Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Савина Т.А. 1
1 ГОУ ВПО «Московский Государственный областной университет»
В статье исследуются особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста на примере раннего детского аутизма (РДА) и олигофрении (в стадии имбецильности). Рассматривается развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, структура и уровни эмоциональной регуляции: уровень оценки средовых воздействий; уровень аффективных стереотипов; уровень аффективной экспансии; уровень аффективной коммуникации; уровень символических регуляций. В ходе исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, были выделены специфические (связанные с первичной патологией) и неспецифические (возникающие вторично, вследствие нарушения других психических функций) нарушения эмоциональной сферы у детей с различными типами дизонтогенеза. По полученным данным изучаемых нами характеристик было выявлено, что существуют неспецифические нарушения эмоциональной сферы, которые свойственны детям не только с РДА, но и детям с олигофренией в стадии имбецильности. Эти данные позволяют дифферециировать детей дошкольного возраста с выраженными нарушениями с целью определения траектории индивидуального развития, содержания программ инклюзивного образования и позитивной социализации, что является одной из целевых задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
олигофрения в стадии имбецильности
атипичный аутизм
ранний детский аутизм (РДА)
специфические и неспецифические нарушения
коррекция
социализация
диагностика эмоциональных нарушений
уровни эмоциональной регуляции
1. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. – М., 2003. – 320с.
2. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. – М., 2005. – 289 с.
3. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М., 1994. – 153 с.
4. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. – М., 2005. –144 с.
5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985. – 168 с.
6. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990. – 197 с.
7. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1974. – 322 с.
Изучение ранних этапов эмоционального развития закономерно вызывает интерес у широкого круга специалистов в области коррекционной педагогики и психологии. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с грубыми поражениями головного мозга - это проблема, с которой сталкиваются не только родители, а также педагоги, психологи и работники детских учреждений, в которые попадают эти дети. Нарушения эмоциональной сферы, осложняют взаимодействие маленького ребенка с миром и с близкими людьми. Поэтому достаточно остро стоит вопрос дифференциации их нарушений с целью определения содержания индивидуальных программ социализации.

В настоящий момент наблюдается появление большого количества детей с диагнозом аутизм. Вместе с тем РДА (ранний детский аутизм) стал очень широким понятием, а врачи часто сталкиваются с диагнозом ядерного аутизма и другими типами нарушений развития с отдельными аутистическими чертами. Среди диагнозов, вследствие этого, нередко встречается так называемый атипичный аутизм, где наблюдается сочетание недоразвития с элементами искаженного развития. Но не специалисты, не родители не владеют достаточной информацией, вследствие плохой освещенности этого вопроса в литературе, так как эта область остается по-прежнему мало изученной.

Проблема аутизма и умственной отсталости очень широко рассматривается в профессиональной литературе, но при анализе умственной отсталости фокус внимания направлен на проблемы интеллекта, а не эмоциональной сферы. Более всего в рамках исследования олигофрении были изучены дети с легкой степенью умственной отсталости (в стадии дебильности), у которых эмоциональная сфера является более сохранной и базовые характеристики эмоций не нарушаются. Но сегодня все чаще стали появляться дети, которых не могут рассматривать, ни как классических олигофренов, ни как классических аутистов - эта группа детей недостаточно изучена. В нашем экспериментальном исследовании мы пытались проанализировать особенности эмоциональной сферы у этих детей, и сравнить их с группой детей с классическим аутизмом. Мы предположили, что существуют неспецифические нарушения эмоциональной сферы, которые присущи не только раннему детскому аутизму (РДА), но и другим типам дизонтогенеза, в частности олигофрении, в стадии имбецильности.

Цель исследования

Выявить и продифференцировать нарушения эмоциональной сферы, специфические для первичной патологии эмоциональной сферы при РДА и неспецифические нарушения эмоциональной сферы, вторично возникающие вследствие тяжелых нарушений интеллекта, с целью конкретизации содержания программ инклюзивного образования

Обратимся теоретическим основам исследования дизонтогенеза и эмоциональной сферы.

Впервые термин «дизонтогенез» употребил Швальбе в 1927 году, обозначив им внутриутробное отклонение формирования структур организма от их нормального развития. Позже этот термин стал использоваться в более широком значении, стал обозначать различные формы онтогенеза, включая и постнатальный [5, с. 32].

