Одним из таких инструментов являются сукук. По некоторым данным, этот финансовый инструмент появился еще несколько веков назад [13]. Современные сукук ведут начало от первого выпуска этих инструментов Малайзией в 2000 г., (а по другим данным, в 1990 г.), а затем и Бахрейном в 2001 г. [13]. Малайзия до настоящего времени остается лидером по выпуску сукук.
Однако сукук используются не только в мусульманских странах. В июле 2014 г. в Люксембурге был принят закон, разрешающий выпуск сукук. Люксембург стал первой страной в еврозоне, законодательно закрепившей право выпуска суверенных сукук [12]. В сентябре 2014 г. ЮАР осуществила успешный выпуск сукук объемом 500 млн долл, при этом число заявок более чем в четыре раза превысило эту сумму [16].
Представляется, что этот вид финансирования может быть использован и российскими компаниями. Как известно, в связи с украинскими событиями некоторые страны, в т.ч. США, ЕС, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Япония, ввели ограничительные санкции против ряда российских юридических лиц. Под действие санкций попали крупнейшие банки РФ, в т.ч. Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и Внешэкономбанк, Банк Москвы, а также крупнейшие топливно-энергетические компании (Роснефть, Транснефть, Газпромнефть) и ряд оборонных компаний РФ [14; 15]. Эти ограничения включают в себя запрет на кредитование на срок больше 30 дней, также торговлю новыми облигациями, акциями или аналогичными финансовыми инструментами со сроком обращения более 30 дней. Ограничены и возможности западных компаний оказывать в России ряд услуг, в т.ч. бурение на глубоководных и сланцевых месторождениях нефти и газа, а также в Арктике. Именно поэтому российские ТНК нуждаются в поиске новых рынков инвестиционного финансирования, и одним из таких рынков можно считать рынок исламского финансирования.
Исламские финансы основаны на четырех главных принципах, которые прописаны в Коране и Сунне. Первый принцип диктует, что плата процента (т.е. любая предопределенная оплата свыше основной суммы) запрещена. В результате исламские банки должны использовать контракты, которые создают воздействие реального сектора экономики и должны таким образом гарантировать эффективное управление рисками. Второй принцип основывается на концепции разделения ответственности за получение прибыли или убытков (the profit and loss- sharing concept). Стороны финансовой операции должны разделить риски и прибыль, которые могут возникнуть; таким образом, чрезмерные потери и прибыль минимизированы. Третий принцип - запрет на неопределенность или спекуляции. Неопределенность в договорных положениях и условиях запрещена. Однако риск позволен, когда все положения и условия ясно предусмотрены и известны всем сторонам. Четвертый принцип требует использование активов в качестве обеспечения. Каждая финансовая операция должна касаться материального и/или идентифицируемого базового актива, гарантировав, что исламские банки остались связанными с реальным сектором экономики.
Согласно одной из точек зрения, центральная идея, на базе которой построены исламские финансы, заключается в том, что деньги не имеют внутренней стоимости, а только являются средством обмена [11]. Из этого проистекает невозможность извлечения прибыли, поскольку между участниками хозяйственной или торговой сделки происходит простой обмен наличностью. Поэтому мусульманину не позволяется получать выгоду от дачи денег в ссуду или получения денег от контрагента.
Следует отметить, что и в средневековой Европе высказывалась мысль о несправедливости взимания процента. Известный религиозный представитель позднего Средневековья Фома Аквинский считал, что брать процент при ссуде денег является несправедливостью, ибо это «есть случай продажи того, что не существует» [7]. Данте в своей «Божественной комедии» поместил ростовщиков в седьмой круг ада. Однако, как показала последующая экономическая история, основу развития банковского дела в европейских странах составили взгляды, которые не только признали возможность, но также и правомерность взимания процента, хотя в течение длительного времени в ряде стран уровень процента законодательно ограничивался. Так, в Великобритании во время правления королевы Елизаветы, в 1570 г., верхняя ставка процента была ограничена менее 10%. Эта практика существовало до 1854 г. [9].
