Современное кризисное, неустойчивое состояние социально-экономической системы России в целом, характеризуется тремя основными взаимосвязанными и взаимообусловленными негативными тенденциями, а именно:
а) сужение процесса воспроизводства средств производства и жизненных благ (экономический спад); б) нарушение процесса воспроизводства естественных природных ресурсов (как органических, так и неорганических) и условий жизнедеятельности людей (определенная деградация экосистемы); в) сужение процесса воспроизводства населения (депопуляция), как закономерное следствие реформ, которые не имеют четкой социальной направленности.
При этом демографические показатели могут служить наиболее чуткими социальными индикаторами общественного неблагополучия, важной составляющей которой выступает снижение уровня и качества жизни российского населения [1, с. 27].
Как отмечает О.В. Кочуркова, бедность – это не только эмпирическая реальность, одновременно это и «совокупность социальных норм, санкционирующих отношения между неимущими и имущими, органами социальной защиты, частными благотворительными организациями и низшими слоями населения, а также норм, выделяющих минимально допустимый уровень потребления благ и услуг» [2, с. 13.].
Управление преодолением бедности в муниципальном образовании необходимо осуществлять с учетом ряда социальных гарантий: правовых, экономических, социальных для того, чтобы соблюсти права каждого человека. Следует также учитывать наличие специфических для различных городов социальных проблем, часто усугубляющих положение беднейших слоев населения. Не менее важно при осуществлении управления иметь методологическое, нормативно-правовое обоснование, применять инновационные методы социологии управления в части социального проектирования для решения практических задач в борьбе с бедностью.
Выявленные нами социальные тенденции современных городов свидетельствуют, что все большее значение для населения приобретает создание полноценной городской среды, призванной не только обеспечить инфраструктурные условия для общего воспроизводства населения, но и позволяющей создать благоприятные материальные предпосылки для формирования рабочей силы с высокими образовательными и профессиональными качествами и ее закрепления. Это один из решающих факторов стабильного развития городов и конкурентоспособности его объектов в рыночных условиях.
В тенденциях изменения механизма управления городами все отчетливее просматривается усиление внимания к живущим там людям, конкретному человеку, усиление роли социальных технологий. Но, в то же самое время, достижение стратегических целей в области повышения уровня жизни населения не должно сводиться исключительно к борьбе с бедностью, так как решение данной проблемы позволит повысить уровень благосостояния лишь малообеспеченной части городского населения и то лишь до уровня минимальных жизненных стандартов. Стратегия повышения уровня жизни населения города, в целом, а не только его социально уязвимой части, предполагает достижение высоких стандартов потребления, характерных для экономически развитых стран. Ее реализация предусматривает разработку механизмов формирования достойных по уровню доходов, социально справедливого перераспределения доходов, действенной социальной поддержки населения.Кроме того, требуются меры, предотвращающие выплату скрытых форм оплаты труда и обеспечивающие полный учет выплачиваемой заработной платы. Данные меры соотносятся с решением задачи снижения уровня, масштабов и глубины бедности. Необходимость радикального улучшения социального управления городом достаточно четко определилась в последние годы в общественном сознании, а муниципальная власть, непосредственно связанная с жизнедеятельностью личности и социальных общностей, реализацией своих функций определяет степень их доверия к субъектам всех уровней власти и системе социального управления.
Для создания механизма снижения бедности в отдельно взятом городе целесообразно рассмотрение бедности, определяемой как состояние, в котором люди не могут удовлетворить комплекс своих потребностей на уровне, обусловленном их внутренней и внешней средой. В этом случае конструктивистский подход используется для изучения потребностей и внутренней среды, а модель экономического детерминизма – для выявления влияния внешней среды и наличия ресурсов на состояние бедности (рисунок).
Однако сам принцип «содержания части населения за счет средств федерального и местного бюджетов» оказывает влияние на рост ожидания помощи извне, потерю уверенности в собственных силах, равнодушие и апатию. В условиях же финансового кризиса такая жизненная позиция может стать доминирующей и представлять угрозу состоятельности государства и его регионов.
