Особенностью социокультурного и демографического обустройства России и регионов всегда выступали культурное, этническое, языковое многообразие, сосуществование различных мировоззренческих и ценностных установок, связанных с различиями культурных, этнических и конфессиональных начал. Но при этом данное многообразие никогда не было предпосылкой угроз социокультурной и этнодемографической безопасности поликультурного пространства, а всегда выступало основанием духовно-нравственного и культурного богатства и самобытности населения многонациональной страны. Поэтому в течение всей своей истории народы России, выступая «суперэтнической целостностью», смогли сохранить и развить свою национальную, культурную и языковую самобытность, формируя при этом условия духовного и нравственного единства. Но социально-политические, культурные реалии современной действительности изменились. Результатом данных трансформаций становятся множество внешних и внутренних вызовов, разрушающих духовное и нравственное единство, полиэтническую и мультикультурную целостность страны. Как следствие этих трансформаций на современном этапе своего развития РФ и ее регионы сталкиваются с серьезными социокультурными и этнодемографическими угрозами. Полиэтническое и мультикультурное российское общество оказывается под влиянием множества вызовов, негативно влияющих на устойчивое и прогрессивное развитие страны, сохранение стабильности межнациональных отношений, обеспечение территориальной целостности и суверенитета, становление единой общероссийской гражданской идентичности [2, 36]. Деструктивное влияние негативных вызовов проявляется как неуправляемые и неконтролируемые социальные процессы развития самого общества, которые разобщают полиэтническое пространство, разлагают его изнутри, расшатывая культурно-нравственные и духовные основы единого социума.
Необходимость разработки проблемы социокультурной и демографической безопасности возникла по объективным причинам: в СССР и в последующем в России формировались предпосылки естественной убыли населения и распад советского государства. Как показывает «Российский статистический ежегодник» 2009 г. [4], если до начала 1990-х гг. наблюдался естественный прирост населения, то с началом реформ в российском обществе рост сменился убылью населения. Одновременно с убылью населения после распада советского государства огромное количество людей, проживающих в пределах единого государства, оказались за пределами собственных этнических территорий, что было обусловлено спецификой федерального устройства страны. Формирование новых государств в постсоветском пространстве происходило на принципах этнического обособления территорий. Возникновение этноориентированных государств привело к обострению межкультурных и этнических противоречий, усилению миграционных процессов. Социальные и этнодемографические процессы в постсоветской России актуализировали исследование проблем этнокультурной и этнодемографической безопасности страны. И на современном этапе развития российской государственности, несмотря на формирование вертикали власти, жестко контролируемой центром, существуют угрозы культурной и демографической целостности страны. Эти угрозы связаны с различными центробежными силами, националистическими идеями, особенно усиливающимися под влиянием внутренних и внешних миграционных процессов. Активность и интенсивность проявлений националистических и экстремистских сил неравномерно охватывают регионы России, но они характерны для всех субъектов многонациональной страны. Как показывает статистика, динамика событий, расшатывающих этнокультурную и этнодемографическую ситуацию, является негативной. Если анализировать данные с официального сайта МВД России, наблюдается рост правонарушений экстремистского характера. В РФ в 2003 г. было зарегистрировано 157, в 2004 г. - 130 (-17%), 2005 г. - 152 (+16,9 %), в 2006 г. - 263 (+73 %), в 2007 г. - 356 (+35,4 %), в 2008 г. - 460 (+29,2 %), в 2009 г. - 548 (+19,1 %), в 2010 г. - 597 (+25,2 %) преступлений. В январе-декабре 2014 г. зарегистрировано 1127 преступлений террористического характера (+70,5%) и 1024 преступления экстремистской направленности (+14,3%). В январе-марте 2015 г. зарегистрировано 411 преступлений террористического характера (+58,7%) и 331 преступление экстремистской направленности (+22,6%) [3]. Тенденции, влияющие на этнокультурную и этнодемографическую безопасность России и ее регионов, грозят перерасти в неконтролируемые события этнического и религиозного экстремизма, действия террористического характера, усиление ксенофобских настроений и межэтнической нетерпимости. России хотя и удалось перебороть силы, направленные на суверенизацию субъектов Федерации, но показателем проявления подобных настроений остается рост преступлений и событий экстремистской и террористической направленности.