Существуют две основные группы исламских финансовых инструментов: инструменты, основанные на разграничении прибыли и убытков между участниками (PLS), которые включают контракты mark-up (с наценкой); и финансовые сертификаты, которые идентичны облигациям, известные как сукук.
Бухгалтерская и аудиторская организация для исламских финансовых институтов (The Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions) определяет сукук как сертификаты равной стоимости, представляющие неделимую долю в собственности материальных активов, узуфруктов и услуг или в собственности конкретных объектов (projects) или специальной инвестиционной деятельности [6].
Термин «сукук» обычно переводится на русский язык как «исламские облигации». Как известно, в западном понимании этого термина облигация удостоверяет право кредитора получить и обязательство заемщика выплатить в определенный срок номинальную стоимость облигации и проценты по ней.
В отличие от этого сукук не являются долговым инструментом. В своей самой простой форме сукук представляет собой владение активом или его узуфруктом. Таким образом, требование, которое связано с обладанием сукук, есть не требование получать денежные средства, а требование владеть активом или его узуфруктом [17].
В последние годы исламские инвесторы с явным предпочтением инвестиций, которые используют фонды, отвечающие их религиозным верованиям, все больше и больше вкладывали свои средства в облигации сукук. Фактически растущий спрос на инвестиции, отвечающие законам шариата среди мусульманского населения, был ключевым фактором роста для глобального рынка сукук и для исламских финансов в целом. Все это способствовало росту и развитию институтов, занимающихся исключительно исламскими финансами, такими как исламские банки, исламские страховые организации, исламские управляющие компании и исламские инвестиционные фонды.
По некоторым оценкам, объем активов исламских банков во всем мире увеличился в 2007-2013 гг. примерно в три раза и достиг уровня 1,5 трлн долл. США в 2013 г. [10].
Наибольшие темпы роста отмечены на рынке сукук. Наивысшего уровня это рынок достиг в 2012 г. (около 229 млрд долл. США) [10]. Тем не менее исламские финансы все еще составляют относительно небольшую долю глобальных финансов и остаются главным образом локализованными в отдельных областях мира, особенно в странах Ближнего Востока и в Юго-Восточной Азии.
Рост исламских финансов главным образом стимулировали следующие факторы:
- высокая ликвидность, обеспеченная нефтедолларами благодаря высоким ценам на нефть;
- увеличение численности населения мусульманских стран и связанный с этим более высокий спрос на продукты, отвечающие требованиям шариата;
- рост популярности исламских инвестиций в связи с распространением мнения, что исламские финансы могут способствовать достижению большей глобальной финансовой стабильности;
- интерес международных валютно-финансовых организаций, в частности МВФ, а также центральных банков к исследованиям в области исламских финансов.
Сукук стал важным средством привлечения капитала и финансирования инвестиционной деятельности. По состоянию на конец 2012 г. стоимость всех сукук к погашению превысила 229,4 млрд долл. США. Основными центрами выпуска сукук являются Малайзия, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Индонезия. В настоящее время имеются четыре главные площадки, на которых котируются сукук: Лондонская фондовая биржа (LSE), Малайзийская биржа (KLSE), NASDAQ Dubai и Люксембургская фондовая биржа. Следует отметить появление новых исламских финансовых центров в европейских странах. Доля европейских исламских фондов в настоящее время в общем объеме исламских инвестиционных фондов пока невысока, но имеет тенденцию к росту. Европейские исламские фонды в настоящее время представляют 8.3% глобального рынка исламских инвестиционных фондов, из которых 7% составляют Ирландия и Люксембург. Другие европейские страны уже также активно используют инструменты исламского банкинга. Так, немецкий Deutsche Bank организовал мусульманский инвестиционный фонд, в Великобритании был создан Исламский банк, итальянский Милан пережил настоящий бум «этических» инвестиций, структурированных в соответствии с требованиями шариата, а Лондонская фондовая биржа (LSE) даже обогнала некоторые арабские страны по объему обращаемых на ней исламских облигаций [2].