Известно, что почти любое длительное воздействие на незрелый мозг может привести к нарушениям в развитии. Проявления этого могут быть различны в зависимости от локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени возникновения и длительности воздействия, а так же от того в каких условиях оказался ребенок [6, 102]. Данные условия являются определяющими в степени психического дизонтогенеза.

Классификация дизонтогенеза строится на основе выделения области психики, в которой возникло первоначально аномальное явление, исходя из основного качества развития. Как показывают клинико-психологические данные при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные, независимые, а, как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего [2, с. 53].

Выдающийся вклад в изучение аномалий развития был сделан Л.С. Выготским, на основании модели умственной отсталости, автор сформулировал ряд общетеоретических положений, оказавших влияние на дальнейшее изучение аномалий развития. К ним, прежде всего, относится положение, о влиянии на развитие аномального ребенка тех же закономерностей, которые характеризуют развитие здорового ребенка [3, с. 37].

Также Л.С. Выготским было выдвинуто положение о первичном дефекте, суть данного положения заключается в том, что первичный дефект наиболее близко связан с повреждением нервной системы, а ряд вторичных дефектов отражают нарушения психического развития [3, с. 38].

Между эмоциональными процессами и всеми структурами организма: центральной нервной системой и ее периферическими отделами, соматическими, эндокринными, биохимическими, генетическими и другими процессами - существуют достаточно сильные и взаимные связи. Эмоции способны мгновенно интегрировать все функции, в чем проявляется их особое предназначение и осуществление адаптации организма к изменениям среды [7, с. 93].

Реализация потребностей человека может происходить при взаимодействии с окружающим миром на разных уровнях активности и глубины эмоционального контакта со средой. Эти уровни в зависимости от сложности поведенческой задачи, стоящей перед человеком, требуют разной степени эмоциональной ориентировки и разработки механизмов регуляции поведения.

Методы исследования

В своем исследовании мы опирались на концепцию уровней эмоциональной регуляции М.К. Бардышевской и В.В. Лебединского. Авторы, выделяют пять основных уровней, составляющих единую структуру базальной аффективной организации. При активизации взаимодействия индивида с окружающей средой, эти уровни решают различные задачи адаптации, и поэтому они не могут быть взаимозаменяемы, и повреждение или ослабление одного из уровней приводит к общей эмоциональной дезадаптации. Прикладное значение этого подхода заключается в разработке стратегии коррекции с учетом деструкций в системе эмоциональной регуляции [1, с. 17].

В базальной системе эмоциональной регуляции выделяют следующие уровни:

- уровень оценки интенсивности средовых воздействий осуществляет наиболее примитивные функции адаптации;

- уровень аффективных стереотипов берет под контроль весь спектр внешних и внутренних ощущений;

- уровень аффективной экспансии обеспечивает адаптацию в нестабильной и критической ситуации;

- уровень аффективной коммуникации налаживает взаимодействие с другими людьми;

- уровень символических регуляций, основная функция - овладение собственными переживаниями [1, с. 18].

Исследование детей дошкольного возраста с нарушениями эмоциональной сферы проводились по авторской методике В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской «Диагностика эмоциональных нарушений у детей». При оценке использовалась бальная система. Диагностика каждого ребенка проводилась не менее месяца, методом включенного наблюдения в разных ситуациях (т.е. с родителями, с чужими взрослыми, с детьми, в закрытом помещении, на улице, в момент одиночной игры). В ходе исследования были получены следующие результаты.

Результаты исследования

В общей характеристике эмоциональной регуляции, у олигофренов с парааутистическими чертами и аутистов преобладают защитные формы поведения над активными и нарушена самостоятельная эмоциональная регуляция. Но у аутистов преобладают защитные пассивные формы поведения в виде застывания, инкапсуляции и самоизоляции. А у олигофренов ярко выражены защитные активные, в виде негативизма, протеста и агрессивных реакций.

