Кроме того, необходимость и актуальность комплексного подхода как методологии исследования историко-педагогического опыта военного обучения и воспитания обусловлена тем, что данный подход предполагает «...исследование деятельности с учетом всесторонности процесса или явления, всех существенных причин, влияющих на развитие, а также использование различных сил и средств для достижения поставленной цели» [8, с. 22]. В этой связи комплексный подход, сущностная характеристика которого раскрывается как решение одной из поставленных задач, принятый методологической основой исследования педагогической деятельности специальных военных школ Военно-воздушных сил (1940-1955 гг.), в частности, Воронежской авиаспецвоеншколы № 6, позволил ввести в исследовательское пространство понимание обусловленности организации ее учебно-воспитательного процесса как историческим контекстом времени, уровнем развития педагогической, военно-педагогической теории, так и традициями воинского обучения и воспитания.
В конце 1930 - начале 1940-х годов сложная социально-политическая, экономическая ситуация в СССР, осознание военной опасности обострили общественное внимание к происходящим в стране событиям, заставляющим ощутить непосредственную угрозу собственным интересам со стороны внешнего врага. В этих условиях от педагогической науки, школьного обучения и воспитания, прежде всего, требовалось содействие политическим задачам государства. Исходя из этого, политическое воспитание и физическая подготовка молодежи стали значимыми составными частями военизации всей системы образования. В связи с требованиями обороны страны, государством были определены задачи воспитательной работы школы, к которым относились, прежде всего: систематическое разъяснение мирной политики советского государства; внимание к интернациональному воспитанию молодежи [9].
Уровень развития военно-педагогической теории рассматриваемого периода определял «основные направления научных изысканий в области военного обучения, воспитания, развития и психологической подготовки личного состава армии», но проблема военно-педагогических исследований заключалась в том, что опирающаяся на поверхностный анализ начавшейся войны (1941-1945 гг.) военно-педагогическая мысль (И. Власов, И. Хитров и др.) отставала от потребности военной действительности и не обеспечивала достаточной разработки научно обоснованной концепции профессиональной подготовки войск для борьбы с сильным противником в условиях внезапного нападения. Вследствие чего, «...в практике подготовки ВВС не отрабатывались вопросы организации действий в условиях внезапных массированных ударов авиации противника, экипажи имели слабый уровень выучки для ведения боевых действий в сложных метеоусловиях и ночью...» [2, с. 321].
Общепедагогическая теория (М. А Данилов, И. Т. Огородников и др.), обозначив основным направлением воспитания молодежи патриотическое воспитание, выделила его сущностные характеристики, к которым относились: насыщение элементами патриотических и военных знаний содержания общеобразовательных и специальных предметов; включение в общественно-полезную работу; обучение военно-прикладным навыкам; широкое развертывание массовой и кружковой военной работы на всех ступенях школы, организуемое ячейками Осоавиахима при максимальной помощи пионерских, комсомольских организаций и педагогических составов школ.
В послевоенные годы восстановления народного хозяйства задачам экономического, социально-политического, культурного развития СССР было также подчинено патриотическое воспитание молодежи. На основании решений и постановлений Центральных руководящих органов СССР в учебные планы и программы семилетних и средних школ были внесены изменения, которые усилили идейно-воспитательное значение преподавания истории, Конституции СССР, литературы [3; 7]. При воспроизведении учебного материала раскрывалась историческая миссия великого русского народа, других народов страны, подчеркивалась их самобытность, оригинальность культуры, науки, искусства. Советская военная педагогика, углубляясь в исследование путей и способов обучения и воспитания воинов в отрыве от изучения протекающих в их сознании психических процессов (психологии), не могла представлять собой объективную военно-педагогическую систему обучения и воспитания, обеспечивающую тесную связь с практической деятельностью войск.
Наряду с этим комплексный подход, примененный в исследовании историко-педагогического опыта деятельности Воронежской специальной школы № 6 ВВС, позволил выявить, что важным условием организации ее учебно-воспитательного процесса являлись традиции обучения и воспитания будущих защитников Отечества.
