Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СФОРМИРОВАННОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Куликов Н.М. 1 Жарова Т.Ю. 1 Шушкова Л.К. 1
1 Чайковский филиал ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
Статья посвящена исследованию уровня сформированности эмоционально-волевой сферы школьников. На основе анализа различных теоретических подходов к изучению эмоциональной и волевой составляющей личности, а именно такого аспекта, как преодоление отрицательных эмоциональных состояний при занятиях спортом, исследуется уровень сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений. Рассмотрена методика оценки эмоционально-волевых качеств, разработанная с учетом экспертных оценок тренеров-преподавателей на основе данных педагогического наблюдения. Проводится сопоставление результатов самоанализа юных спортсменов с результатами педагогических наблюдений тренеров-преподавателей. Результаты самоанализа занимающихся в спортивных секциях и педагогического наблюдения тренеров-преподавателей сопоставлены со «стажем» занятий юных спортсменов. Изучается влияние «стажа» учебно-тренировочных занятий и соревнований юных спортсменов на уровень развития волевой регуляции.
спортивный «стаж»
педагогическое наблюдение
самоанализ
юные спортсмены
эмоционально-волевая сфера
1. Жарова Т.Ю., Куликов Н.М., Ехлакова М.А. Общественная направленность личности студента-первокурсника в процессе адаптации к обучению в вузе // Дискуссия. – 2015. – № 1. – С. 127-131.
2. Куликов Н.М. Формирование интереса к занятиям физической культурой сельских школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2000. – 21 с.
3. Черникова О.А. Роль эмоций в волевых действиях спортсменов // Проблемы психологии. – 1962. - С. 33-48.
4. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая сфера личности субъекта // Проблемы социальной психологии личности: Портал психологических изданий PsyJournals.ru. – 2008. [Электронный ресурс]. - URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30312_full.shtml (дата обращения: 07.04.15).
5. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 688 с.

Сформированность эмоционально-волевой сферы юных спортсменов имеет важное значение в развитии будущей социально ориентированной и профессионально успешной личности не только и не столько в спорте, но в жизни в целом.

Эмоции и чувства человека выступают как переживание своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Эмоции - простые, непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, особенно у детей и подростков, зачастую вступают в противоречие с необходимостью проявления воли - деятельным и регулирующим началом сознания, призванным создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо. Зачастую умение сдерживать эмоции, держать их под контролем мешает социальной адаптации детей и подростков в новом коллективе, творческом или спортивном [1].

В трудах ученых и практиков вопросам изучения эмоционально-волевой сферы уделяется достаточно много внимания при многообразии подходов к различным сторонам данного комплекса, таким как эмоциональная составляющая процессов регуляции (В.К. Вилюнас, О.В. Дашкевич, О.А. Черникова), волевое регулирование поведения (А.В. Быков, Е.П. Ильин, Т.И. Шульга). В ряде исследований изучается взаимосвязь эмоциональной и волевой стороны как единая эмоционально-волевая сфера личности (О.В. Дашкевич, В.К. Калин, П.А. Рудик, О.А. Черникова, М.В. Чумаков).

Причем, как справедливо указывает М.В. Чумаков, «разделение эмоциональной и волевой сторон регуляции возможно в теоретическом плане, но в психолого-педагогическом исследовании, связанном с формированием этих сторон личности в школьных условиях, может быть целесообразным рассмотрение эмоционально-волевой регуляции как единого механизма» [4].

Однако пока недостаточно исследований по эмоционально-волевой сфере юных спортсменов, например в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований, когда возникают значительные трудности, связанные с преодолением отрицательных эмоциональных состояний. По мнению О.А. Черниковой, «… важнейшей практической задачей по проблематике эмоций в спорте является раскрытие механизмов снятия неблагоприятных эмоциональных реакций» [3]. Особенное значение это имеет для спортсменов младшего и среднего школьного возраста, когда нет достаточно сформированного интереса для занятий спортом как средством достижения определенных жизненных успехов [2]. При изучении личностного и спортивного роста юных спортсменов возникает противоречие между необходимостью построения оптимальной, индивидуально-соответствующей программы на определенный тренировочный цикл и отсутствием достоверной информации о сформированности эмоционально-волевой сферы спортсмена как основы успешных выступлений в соревнованиях, отсутствием необходимых данных, особенно в динамике личностного развития.

Гипотеза исследования

Сформированность эмоционально-волевой сферы, то есть выраженное умение подчинять эмоции сознательным решениям, наличием воли, проявлением в действиях качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости (так необходимых в спортивной жизнедеятельности) проявляется на высоком уровне, если юный спортсмен регулярно в течение нескольких лет учебно-тренировочного процесса учится преодолевать трудности физического и эмоционального характера.

Цель исследования

Изучить уровень сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений.

Методы исследования

Основные методы исследования, использованные для достижения поставленной в работе цели:

  • ретроспективный анализ педагогического опыта;
  • тестирование;
  • педагогическое наблюдение;
  • методы статистической обработки полученных данных.

Эмпирическое исследование проводилось в 2014 г. на базе МБОУ ДО детей «Районная детско-юношеская спортивная школа» и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», г. Чайковский, Пермский край, Россия. В исследовании приняли участие 75 юношей в возрасте 11-14 лет: 35 юношей 11-12 лет и 40 юношей 13-14 лет.

Для изучения уровня сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений, использовалась «Методика оценки эмоционально-волевых качеств» [5].