Проблематичность обеспечения этнокультурной и этнодемографической безопасности многонациональной России заключается в том, что наряду с формированием единой общероссийской гражданской идентичности и развитием предпосылок государственной целостности существует насущная необходимость сохранения этнических культур, духовно-нравственной самобытности населения полиэтнической страны. Динамичность названных процессов усиливается еще и тем, что субъекты РФ в большинстве своем представляют собой многонациональные и поликультурные пространства с этническим принципом разграничения территорий, где сосуществуют наравне с титульными нациями представители других наций. К тому же увеличение числа мигрантов, усиление влияния миграционных процессов на социальную структуру, рынки труда актуализируют проблемы интеграции и адаптации пришлого населения. Структура этнического состава общества этих субъектов постоянно трансформируется под воздействием внутренних и внешних миграционных процессов. Влияние миграции на население многонациональной и поликультурной РФ и ее регионов проблему внутренней и внешней безопасности выводит на совершенно другой уровень, где основным фактором прогрессивного и устойчивого развития является этнокультурная и этнодемографическая стабильность. Поэтому проблема обеспечения этнокультурной и этнодемографической безопасности становится главным условием стабильности и целостности страны при сосуществовании мозаичного культурного и духовного пространства. И подобная ситуация характерна не только для страны в целом, но и для каждого субъекта многонационального государства. Многонациональность регионов, их подверженность влиянию миграционных процессов требует решения проблемы этнокультурной и этнодемографической безопасности страны на территориях субъектов РФ.
Этнокультурная и этнодемографическая безопасность предполагает формирование на определенной территории институционально оформленных условий для устойчивого развития и воспроизводства этносов и возможности этнической самоидентификации каждого члена многонационального общества. Гарантией этнокультурной безопасности многонационального государства и каждого этноса выступает способность этнических культур свободно функционировать и развиться. В свою очередь для стабильного функционирования и развития личности в полиэтническом пространстве необходимо наличие идентификационного потенциала каждой этнической культуры. Этническая «самоидентификация представляет собой сложный и противоречивый процесс взаимодействия социализирующих и регулирующих жизнедеятельность индивида национальных ценностей с различными типами сознательно-психических и культурно-мировоззренческих процессов, образующих целостный личностный модус индивида, включающий потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления, индивидуальный опыт» [1, 214]. Значимость национальных ценностей для этнокультурной безопасности заключается в том, что наравне с идентификационным потенциалом они одновременно становятся стимулирующим началом развития общественной и личной духовности в конкретно-исторических условиях представителя того или иного этноса, выступают не только совокупностью черт их психики, их потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов, которые в конечном счете определяют направленность самого характера, но и системой, методами и приемами достижения целей. И соответственно, этнокультурная безопасность этноса напрямую детерминирована функциональностью национальных ценностей. Востребованность национальных ценностей в настоящем означает значимость и действенность норм нравственности и морали, традиций, обычаев, обрядов, сформированных как результат жизнедеятельности предыдущих поколений и обеспечивающих оптимальные условия выживания этноса. Поэтому национальная и этнокультурная самоидентификация личности, ее понимание своей национальной принадлежности выступает единственным действенным механизмом преемственности национальных культур, языков, традиций и, следовательно, непосредственным условием этнокультурной безопасности. Этнокультурная безопасность многонациональной России и ее регионов должна выражаться в стремлении сохранить многообразие, поликультурность, многоязычие социального мира, основой которого является многонациональная мозаичная социальная действительность в понимании роли этнокультурной и национальной самоидентификации каждого конкретного человека в рамках собственной национальной культуры.
Следствием ослабления этнокультурной безопасности государства является обострение и другой проблемы - проблемы этнодемографической безопасности. Эти два явления социального развития многонациональных и поликультурных пространств взаимосвязаны и оказывают сильное влияние на межнациональные отношения в обществе. Этнодемографическая безопасность обосновывается на количественном и качественном развитии этносов. Л.Л. Рыбаковский отмечает, что «демографическая безопасность - это функционирование и развитие популяции как таковой в ее возрастно-половых и этнических параметрах, соотнесение ее с национальными интересами государства, состоящими в обеспечении его целостности, независимости, суверенитета и сохранении существующего геополитического статуса» [5]. Создание условий этнодемографической безопасности основывается на возможности обеспечения состояния защищенности численности и качественного состава этноса. В многонациональных государствах или территориях система защиты выстраивается как преодоление внешних и внутренних противоречий, возможность регулирования количества представителей этносов, формирования предпосылок развития каждого этноса в поликультурной структуре населения.
