Состояние экономического кризиса, наблюдающееся на сегодняшний день в России, породило огромное количество стереотипов и псевдостереотипов относительно истинного положения дел в нашей стране. Одни международные источники утверждают, что Россия унижена, поругана, утопает в голоде, нищете и падении нравов. Другие пишут, что Россия во главе со своим бессменным лидером продолжает осуществлять политику международной агрессии, итогом чего может неминуемо стать открытый вооруженный конфликт. Третьи остаются в стороне, продолжая выдвигать нелепые гипотетические мнения по поводу грядущего нашей страны.
Как пишет Шаринова Г.А., любые экономические кризисы, которые сопровождаются спадом производства и не зависят от причин возникновения кризиса, приводят к снижению покупательского спроса и нехватки у предприятий денежных средств на реализацию различных проектов. В этом случае производители вынуждены экономить и сокращать свое производство, используя один из самых распространенных способов экономии - сокращение рабочего персонала. Большая часть компаний призналась, что новых сотрудников нанимать не собирается. Они предпочитают развивать профессионализм уже имеющегося персонала, если возникает необходимость [5].
Известны основные последствия низкой занятости населения:
- снижение прибыльности предприятий;
- медленная активность работника после длительной безработицы;
- низкое развитие экономической стороны жизни людей;
- снижение уровня психического комфорта граждан;
- недоверие правительству страны;
- потеря уровня квалификации специалистов;
- снижение ВВП государства [5].
В статье «Состояние инвестиционной привлекательности Российской Федерации в условиях экономических санкций» автор пишет о причинах и динамике безработицы в различных регионах России, связывая их напрямую с ростом уровня криминальных нарушений. В данной статье также отмечается, что уровень безработицы по регионам в последнее время сильно различается: дифференциация достигает 26 раз, по округам - почти 3,5 раза [5]. Низкий уровень безработицы в сентябре 2014 года был зафиксирован в Центральном федеральном округе - 3,1 %, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (10,8 %). Из регионов Российской Федерации самый высокий уровень безработицы наблюдается в Ингушетии (31,1 %) [1]. Осенью 2014 работодатели практически прекратили поиск новых сотрудников и перестали увеличивать заработную плату. Сложная экономическая ситуация заставляет работников крепче держаться за свои рабочие места. Несмотря на то, что безработица у нас не растет, практически не растет и заработная плата, притом, что цены растут» [1].
Экономический кризис во все времена нарушает баланс общественных отношений, что не может не отражаться на рынке труда. В первую очередь экономический спад, если мы говорим о глобальном спаде производства, вызывает такие ухудшения в трудовых правоотношениях, как приостановка работ, сокращения заработной платы, массовые увольнения, «принудительно-добровольное» предоставление отпусков без сохранения заработной платы, переводы на другую работу, смена режимов работы без согласия работников и т.д.
Главная тенденция, которая наблюдается в такие периоды, - панические настроения как самих работников, так и работодателей, что выражается в росте нарушений [4]. Понятие «экономический патриотизм» является относительно новым предметом научного исследования политологов и экономистов, оно связано в основном с процессами глобализации и протекционизма на современном рынке. «Экономический патриотизм» справедливо получил определение как «ложный ответ глобализации» и проявляется в попытках возрождения более или менее скрытого протекционизма [4].
Неоспоримым на нынешний момент является статистически проверенный факт о том, что социальная дезадаптация представителей современной молодежи обусловлена несколькими факторами (по данным Всемирной ассоциации по делам молодежи):
- низким уровнем развития адаптивных к современным стрессовым факторам копинг-стратегий;
- низкой гибкостью в установлении межличностных контактов;
- низким уровнем развития системного мышления и целостной картины восприятия мира;
- низким уровнем профессиональной культуры и профессиональной адаптации;
- высоким уровнем зависимости от продуктов (бытовая техника, электроника и т.д.) и услуг иностранных производителей [1].
Таким образом, введение так необходимого сегодня и транслируемого, в том числе в программах выступления Президента РФ, положения об импортозамещении и переход на потребление товаров и услуг отечественных производителей может существенно способствовать формированию активной жизненной позиции молодежи, профессиональной адаптации и её успешной социализации за счет, во-первых, изменения сознания и восприятия представителями молодежи современной экономической ситуации в родной стране, во-вторых, за счет перестройки системы ценностей в сторону ориентации на отечественного производителя; в-третьих, за счет изменения поведенческих стратегий в сторону увеличения потребления отечественной продукции и создания бизнес-проектов по поддержке организаций малого бизнеса и отечественных предпринимателей [1]. За последние десятилетия в нашей стране произошли очень серьезные социально-экономические изменения. Они привели к тому, что теперь профессиональное самоопределение происходит в других экономических и социально-политических условиях. Исчезла система распределения выпускников в вузах, появилась безработица. В связи с этим молодые люди вынуждены уделять больше внимания выбору профессии и своему профессиональному пути в целом. Появилась возможность свободного планирования карьеры как индивидуальной последовательности поведения, связанной с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни. Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу наиболее актуальных и социально-значимых вопросов современной педагогической науки, что объясняется несколькими факторами. В этом отношении, на наш взгляд, уместно говорить об экономическом патриотизме как полиаспектном объекте современного профессионального образования. Рассмотрим феномен экономического патриотизма у современной молодежи с точки зрения его изучения через призму психологического, философского знаний, педагогики, социологии, менеджмента и международных отношений, а также здоровьесберегающих технологий и социального партнерства.
С точки зрения психологии, под экономическим патриотизмом молодежи понимается система когнитивного, эмоционально-волевого, рефлексивно-оценочного и поведенческого компонентов, направленная на выработку у учащихся адаптивных копинг-стратегий (стратегий совладающего поведения), помогающих им адаптироваться в современном экономическом пространстве в условиях экономических санкций России.
