Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА К ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зольникова И.Н. 1
1 ФГОУ ВПО «Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Тобольск»
В статье представлена модель формирования готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности на основе деятельностного, компетентностного и профессионально-ориентированного подходов. В структуре разработанной модели выделены: диагностический, целевой, содержательный, организационно-технологический и результативно-рефлексивный компоненты. Проведенный автором анализ нормативных документов высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент», а так же рабочих программ учебных дисциплин «Средства и технологии интернет», «Деловая и иллюстративная графика» и «Экономико-математическое моделирование в управлении» позволил определить роль данных учебных дисциплин в процессе формирования готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности. В статье также описаны основные положения методики обучения дисциплин образовательной области информатика, способствующие формированию готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности. Предложенная модель внедрена в учебный процесс будущих менеджеров в техническом вузе. Ее эффективность подтверждена результатами экспериментальной части исследования.
методика обучения
модель формирования готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности
информационно-аналитическая деятельность
1. Бочарников В.Н. Информационные технологии в туризме [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Н. Бочарников, Е.Г. Лаврушиа, Я.Ю. Блиновская. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2013. – 358 с.
2. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студентов/В.И. Загвязинский. – М.: «Академия», 2008. – 173 с.
3. Зольникова И.Н. Критерии и показатели готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 5; URL: www.science-education.ru/119-14998 (дата обращения: 27.05.2015).
4. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
5. Словарь справочник по педагогике / Авт. сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Педкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»). Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 544.

Одной из характерных особенностей деятельности менеджера является поиск и анализ информации, необходимой для принятия управленческих решений. Информационные технологии управления, достигшие в последнее десятилетие нового качественного уровня, в значительной степени расширяют возможности эффективного управления, поскольку предоставляют в распоряжение менеджеров всех уровней новейшие методы обработки и анализа экономической и социальной информации [1]. В ФГОС ВПО от 20 мая 2010 года информационно-аналитическая деятельность относится к основным видам профессиональной деятельности будущего менеджера [6]. В связи с этим возникает необходимость теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику обучения, направленную на формирование готовности будущих менеджеров к информационно-аналитической деятельности (ИАД) на основе использования средств информационно-коммуникационных технологий.

Целью данного исследования является разработка модели формирования готовности будущих менеджеров к информационно-аналитической деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий в высшей школе.

Методы и материалы исследования

Для достижения поставленной цели применялся метод моделирования. В своем исследовании мы будем придерживаться следующего определения модели: «Модель - это схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в образовании»[5]. Моделирование - это основа научной деятельности как в процессе анализа теоретических материалов, сбора и обобщения эмпирических данных, так и на всех других этапах исследования. Моделирование составляет суть исследовательских действий в образовании [4].

По мнению В.И. Загвязинского, к достоинствам моделирования можно отнести следующее:

  • модель позволяет составить более полный и обоснованный прогноз исследования, оптимизировать траекторию движения к результату;
  • замещая объект познания, модель позволяет получить новую информацию об объекте в силу большей выявленности определённых связей и отношений [2].

В соответствии с целями и задачами исследования, в структуре разработанной нами модели формирования готовности к информационно-аналитической деятельности будущих менеджеров на основе деятельностного, компетентностного и профессионально-ориентированного подходов, выделены: диагностический, целевой, содержательный, организационно-технологический, результативно-рефлексивный компоненты (рис. 1).

Диагностический компонент. Включает в себя совокупность методов сбора информации о начальном уровне готовности к информационно-аналитической деятельности, мотивах и интересах обучающихся в процессе обучения, а также критерии оценки начального уровня готовности к информационно-аналитической деятельности (анкетирование, беседа, наблюдение).

Рис. 1. Модель формирования готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности

Целевой компонент. Основой разработанной нами модели формирования готовности к ИАД в процессе изучения дисциплин образовательной области информатика является цель, которая предполагает формирование готовности будущего менеджера к ИАД как совокупности мотивационного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов, определяющих направленность будущего менеджера на осуществление информационно-аналитической деятельности с помощью средств информационно-коммуникационных технологий [3]. Целевой компонент включает мотивы, цели, потребности в профессиональном обучении будущих менеджеров. Определение требований, предъявляемых к готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности. Конечной целью обучения является выпускник - менеджер с высоким уровнем сформированности готовности к информационно-аналитической деятельности.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач, соответствующих конкретным этапам формирования готовности будущего менеджера к ИАД в процессе изучения дисциплин образовательной области информатика:

  • сформировать у будущих менеджеров мотивацию к информационно-аналитической деятельности, осознание значимости данного вида деятельности в структуре профессиональной деятельности менеджера;
  • сформировать направленность на знание информационно-аналитической работы;
  • сформировать практические навыки по использованию информационных технологий при выполнении информационно-аналитической работы.

Содержательный компонент. Будущая профессиональная деятельность определяет содержание и формы соответствующей учебной деятельности. На основе анализа видов деятельности менеджера, происходит соотнесение этих видов и возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в этих видах деятельности.

Проведенный нами подробный анализ нормативных документов высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент» (ФГОС ВПО, компетентностная модель, учебный план, матрица компетенций), а так же рабочих программ дисциплин «Средства и технологии интернет», «Деловая и иллюстративная графика» и «Экономико-математическое моделирование в управлении» позволил определить роль данных учебных дисциплин в процессе формирования готовности будущего менеджера к ИАД.