В основу методики положен самоанализ: юношам и подросткам предлагалось по шкале выраженности качества оценить десять различных ситуаций. По сумме ответов на определенные варианты анкеты балльным методом определялся уровень развития психологических качеств, определяющих сформированность эмоционально-волевой сферы юных спортсменов (табл. 1).

Таблица 1

Шкала балльной оценки уровня сформированности эмоционально-волевой сферы юных спортсменов

Сумма ответов на варианты «в», «г»

10-8

7-6

5-4

≥3

Баллы

5

4

3

2

Соответственно: 5 баллов – высокий уровень сформированности, 4 балла – хороший, 3 балла – удовлетворительный, 2 балла – недостаточный.

Для повышения достоверности полученных результатов также проводился опрос тренеров-преподавателей, ведущих занятия у данных спортсменов, в ходе которого тренером давалась экспертная оценка выраженности (сформированности) эмоционально-волевой сферы юных спортсменов (табл. 2).

Таблица 2

Шкала оценки степени выраженности эмоционально-волевых проявлений воспитанников

Оценка

Расшифровка

Определение

5

Высокий уровень

Воспитанники продемонстрировали несколько примеров поведения, соответствующих всем значимым индикаторам эмоционально-волевого поведения. Примеры негативного поведения выглядят незначительными

4

Базовый уровень

(требуемый уровень)

Воспитанники продемонстрировали несколько примеров поведения, соответствующих значимым индикаторам эмоционально-волевого поведения

3

Уровень понимания

(ниже требуемого)

Воспитанники были в чем-то успешны, однако иногда демонстрируют негативные примеры поведения

2

Дефицитный уровень

(значительно ниже требуемого)

Воспитанники демонстрируют чаще всего негативные примеры поведения

Результаты исследования и их обсуждение

В группе юношей 11-12 лет были получены следующие результаты (рис. 1).

Рис. 1. Уровень сформированности эмоционально-волевой сферы спортсменов 11-12 лет, где:

1 – высокий уровень сформированности;

2 – хороший уровень сформированности;

3 – удовлетворительный уровень сформированности;

4 – недостаточный уровень сформированности.

Большинство опрошенных юных спортсменов 11-12 лет (37,4%) показали высокий уровень сформированности эмоционально-волевой сферы, 31,3% – хороший, 19,9% – удовлетворительный, 11,4% – недостаточный уровень сформированности.

Сравнение результатов опроса с общим периодом занятий спортом показало зависимость уровня сформированности эмоционально-волевой сферы от спортивного «стажа». Так, высокий и хороший уровень сформированности в основном показали спортсмены, имеющие «стаж» занятий в спортивной секции в среднем 2-3 года, а удовлетворительный и недостаточный уровень сформированности характерен для начинающих спортсменов.

Дополнительное исследование – педагогические наблюдения тренеров-преподавателей практически подтвердили данные по самоанализу спортсменов. Только юные спортсмены оказались более самокритичны: оценили свои качества чуть ниже, чем их тренеры. Но в целом результаты самооценки и наблюдений тренеров совпали (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы спортсменов 11-12 лет по самоанализу и педагогическому наблюдению, где:

1 – высокий уровень сформированности;

2 – хороший уровень сформированности;

3 – удовлетворительный уровень сформированности;

4 – недостаточный уровень сформированности.

На основе педагогического наблюдения, проведенного в ходе учебно-тренировочного процесса и соревнований, тренеры-преподаватели отметили высокий и хороший уровень сформированности эмоционально-волевой сферы у 40 и 34,2% соответственно. Удовлетворительный и недостаточный уровень сформированности отмечен у 17,2 и 8,6% воспитанников.

Подобный результат был получен и в группе юных спортсменов 13-14 лет (рис. 3).

Рис. 3. Сравнение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы спортсменов 13-14 лет по самоанализу и педагогическому наблюдению, где:

1 – высокий уровень сформированности;

2 – хороший уровень сформированности;

3 – удовлетворительный уровень сформированности;

4 – недостаточный уровень сформированности.

Анализируя результаты самоанализа и педагогического наблюдения в группе юных спортсменов 13-14 лет, можно отметить, что по сравнению с младшим возрастом число юношей, показавших высокий и хороший уровень сформированности эмоционально-волевой сферы, незначительно выше, что можно объяснить как возрастом испытуемых, так и относительно большим спортивным «стажем», при котором в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований идет активное развитие волевой регуляции, связанной с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений, способности к волевым усилиям в особых ситуациях (соревнования, спарринги, тренировки).

Заключение

Подводя итоги изучения уровня сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений, можно сделать вывод о зависимости выраженности развития эмоционально-волевой сферы. Стойкий навык подчинять эмоции сознательным решениям, наличие воли, проявление в действиях качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости - таких необходимых в спортивной жизнедеятельности - проявляются на высоком уровне, если юный спортсмен регулярно в течение нескольких лет учебно-тренировочного процесса учится преодолевать трудности физического и эмоционального характера, а соответственно и нарабатывает необходимый ресурс успешного личностного развития.

Рецензенты:

Лисовский А.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры, Чайковский филиал ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Чайковский;

Фонарев Д.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры, Чайковский филиал ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Чайковский.


Библиографическая ссылка

Куликов Н.М., Жарова Т.Ю., Шушкова Л.К. СФОРМИРОВАННОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19656 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674