Преодолению вышеуказанных негативных явлений будет способствовать реализация представленного комплексного подхода к преодолению бедности, что в последствие приведет к уверенности в завтрашнем дне, активной жизненной позиции, включенности во все сферы социального взаимодействия и др.
Перечисленные проблемы тесно взаимосвязаны, имеют общую институциональную природу. Их решение носит системный характер, требует значительных усилий власти, бизнеса, некоммерческих организаций, всей общественности. Большое влияние на социально-экономическую дифференциацию оказывает коэффициент семейной нагрузки, а так же несовершенство законодательства в социальной сфере, низкая оплата труда в таких отраслях, как образование, социальное обслуживание, здравоохранение и другие факторы, приводящие к бедности работающего населения.
В настоящее время население испытывает острую необходимость в повышении уровня своего образования. Низкие доходы бедных групп населения становятся препятствием на пути к получению того типа и качества образования, которое открывает возможности к лучшей жизни, помогает прервать порочный круг бедности.
Коммерциализация образовательных, медицинских, социальных и других услуг приводит к невозможности их использования бедными слоями населения, что негативно сказывается на здоровье и образовании, а материальные трудности негативно отражаются и в качестве питания и на возможностях хоть как-то оградиться от неблагоприятной экологической обстановки. Положение бедных в социальной структуре общества во многом зависит от адаптационных возможностей личности, а несовершенство рынка труда, отсутствие необходимых условий и средств не позволяет низкодоходным группам населения использовать активные адаптационные стратегии, т.е. повышать уровень своего образования, улучшать свое здоровье, выйти на самообеспечение (открыть свое дело) и т.д.
Одним из вариантов решения вышеперечисленных проблем, по мнению авторов, может служить предложенная модель преодоления ценностно-ориентационных установок бедности, которая предполагает деятельность основных общественных институтов.
При этом надо отметить, что в категорию малообеспеченных чаще всего попадают неполные (мать с одним или несколькими детьми) или многодетные семьи, чаще всего родители имеют низкий уровень образования и, соответственно, невысокие стимулы к работе. Около 31,7% бедных являются безработными. Получив институциональное закрепление, бедность как экономическая категория, приобретает черты социальной, закрепляя в сознании, ценностных ориентирах, образе жизни граждан мировоззренческие установки малообеспеченности. Помимо этого, основными проблемами бедных семей являются материальная и жилищная проблемы, а что касается потребностей в социальной помощи, на первом месте находятся социально-экономические, а на втором и третьем социально-юридические и социально-педагогические.
Таким образом, основные профилактические мероприятия необходимо направлять на работу с семьей и детьми, в частности, вовлекая молодых родителей и детей в культурно-образовательную, спортивную деятельность, мы формируем чувство сопричастности к общественной жизни, формируем позитивные интересы и веру в собственные силы, которая у представителей малообеспеченных семей чаще всего отсутствует.
Помимо этого, посредством данных мероприятий происходит профилактика формирования девиантных форм поведения и привлечения молодых людей к преступным средствам получения дохода.
В заключении можно отметить, что наряду с реализацией традиционных задач, направленных на поддержку наиболее незащищенных групп населения, управленческие решения должны полнее учитывать интересы тех слоев общества, которые способны реализовать потенциал инновационного развития, создавать комфортные условия для реализации такого потенциала и соответствовать более высоким социальным стандартам. К тому же преодоление бедности, в которой оказалась значительная часть российского населения, обретение гарантий на труд, защита жизни, обеспеченное детство и старость на сегодня являются главнейшими вопросами, которыми озабочено не только государство, но и большинство квалифицированных и работоспособных граждан. Таким образом, данные проблемы можно решить только при условии восстановления производства, эффективности и конкурентоспособности отечественной экономики.
Рецензенты:Фомичева И.Г., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Тюменской государственной институт культуры», г. Тюмень;
Гаврилова Н.Ю., д.и.н., профессор кафедры Гуманитарных наук ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Родионова С.Д., Богданова В.П. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19871 (дата обращения: 09.09.2024).