Для России и ее многонациональных и поликультурных субъектов в условиях усиления миграционных процессов и роста влияния на социальную структуру этих территорий вопросы защищенности численности и качества состава этносов актуализируются, потому что в условиях уменьшения численности населения естественная убыль компенсируется внешними миграционными потоками. По прогнозам Федеральной службы государственной статистики до 2030 г. демографический рост последних нескольких лет сменится естественной убылью населения России. По низкому варианту прогноза естественная убыль населения начнется с 2016 г. и составит более 49 тыс. человек, а по оптимальным вариантам данных прогнозов естественный прирост населения Российской Федерации продолжится до 2020 г. При этом миграционный прирост населения будет компенсировать естественную убыль населения России до 2019 г. по низкому варианту прогноза, а по высокому варианту прогноза при уменьшении темпов миграционных процессов будет наблюдаться естественный прирост за счет пришлого населения [2]. К тому же Россия, занимая второе место в мире после США по количеству заезжающих в страну мигрантов, одновременно ежегодно «теряет» более 30 тыс. человек, которые уезжают на постоянное место жительства в другие страны. Данный фактор сильно влияет на качество демографического состава населения страны. Основная масса выезжающих из России людей переселяются в такие страны, как Израиль, США, Германия, Финляндия. Качественный состав выезжающих и въезжающих мигрантов в нашу страну сильно разнится - выезжают высококачественные специалисты, а въезжают мигранты, готовые выполнять любую работу.
Как показывают статистические данные, при любом раскладе влияние миграционных процессов на этнокультурную и этнодемографическую безопасность будет только возрастать. Это обусловливается увеличением миграционных потоков и, как следствие, возрастанием изменчивости этнической структуры и разрушением межэтнических дистанций в Российской Федерации и ее регионах. Причиной данных изменений становятся различные темпы прироста соседствующих этнических групп и короткие сроки миграции большого количества людей в определенную относительно небольшую территорию. Вместе с этим будут обостряться проблемы интеграции и адаптации мигрантов в местные многонациональные и поликультурные пространства с усилением необходимости формирования механизмов сохранения и развития условий сосуществования всех этносов и этнических групп, с обеспечением предпосылок культурного и этнического плюрализма. Культурный и этнический плюрализм, являясь основанием этнокультурной и этнодемографической безопасности многонациональных и поликультурных пространств, наравне с созданием условий для устойчивого развития и воспроизводства местных этносов, возможности этнической самоидентификации каждого члена многонационального общества и обеспечения состояния защищенности численности и качественного состава этносов должен учитывать интересы мигрантов [6, 26]. При естественной убыли населения, неизбежности, объективной необходимости миграционных процессов для социально-экономического развития России и ее регионов этнокультурная и этнодемографическая безопасность страны должна выстраиваться с учетом данных факторов. Гарантом этнокультурной и этнодемографической безопасности может стать только управляемый процесс интеграции и адаптации мигрантов в местное сообщество, который предполагает обеспечение этнокультурного развития и прав мигрантов, связанных с их этнической принадлежностью, традициями и религиозными обрядами.
Обеспечение этнокультурной и этнодемографической безопасности многонациональных и поликультурных пространств должно основываться на организации и управлении социальными процессами, направленными на усиление устойчивого развития и воспроизводства этносов, формирование условий этнической самоидентификации каждого члена многонационального общества, повышение состояния защищенности численности и качественного состава этносов и создания необходимых предпосылок интеграции и адаптации мигрантов в местное сообщество. Моделирование процессов этнокультурной и этнодемографической безопасности позволит управлять векторами развития общества в рамках заданных алгоритмов и моделей, в том числе способных преодолевать противоречия в межнациональных отношениях, вызванные этнодемографическими и социокультурными угрозами, межконфессиональными и межнациональными конфликтами. Способность и умение управлять и моделировать процессы этнокультурной и этнодемографической безопасности могут искоренять предпосылки этнофобских и мигрантофобских настроений в мультикультурном и полиэтническом пространстве, предотвращая националистические, экстремистские и радикальные тенденции в этнополитической и конфессиональной областях. Моделирование и проектирование межнациональных отношений в мультикультурном и полиэтническом пространстве позволяют не только прогнозировать потенциальные варианты развития многонационального общества, но и управлять этими процессами. Целевое использование экономических, политических и социокультурных ресурсов полиэтнических регионов, основанных на определенных алгоритмах и моделях, делают возможной координацию процесса гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонациональной России при сохранении национальной, демографической и культурной самобытности всех этнических групп и миграционного населения.
Публикация осуществлена при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда и Республики Башкортостан «Урал: история, экономика, культура» научного проекта № 15-11-02004 «Место и роль региональных и муниципальных органов власти в интеграции мигрантов в местное сообщество (на примере Республики Башкортостан, Пермского края, Оренбургской области)»
Рецензенты:
Истамгалин Р.С., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии, политологии и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», г. Уфа;
Иванова О.М., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой социологии и социально-коммуникационных технологий Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Вильданов Х.С., Кубагушева Г.Р., Хуснутдинова Л.Г. ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ И ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19668 (дата обращения: 10.10.2024).