На первом уровне - уровне оценки интенсивности средовых воздействий (этот уровень осуществляет наиболее примитивные функции адаптации) нарушения отмечаются в обоих типах дизонтогенеза, но у аутистов они более специфические и связаны с первичной патологией. Наблюдается выраженная гиперсензитивность, как к физическим стимулам, так и к человеку. А у олигофренов незначительные нарушения гиперсензитивности, особенно в тактильной сфере к человеку, зрительный контакт они устанавливают лучше.

Второй уровень - уровень аффективных стереотипов (аффективная система берет под контроль весь спектр внешних и внутренних ощущений) у детей с РДА нарушен в целом больше, чем у олигофренов с парааутистическими чертами. На этом уровне у аутистов больше выражена избирательность. Есть специфика аутостимуляций (игра ручками, пальчиками, веревочками), больше связанная с мелкой моторикой. А у олигофренов второй уровень нарушен не очень сильно, и преобладают аутостимуляция (в виде бега, прыжков), связанные с крупной моторикой.

На третьем уровне - уровне аффективной экспансии (этот уровень обеспечивает адаптацию в нестабильной и критической ситуации) более явно выделяются специфические и неспецифические нарушения. Неспецифические нарушения у обеих групп связаны с экспансией в сложных новых условиях, а также сформированностью более зрелых паттернов поведения. Специфическими для аутизма будут нарушения базальных компонентов данного уровня (инстинкт самосохранения, половая идентификация, исследовательская деятельность). А у олигофренов, нарушения в основном неспецифические, и связаны с трудностями преодоления сложных препятствий (социальный запрет, исследовательская деятельность).

На четвертом уровне базальной аффективной коммуникации (на этом уровне налаживается эмоциональное взаимодействие с другими людьми) у аутистов отмечается нарушений больше, чем у олигофренов с парааутистическими чертами. Общими для них будут проблемы речевой коммуникации, недостаточная глубина и продолжительность контакта. У детей с РДА отмечаются нарушения коммуникации с взрослыми и грубое нарушение коммуникации с детьми. Специфическими для РДА являются нарушения базальных компонентов данного уровня (глазной контакт, тактильный контакт, голосовой контакт). Для олигофренов с парааутистическими чертами нарушения данного уровня в основном проявляются в непостоянстве коммуникации и быстрой пресыщаемости в контакте.

На пятом уровне - уровне символических регуляций (основная функция - овладение собственными переживаниями) у детей с РДА и олигофренией с парааутистическими чертами есть значительные нарушения, так как процесс символизации предполагает сформированность как базального уровня эмоциональной регуляции, так речи и мышления. Определенную специфику можно увидеть у детей с РДА в выборе игрушек (аутистические жесткие объекты, логотипы, цифры). А для олигофренов на этом уровне больше характерно недоразвитие символической игры. Это проявляется в наличии элементарной манипулятивной игры и выборе игрушек, предназначенных для более раннего возраста.

Заключение

В результате исследования нами было выявлено, что нарушения эмоциональной сферы могут возникать как при РДА, так и вследствие нарушений других психических функций, в частности интеллекта. Анализируя, специфические и неспецифические нарушения у детей с РДА и олигофренией с парааутистическими чертами было отмечено, что у первых преобладают нарушения базальных уровней эмоциональной регуляции, инстинктивной сферы и врожденных предпосылок к формированию эмоциональной сферы. У детей с олигофренией с парааутистическими чертами, чаще наблюдались более сложные нарушения эмоциональной сферы, связанные с недостаточностью функциональных связей с интеллектом.

Следовательно, существуют неспецифические нарушения эмоциональной сферы, которые свойственны детям не только с искаженным типом развития (РДА), но и детям по типу недоразвития (олигофрении в стадии имбецильности).

Полученные данные позволяют дифферециировать детей дошкольного возраста с выраженными нарушениями с целью определения траектории индивидуального развития, в зависимости от глубины органического поражения и его специфики. Предоставляют возможность, учитывая специфические и неспецифические нарушения детей с РДА и олигофренией с парааутистическими чертами разрабатывать специальные программы инклюзивного образования, с целью оптимизации жизнедеятельности и обучения ребенка, оказания помощи в позитивной социализации, что является одной из ключевых задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Рецензенты:

Беляев В.И., профессор, д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии МГОУ, г. Москва;

Субочева М.Л., д.п.н., профессор кафедры профессионального обучения МИОО, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Савина Т.А. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19869 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674