В 1887 году Н.С. Мансуров издал в газете «Новое обозрение» статью «Первобытные осетины» [7]. В ней автор пытался рассмотреть разные мнения исследователей по вопросу о происхождении осетин. Он критически отнесся к доказательствам В.Ф. Миллера об иранском происхождении осетин и к этнической общности скифо-сармат и алан. Н.С. Мансуров ошибочно отождествлял древних албан и алан. Автор пытался подтвердить дополнительными аргументами «теорию» В. Пфафа о семитском происхождении осетин. Н.С. Мансуров ошибочно возводил термин «алдар» к этническому самоназванию алдов.
В 1887 года Н.С. Мансуров опубликовал в газете «Новое обозрение» очерк «Аборигены Северного Кавказа», в котором остановился на вопросах древней истории Осетии [1].
В 1889 года Н.С. Мансуров опубликовал в газете «Новое обозрение» статью «Гостеприимство у осетин» [2]. В статье подробно описаны большие осенние поминки у осетин, на которых присутствовал автор, рассмотрена обрядность поминального застолья. Н.С. Мансуров указал на огромные расходы поминок, которые составляли 60 ведер пива и 40 ведер араки, на которые расходовались 180 мер ячменя и 120 мер кукурузы или проса, а также крупный и мелкий рогатый скот.
Подчеркивая разорительность поминок, Н.С. Мансуров пытался выяснить причины их соблюдения. По этому поводу он привел мнение одного из горцев: «Уклониться от устройства поминок невозможно, потому что этого требует древний обычай и неумолимое общественное мнение... В противном случае осетин потеряет право принимать участие на посторонних поминках и его будут презирать, как недостойного члена общества. «Ты наше ел и пил, а нас не хочешь угостить»... говорят в таком случае осетину. У нас существует поверие, что чем изобильнее поминки, тем лучше на том свете умершему, по поводу которого устроены поминки. В противном случае сотоварищи покойного будут смеяться над ним, презирать его. Не желая умершего родственника поставить на том свете в неловкое положение, осетин скорее украдет быка для угощения односельцев или же пойдет в кабалу к деревенскому «банкиру», нежели уклонится от поминок [2].
Н.С. Мансуров описал поминки «бадан ахсав», которые справлялись в первый понедельник после Нового года. На эти ночные поминки осетины надевали одежду умершего на длинный, с крестообразной перекладиной, деревянный шест и, изобразив, таким образом, фигуру человека, сажали ее на самое почетное место, у очага, около гостей. Н.С. Мансуров отметил расходы на эти поминки, которые составляли более З0 ведер пива, до 40 ведер араки, два быка и несколько баранов и достаточное количество кукурузного, пшеничного и просяного хлеба.
В конце статьи Н.С. Мансуров пришел к выводу о том, что хотя «гостеприимство само по себе очень похвальное качество, и во многих случаях служит, быть может, мерилом нравственного развития как отдельного человека, так и целого народа... Но когда это гостеприимство, не вытекая из нравственной натуры человека и не представляя собою единичных случаев, принимает настолько широкие размеры, что пагубно отражается на экономическом благосостоянии целого народа и потом удерживается исключительно силою обычая, - тогда необходимы энергичные заботы к постепенному искоренению этого вредного обычая хотя бы в тех его проявлениях, которые выражаются в безрассудных поминках, непроизводительно поглощающих множество времени, труда и материала и нравственно деморализующих народ» [2].
В 1890 году в газете «Новое обозрение» была опубликована «Корреспонденция Н.С. Мансурова "Владикавказ"», в которой автор отметил усилившийся процесс переселения осетин из Дигорского и Куртатинского общества на Кубань, в Кабарду и другие территории Терской области [4].
По мнению Н. С. Мансурова, причиной усилившегося переселения стало сосредоточение большей части пахотных земель, лесных и покосных участков в Дигории в руках немногих землевладельцев, принадлежащих к привилегированным сословиям - баделятам. Н.С. Мансуров привел данные, по которым некоторые баделята владели землями до 13000 десятин, а крестьяне - землями в размерах от 400 до 1700 кв. саженей, да и то, зачастую, расположенными в труднодоступных местах. Н.С. Мансуров писал, что «недостаток земли и высокая цена на ней заставляет осетин-крестьян арендовать за 80 и более верст вдали от дома земли. Но и здесь им конкуренцию составляют русские переселенцы, немецкие колонисты и эстонцы, которых землевладельцы предпочитают им. Эти причины и заставляют осетин искать земли на вечное пользование за пределами округа и даже Терской области» [4].
В 1891 году в газете «Новое обозрение» была опубликована «Корреспонденция Н.С. Мансурова для "Нового обозрения"» [5]. В ней описана попытка кровной мести, происшедшая в селении Дарг-Кох Владикавказского округа. Учитель Даргавсского церковно-приходского училища Саламгирей Саламов находился в кровной вражде с жителями того же селения Тего и др. Дигуровыми. В одну из ночей, когда у С. Саламова находилось более 10 гостей, его дом был взорван злоумышленниками. Два человека были убиты, 9 - ранены. Под подозрение об организации взрыва были заподозрены Дигуровы, двое из которых (в том числе и Тего) были арестованы. Учитель С. Саламов остался жив. но понес от взрыва довольно значительные убытки.
