Абисаловы – осетинский княжеский род. Восходит к родоначальнику дигорских баделят – привилегированного сословия Дигорского общества Cеверной Осетии – Бадели. Согласно многочисленным преданиям потомками Бадели по мужской линии являются три фамилии: Абисаловы, Тугановы и Кубатиевы.
Одним из самых ранних упоминаний фамилии Абисаловых в русских источниках является «Отзыв осетинских и ингушских старшин о работе игумена Григория в качестве миссионера в Северо-Кавказской комиссии» (1766–1783 гг.), где упоминаются «Дигорского уезда князь Бадели з Карожаов (Каражаев – И.М.)», «оного же уезду князь Афай Туганов», «того же уезду князь Кази Абисалимов (Абисалов – И.М.)», «Тагаевского уезду старшины Дако Аликов сын, Бола Дуко Кануков сын, Канчов Мамссиров сын (Мамсуров – И.М.), Ахмат Дударов сын, Темыр-Султан Дударов сын», а также «старшины Закинского уезда и «киштинские» старшины»[8, с. 87–88].
Во время своего путешествия по Кавказу графиня П.С. Уварова сделала любопытные заметки о потомках Бадели: «Абисаловы – магометане и считают себя венграми или гуннами; основатель их рода Бадила имел, по преданию, 3 сына: Абисала, Тугана и Кубата, которые и стали праотцами известных в Дигории семей Абисаловых, Тугановых и Кубатовых, сохранивших до сих пор магометанскую религию»[10, с. 15].
В начале XX в. из Турции привезли поколенную роспись фамилии дигорских баделят Абисаловых, покинувших родину во второй половине XIX в. Эта схема интересна тем, что на ней прослеживаются имена отца, деда и даже прадеда родоначальника баделят – Бадели. Отцом Бадели указан Арпат. Примечательно, что Абисаловы, проживающие в настоящее время в Турции, носят фамилию Arpat [3], взявшие ее именно по причине прямого происхождения от Арпата.
Подобную информацию в 1949 г. записал М.С. Туганов со слов 76-летнего Елкана Кубатиева, который указал на то, что Баджели-хан и Байсат-хан были сыновьями Арпад-хана, переселившегося из Херсона (Крым) в Венгрию и там умершего [11, л. 27].
Доктор В.Б. Пфаф, сравнивая внешние сходства баделят с представителями тюркских народов, писал: «К высшему слою народа принадлежат фамилии Бадилатов, которые по типу физиономии – ногайцы, т.е. татаро-тюркского племени, отличающиеся замечательною красотою, стройным высоким ростом, совершенно черными волосами и глазами, по выражению напоминающими глаза дикой козы. Особенною красотою отличается ветвь Абисаловых»[9, с. 84].
Согласно «Списку о числе дворов, подвластных Дигорским бадилатам и платимых ими личной подати» за 1859 г. у Абисаловых значилось 158 дворов подвластных [6, с. 102].
Фамильные владения баделят располагались в Тапан-Дигории и Уаллагкоме, в последующем они основали несколько селений и на равнине: Абисаловы владели аулами Дунта и Махческ. О последнем ауле говорится в бюллетене Лондонской школы Восточных и Африканских исследований: «Махческ. Это местечко находится неподалеку от Кавказского хребта в Дигории. Расположено на верхнем течении Уруха. Эта долина составляла поместное владение князей Абисаловых»[1, с. 16].
В документах Комитета для разбора личных и поземельных прав горцев Военно-Осетинского округа за 1859 г. фамилия была представлена девятью семьями: 1) Акберди Абисалова с его братьями: Кубади, Пшимахо и Хаджи-Умаром Абисаловыми; 2) майора Абисалова с двумя братьями: корнетом Мимбулатом и Темир-Булатом; 3) двух братьев Кубади и Иналука Абисаловых; 4) прапорщика Эльмурзы Абисалова с родным братом Гадо Абисаловым и сыновьями их; 5) подпоручика Али-Мурзы Абисалова; 6) штабс-капитана Кургоко Абисалова; 7) поручика Абисала Абисалова; 8) прапорщика Девлетуко Абисалова с сыновьями его Пшемахо, Хатахчико, Элканом, Генардуко и Келеметом; 9) Асламурзы и Аслануко Абисаловых с сыновьями их.
Тамга дигорских баделят Абисаловых
Абисаловы принимали активное участие в вопросе вхождения западной части Осетии в состав Российского государства. В 1816 г. представители от всего дигорского народа обратились с письмом к главнокомандующему войсками в Грузии генералу от инфантерии Н.Ф. Ртищеву о принятии ими присяги на верность России, в котором говорилось: «В прошлом 1815 году посланные от вас всего дигорского народа доверенные старшины наши Али Кантимуров, Заур-бек и Давлетук Абисаловы, явясь к вашему высокопревосходительству в Кутаис, имели счастие видиться и объясниться с Вами на счет желания нашего вступить в подданство российской империи и дали обещание, по которому и мы здесь учинили присягу, обстоятельства ж буде угодно вам знать, то оно происходило следующим образом: по возвращении от вас вышесказанных наших старшин, доставивших нам милостивое письмо ваше, мы оное вручили кабардинскому князю российскому подполковнику Кучук-беку Джанхотову, а другое предписание ваше доставили начальствующему здесь г. генерал-майору Дельпоцо, с воли которого Кучук-бек Джанхотов был назначен и при нем Моздокский городской команды хорунжий Медведов, прибыл к нам и собрали в одно место всех старших жителей и даже малолетних детей наших и объявили нам вступить в подданство российской империи, на что мы охотно согласились, учинили в присутствии подполковника Джанхотова и Медведова присягу на верность подданства его императорскому величеству и с того времени пребудем верноподданными вашими, таки и кабардинскими народами прекращена будто совершенно, тем более что мы с кабардинцами имеем родство и соседи, выгодою же для нас будет то, чтоб по бумагам подполковника Джанхотова были мы безопасно впускаемы в Кавказскую губернию и Кабарду по торговому промыслу. Желание наше которое полезно как для нас самих, так и для службы его императорского величества и послужит ко спокойствию горцев, удовлетворено по милости вашей и надеемся, что ваше высокопревосходительство не оставите сделать своего распоряжения по сему предмету, так как мы уже учинились подданными России против неприятелей ее. Неприятели и с доброжелателями доброжелатели, впрочем о надобностях и просьбах наших донесут вам старшины наши Девлетук Абисалов, Али Кантемуров, Эйпануко Кубатов и Кази Туганов» [4, с. 430].
