Сформированность эмоционально-волевой сферы юных спортсменов имеет важное значение в развитии будущей социально ориентированной и профессионально успешной личности не только и не столько в спорте, но в жизни в целом.
Эмоции и чувства человека выступают как переживание своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Эмоции - простые, непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, особенно у детей и подростков, зачастую вступают в противоречие с необходимостью проявления воли - деятельным и регулирующим началом сознания, призванным создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо. Зачастую умение сдерживать эмоции, держать их под контролем мешает социальной адаптации детей и подростков в новом коллективе, творческом или спортивном [1].
В трудах ученых и практиков вопросам изучения эмоционально-волевой сферы уделяется достаточно много внимания при многообразии подходов к различным сторонам данного комплекса, таким как эмоциональная составляющая процессов регуляции (В.К. Вилюнас, О.В. Дашкевич, О.А. Черникова), волевое регулирование поведения (А.В. Быков, Е.П. Ильин, Т.И. Шульга). В ряде исследований изучается взаимосвязь эмоциональной и волевой стороны как единая эмоционально-волевая сфера личности (О.В. Дашкевич, В.К. Калин, П.А. Рудик, О.А. Черникова, М.В. Чумаков).
Причем, как справедливо указывает М.В. Чумаков, «разделение эмоциональной и волевой сторон регуляции возможно в теоретическом плане, но в психолого-педагогическом исследовании, связанном с формированием этих сторон личности в школьных условиях, может быть целесообразным рассмотрение эмоционально-волевой регуляции как единого механизма» [4].
Однако пока недостаточно исследований по эмоционально-волевой сфере юных спортсменов, например в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований, когда возникают значительные трудности, связанные с преодолением отрицательных эмоциональных состояний. По мнению О.А. Черниковой, «… важнейшей практической задачей по проблематике эмоций в спорте является раскрытие механизмов снятия неблагоприятных эмоциональных реакций» [3]. Особенное значение это имеет для спортсменов младшего и среднего школьного возраста, когда нет достаточно сформированного интереса для занятий спортом как средством достижения определенных жизненных успехов [2]. При изучении личностного и спортивного роста юных спортсменов возникает противоречие между необходимостью построения оптимальной, индивидуально-соответствующей программы на определенный тренировочный цикл и отсутствием достоверной информации о сформированности эмоционально-волевой сферы спортсмена как основы успешных выступлений в соревнованиях, отсутствием необходимых данных, особенно в динамике личностного развития.
Гипотеза исследования
Сформированность эмоционально-волевой сферы, то есть выраженное умение подчинять эмоции сознательным решениям, наличием воли, проявлением в действиях качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости (так необходимых в спортивной жизнедеятельности) проявляется на высоком уровне, если юный спортсмен регулярно в течение нескольких лет учебно-тренировочного процесса учится преодолевать трудности физического и эмоционального характера.
Цель исследования
Изучить уровень сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений.
Методы исследования
Основные методы исследования, использованные для достижения поставленной в работе цели:
- ретроспективный анализ педагогического опыта;
- тестирование;
- педагогическое наблюдение;
- методы статистической обработки полученных данных.
Эмпирическое исследование проводилось в 2014 г. на базе МБОУ ДО детей «Районная детско-юношеская спортивная школа» и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», г. Чайковский, Пермский край, Россия. В исследовании приняли участие 75 юношей в возрасте 11-14 лет: 35 юношей 11-12 лет и 40 юношей 13-14 лет.
Для изучения уровня сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений, использовалась «Методика оценки эмоционально-волевых качеств» [5].
В основу методики положен самоанализ: юношам и подросткам предлагалось по шкале выраженности качества оценить десять различных ситуаций. По сумме ответов на определенные варианты анкеты балльным методом определялся уровень развития психологических качеств, определяющих сформированность эмоционально-волевой сферы юных спортсменов (табл. 1).
Таблица 1
Шкала балльной оценки уровня сформированности эмоционально-волевой сферы юных спортсменов
Сумма ответов на варианты «в», «г» |
10-8 |
7-6 |
5-4 |
≥3 |
Баллы |
5 |
4 |
3 |
2 |
Соответственно: 5 баллов – высокий уровень сформированности, 4 балла – хороший, 3 балла – удовлетворительный, 2 балла – недостаточный.
Для повышения достоверности полученных результатов также проводился опрос тренеров-преподавателей, ведущих занятия у данных спортсменов, в ходе которого тренером давалась экспертная оценка выраженности (сформированности) эмоционально-волевой сферы юных спортсменов (табл. 2).
