Одной из важных проблем в технологии создания сюжета в контексте мультимедиа среды является определение набора элементов, из которых он формируется. Совокупность таких элементов, как схема, знак-символ, пиктограмма, должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать созданию целостного образа поля действия как основы будущего высказывания.
Образ апеллирует к долговременной памяти, знаково-символически закрепляется в ней эмоциональным фоном. [9, с. 32]
Как идеальная конструкция вещи символ создает перспективу для ее бесконечного развертывания в мысли, переход от обобщенно-смысловой характеристики предмета к его отдельным конкретным единичностям. Символ является, таким образом, не просто знаком тех или иных предметов, но он заключает в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания свернутого в нем смыслового содержания [6, с. 43].
Наличие знака позволяет представить в наличной ситуации моменты будущего действия. Воспринимаемые элементы настоящей ситуации включаются в одну структурную систему с символически представленными элементами будущего. Создается совершенно новое «психологическое поле для действия», которое ведет к появлению «спланированного заранее целевого действия» [1, с. 49].
Сначала действие развертывается в полном составе ориентировочных и исполнительных операций, затем ориентировочная часть начинает сокращаться и доходит до превращения объекта в систему сигналов. Сокращенная часть действия, кодируясь в символах, продолжает участвовать в его понимании субъектом и в скрытом автоматическом механизме контроля [2, с. 159].
Знаки являются основными элементами и средствами мыслительной деятельности. С их помощью осуществляются операции абстрагирования, обобщения, опосредования свойств и отношений предметов и явлений. Многие задачи, как наглядно-образные, так и абстрактно-логические, человек решает при помощи наглядных знаковых систем, которые обеспечивают связь символических процессов с сенсорными [9, с. 38].
Разворачивание графических знаков на экране дает возможность в динамической организации визуального сообщения показать процесс перехода от графической формы знака к пространству содержаний, стоящих за ним, которое может предъявляться несколько раз по-разному для зрителя. Так демонстрируется способ и основания его кодировки прямо на глазах у зрителя за счет его трансформаций [5, с.79].
Символ приобретает пластичную структуру за счет способности свертывать и развертывать понимание заложенных в нем смыслов за счет возможности акцентировать те или иные смысловые слои. Пластичность как свойство знака-символа определяет глубину его смысловой наполняемости, указывает на потенциал заложенных в нем смыслов [8, с. 36].
Развернутая система символов является одним из средств объединения уровней многослойного пространства. Структура символа, выступающего в качестве концентрации идей в тексте, сама по себе многослойна [8, с. 35].
Сюжет на экране моделируется в виде взаимодействий и переходов - от языкового материала к знакам и символам и обратно. Именно такая модель «заряжена» на динамику, она регулирует мысль и побуждает действие.
Особое внимание следует уделить созданию многослойного сюжета, в котором знак-символ может изменять свою форму в зависимости от функции, перехода из одного слоя в другой. Субъект при этом становится свидетелем преобразования знака-символа от одной формы в другую, на разных слоях информационного пространства, понимая, в какой ситуации используется та или иная форма.
Кодирование информации в виде схем - это форма, которая позволяет проверить адекватность информации тому смыслу, который закладывал автор.
Схема содержит информацию об основных элементах ситуации, объекте восприятия, их отношениях, расположении в пространстве, тенденциях изменения, а также правила и нормы взаимодействия с ними; и задает направление взаимосвязи субъекта с объектом. В восприятии схематизация осуществляет следующие взаимосвязанные функции: упорядочивание воспринимаемого, антиципацию изменений ситуации и направление активности субъекта. Схема создает контекст, направляющий восприятие по определенному руслу [7, с. 82-83].
Н.В. Громыко указывает на то, что организационно-деятельностная функция схемы заключается в организации при помощи схемы движения в том или ином реально-символическом пространстве. Это - «живой» образец, который можно наблюдать и воспринимать. Автор считает, что психологическая свобода высказывания при наличии схемы определяется тем, что отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план высказывания и строить само высказывание. Автор отмечает, что в схеме субъект видит способ осуществляемой им мыследеятельности в представленном схематическом идеально-символическом пространстве [3].