24 июля 1816 г. в ответе главнокомандующего в Грузии генерала от инфантерии Н.Ф. Ртищева на письмо дигорских старшин с изъявлением желания их о принятии присяги на верность России сказано следующее: «Почтенные старшины и весь народ дигорский, чрез старшин ваших Давлетуку Абисалова, Али Кантимирова, Эйпануко Кубатова и Кази Туганова я получил ваше письмо, из коего к совершенному удовлетворению моему усмотрел я о учинении вами присяги на верность и подданство великому и могущественному государю императору всероссийскому и о прекращении несогласий, доныне существовавших между вами и кабардинцами. Почему изъявляя за сие вам почтенные старшины и весь народ дигорский искреннюю мою признательность, я уверяю вас, что если не на одном обещании, а на самом деле сохраните верность свою в России, в чем однако же я не сомневаюсь, то благоденствие ваше, покровительствуемое столь сильною и могущественною империею, никогда и никем нарушена не будет. Причем нахожу за нужное уведомить вас, что от меня сделано уже распоряжение, не только о неприпятствовании вам в Кавказскую губернию и в Кабарду по торговым своим промыслам, но еще по приказано оказывать вам в нужном случае всякое покровительство, наравне с прочими российскими подданными, только при сем случае я советую вам, чтобы отправившиеся от вас люди, для прописанной надобности снабжаемы были письменными билетами от г. полковника князя Джанхотова, для соблюдения порядка и для отвращения того, чтобы под именем вашим не могли пользоваться сими преимуществами другие народы, не находящиеся еще под покровительством России. Затем, отправляя обратно означенных ваших посланных, принятых мною с приличным уважением, для меня весьма приятно повторить при сем случае уверение во всегдашнем благорасположении, с коим пребываю истинно ваш усердный и доброжелательный (слуга)» [5, с. 431].
Родословное древо дигорских баделят Абисаловых демонстрирует наличие родственных связей со многими княжескими и дворянскими родами народов Кавказа: Крым-Шамхаловыми в Карачае, Балкаруковыми, Биевыми, Боташевыми, Мисаковыми, Суюнчевыми, Темиркановыми, Урусбиевыми в Балкарии, Анзоровыми, Камбиевыми и Коголкиными в Кабарде, царгасатами, баделятами и гагуатами в Дигории, алдарами в Тагаурии, куртатинскими таубиями и алагирскими уазданами и др.
После окончания Кавказской войны и в результате крестьянской реформы в Северной Осетии некоторые из баделят переселились в Турцию. Следующий этап переселения состоялся после революции 1917 г. Всего со второй половины XIX в. и в первые годы советской власти из Дигорского общества выехало тридцать пять семей, принадлежащих к привилегированному сословию, из них четыре семьи Абисаловых: штабс-капитана Кургоко Абисалова, поручика Али-Мурзы Абисалова, прапорщика Ельмурзы Абисалова с родным братом его Гадо.
Газета «Кавказ» за 1878 г. сообщала, что из Карской области, отошедшей к России по Сан-Стефановскому мирному договору, прибыла в Тифлис депутация осетин, представлявших переселенцев в Турцию 1860 года, в составе Касполата Туганова, Темир-Болата Канукова, Умара Абисалова и Магомета Хосонова, которые сообщали, что «осетины переселились в Турцию со своими рабами и крепостными, сохранив их в полной зависимости от себя» [2].
Не успевшие уехать представители фамилии подверглись гонениям, арестам и убийствам. В ночь под 4 декабря 1918 г. на селение Карагач «напали керменисты в количестве семи сотен конницы, а также много пеших, с батареей и бомбометами, с которыми у них всю ночь шла перестрелка, а часов в 11 утра по ним открыли орудийную стрельбу и затем, обезоружив все население, напали, разгромили их дома, расхитили имущество и угнали все, что у них было движимого, дома одни приведены в совершенную негодность, а другие сожжены. У большинства из них не осталось ни носильной одежды, ни постели, ни домашней утвари. Что подобной каре подверглись они как ярые противники большевизма» [7, л. 3–4].
Были сожжены дома и разграблено имущество у Батырбека, Сосланбека, Елкана, Абисала, Хаджи-Умара, Хаджи-Муссы и Хаджи-Омара Абисаловых.
Рецензенты:
Чибиров Л.А., д.и.н., профессор, зав. отделом этнологии, СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А., г. Владикавказ;
Айларова С.А., д.и.н., профессор, зав. отделом истории, СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А., г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Марзоев И.Т. РОД КНЯЗЕЙ АБИСАЛОВЫХ (ИСТОРИКО-ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19688 (дата обращения: 04.10.2024).