунктах Тобольской губернии - к этому времени было 9 двухклассных школ, 187 одноклассных и одна второклассная, а всего их было 197, 18 из которых находились в городах [1, c. 18].
В 1914-1915 гг. учебном году значительное увлечение количества церковно-приходских школ происходит в Туринском, Ялуторовском, Курганском и Тюменском округах по сравнению с концом XIX в. Так, в Туринском уездном отделении в конце XIX в. было 12 церковно-приходских школ, а к 1914-1915 гг. их стало 55 (21 - в селах, 33 - в деревнях, 1 - в городе). Таким образом, увеличение произошло примерно в 5 раз. В Ялуторовском уездном отделении в конце XIX в. было 19 школ, а к 1914-1915 гг. стало 70 (2 - двухклассные, 68 - одноклассных), т. е. увеличение произошло примерно в 4 раза. В Курганском уездном отделении в конце XIX в. было 26 школ, а к 1914-1915 гг. стало 86 (две в Кургане, остальные в селах, при этом 40 школ находились в селах, где нет церквей.). Таким образом, увеличение составило более чем 3 раза. В Тюменском уездном отделении в конце XIX в. было 6 церковно-приходских школ, а к означенному времени стало 66 (65 - одноклассных и 1 - второклассная), т. е. количество школ возросло в 6 раз [1, c. 17].
Тенденция увеличения церковно-приходских школ была свойственна в целом для Российской империи начала ХХ в. К 1906 г. по России происходит увеличение количества двухкласных и одноклассных школ и уменьшение количества школ грамоты в результате их реорганизации в церковно-приходские либо закрытия вследствие малого количества учащихся. Таким образом, происходит рост церковно-приходских школ и сокращение церковных школ за счет уменьшения количества школ грамот [2].
Итак, в системе начального образования Российской империи в конце XIX в. появилась особая группа - церковные школы и училища. Церковные школы стали занимать значимое место среди других начальных школ, которые давали элементарное начальное образование. Для организации и руководства этими школами была создана сложная система управления, включающая несколько звеньев. Была разработана система взаимоподчинения этих звеньев и распределены обязанности. Епархиальное начальство должно было решать вопросы, касающиеся духовно-нравственного воспитания и обучения детей, а также заботиться о материальной стороне организации церковно-приходских школ. Духовенство не только выступало инициатором открытия церковно-приходских школ, но нередко делало это на собственные средства.
Таким образом, подводя итоги деятельности церковно-приходских школ, отметим, что спустя несколько десятилетий успешной просветительской деятельности духовенство Тобольской епархии было удостоено высочайшего одобрения. Так, в Высочайшем рескрипте, данном на имя епископа Гермогена от председателя училищного Совета при Святейшем Синоде, отмечалось, что существующий многолетний опыт свидетельствует о возрастающем успехе церковной школы, «которая активно привлекает к себе внимание народа своею церковностью и распространяет в подрастающем поколении вместе с грамотностью правила веры, любовь к церкви и церковному служению и пению, успела и в недостатке средств, при ревностном содействии духовенства и с помощью жертв общественных упрочить свою деятельность, проявляя ее в самых отдаленных краях Российской империи» [8, c. 10].
Рецензенты:
Гончаров Ю.М., д.и.н., профессор, профессор кафедры отечественной истории ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул;
Дианов С.А., д.и.н., доцент, профессор кафедры государственного управления и истории ФГБОУ ВПО «Пермский национально-исследовательский политехнический университет», г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Валитов А.А., Еремеева О.И., Сулимов В.С. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВВ. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19909 (дата обращения: 09.12.2024).