Так в практике деятельности спецвоеншколы № 6 выявлены следующие традиции воинского обучения и воспитания «спецов»: обучение тому, что необходимо на войне в условиях, максимально приближенным к боевым (ежегодные лагерные сборы); участие батальона спецвоеншколы в военных парадах (1 Мая 1941 года - в числе войск Воронежского гарнизона) и смотрах; соблюдение Устава внутренней службы (уставные взаимоотношения: командно-преподавательский состав - группа младших командиров - курсанты; дисциплинарная практика - поощрения, взыскания; строгий режим дня; ежедневные дежурства; несение службы в наряде; порядок в спальных помещениях интерната, который мало чем отличался от состояния спален в кадровых воинских частях; уважение к военной форме одежды); умение вести себя в обществе [4, с. 108, 116; 7, с. 305, 329].
В современных условиях реформирования системы военного образования традиции Российской армии, то есть устойчивые правила, принципы и нормы боевой подготовки и организации воспитательной работы, получили широкое развитие и могут рассматриваться как ценностная основа обучения и воспитания курсантов военных учебных заведений, обеспечивающая «передачу военнослужащим полезного боевого опыта, высокий уровень профессиональной подготовки, морально-психологической сплоченности и успешные действия при выполнении учебно-боевых задач» [1, с. 43] в мирное время.
В данном контексте наиболее существенными воинскими традициями, адекватными компетентностной образовательной парадигме, выступают такие традиции, как товарищеская взаимопомощь, повышение общеобразовательного (культурного) уровня, уважение к подчиненным, воспитание сознательной воинской дисциплины и высокой исполнительности, забота о поддержании чести воинского мундира, воспитание на примерах героического прошлого Вооруженных Сил в целом и отдельных подразделений в частности, воспитание в духе патриотизма.
Применение комплексного подхода дало возможность раскрыть обусловленность историко-педагогического процесса деятельности 6-й Воронежской авиационной специальной военной школы основными этапами в Воронеже (создание) - Караганде (эвакуация) - Липецке (реэвакуация); выявить как общие сущностные характеристики, так и особенные, обусловленные определенным этапом.
По свидетельству архивных источников [3-7], к общим особенностям сложившейся системы обучения и воспитания, обеспечивающей в целом достаточную подготовку выпускников специальных военных школ ВВС России, вызванную необходимостью исторической действительности 1940-1955 гг., относятся следующие характеристики:
- осуществление согласованной деятельности администрации школы (директор, заместители) и ее коллективных органов (партийная, профсоюзная, комсомольская организации, совет младших командиров, родительский комитет) по управлению учебно-воспитательным процессом;
- реализация учебной деятельности по расширенному учебному плану (общеобразовательные, военно-специальные дисциплины) с «уплотненной» программой по физкультуре;
- организация воспитательной деятельности на основе соблюдения строгого распорядка дня (режима), жестких дисциплинарных (военно-уставных) требований, поддержания воинских и школьных традиций.
К специфическим особенностям педагогической деятельности спецвоеншколы № 6 ВВС каждого отдельного этапа ее существования относятся такие характеристики как:
- комплектование школы, организация управления ее деятельностью, преодоление возникших проблем осуществления учебно-воспитательного процесса на Воронежском этапе (1941-1944 гг.);
- усовершенствование военно-физической подготовки «спецов» в условиях военного времени в рамках практически направленного образовательного процесса на Карагандинском этапе (1941-1944 гг.);
- повышение качества обучения выпускников (особенно в направлении военно-специальной подготовки) в период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства СССР на этапе пребывания в Липецке (1944-1955 гг.).
Комплексный подход также позволил целостно рассмотреть педагогический процесс 6-й авиаспецвоеншколы как многофакторное явление: выделить его содержательный и организационный аспекты; цели, задачи, принципы, методы обучения и воспитания, формы их реализации; результаты, проблемы и управление как условия личностного развития «спецов» и их подготовки к поступлению в военные училища.