Основной целью дисциплины «Средства и технологии Интернет» является приобретение студентами целостной системы знаний в области современных компьютерных сетей и систем, возможностей и особенностей их использования в различных областях деятельности; формирование практических навыков по использования компьютерных систем и сетевых технологий. Возможности рассматриваемой дисциплины в подготовке будущих менеджеров к ИАД определяются следующими задачами:

  • сформировать представление о понятии, функциях и видах компьютерных сетей и систем;
  • показать принципы построения и функционирования современных компьютерных сетей и систем;
  • показать необходимость внедрения и использования компьютерных сетей и систем в различных сферах и областях деятельности;
  • освоить принципы и методы работы в компьютерных сетях и системах;
  • подготовить обучающихся к дальнейшему участию в разработке проектов по использованию локальных и глобальных сетей в деятельности предприятия и личных целях.

Целью изучения дисциплины «Деловая и иллюстративная графика» является овладение основами знаний, умений и навыков, необходимых для представления деловой информации в эффектной и удобной для восприятия форме на базе теоретического и научного потенциала российских ученых в области визуализации, формирования восприятия в информационных коммуникациях. При изучении данной дисциплины подготовка будущих менеджеров к ИАД осуществляется в рамках реализации следующих задач:

  • развить способности визуализации;
  • овладеть основами проектирования изображений графическими средствами;
  • изучить типовые иллюстрации деловой информации и уметь выполнять их с помощью программных средств;
  • изучить концепции разработки презентации деловой информации и уметь реализовывать их с помощью современных визуальных средств.

Дисциплина «Экономико-математическое моделирование в управлении» имеет своей целью дать полное представление о существующих экономико-математических моделях и методах и научить применять их на практике при решении различных экономических задач в области планирования, прогнозирования, организации, управления производством и принятия обоснованных управленческих решений. Изучение дисциплины «Экономико-математическое моделирование в управлении» направлено на реализацию следующих задач, способствующих формированию готовности будущих менеджеров к ИАД:

  • ознакомить обучающихся основным понятиям и инструментарием экономико-математических методов и моделей;
  • выработать умения создавать экономико-математические модели для обоснования планов развития отраслей и предприятий;
  • выработать умения разрабатывать экономико-математические модели для принятия эффективных управленческих решений;
  • изучить и применять экономико-математические методы с овладением и использованием программ, позволяющих ускорить расчеты на ПЭВМ.

Организационно-технологический компонент. В нашем исследовании мы выделяем следующие этапы формирования готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности в процессе обучения в вузе:

  1. Подготовительный этап. В процессе учебной деятельности проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, компетенций в области информационных технологий.
  2. Основной. В процессе учебной деятельности обучающиеся приобретают общекультурные и профессиональные компетенции, развивают свои способности и профессионально важные качества.
  3. Завершающий. Готовность и способность применять средства ИКТ в информационно-аналитической деятельности.

В процессе освоения вышеуказанных дисциплин, по нашему мнению, необходимо использовать следующие образовательные технологии, методы и способы формирования готовности к ИАД: технологию смешанного обучения, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение, метод проектов, кейс-метод, деловую игру, метод фокус-групп, портфолио и веб-квест.

Выделенные методы позволяют разработать систему оценивания, соответствующую образовательным целям по личностному развитию обучающихся. Планирование различного вида оценочной деятельности будущих менеджеров позволяет преподавателю использовать данную деятельность в качестве инструмента оценки.

Результативно-рефлексивный компонент. Состоит в определении уровня сформированности готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности. В умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, определения сформированности профессионально важных качеств. Является регулятором личностных достижений, профессионального мастерства, развития рефлексивных способностей.

Таким образом, предлагаемая модель формирования готовности будущего менеджера к ИАД, позволяет разработать методику обучения дисциплин образовательной области информатика при помощи всех выделенных педагогических условий, методов, средств и форм обучения, использование которой позволит достичь поставленной цели - повышение уровня готовности будущего менеджера к ИАД.

По нашему мнению, процесс формирования готовности к информационно-аналитической деятельности будущего менеджера в процессе изучения вышеуказанных дисциплин будет эффективным, если внедрить в учебный процесс методику, базирующуюся на следующих положениях:

  • организация эффективной системы повторения школьного курса информатики;
  • осуществление формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущего менеджера в единстве с развитием мотивационной сферы;
  • обеспечение отбора содержания, способов структурирования учебного материала, аналитический характер представляемой информации, ее необходимый теоретический уровень и профессиональную направленность;
  • использование в процессе обучения активных и интерактивных форм проведения занятий;
  • использование в процессе обучения электронных учебно-методических комплексов;
  • использование в процессе обучения Интернет-тренажеры;
  • обеспечить индивидуализацию процесса обучения;
  • создать систему мониторинга, определяющую качество сформированных общекультурных и профессиональных компетенций будущего менеджера.

Выводы

В результате исследования создана структурно-содержательная модель формирования готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности. Проверка эффективности предложенной модели формирования готовности будущих менеджеров к ИАД осуществлялась при помощи педагогического эксперимента, который проводился на базе филиала ТюмГНГУ в городе Тобольске. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 2008 - 2015 гг. и состояла из трех этапов: констатирующего, поискового и формирующего. Вышеизложенные характеристики модели составляют основу формирования готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности. Разработанная модель значительно расширяет представления о процессе формирования готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности, отображает траекторию ее формирования.

Рецензенты:

Егорова Г.И., д.п.н., заведующий кафедрой химии и химической технологии ФГОУ ВПО «Филиал Тюменского нефтегазового университета в г. Тобольск», г. Тобольск;

Яркова Т. А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и социального образования филиала ТюмГУ в г. Тобольске, г. Тобольск.


Библиографическая ссылка

Зольникова И.Н. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА К ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19737 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674