В последние годы личностно-ориентированный подход к обучению, ставящий во главу угла самобытность студента, его самоценность и саму субъектность процесса учения, стал одним из важнейших методологических подходов на всем образовательном пространстве России. Его можно считать современной методологической ориентацией в образовательной деятельности, что и обусловило его усиленное освоение в части теоретических основ и технологии использования в учебно-воспитательном процессе.
Актуальность личностно-ориентированного подхода детерминирована формированием у учащейся молодежи не столько социально типичных, сколько ярко индивидуальных и самобытных качеств личности, позволяющих оставаться самим собой в изменяющемся социуме и динамичном развитии российского общества; необходимостью применения педагогами новых образовательных технологий во взаимодействии со студентами; гуманизацией взаимоотношений между студентами и преподавателями и др.
Само содержание личностно-ориентированного подхода к развитию способности к творческой самореализации студентов вуза в определенной степени отражает ее инноватику, направленную на самостоятельную ориентацию при переходе воспитания культуры творческой самореализации как таковой в индивидуальную на основе имеющегося и приобретаемого молодым человеком опыта и знаний, которые и должны стимулировать становление его субъектной позиции в любой креативной деятельности. Структурными компонентами личностно-ориентированного подхода выступают цель творчески обусловленной познавательной деятельности; содержание творческой деятельности; формы и методы обучения; механизм творческой самореализации; результат творческой и познавательной деятельности.
Личностно-ориентированный подход следует понимать как единство личностного, деятельностного и технологического компонентов.
1. Личностный компонент (И.С. Якиманская, Л.Н. Антонова, Е.А. Маралова, А.В. Хуторской, Е.В. Бондаревская) является связующим звеном в рассматриваемом нами подходе, обеспечивая процесс самопознания, овладение методами и способами саморегуляции, а также развитие способности к рефлексии. Основными составляющими этого компонента являются такие понятия, как субъект (индивид или группа); личность (подверженное изменению системное качество); индивидуальность (неповторимое своеобразие индивида); субъектность (качество индивида); Я-концепция (осознаваемая индивидом система представлений о самом себе); самовыражение; выбор, самореализующаяся личность.
Учет личностного компонента личностно-ориентированного подхода заключается в понимании и признании преподавателями вуза присущей студенту обусловленности психических явлений и индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в его деятельности. Личностный компонент содействует признанию самоценности студента, обеспечивая ему нравственное здоровье, осознание им смысла жизни и активной позиции в ней, а также личностную и творческую свободу при реализации собственного потенциала. Механизмами реализации этих функций являются культурная идентификация студента как установление его духовной взаимосвязи с окружающим миром; принятие его ценностей в качестве своих ориентаций и построение собственного образа жизни с их учетом; усвоение социального опыта при сохранении своей индивидуальности, творческой позиции как личностной в любых видах деятельности.
2. Деятельностный компонент (Л.О. Абрекова, И.С. Якиманская) заключается в организации деятельности студента, направленной на формирование и развитие его личности, на формирование и развитие у студентов разнообразных способов деятельности, творческих способностей, навыков и умений, необходимых для творческой самореализации. Под субъектным опытом студента можно понимать ту часть его личностного опыта, которая относится к его индивидуальным смыслам, индивидуальным познавательным стратегиям и собственным новообразованиям.
3. Технологический компонент (Е.В. Бондаревская, А.В. Хуторской) личностно-ориентированного подхода включает в себя определенные способы педагогической деятельности, отличается от знаниевой парадигмы построения образовательного процесса. Некоторые требования разработки данного компонента были предложены А.В. Хуторским [4].
Исходя из рассмотренных выше компонентов личностно-ориентированного подхода нами предлагается следующая рабочая трактовка: личностно-ориентированный подход представляет собой определенную методологическую ориентацию вуза, в рамках которой организуется такое взаимодействие преподавателей и студентов, которое в максимальной степени позволяет формировать у последних способность быть субъектами с тем, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно ставить и реализовывать цели своего самодвижения, направленного в конечном счете на их творческую самореализацию.
Как показало исследование личностно-ориентированного подхода, сегодня существуют три основные группы модели личностно-ориентированного подхода: социально-педагогическая (связана с воспитанием личности с заранее заданными свойствами через все имеющиеся образовательные институты); предметно-дидактическая (связана с организацией научных и культурологических знаний в системе с учетом их предметного содержания с нацеливанием на индивидуальный подход в обучении); психологическая (связана с признанием различий в познавательных способностях студентов, обусловленных различными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии) [5].
Каковы же возможности личностно-ориентированного подхода при развитии способности к творческой самореализации студентов вуза?
Как показывает вузовская практика, использование личностно-ориентированного подхода содействует проявлению и развитию в студенте индивидуальной личности, что необходимо любому специалисту современной формации. Для этого важно учитывать реальный уровень эмоциональных, волевых, интеллектуальных, творческих и иных личностных качеств студента, поскольку основная идея личностно-ориентированного подхода связана с процессом становления и развития субъектности студента.