В 1892 году Н.С. Мансуров опубликовал в газете «Новое обозрение» статью «Кавдасарды Тагаурского общества», в которой рассмотрел сословный вопрос в Северной Осетии.
В 1891 году Н.С. Мансуров опубликовал в газете «Новое обозрение» заметку «Тугановский поселок» [9], которая посвящена недавно возникшему поселку. Автор отметил, что в 1885 году 145 семей-переселенцев из Харьковской? Екатериноградской и Таврической губерний поселились в Дигории между Алагиром и станицей Ардонской, образовав поселок Тугановский. В статье говорится о сложных отношениях, сложившихся между переселенцами и соседними горцами. По мнению Н.С. Мансурова, эти противоречия носили экономический характер.
В 1892 году в газете «Новое обозрение» была опубликована «Корреспонденция Н.С. Мансурова из Владикавказа» [5], в которой автор высказал свое мнение по поводу способа примирения кровников у осетин. Н.С. Мансуров увидел различия в примирении враждующих кровников посредством вознаграждения в пользу потерпевшей стороны в прошлом и в примирении, которое происходило в его время.
По его мнению, в прошлом примирение происходило лишь исключительно по инициативе враждующих кровников; само же общество в целом поощряло кровную месть между своими соплеменниками и относилось в высшей степени пренебрежительно к тем осетинам, которые из вознаграждения примирялись с кровниками. В его время, если одна из враждующих фамилий не состоятельна к уплате вознаграждения потерпевшей стороне, то все общество старалось немедленно собрать между собой необходимую сумму, для того, чтобы устроить между враждующими кровниками так называемый «фидыд», т. е мир, который сопровождался «туджи фингом» - кровным столом, в силу которого кровники должны откушать друг у друга хлеба и соли [5].
Н.С. Мансуров писал: «Если, с одной стороны, этот способ примирения кровников между собою при посредстве коллективного вмешательства всего племени осетин и развивает в потерпевшей стороне алчность, заставляя ее определять нередко довольно значительную сумму выкупа, то, с другой стороны, тот же самый способ примирения служит прекрасным и убедительным свидетельством того, что осетинское племя, наконец, пришло к сознанию, насколько вредны многие устаревшие обычаи кавказских горцев, под влиянием которых в течение многих веков находились все туземные племена» [5].
В 1893 году Н.С. Мансуров издал в газете «Каспий» очерк «Таркус-ринчин, соркан и хайраг (Этнографический очерк)», в котором дал описание практиковавшегося осетинами-мусульманами знахарского лечения психических болезней.
В 1894 году Н.С. Мансуров опубликовал в нескольких номерах газеты «Каспий» обширную статью «Обычный суд у осетин. Историко-юридический очерк» [7], в которой рассмотрел судопроизводство у осетин.
В 1896 году Н.С. Мансуров издал в газете «Каспий» статью «О древних могильниках на Северном Кавказе», в которой поднял актуальную проблему о систематическом разграблении местным населением древних могильников Северной Осетии, Чечни и Кабарды и о продаже извлеченных из них археологических редкостей иностранцам, местным ювелирам, любителям древностей [6].
Расхищение могильников происходило, несмотря на царский запрет о воспрещении частным лицам, без особого на то разрешения начальства, производить раскопки древних могильников. Н.С. Мансуров высказывал большое сожаление в том, что царский запрет касался лишь тех могильников, которые были расположены на казенных и на общественных пахотных, покосных и пастбищных участках, тогда как в горной части Северной Осетии существовала почти исключительно частная земельная собственность, которая не подлежала контролю правительственных учреждений.
В 1896 году Н.С. Мансуров издал в газете «Каспий» очерк «Темные стороны в истории Осетии», в котором остановился на вопросах происхождения осетин.
Таким образом, в рассмотренных в статье этнографических очерках Н.С. Мансурова отражены многие вопросы общественного и семейного быта осетин в конце XIX века: поминальная обрядность, разорительность поминок, кровная месть, примирение кровников, сословные различия, социально-экономическое положение крестьянства, возникновение равнинных селений, обычно-правовые отношения, судопроизводство, разграбление древних могильников. Следует отметить, что автор занял ошибочную позицию по вопросу происхождения осетин [10]. Ценность очерков Н.С. Мансурова состоит в том, что большинство их основано на лично собранном автором полевом этнографическом материале.
Рецензенты:
Канукова З.В., д.и.н., профессор, заведующий отделом истории ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, г. Владикавказ;
Кобахидзе Е.И., д.и.н., доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Гостиева Л.К. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ Н. С. МАНСУРОВА ОБ ОСЕТИНАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19697 (дата обращения: 14.11.2024).