С точки зрения философского знания, под экономическим патриотизмом мы понимаем систему взаимосвязанных, четко структурированных элементов, направленных на овладение представителями современной молодежи аксиологических механизмов и таких ценностных ресурсов, которые являются вспомогательными и смыслообразующими составляющими, помогающими постичь ценность бытия, жизни и смерти и способствующие более интегративному осознанию своей «я-концепции» [3].
С точки зрения педагогики, экономический патриотизм представляет собой систему общекультурных и общеобразовательных компетенций студента (будущего профессионала), освоение которыми является залогом его успешной адаптации в образовательном пространстве и эффективной профессиональной реализации в будущей профессиональной деятельности.
Социология как наука рассматривает феномен экономического патриотизма учащейся молодежи с точки зрения успешной социализации личности, способной выжить в сложных экономических условиях, сформировав устойчивый «иммунитет» к меняющимся экономическим условиям (санкциям, импортозамещению и т. д.).
С точки зрения международных отношений экономический патриотизм молодежи рассматривается как мощный, эффективный рычаг, способный регулировать динамику международных отношений, нивелируя сложившиеся в обществе лжеполитические и лжемеждународные стереотипы, которые зачастую выполняют функцию искусственных «провокаторов» межэтнических конфликтов.
Вместе с тем важным аспектом гармонично развитой личности является социальное здоровье - «адекватность поведения человека в обществе, коллективе, семье в реальных жизненных обстоятельствах; удовлетворенность жизнью; адекватность восприятия и исполнения человеком социальных и гендерных (соответствующих полу) ролей» [4].
Профессиональная культура молодежи представляет собой систему общекультурных и профессиональных компетенций учащейся молодежи, связанных с их деятельностью в профессиональной сфере и проявляющихся в высоком уровне владения профессиональным мастерством, как на теоретическом, так и на практическом уровнях [4]. Под экономическим патриотизмом студентов вуза мы понимаем осознанное, основанное на личных убеждениях отношение обучающегося в системе высшего профессионального образования к окружающей реальности, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов своего социума, а также поведение личности, соответствующее этому отношению [1].
В контексте междисциплинарности системно-феноменологического подхода к развитию у учащейся молодежи экономического патриотизма одной из ключевых идей является необходимость формирования у студентов активной предпринимательской позиции, связанной с ориентацией на товары и услуги отечественного производителя. Данный аспект важен, т.к. обратной стороной введенных экономических санкций и ответных мер РФ в сторону стран ЕС является подъем на новый торгово-экономический уровень отечественного сельского хозяйства, а также федеральная поддержка набирающих «авторитет» немногочисленных фермерских хозяйств.
Обратимся подробнее к рассмотрению феноменологической сущности экономического патриотизма. В целях определения уровня сформированности экономического патриотизма у представителей современной молодежи на базе ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет» было проведено анкетирование, в котором приняло участие 65 человек - студентов ВПО технических и гуманитарных специальностей, из которых: 35 - девушек, 30 - юношей в возрасте от18 до 21 года (студенты 1-2 курсов).
Ориентируясь на результаты мониторинга относительно уровня сформированности адаптивных копинг-стратегий в ответ на различные экономические провокации современного общества, можно отметить следующее:
- Студенты ВПО осведомлены о феномене экономического патриотизма, интерпретируют его корректно, при этом смешения с другими понятиями не происходит;
- Все без исключения респонденты оценивают явление экономического кризиса как негативное или крайне негативное и отмечают, что в 90 % случаев оно затронуло их собственную семью;
- Большая часть студентов считает, что данный феномен произошел в большей степени вследствие напряженного международного конфликта, нежели вследствие близорукости властей или политической «безграмотности» административных органов и населения;
- Студенты ВПО проявляют в достаточной степени критичность в определении своего собственного уровня сформированности экономического патриотизма (средний с тенденцией к низкому);
- Студенты способны трезво оценивать сложившуюся экономическую ситуацию в современной России, особо ярких случаев того, как их знакомые или родственники смогли не только «выжить», но и «подняться» в условиях экономического кризиса - не приводят, но при этом отмечают, что справиться с кризисом можно и нужно, для этого необходимо, во-первых, время для стабилизации уровня жизни населения, который резко понизился, во-вторых, активное проведение мер по изменению международной динамики со стороны руководства государства [1].
Рыночная трансформация российской экономики привела к изменению положения личности молодого человека в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия. В настоящее время в сфере профессиональной занятости молодежи наблюдаются следующие явления:
- диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда;
- причины незанятости безработной молодежи;
- конкурентоспособность основной массы учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки, ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города;
- факторы успешной карьеры;
- проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи [3].
Существует точка зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но все же мы разделяем противоположную точку зрения: безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным. Вместе с тем положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных организаций города Магнитогорска, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательной организации (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки). Необходимость модернизации национальной экономики - тренд современной эпохи. Инновационная парадигма в последние десятилетия стала основой устойчивого экономического роста развитых стран. Нацеленность на непрерывное научно-техническое обновление производства, создание условий для рыночной востребованности инноваций и, как следствие, придание российской экономике инновационного характера является важным условием ее вывода на современный уровень и обеспечения высоких темпов ее развития.
Рецензенты:
Гневэк О.В., д.п.н., профессор, директор института педагогики, психологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск;
Вербицкая Н.О., д.п.н., профессор кафедры автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «УГЛТУ», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Оринина Л.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ МОЛОДЕЖИ КАК ПОЛИАСПЕКТНЫЙ ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19815 (дата обращения: 02.04.2025).