Между тем, эта политика наталкивается на противодействие со стороны деструктивных сил, интересам которых не отвечает мирное сосуществование и принципы толерантности.
Возникают молодёжные группы, которые в основу своего существования ставят задачу дестабилизации обстановки и передел власти и собственности, зачастую экстремистскими способами.
Экстремизм за достаточно короткий срок превратился в одну из главных проблем, как в России, так и за рубежом. Его проявления разнообразны - от возбуждения гражданской ненависти или вражды в малых социальных группах до функционирования незаконных вооруженных формирований и совершения террористических актов[1, с.361-363].
Под экстремизмом Р.О.Кочергин понимает негативное социально-правовое явление, заключающееся в выражении социально-патологических крайних взглядов, отражающих убеждения, направленные на коренные изменения противоправными, преимущественно насильственными мерами сложившихся и устоявшихся общественных отношений в политической, экономической, духовной или социальной сферах либо их отдельных составляющих[5,с.117 - 120].
А.Ю. Евтюшкинсчитает, что динамика экстремизма молодежи коррелируется с процессами социальной маргинализации, нравственным релятивизмом, сегментацией политической культуры, неопределенностью векторных тенденций развития общества и экономическим кризисом.
Автор полагает, что роль питательной среды молодежного политического экстремизма играют многие факторы, среди которых наиболее важными являются: а) национальные; б) собственно политические; в) духовно-идеологические; г) социально-психологические факторы[3].
Изучая социально-психологические факторы, мы пришли к выводу, что, как правило, участниками молодежного политического экстремизма является молодёжь с отклоняющимся поведением, люди, не умеющие адаптироваться к существующим правилам общежития, т.е. девиантное поведение в большинстве случаевможет являться предтечей экстремизма.
Под девиантным поведением ряд авторов понимает устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией[2,с.532].
Нами были определены типы различных видов отклонений поведения. Делинквентное поведение - противоправное, когда отклоняющееся поведение представляет собой уголовно наказуемое действие. Под девиантным поведением ребенка мы понимаем отклонения во внутренней ценностно-мотивационной структуре личности, которые проявляются в его поведении и ознакомлении с личными, социальными и культурными правами человека. Структура индивидуальной гражданско-правовой культуры включает когнитивные, ценностно-ориентировочные, установочные, волевые и поведенческие компоненты, в силу чего педагогические условия и модель формирования гражданско-правовой культуры должна быть ориентирована наряду с информативностью, воздействующей на логическую сферу правосознания личности и на эмоциональную сферу с целью формирования позитивных волевых чувств, ценностных правовых ориентаций и установок.
Основой работы по профилактике молодежного политического экстремизма является формирование правовой культуры молодёжи.
На основе анализа научной литературы под правовой культурой мы понимаем систему позитивных взглядов на общественное устройство и законодательную базу, действующие в стране и определяющих на уровне долженствования поведение индивида в общественной жизни, быту и семье. Правовая культура личности выражается в единстве правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность, эмоционального социально полезного отношения к правовым явлениям и правомерного поведения. Она формирует у личности ответственность, дисциплинированность, уверенность в себе, связанную с умением ориентироваться в хитросплетениях общественных отношений и выбирать правомерный способ действия, что является первоосновой для формирования правильной гражданской позиции личности, формирует законопослушность.Исходя из этого, объектом исследования является профилактика девиантного поведения имолодёжного экстремизма у старших подростков в условиях образовательного учреждения.Предметом исследования являются педагогические условия профилактики девиантного поведения и молодёжного экстремизма у старших подростков в условиях образовательного учреждения
Научная гипотеза исследования заключается в обоснованном предположении, что профилактика девиантногоповедения и молодёжного экстремизма у старших подростков в условиях образовательного учреждения будет эффективной при наличии следующих условий:
-систематического мониторинга девиантного поведения старших подростков и его коррекции в ходе обучения и воспитания;
-продуманной воспитательной работы, организованной при взаимодействии органов государственной власти, правоохранительных органов и институтов гражданского общества для комплексного противодействия асоциальному поведению молодёжи и формирования толерантно ориентированной среды школы;
-обоснования Концепции профилактической работы со старшеклассниками и разработки на её основе педагогических условий профилактики девиантного поведения и молодёжного экстремизма у старших подростков в условиях образовательного учреждения и их апробация;
- разработки модели профилактики девиантного поведения, молодёжного экстремизма и критериального аппарата для оценки эффективности опытно-экспериментальной работы;
