Высшее техническое образование призвано обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов для производства и в то же время ответственных граждан, способных удовлетворять не только свои личные, но и социальные потребности во всех сферах человеческой деятельности. Инженер как человек, получивший высшее техническое образование, должен сочетать в себе наличие специальных знаний, социально-психологическую компетентность и интеллектуальную культуру. Поэтому получение образования, в том числе инженерного, не сводится просто к усвоению информации в рамках конкретной специальности, а представляет собой процесс подготовки к будущей разноплановой профессиональной и социальной деятельности. Образование должно быть направлено не только на обучение и формирование знаний, умений и навыков, но и на воспитание, личностное развитие, совершенствование сознания, души и духа [6]. В этом смысле поле деятельности высшей технической школы значительно расширяется, и особая нагрузка в решении задач образования ложится на гуманитарную подготовку студентов. Именно гуманитарные аспекты образования приходят на помощь в преодолении существующих технократических недостатков инженерной подготовки и способствуют формированию специалиста как созидательной творческой личности.
Сейчас много говорится о необходимости междисциплинарного синтеза, об интеграции естественно-научного, технического и социально-гуманитарного знания. Но разговоры об этом во многом не имеют приложения к практической плоскости, где дифференциация знания продолжает превалировать над его интеграцией. Есть все основания согласиться с академиком Л.Л. Киселёвым, констатирующим наличие опасного разрыва, дисбаланса между естественно-научными и гуманитарными науками, их самоизолированность друг от друга. По его мнению, мы наблюдаем начало этапа, означающего возникновение совершенно новой базы для реального интегрального подхода к взаимодействию двух ветвей науки - естественной и гуманитарной, на новой, строго материалистической основе [3]. Так, в США сейчас действуют около 20 программ, которые пытаются соединить гуманитарные и технические аспекты знания. В Японии в технических вузах до 50% учебного времени отводится на изучение социально-гуманитарных дисциплин, без которых не воспитать качества, необходимые в инженерной деятельности: воображение, фантазию, способность широко и нестандартно мыслить. Российское инженерное образование, увы, сильно отстает в этом смысле от мировой практики.
Дж. Кеннеди как-то сказал: «У меня есть сорок тысяч специалистов, которые знают, как построить Вавилонскую башню, но нет ни одного, кто мог бы объяснить - зачем ее строить» [7]. Действительно, подлинно философский вопрос «зачем?» выходит за рамки компетенции чисто технического знания, которое очень часто так и определяется - «знание как». Обстоятельства современной жизни диктуют необходимость соединения в одном лице инженера и философа, т. е. требуют от системы образования обеспечить формирование специалиста с качествами интеллигента, гражданина, личности, который одновременно сможет отвечать на вопросы: «как», «зачем», «почему», «с какой целью». Современный инженер обязан понимать экономические, экологические, социальные и другие проблемы общества. А для этого планируемые изменения в техническом образовании должны затрагивать не только его естественно-научную, но также и социально-гуманитарную компоненту. Техническое образование должно стать более универсальным, превратиться в подлинно образовательный процесс, направленный на создание компетентного специалиста с активной жизненной позицией. А это значит - не просто широко и глубоко образованного, но и умеющего самостоятельно, творчески, критически и нестандартно мыслить, умеющего учиться, самостоятельно находить и усваивать новые знания, направленные на реализацию самого себя как специалиста и личности. Естественно-научные знания формируют целостное, системное видение мира, подлинно научное мировоззрение, широту и глубину постижения действительности и своего места в ней. На это же направлены и социально-гуманитарные знания, но они, сверх того, должны еще формировать чувство социальной ответственности за все происходящее, понимание того, что «наука и техника - ради человека и общества», а не наоборот.
Как отмечает Е.И. Сильнова [5], все нынешние дискуссии об усилении в образовательном процессе роли гуманитарных наук инициированы прежде всего попытками вернуть образованию его культурообразующие функции, которые оно начало терять. Сфера образования занимается главным образом трансляцией из поколения в поколение сугубо прагматических данных разных наук, передачей нацеленных на быструю отдачу достаточно узких, фрагментарных, технократически ориентированных знаний. В связи с этим трудно переоценить роль университетов, принимающих самое непосредственное участие в формировании личности студента. В самой этимологии слова «университет» содержится указание на универсальность, разносторонность, полидисциплинарность образования, на его широту и глубину. На практике во многих современных университетах преобладает узкоутилитарный, прагматический, узкопрофессиональный подход к преподаванию отдельных дисциплин в ущерб его подлинной универсальности. Образование при этом утрачивает функцию формирования культурного самосознания, ограничиваясь только целенаправленным процессом подготовки студента к определенным видам профессиональной деятельности.