Проведенный на основе комплексного методологического подхода анализ историко-педагогического опыта обучения 6-й Воронежской авиационной спецвоеншколы Военно-воздушных сил позволяет констатировать, что основная задача обучения - вооружение подрастающего поколения определенным кругом знаний - в рамках деятельности данной спецвоеншколы расширилась и определилась как качественная подготовка выпускников для дальнейшего освоения ими образовательных программ вузов и техникумов. Такая постановка задачи школы предполагала возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие обучающегося как на свою прямую и непосредственную цель.
Целями воспитания в авиационной спецвоеншколе № 6 (1940-1955 гг.) являлись: формирование граждан-патриотов, готовых к защите Отечества; развитие духовного облика курсантов; выработка убеждений, системы морально-нравственных ценностей и норм поведения. На основе целей практически реализовывались следующие задачи воспитательной деятельности: формирование системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений будущих воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга; изучение военно-политической обстановки в мире и внутриполитической обстановки в стране; воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за безопасность страны, готовности к самопожертвованию во имя ее защиты; воспитание будущих воинов на героических традициях прошлого и настоящего, выработка таких качеств, как честь, доблесть, мужество, дружба, войсковое товарищество; воспитание уважения к законам, требованиям уставов и командиров в духе высокой исполнительности и дисциплинированности [3-7].
Основными критериями, определяющими как содержание обучения (учебный план, учебные программы, учебники) «спецов» - будущих представителей военной профессии, так и его методы, были научная достоверность, идейная и политическая целеустремленность, связь знаний с жизнью. Учебный план, на базе которого создавались учебные программы для спецвоеншкол, и конкретно в школах составлялось расписание учебных занятий, был утвержден Народным комиссариатом просвещения и являлся обязательным для всех школ данного типа. В нем, наряду с общеобразовательным обучением, предусматривалась, военно-специальная и физическая подготовка воспитанников, в связи с чем, учебная деятельность в 6-й авиационной спецвоеншколе складывалась из таких ее видов, как занятия по расписанию (урок - основная форма), обязательная самостоятельная подготовка во внеучебное время, факультативное (углубленное) обучение по предметам, занятия преподавателей с отстающими курсантами, консультации (индивидуальные и групповые), работа секций и кружков по интересам, прохождение практики (подвижные лагерные сборы, сельскохозяйственная работа в колхозах и совхозах) [4-7].
В системе воспитания (содержательный аспект) сложились приоритеты, ориентированные на политическое, военно-патриотическое, физическое, трудовое, нравственно-эстетическое воспитание подростков.
Выявленные из архивных источников [4-7] традиционные формы и методы патриотического воспитания учащихся 6-й Воронежской авиационной спецвоеншколы, такие как: пропаганда героических подвигов воинов, посещение памятных мест боев, празднование знаменательных дат, объяснение воинской символики и ритуалов, лекции и беседы с военнослужащими и др. - в условиях современного военного образования могут оказаться относительно новыми, инновационными, заключая в себе высокую долю активного участия каждого обучающегося в совместной деятельности. Это и может рассматриваться как ресурс развития будущих педагогических технологий.
Архивные документы [4-7] позволяют констатировать, что в соответствии с исходными положениями, обусловленными сущностью обучения и определяющими целенаправленную организацию процесса обучения на основе его задач и содержания, практика обучения в спецвоеншколе № 6 ВВС и руководства познавательной деятельностью ее воспитанников основывалась на следующих дидактических принципах - важнейших требованиях к обучению:
- принципе воспитывающего обучения, предполагающем руководящую и направляющую роль учителя (обучающего);
- принципе сознательности в обучении, обеспечивающем сознательное отношение учащихся к процессу обучения;
- принципе активности обучения, опирающемся на единство деятельности и мышления с учетом интереса (положительного оценочного отношения к работе) учащегося;
- принципе индивидуализации обучения (учет возрастных и индивидуальных особенностей), заключающемся в том, что обучение должно развить все способности и склонности учащихся, обеспечив тем самым максимальные результаты;
- принципе систематического и последовательного обучения, способствующем постепенному овладению научными знаниями и успешному развитию познавательных и творческих дарований учащихся;
- принципе наглядности обучения, облегчающем понимание как теоретических вопросов, так и общих закономерностей изучаемых предметов;
- принципе прочного усвоения знаний, придающем обучению осмысленный характер;
- принципе доступности обучения, требующем соответствия содержания и объема изучаемых знаний возрасту учащихся, их развитию, имеющемуся запасу знаний и представлений, направляющем вперед процесс овладения научными знаниями с прочной опорой на пройденное.
