Из общего количества студентов-первокурсников, поступивших в Стерлитамакский филиал Башкирского университета, были сформированы группы по количественному составу: всего 109 студентов первого курса Стерлитамакского филиала БашГУ, различающиеся по половому признаку и группе здоровья,которым разрешено посещать занятия по физической культуре.
Из них сформировали группы юношей и девушек по количественному составу:юношей n=43, а девушек n=66.
Группы занимались по общепринятой программе, куда включается легкая атлетика, спортивные игры (волейбол и баскетбол), лыжная подготовка и плавание с четырехнедельной подготовкой.
За основу характеристики физического развития, функциональной подготовленности и физической работоспособности взяты рекомендации ведущих отечественных спортивных врачей и физиологов - профессоров И.В. Аулика (1984), В.Н. Волкова (1967-2002), Н.Д. Граевской (2004; 2007), А.Г. Дембо (1988), Н.А. Фомина (1974-2003) и Ю.Н. Вавилова (2001)[3; 4].
Физическую подготовленность оценивали в соответствии с комплексом ГТО 6-йступени.Для определения качества выносливость девушки пробегали дистанцию 2000 метров, юноши 3000 метров. Использовали ручной динамометр для определения силы кистей. Скоростно-силовой показатель - бег на 30 метров и прыжок в длину с места.
Функциональное состояние дыхательной системы оценивали ЖЕЛ-максимальное количество воздуха, выдыхаемого после самого глубокого вдоха, использовали сухой спирометр. Из проб провели: Штанге задержка дыхания после максимального вдоха с определением (ПР)-показателя реакции и проба Генча задержка дыхания на выдохе. Данные показатели широко используются в спортивной практике, медицине и дают определенное представление о физическом здоровье[3; 6].
При математико-статистической обработке результатов антропометрического и функционального обследования использовались параметрические методы Стьюдента с определением средней арифметической (М), ошибки средней арифметической (m), переменной Стьюдента t с оценкой достоверности по критерию значимости р. Различия между группами признаков считались достоверными при р<0,05 (Шевченко И.Т. и др., 1970; Гельман В.Д., 2001).
Основной целью явилось- не меняя структуры учебного процесса, определить и оценить какое физическое качество влияет на физическую подготовленность студентов-первокурсников СФ БашГУ.
Результаты и их обсуждение
Рисунок 1 данных демонстрирует исходные показателя ЖЕЛ юношей-первокурсников на начало исследования 3,85±0,35 л, а также в группах девушек 2,71±0,38 л.
Хотелось бы отметить и исследования Ивакиной Е.А. давшей сравнительную характеристику студентам из Челябинска и Тюменской области, проживающим в городских условиях 3,7 ± 0,07 л. и 4,0 ± 0,06 л. соответственно. Показатели девушек из ТюмГМА 2,94,±2,82 л., а из ТюмГУ 3,11±3,59 л. продемонстрировала в своей исследовательской работе Марьинских С.Г. (2011) [3].
Рис.1. Сравнительная характеристика дыхательной системы студентов-первокурсников в динамике одного года,с различием по половому признаку
Показатель пробы Штанге задержка дыхания на вдохе у юношей СФ БашГУсоставил 50±7,29 сек. При этом показатель реакции ПР 1.41 свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.
Данные у юношей из ТюмГМА и ТюмГУ составили 82,33±2,15 сек. и 65,26±1,36 сек., соответственно продемонстрировав более высокие показатели.
У девушек из СФ БашГУ 46,07±13,81 сек. при ПР 0,95, что соответствует нормативным показателям, у девушек из ТюмГМА и ТюмГУ 46,54±1,75 сек. и 54,00±1,73 сек. проба Штанге в пределах нормы.
Задержка дыхания на выдохе проба Генча, как видно из рисунка 1, у юношей 42,02±6,39 сек.
В исследованиях Марьинских С.Г. (2011) у юношей из ТюмГМА и ТюмГУ 37,15±1,70 сек. и 39,15±1,63 сек. соответственно.