-введения в учебно-воспитательный процесс спецкурса «Формирование правовой культуры и гражданского самосознания»
Теоретико-методологические основы исследования составили:
-проблема профилактики молодежного экстремизма воспитания толерантности в целостном педагогическом процессе в ходе преподавания гуманитарных дисциплин (В. А. Лекторский, А. В. Никольский, А. И. Репинецкий и др.); общие вопросы психологии и педагогики толерантности (А. Г. Асмолов, Е.В.Брянцева, В. В. Глебкин, П. Н. Ермаков, М. И. Рожков и др.); проблемы этнической толерантности (Н. И. Лебедева, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова и др.); особенности воспитания подростков в различных типах семей и его влияние на формирование преступного поведения молодежи (Г. А.Гурко, И. А.Двойменный, А. Н.Елизаров, С. И.Курганов, А. Г.Лурия, Т. Г.Поспелова, В. Ф.Фриденберг, А. Г.Харчев); проблемы девиантного поведения как угроза появления молодёжного экстремизма (И.В.Бестужев-Лада, Л.Д.Гордон, В.Н.Касаткин);концепция средовой обусловленности сознания и поведения личности (Л.С.Выготский); вопросы профилактики девиантного поведения в молодежной среде освещены в трудах М.Ю.Попова, С.В.Бондаренко, В.В.Черноуса, В.Ф.Пирожкова. Возможности социальных и психолого-педагогических технологий как средства профилактики различных форм девиантного поведения анализируются в работах И.В.Дубровиной, Т.Б.Гречаной, Г.К.Зайцева, В.Н.Касаткина, Л.С.Колесовой, Н.В.Лядовой, О.Л.Романовой). Для профилактики девиантного поведения в рамках образовательного учреждения особое значение имеют исследования И.В.Бестужева-Лады, Л.Д.Гордона, Э.В.Клопова, В.Т.Лисовского; положения возрастной и педагогической психологии об особенностях личностного развития в подростковом возрасте (И.А. Зимняя, А.А. Реан, В.И. Слободчиков и др.).
Ю.А.Зубок, В.И.Чупров считают, что даже отдельные проявления экстремизма быстро превращаются в установки (аттитюды), представляя собой не только потенциал экстремизма, но и осознанную или неосознанную готовность к его проявлениям. Поэтому в профилактике молодежного экстремизма не может быть мелочей. Одинаково опасно как попустительство, так и чрезмерное «завинчивание гаек». Поэтому сегодня, как никогда, работа с молодежью должна строиться на основе серьезного идейного дискурса[4].
В связи с этим, нами был разработан комплекс педагогических условий профилактики девиантного поведения и молодёжного экстремизма у старших подростков в условиях образовательного учреждения.
Первым условием является организация толерантно ориентированной среды образовательного учреждения, в которой обучающихся должны ориентировать на гуманистические идеалы народной педагогики, в основе которых лежит национальный идеал, выраженный в Кодексе чести, этнической и соционормативной культуре, мировой культурной традиции по формированию межнациональных позитивных взаимоотношений, веротерпимости, дружбы между народами.
Вторым педагогическим условием является подготовка педагогов, способных к диагностике и систематическому мониторингу девиантного поведения старших подростков и его коррекции в ходе обучения и воспитания;
Третьим педагогическим условием является организация воспитательной работы во взаимодействии органов государственной власти и институтов гражданского общества для комплексного противодействия асоциальному поведению молодёжи и молодёжному экстремизму;
Четвертым условием выступает обоснование Концепции профилактической работы со старшеклассниками, разработка на её основе модели профилактики девиантного поведения и молодёжного экстремизма и критериального аппарата для оценки эффективности опытно-экспериментальной работы и педагогических условий и их апробация;
Пятым условием является введение в учебно-воспитательный процесс спецкурса «Формирование правовой культуры и гражданского самосознания личности».
Наиболее целесообразным для формирования гражданской и правовой культуры школьников в современных условиях является личностно ориентированная модель гражданско-правового образования, которая выполняет задачу разностороннего влияния на сознание и поведение личности; для достижения эффективности этого процесса необходимо наличие педагогов, имеющих широкую психолого-педагогическую подготовку, позволяющую работать в инновационном поле создания современных педагогических технологий, позволяющих одновременно воздействовать на логическую, эмоциональную, волевую сферу правосознания личности, аксиологических и деятельностно-практических компонентов образования, специальные исторические и юридические знания, которые должны быть адаптированы в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся; интегрировать курсы учебных дисциплинс разработанным спецкурсом как наиболее взаимосвязанные и взаимообусловленные конкретными антропологическими культурно-историческими условиями развития общества.
Согласно критериям и показателям сформированности таких качеств, как проявление социально одобряемого поведения, законопослушность, толерантность, а также неагрессивного толерантного поведения, можно выделить следующие уровни устойчивости к проявлению молодежного экстремизма:высокий, приближающийся к идеальному; достаточный уровень; тревожный уровень; критический уровень.