Из архивных источников [4-7] выявлен практикоориентированный и преимущественно наглядный характер обучения военно-специальным дисциплинам воспитанников спецвоеншкол.
Так же, как и обучение, воспитательная деятельность спецвоеншколы ВВС № 6 (1944-1955 гг.) регулировалась системой принципов воспитания, включающей в себя следующие компоненты: воспитание в процессе воинской деятельности, ратного труда; воспитание в коллективе и через коллектив; индивидуальный и дифференцированный подход; сочетание требовательности с уважением личного достоинства; опора на положительное в личности; единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий.
Среди педагогических методов, применяемых в учебно-воспитательной практике Воронежской (1940-1955 гг.) спецвоеншколы № 6 ВВС, выделены общепедагогические и военно-педагогические методы. Установлено, что внутри группы общепедагогических методов особое значение приобретали активные методы обучения и воспитания, предполагающие высокую долю участия каждого воспитанника в совместной деятельности, такие как: самостоятельная работа, проблемная ситуация, лабораторный метод, игровая ситуация, упражнение, взаимообучение, метод примера, включение в различные виды деятельности (интерактивный метод в современном образовательном процессе), поощрение.
Военно-педагогические методы использовались при обучении «спецов» военно-специальным дисциплинам. Например, методом непрерывного обучения учащимися осваивались вооружение и тактические приемы; метод ускоренного обучения в сокращенные сроки оказался в основе системы обучения на начальном этапе формирования школы в Воронеже и в период эвакуации в Караганде. В годы Великой Отечественной войны содержание военной подготовки определялось также необходимостью применения метода дообучения по тем вопросам военного дела, которые в мирное время невозможно было представить во всех деталях, так как они были вызваны особенностями текущей войны и характером боевых действий; методом военной игры и групповых упражнений выполнялись задания, которые требовали гибкости ума и быстроты реагирования на события, не формального заучивания уставных положений, а глубокого их понимания [4-7].
Эффективность и результативность педагогической деятельности Воронежской спецвоеншколы ВВС № 6 подтверждают отчетные данные по учебно-воспитательной работе, свидетельствующие о том, что «если в 1946 году спецшколу окончили на «отлично» и «хорошо» 25 человек, то в 1955 году 68 человек показали такие результаты успеваемости на равный контингент, т. е. почти в три раза больше» [7]. Всего за 10 лет (годы работы спецвоеншколы в Липецке: 1945-1955 гг.) выпущено 107 медалистов и 290 выпускников, не имеющих троек. Среди них можно было встретить конструкторов самолетов, создателей узлов звездных кораблей, докторов технических наук, работающих в разных научных центрах страны (Е. И. Варакин, П. А. Калашников, Б. П. Умушкин). Есть такие имена, которые известны миру: летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, полковник В. А. Шаталов; летчик-космонавт, Герой Советского Союза, полковник А. В. Филипченко; летчик, майор Н. К. Сиротинин, удостоенный 11 наград; майор А. Ф. Трубицын - 9 наград [4, с. 9].
Таким образом, проведенное на основе комплексного методологического подхода исследование историко-педагогического опыта обучения и воспитания в авиационных спецвоеншколах России (1940-1955 гг.) позволяет утверждать, что в современных условиях интенсификации образования, поиска путей повышения качества педагогического процесса, внедрения новых образовательных технологий на основе сочетания традиционных и инновационных подходов, можно выявить актуальный потенциал отечественного историко-педагогического наследия, встраиваемый в компетентностную образовательную парадигму современного этапа.
Рецензенты:
Лазукин В. Ф., д.п.н., профессор кафедры инженерно-аэродромного обеспечения ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж;
Просветова Т. С., д.п.н., доцент кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж.
Библиографическая ссылка
Попова Ю.А. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19665 (дата обращения: 02.04.2025).