Девушки СФ БашГУ 31,63±5,65 сек. и не уступают по показателям представителям студенток из ТюмГМА и ТюмГУ 30,14±1,80 сек. и 32,14±1,70 сек. соответственно[3].
В течение одного года исследований показатели функции дыхательной системы претерпели существенные изменения: юноши СФ БашГУ за весь период исследования прибавили в ЖЕЛ показателе на 11%, девушки на 13%.
Проба Штанге, как видно из рисунка 1, показывает, что юноши СФ БашГУ стали задерживать дыхание на вдохе на 24% или на 15,3 секунды дольше своего изначального показателя, тем самым превышая нормативные показатели. Девушки на 17% улучшили результат, при этом показатель реакции 1.2 у юношей и девушек 1.13 в пределах нормативных показателей.
Физическая подготовленность студентов оценивалась по показателям, входящим в обязательный комплекс ГТО, введенный по Указу Президента РФ от 24.03.2014 N 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)».
Как наблюдаем из таблицы 1,у юношей-первокурсниковрезультатына исходных позициях демонстрируют низкий показатель физической подготовленности, в течение года наблюдений результат повысился до золотого значка. У девушек показатели идентичны,лишь в динамике одного года результаты повысились до серебряного значка. Показатель в беге на 30 метров не является видовым, но часто используется для отработки стартового разгона и развивает скоростно-силовые качества, качество реакции. В группе юношей данный показатель увеличился в течение года на 7%, у девушек на 17% при достоверном различии при р<0,05.
Таблица 1
Сравнительная характеристика физической подготовленности студентов-первокурсников, дифференцированных по половой принадлежности, в динамике одного года
Показатели |
2013 год
|
2014 год |
2013 год |
2014 год |
|
юноши n=43
|
юноши n=43 |
девушки n=66 |
девушки n=66 |
||
Прыжок в длину с места (см)
|
223,8±12,27 |
240,3±5,7 |
156,77±14,6 |
180,2±11,32 |
|
Бег 30 м (сек)
|
5,13±0,22 |
4,78±0,8 |
6,64±0,64* |
5,5±0,32* |
|
Бег 3000 м (мин) |
16,63±1,26 |
14,19±2,16 |
___________ |
_____________ |
|
Бег 2000 м (мин) |
___________ |
____________ |
15,59±2,34 |
12,50±1,4 |
|
Кистевой динамометр |
Пр. |
37,21±5,48 |
40,62±5,13 |
21,51±2,38 |
21,74±2,58 |
Лев. |
33,87±6,21 |
38,98±4,02 |
20,70±2,06 |
20,61±1,86 |
Примечание: **- статистические значимые различия между показателями групп при р<0,05.
Качество выносливости определяли с помощью пробегания дистанции в 2000 метров у девушек и 3000 метров у юношей. Из таблицы 1 видно, что юноши на начальном и конечном этапах исследования не могут сдать норматив ГТО, девушки в таком же положении.
Кистевой динамометр определяет развитие такого силового компонента, как хват, и общее качество силы в локтевом суставе. Упражнение используется для дальнейшего развития упражнения «подтягивание». У юношей данный показатель в динамике одного года увеличился на 9% правой и левой на 14%, у девушек данноеупражнение, к сожалению, остается на одном уровне.
Таким образом, в качестве заключения можно сделать следующие выводы.
Отстающее в развитии качество - выносливость.Данное качество каждый студент имеет возможность самостоятельно развить и достичь желаемых результатов. Бег - естественное движение человека, не требующее специального оборудования или дополнительных устройств. Бегом занимается большая часть населения земного шага, где каждый парк, лесная зона, любая аллея может стать хорошим местом для занятий.
Рецензенты:Карпов Д.Н., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой биологических наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г.Стерлитамак;
Головнева Е.В., д.п.н.,профессор, заведующая кафедройпедагогики начального образованияСтерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г.Стерлитамак.
Библиографическая ссылка
Салеев Э.Р., Крылов В.М. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ДИНАМИКЕ ОДНОГО ГОДАСТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ СФ БАШГУ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19850 (дата обращения: 02.04.2025).