С одной стороны, популярность такого рода финансовых инструментов в Европе можно объяснить ростом числа мигрантов из Турции (в Германии) и из Сенегала (во Франции), которые с улучшением своего материального положения начинают проявлять интерес к инвестированию. С другой стороны, в Европе в последнее время все более популярными становятся «этические» вложения, к разряду которых как раз и относятся исламские. Например, Дания и Норвегия как альтернативу религиозному инвестированию развивают экологическое инвестирование, которое также пользуется популярностью для диверсификации сбережений населения.
Что касается развития исламских финансов, и в частности сукук, в России, то следует отметить, что мусульманское население составляет, по оценкам, около 18 млн чел. [3]. С каждым годом благодаря постоянно растущей миграции оно возрастает. Тем не менее до настоящего времени большинство попыток удовлетворять его инвестиционные потребности оканчивались неудачей. Между тем в Лондоне насчитывается всего 3 миллиона мусульман, однако там исламские финансы гораздо более развиты, чем в России и даже Турции и Бангладеш.
Россия уже имеет некоторый опыт ведения финансового бизнеса на основе шариата. В 1999 г. в Москве несколько предпринимателей предприняли на свой страх и риск попытку создать банк, работающий на основе шариата (это был «Бадр-Форте Банк»), однако он просуществовал всего семь лет и особой популярностью среди населения не пользовался. В Татарстане также в 1999 г. был принят закон о вакуфе, который впоследствии был опротестован как несоответствующий федеральному законодательству РФ [1].
Возможность получать финансирование по законам шариата в 2009-2011 гг. рассматривал банк ВТБ, но также отказался от этих планов из-за отсутствия необходимой правовой базы.
Однако ныне с некоторой долей уверенности можно сказать, что Россия стоит на пороге нового этапа развития исламских финансовых институтов. Уже в августе 2014 г., после введения западными странами санкций в отношении ряда российских государственных и частных банков, де-факто закрывших им возможность получить финансирование в ЕС и США, информационное агентство Bloomberg, рассуждая о возможных альтернативных источниках капитала, указало на новый источник - рынок сукук [14].
При этом агентство оговорилось, что сейчас развитию исламских финансов в России препятствует отсутствие правовой базы и государственной поддержки. На это обращают внимание и сами участники рынка. 8 августа 2014 г. Ассоциация российских банков направила письмо в Центробанк, в котором призвала регулятор внести изменения в ряд законов, которые позволили бы наладить в стране исламский банкинг [5].
Но стоит отметить, что даже при отсутствии необходимой системы правил и норм у российских компаний есть положительный опыт в привлечении средств, отвечающих нормам шариата. Татарстанский «Ак Барс банк» в конце 2013 года привлек $100 млн в рамках инструмента мурабаха, то есть торгового соглашения, при котором продавец сообщает покупателю затраты, понесенные им в процессе производства, и продает товары в рассрочку с наценкой к первоначальной стоимости, уже известной покупателю [4].
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что исламские финансы, в том числе финансирование с помощью сукук, в современной мировой экономике, по-видимому, получат дальнейшее развитие и могут занять все большую долю финансового рынка не только в странах, население которых исповедует ислам. России в сложившихся условиях целесообразно предпринять шаги для выхода на этот перспективный рынок. Учитывая то, что существующие сложности в основном связаны с недостаточностью законодательной базы и с имеющим место непониманием сути и содержания исламских финансовых инструментов, которые, как правило, ассоциируются с чисто религиозными аспектами, необходимо активизировать усилия по изучению и практическому применению новых для России инструментов инвестиционного финансирования. Исламское финансирование, в частности посредством сукук, может в определенной степени составить жизнеспособную альтернативу классическим формам финансирования.
Рецензенты:
Поспелов В.К., д.э.н., профессор кафедры «Мировая экономика и международный бизнес», Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва;
Стародубцева Е.Б., д.э.н., профессор кафедры «Мировая экономика и международный бизнес», Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Захаров А.А. СУКУК КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНВЕСТИЦИОННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19681 (дата обращения: 14.09.2024).