Рассмотрим основные характеристики учеников, относящихся к этим уровням:
Приближающийся к идеальному (высокий). Для этой группы характерно следующее:
-законопослушность, т.е. безусловное подчинение нормам российского законодательства, знание норм российского права; наличие знаний о нравственных ценностях российского общества, понимание их взаимосвязи с ценностно-нормативной культурой этноса, нормативными требованиями к социально одобряемому поведению, умение применить моральные категории к оценке девиантного поведения, осуждать их; высокая степень толерантности; правильное эмоциональное восприятие событий нравственной жизни общества, класса, школы, семьи, адекватная реакция на их проявление; умение дать им оценку; понимание единства общественной цели и нравственных установок личности в обществе, стремление к преодолению возникающих противоречий бытового и политического характера; устойчивые нормы общественного поведения с учетом реалий современного поликультурного лица, которые проявляются в активной жизненной позиции личности; сформированная культура поведения, умение вести себя в семье и обществе согласно моральным требованиям этноса и этноэтикета.
Достаточный уровень. Учащиеся этой группы характеризуются следующим:
- имеют достаточный объем знаний о законах РФ в области межличностных и межконфессионных отношений в полиэтнической среде; ориентируются в приоритете общественных, нравственных ценностей и ценностно-нормативной культуре этноса, умеют выделить их существенные признаки, которые дают возможность жить в мире и согласии с окружающими, участвуют в обсуждении происходящих в жизни общества социально значимых событий, в основном правильно их оценивают, но испытывают затруднения в моральной аргументации своей точки зрения; не склонны к гипертрофии национальной культуры, но поддерживают идеи в области сохранения традиций, даже тех, которые не «работают»; имеется ярко окрашенное эмоциональное отношение к нравственным ценностям, но учащиеся не всегда в состоянии эти чувства адекватно выразить; не всегда доверяют искренности намерений как «своих», так и «чужих» представлений молодежи; нравственная позиция устойчива, однако в сложных конфликтных ситуациях учащиеся теряются, не всегда руководствуются в них нормами поведения в контексте общечеловеческих базовых этнических ценностей личности и соционормативной культуры, а также нравственными ценностями;характеризуются в целом устойчивой тенденцией положительного, общественно одобряемого поведения.
Тревожный уровень. Учащиеся этой группы характеризуются следующим:
- имеют определенный объем знаний ценностных толерантных взаимоотношений гуманистических идеях этноса о нравственных ценностях, ценностно-нормативной культуре этноса, умеют выделить их существенные признаки, однако интерес к этим знаниям ситуативен, ограничен рамками школьной программы, наставлениями семьи и собственным опытом; и не всегда используется в ситуациях межэтнической напряженности; нравственные чувства недостаточно глубоки, осознанны, действенны, сочувствие проявляется ситуативно; склонны к пассивности к наблюдаемым проявлениям безнравственности; нет устойчивости в нравственной позиции, что обусловлено характером отдаленной цели, не входящей за пределы собственных интересов и потребностей; нет четко выраженной определенной позиции в позитивной коммуникационном и толерантном поведении затрудняются принять правильное решение в жизненных ситуациях, сами не ищут места приложения сил, склонны к вовлечению в деятельность группы.
Критический уровень. Учащиеся этой группы характеризуются следующим:
- знания о нравственных ценностях и ценностно-нормативной культуре этноса единичны, отрывисты, старшеклассники не осознают необходимости занимать принципиальную позицию по отношению к добру и злу; могут занять позицию нетерпимости, социально не одобряемого поведения; чувства по отношению к нравственным и безнравственным явлениям жизни не проявляются; неравнодушны к проявлению безнравственности только тогда, когда она коснулась их самих; вместе с тем позиция по отношению к нравственным ценностям неустойчива, что является причиной участия в межэтнических и межнациональных конфликтах, при этом не обязательна идейная подоплека, достаточно влияния более сильной личности с деструктивным поведением. После введения в учебно-воспитательный процесс спецкурса «Формирование правовой культуры и гражданского самосознания», проведения ряда мероприятий во внеучебной работе, интеграции воспитательной работы школы, семьи и правоохранительных органов в профилактике молодёжного экстремизма,нами были получены следующие результаты, которые подтверждают целесообразность введения в учебно-воспитательный процесс школы разработанных педагогических условий(см. табл. 1).
Таблица1
Изменение уровней устойчивости старшеклассников к девиантному поведению и молодежному экстремизму до и после опытно-экспериментальной работы (ОЭР)
Уровни |
До ОЭР |
В % |
ПослеОЭР |
В% |
высокий уровень |
76 |
24,43 |
117 |
37,62 |
достаточный уровень |
102 |
32,79 |
112 |
36,01 |
тревожный уровень |
68 |
21,86 |
34 |
10,93 |
критический уровень |
65 |
20,9 |
48 |
15,43 |
Рецензенты:
Батчаева Х.Х.-М.,д.п.н, профессор, КЧГУ им. Алиева, г.Карачаевск;
Айбазова М.Ю., д.п.н., профессор, СЕвКазГГТА, г.Черкесск.
Библиографическая ссылка
Койчуева А.С., Боташев Э.С. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19852 (дата обращения: 14.09.2024).