В содержании университетского образования приоритет социально-гуманитарных знаний может и должен реализоваться через гуманизацию учебного процесса. А это значит - поворот образования в сторону интересов и потребностей обучающейся личности с учетом ее индивидуальных особенностей. Гуманизация технического образования должна быть направлена на формирование у студента целостной картины мира, осознание своей принадлежности к единому человеческому обществу, трансляцию культурных ценностей и традиций (ценностно-мировоззренческих установок), формирование этических ценностей, необходимых для оценки социально-экономических и экологических последствий своей профессиональной инженерной деятельности и принятия ответственности за них [1].
Внутри технических дисциплин необходим более универсальный подход к их изучению. Необходимо включение элементов гуманитарного знания в естественно-научные и технические дисциплины. Другими словами, гуманитарная культура должна пронизывать содержание технических и естественных наук. Специальное узкопрофессиональное образование должно быть интегрировано в единый целостный корпус междисциплинарных знаний, развитие которого должно быть подчинено главной цели - обеспечению единства знаний и их универсальности, это означало бы самоценность познания для образования человека [4]. Нельзя забывать, что гуманитарная среда университета также определяется уровнем профессионализма, культуры, творческим подходом преподавательского корпуса.
Дать готовые знания на все случаи жизни, особенно в наше динамичное время, когда количество информации удваивается каждое десятилетие, абсолютно невозможно. Поэтому надо заниматься не «натаскиванием» будущих специалистов, а приучать их мыслить самостоятельно, искать и находить знания, информацию, самостоятельно познавать действительность, в том числе, если понадобится, конструировать и творчески созидать новые знания. В новой модели образования студент должен быть сориентирован не на запоминание и воспроизведение, а на самостоятельный поиск решений поставленных перед ним задач.
В условиях развития рыночных отношений, когда знания тоже становятся товаром, все ярче проявляется еще один аспект биполярного противостояния узкопрофессионального и подлинно университетского образования - это соотношение между фундаментальным теоретическим знанием и прикладным, практическим. Сегодняшняя модель высшего инженерного образования - это постоянно разрастающийся (пропорционально развитию технического прогресса) набор специальных дисциплин, ведущий к постепенному сокращению объемов фундаментальной и общепрофессиональной подготовки.
По мнению сторонников фундаментализации образования, надо отдавать предпочтение набору так называемых ключевых неувядающих знаний - тогда будет подготовлен инженер с соответствующим IQ и комплексом способностей и качеств, пригодных для решения широкого круга задач, как чисто технических, так и социальных, экологических и иных. Сторонники прикладного инженерного образования, однако, считают, что работодатели не готовы принимать на производственную работу инженеров с фундаментальной подготовкой, но не имеющих достаточных практических знаний, умений и навыков. Концепция фундаментализации образования не встречает также поддержки и у преподавательского корпуса базовых кафедр в связи с сокращением часов на преподавание профильных инженерных дисциплин, особенно в программах подготовки бакалавров.
Проблема соотношения между фундаментальным и прикладным знанием в реалиях сегодняшнего дня стоит очень остро, поскольку фундаментальные знания не пользуются спросом, так как не дают сиюминутной выгоды. Однако фундаментализация образования сопутствует реализации идеи университета, так как она ориентирована в большей степени на всестороннее развитие личности студента. В основе фундаментальной подготовки в высшей школе вне зависимости от специальности выпускника немаловажную роль играет освоение методов системного анализа. Человек, овладевший системным мышлением, превращает задачу организации большого количества предметной информации в легко обозримую систему смыслов (именно смыслов, а не форм, как это зачастую делается сейчас). Активный творческий разум будет находить и осваивать тот способ организации знаний, который позволяет охватывать любое техническое знание как целое, в его единстве и взаимосвязи с гуманитарным. Поэтому в сфере университетского образования эта универсальная способность к осмыслению всего сущего во взаимосвязи должна развиваться и усиливаться, а не загоняться в узкорецептурное русло профессионализма.
На вопрос о том, какое же знание должно формировать современного инженера, можно ответить: знание, порожденное потенциальной способностью студента самостоятельно осмысливать все проявления окружающего мира. Сформировано оно может быть только благодаря собственной напряженной мыслительной (познавательной, учебной, образовательной и самообразовательной) деятельности. Наиболее важным продуктом такого образования должен стать не просто технически подготовленный инженер, а еще и человек понимающий, человек сочувствующий, человек творческий. Именно на развитие духовной составляющей личности должно быть направлено университетское образование. В этом должна заключаться реализация идеи университета в современном образовательном пространстве.
Рецензенты:
Белгородская Л.В., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой «История России» ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск;
Федорченко В.И., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук торгово-экономического института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Туман С.Х., Калиновская Т.Г., Фоменко А.И. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: К СИНТЕЗУ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО, ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19761 (дата обращения: 22.03.2023).