Немногочисленные исследования (Т.Н. Волковской, О.В. Дзюбы, Л.С. Дмитриевских, Г.Х. Юсуповой и др.) по проблеме изучения коммуникативной компетентности у детей с ОНР свидетельствуют о том, что у них наблюдается низкая коммуникативная направленность речи, снижена потребность в общении, не сформированы способы коммуникации, отсутствуют заинтересованность в контактах, способность к сотрудничеству, наблюдаются неумение ориентироваться в ситуациях общения, речевой негативизм и др. [2; 4].
Целью проведенного нами исследования было изучение специфики формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР. Исследование проводилось на базах МБДОУ № 10 и МДОУ № 143 г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей с ОНР и 20 детей с нормальным речевым развитием.
Определяя исходные позиции исследования, мы опирались на работы авторов, которые рассматривают коммуникативную компетентность как совокупность ряда практических коммуникативных умений (умение организовывать общение, умение поддерживать тему беседы, умение решать конфликтные ситуации, умение сотрудничать с партнером и др.) и определенных личностных качеств (общительность, желание вступать в контакт с окружающими, эмпатия) [2; 4].
Программа диагностического изучения включала изучение основных компонентов коммуникативной компетентности, таких как способность понимать эмоциональное состояние окружающих и умение рассказать о нем, готовность к сотрудничеству с партнером; умение получать необходимую информацию в общении, вести диалог; умение оказывать и принимать помощь; умение отстаивать свое мнение, а также умение спокойно реагировать при возникновении конфликта.
С целью выявления специфических особенностей сформированности компонентов коммуникативной компетентности мы использовали методики, уже адаптированные к интересующей нас категории детей (О.В. Дыбина «Диагностика социально-коммуникативной компетентности» (диагностические пробы «Отражение чувств», «Зеркало настроений», «Интервью», «Необитаемый остров», «Помощники»), Г.А. Урунтаева «Рукавички») и основные оценочные критерии их сформированности [7; 8]. По результатам исследования дети были отнесены к одному из трех уровней сформированности коммуникативной компетентности, каждому из которых соответствовала качественная характеристика, отражающая степень развития выделенных выше компонентов. Уровневая характеристика сформированности коммуникативной компетентности у детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнительная характеристика детей по уровням сформированности коммуникативной компетентности
Представленные данные показывают, что низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности наблюдается у 55% детей с ОНР и у 5% детей с нормальным речевым развитием. Эти дети затруднялись в определении эмоциональных состояний, не могли определить их причину и предположить дальнейшее развитие событий. Они обнаруживали нерешительность в контактах с партнером, не смогли получить от собеседника необходимую информацию, действовали индивидуально. В большинстве случаев эти дети не проявляли активности и пассивно следовали за более инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Они не считались с интересами сверстников, при этом умения отстаивать свою точку зрения не наблюдалось. Некоторые из них провоцировали конфликт вследствие неспособности высказать свою точку зрения. В общении с партнером данные дети не соблюдали нормы взаимодействия. Они проявляли равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную помощь, при этом отказывались от помощи взрослого и сверстников.
Средний уровень сформированности коммуникативной компетентности наблюдается у 40% детей с ОНР и у 65% детей с нормальным речевым развитием. Эти дети проявили умение определять эмоциональное состояние других только с помощью взрослого. Они легко контактировали со сверстниками, стремились к общению (как правило, с детьми своего пола). Межличностное общение характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Они проявили умение получать необходимую информацию, прибегая к помощи взрослого. Дети продемонстрировали недостаточную, но положительно направленную активность в общении (принимали предложение инициатора, могли возразить, учитывая свои интересы, выступали со встречным предложением, спокойно отстаивая свое мнение). В целом они проявили умение вести диалог с окружающими. Дети продемонстрировали знание норм организованного взаимодействия, но могли их нарушать, не всегда учитывая интересы собеседников. Они замечали затруднения сверстников, но не всегда оказывали необходимую им помощь. Помощь принимали, но самостоятельно за ней не обращались. По разрешению конфликтных ситуаций не проявляли инициативы: шли на уступки, не отстаивая своей точки зрения, свои интересы в большинстве случаев подчиняли интересам других детей.
Высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности наблюдается у 30% детей с нормальным речевым развитием и всего лишь у 5% детей с ОНР. Эти дети самостоятельно и правильно определяли эмоциональное состояние сверстников и взрослого, могли рассказать о нем. Они легко принимали на себя функции организаторов взаимодействия, распределяли обязанности, роли; проявляли умение выслушать собеседника, согласовать с ним свои предложения, убедить, уступить. Дети довольно легко вступали в диалог со сверстником, проявляли отзывчивость, способность принять и оказать действенную помощь. Они активно взаимодействовали с членами группы, решающими общую задачу, спокойно отстаивали свою точку зрения, проявляя при этом уважительное отношение к партнеру. С легкостью получали необходимую информацию в процессе общения. При возникновении конфликтных ситуаций старались найти справедливое разрешение либо обращались к взрослому.
Таким образом, результаты сравнительного исследования свидетельствуют о неполноценном формировании коммуникативной компетентности, о ее системном нарушении у старших дошкольников с ОНР, что актуализирует проблему разработки программы по развитию и коррекции коммуникативной компетентности у этой категории детей.
Цель разработанной и апробированной нами коррекционно-развивающей программы - развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР и выведение их на уровень оптимальных возрастных возможностей в коммуникативном развитии.
Основные задачи, которые мы решали при реализации коррекционно-развивающей программы:
- расширение речевого опыта детей;
- развитие потребности в общении со сверстниками;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- формирование умения преодолевать безразличие, нерешительность в общении с окружающими.
Методы и приемы, которые мы использовали в работе с детьми по коммуникативному развитию:
- моделирование различных форм общения со сверстниками;
- создание проблемных ситуаций во взаимоотношениях со сверстником;
- разыгрывание психогимнастических этюдов;
- игры с правилами;
- чтение, беседы и т.п.
Использование этих методов и приемов позволяло обогащать речевой опыт детей, активизировать инициативу в общении с партнером, упражнять детей в самостоятельной организации своего коммуникативного поведения.
Разработанная коррекционно-развивающая программа была реализована в старшей группе детей с ОНР МБДОУ № 10 (экспериментальная группа в количестве 10 человек). В состав контрольной группы вошли 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР МБДОУ № 143.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том (табл. 1), что дети экспериментальной группы значительно улучшили количественные и качественные показатели в области взаимодействия в системе «ребенок-ребенок» по сравнению со сверстниками из контрольной группы.
Таблица 1
Динамика развития коммуникативной компетентности у детей с ОНР
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||
Конст. эксперимент |
Контр. эксперимент |
Конст. эксперимент |
Контр. эксперимент |
|||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Низкий |
7 |
70 |
3 |
30 |
4 |
40 |
3 |
30 |
Средний |
3 |
30 |
4 |
40 |
5 |
50 |
6 |
60 |
Высокий |
0 |
0 |
3 |
30 |
1 |
10 |
1 |
10 |
Контрольный эксперимент показал значительное снижение количества детей с низким уровнем развития коммуникативной компетентности в экспериментальной группе. 40% детей перешли с низкого уровня на средний и 30% перешли со среднего уровня на высокий. В контрольной группе также имеется положительная динамика, но не столь значительная: лишь 10% детей перешли с низкого уровня на средний, количество детей с высоким уровнем коммуникативной компетентности осталось без изменений.
Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о позитивных качественных изменениях в коммуникативном развитии у детей экспериментальной группы:
- дети научились понимать эмоциональное состояние и настроение окружающих;
- возросла языковая компетентность в общении с партнером;
- дети овладели навыками и умениями сотрудничества с партнером;
- дети преодолели негативные качества, которые нарушали их взаимодействие с партнером (безразличие, инактивность, неуверенность и т.п.).
Для проверки достоверности полученных результатов был использован критерий χ2 Пирсона. Результаты обработки свидетельствуют о статистически значимых различиях в развитии коммуникативной компетентности у детей экспериментальной и контрольной групп при уровне достоверности p≤0,1 и при степени свободы n=2.
Мы полагаем, что реализация разработанной нами программы развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР позволит на качественно новом уровне решать практические задачи организации профилактической и коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями.
Рецензенты:
Серебровская Н.Е., д.псх.н., профессор, «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Н. Новгород;
Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор, «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Н. Новгород.
Библиографическая ссылка
Дмитриева Е.Е., Ветрова Я.И. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19667 (дата обращения: 11.10.2024).