Взаимодействие информационных блоков внутри сюжета и между сюжетами в наших мультимедийных презентациях изображается схематично в рамках динамического развития сюжета.
Н.Я. Майер отмечает, что на этапе схематизации при создании образа используется достраивание. Достраивание имеет некоторые разновидности и может осуществляться в следующих формах: заполнение, расширение, завершение. Заполнение включается в перцептивный процесс, при заполнении пробелов. Расширение позволяет «раздвинуть» границы однородной поверхности. Завершение включается при восприятии изображенного на плоскости пространства, когда ближние предметы перекрывают дальние [7, с. 91-92].
Н.В. Громыко указывает на то, что субъект учится вычленять эти пространства, сопоставлять их друг с другом и анализировать, что за ними стоит. Но сначала ему надо научиться использовать эти пространства и двигаться внутри выделенных пространств [3].
Главное информационное поле, на котором будет сфокусировано внимание субъекта, помещается в центре экрана. Информационные блоки помещаются на ветвях, расходящихся от центра. На схеме субъект видит, как образуются различного рода сцепления, как развертываются информационные блоки, как происходит переход их к информационному полю (т.е. как формируется синтез информации на базе частных разделов).
Схема на экране должна представлять собой краткую структурированную версию определенного модуля учебного материала, выполненную с применением специальных графических элементов.
В технологии схематизации Г.А. Гуленков уделяет особое внимание определению набора графических элементов, из которых формируются графические конструкции [4].
Используя раскрывшуюся на экране схему, субъект должен видеть в ней некую схематизированную структуру своего будущего высказывания.
Еще одним элементом в технологии создания сюжета в контексте мультимедиа среды является пиктограмма.
Часто субъект не знает, с чего начать и в какой последовательности говорить. Пиктограмма дает отправной момент, направление и основной стержень для высказывания, основанного на внутренней наглядности.
Ю.К. Пугач отмечает необходимость контроля работы воображения, т. Е. «не отпускать возникающие образы» отдельных предложений и «складывать из них общую картинку». Каждое последующее предложение должно накладываться на предыдущее до тех пор, пока характер «картинки» не изменится [10, с. 10].
Сжатие и разжатие картинки, раскручивание через спираль одной картинки в другую, смещение одного изображения другим должно быть обязательно завязано в логике повествования, которое это изображение несет [5, с. 93].
Мы считаем, что пиктограмма в контексте мультимедиа среды может быть использована как на этапе развертывания визуального сообщения, так и на этапе построения высказывания.
Необходимо совершенствование процесса создания пиктограмм в контексте мультимедиа среды таким образом, чтобы они наглядно показывали развитие сюжета по определенному алгоритму. Для этого необходим правильный монтаж сюжетов.
Монтаж сюжета по принципу разворачивающейся карты и функционирующих на ее фоне пиктограмм является стимулом, побуждающим субъекта к развитию творческого мышления параллельно с развитием инициативной иноязычной речи.
Представление описываемых в тексте явлений движением в пиктограмме способствует развитию образности мышления.
В пиктограмме должен быть заложен момент разворачивающегося действия. Такой прием, как расширение пиктограммы на экране дополнительными, не описанными в тексте, элементами объекта, способствует формированию у субъекта более целостного представления о нем.
Подводя краткие итоги, отметим, что сюжет, создаваемый в контексте мультимедиа среды и содержащий определенный набор элементов - символ, схема, пиктограмма - быстрее усваивается субъектом, дольше удерживается в памяти и может оперативно извлекаться на этапе построения иноязычного высказывания.
Рецензенты:
Мещеряков А.С., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;
Варникова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры иностранных языков Пензенского артиллерийского инженерного института, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Сергиевская И.Л. СИМВОЛ, СХЕМА, ПИКТОГРАММА КАК ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19682 (дата обращения: 03.10.2024).