Однако эффективность личностно-ориентированного подхода зависит также и от того, как студент воспринимает сам себя. Вот почему так важно учитывать при использовании личностно-ориентированного подхода опору студента на собственные силы; на внутреннюю логику его развития; на осознание им себя как личности; на стремление его к самоутверждению, к получению признания окружающих; на формирование статуса исходя из самооценки; на раскрытие своего творческого потенциала, а отсюда - на самоанализ, самокоррекцию и самореализацию.
Все это продиктовано определенными задачами подготовки будущего специалиста, направленными на личностную парадигму образования, реализация которых вполне осуществима при включении в образовательный процесс высшей школы личностно-ориентированного подхода, где интегрирующими выступают личностный, деятельностный и технологический компоненты как целевая направленность современного процесса обучения, развития и воспитания личности будущего специалиста. При этом личностно-ориентированный подход сам выступает как определенная интегрированная система, позволяющая создавать условия для формирования у студентов потребности в творческой самореализации в практической деятельности и стремления к ней, что приводит в конечном счете к осуществлению на практике усвоенных в вузе профессиональных знаний и умений.
Как показали исследование и опыт собственной практической деятельности, наиболее продуктивно использование личностно-ориентированного подхода осуществляется при соблюдении определенных принципов, с опорой на которые данный подход и проявляет себя как методологическая основа развития способности к творческой самореализации у студентов вуза:
1) принципа личностного целеполагания студента;
2) принципа продуктивности обучении;
3) принципа субъектности;
4) принципа индивидуальности;
5) принципа педагогической поддержки;
6) принципа выбора;
7) принципа творчества и успеха;
8) принципа межпредметных связей;
9) принципа ситуативности обучения;
10) принципа образовательной рефлексии;
11) принципа самоактyализации.
С педагогической точки зрения подготовка студентов к творческой самореализации, в конечном счете - к самобытию (что можно назвать конечной целью образовательных мер в воспитательном пространстве вуза), представляет собой постоянно существующую проблему. Принимая тезис о том, что самореализующаяся личность есть оптимальная развитость в ней субъекта жизнедеятельности, которого принимает сообщество в силу его развитых творческих способностей, и возникает необходимость к рассмотрению личностно-ориентированного подхода в роли той значимой методологической основы, которая и оказывает непосредственное влияние на творческую самореализацию студентов вуза.
В связи с этим высшая школа ориентируется на такой образовательный процесс, при котором целью педагогической деятельности является студент как социально-психологический феномен, а не как носитель технологических знаний, поскольку сама специализация должна актуализироваться уже затем в человеке. Поэтому преподаватели должны не просто помогать студентам в осмыслении ими содержания своей жизни, но и создавать возможности для самоактуализации в ней. Таким образом, преподаватели становятся организаторами поискового процесса и активизаторами той внутренней деятельности молодых людей, которую они направляют на раскрытие своего личностного и творческого потенциала, что ведет в свою очередь к их субъектно-устойчивому поведению и в процессе творчества. Поскольку субъектно-устойчивое поведение личности в определенной степени свидетельствует о развитости адаптационного потенциала к социуму, то самоактуализация студента помогает ему использовать свое человеческое начало во взаимоотношениях с людьми, а творческая деятельность, будучи созидательной, способствует обогащению жизнедеятельности студента, во время которой не только проявляются, но и формируются все психические свойства личности; складывается система продуктивных взаимоотношений с окружающими; стимулируется его активность и повышается энтузиазм и в конечном счете достигается жизненная устойчивость, которая приходит к молодым людям только в процессе интенсивной духовной и творческой деятельности. При этом самоактуализация студента в вузе любой направленности раскрывается в рамках и его профессиональной деятельности в контексте его профессиональной культуры, которая через ценности-цели и ценности-средства преломляется и через общечеловеческую культуру.
Самоактуализация будущего специалиста обычно осуществляется в двух формах: потенциальной и актуальной. Если потенциальная форма самоактуализации включает в себя и личностное богатство молодого человека, и его творческий профессиональный потенциал, то в структуре актуальной формы органично объединяются творческий потенциал и профессиональный потенциал, что и образует средства проявления индивидуальности человека в профессии и через профессию. Таким образом, молодые люди, встав на путь своей профессиональной деятельности, посредством творчества опредмечивают себя в деятельности, закрепляя тем самым в виде ценностей все достигнутое ими.
В заключение отметим, что стимулирование и поддержка студентов в процессе развития их способности к творческой самореализации предполагают обновление целеполагания и обогащение содержания учебных дисциплин вуза при интегративной реализации в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода, рассмотренных выше принципов этой методологической образовательной парадигмы.
Рецензенты:
Абдулхакова А.Р., д.и.н., профессор кафедры библиотековедения, библиографоведения и книговедения ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» Министерства культуры РФ, Казань;
Явгильдина З.М., д.п.н., профессор кафедрой музыкального искусства и хореографии Института филологии и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань.Библиографическая ссылка
Салахов Р.Ф., Салахова Р.И., Ахметшина Г.Р. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19663 (дата обращения: 17.05.2025).