Таблица 2
Шкала оценки степени выраженности эмоционально-волевых проявлений воспитанников
Оценка |
Расшифровка |
Определение |
5 |
Высокий уровень |
Воспитанники продемонстрировали несколько примеров поведения, соответствующих всем значимым индикаторам эмоционально-волевого поведения. Примеры негативного поведения выглядят незначительными |
4 |
Базовый уровень (требуемый уровень) |
Воспитанники продемонстрировали несколько примеров поведения, соответствующих значимым индикаторам эмоционально-волевого поведения |
3 |
Уровень понимания (ниже требуемого) |
Воспитанники были в чем-то успешны, однако иногда демонстрируют негативные примеры поведения |
2 |
Дефицитный уровень (значительно ниже требуемого) |
Воспитанники демонстрируют чаще всего негативные примеры поведения |
Результаты исследования и их обсуждение
В группе юношей 11-12 лет были получены следующие результаты (рис. 1).
Рис. 1. Уровень сформированности эмоционально-волевой сферы спортсменов 11-12 лет, где:
1 – высокий уровень сформированности;
2 – хороший уровень сформированности;
3 – удовлетворительный уровень сформированности;
4 – недостаточный уровень сформированности.
Большинство опрошенных юных спортсменов 11-12 лет (37,4%) показали высокий уровень сформированности эмоционально-волевой сферы, 31,3% – хороший, 19,9% – удовлетворительный, 11,4% – недостаточный уровень сформированности.
Сравнение результатов опроса с общим периодом занятий спортом показало зависимость уровня сформированности эмоционально-волевой сферы от спортивного «стажа». Так, высокий и хороший уровень сформированности в основном показали спортсмены, имеющие «стаж» занятий в спортивной секции в среднем 2-3 года, а удовлетворительный и недостаточный уровень сформированности характерен для начинающих спортсменов.
Дополнительное исследование – педагогические наблюдения тренеров-преподавателей практически подтвердили данные по самоанализу спортсменов. Только юные спортсмены оказались более самокритичны: оценили свои качества чуть ниже, чем их тренеры. Но в целом результаты самооценки и наблюдений тренеров совпали (рис. 2).
Рис. 2. Сравнение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы спортсменов 11-12 лет по самоанализу и педагогическому наблюдению, где:
1 – высокий уровень сформированности;
2 – хороший уровень сформированности;
3 – удовлетворительный уровень сформированности;
4 – недостаточный уровень сформированности.
На основе педагогического наблюдения, проведенного в ходе учебно-тренировочного процесса и соревнований, тренеры-преподаватели отметили высокий и хороший уровень сформированности эмоционально-волевой сферы у 40 и 34,2% соответственно. Удовлетворительный и недостаточный уровень сформированности отмечен у 17,2 и 8,6% воспитанников.
Подобный результат был получен и в группе юных спортсменов 13-14 лет (рис. 3).
Рис. 3. Сравнение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы спортсменов 13-14 лет по самоанализу и педагогическому наблюдению, где:
1 – высокий уровень сформированности;
2 – хороший уровень сформированности;
3 – удовлетворительный уровень сформированности;
4 – недостаточный уровень сформированности.
Анализируя результаты самоанализа и педагогического наблюдения в группе юных спортсменов 13-14 лет, можно отметить, что по сравнению с младшим возрастом число юношей, показавших высокий и хороший уровень сформированности эмоционально-волевой сферы, незначительно выше, что можно объяснить как возрастом испытуемых, так и относительно большим спортивным «стажем», при котором в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований идет активное развитие волевой регуляции, связанной с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений, способности к волевым усилиям в особых ситуациях (соревнования, спарринги, тренировки).
Заключение
Подводя итоги изучения уровня сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений, можно сделать вывод о зависимости выраженности развития эмоционально-волевой сферы. Стойкий навык подчинять эмоции сознательным решениям, наличие воли, проявление в действиях качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости - таких необходимых в спортивной жизнедеятельности - проявляются на высоком уровне, если юный спортсмен регулярно в течение нескольких лет учебно-тренировочного процесса учится преодолевать трудности физического и эмоционального характера, а соответственно и нарабатывает необходимый ресурс успешного личностного развития.
Рецензенты:
Лисовский А.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры, Чайковский филиал ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Чайковский;
Фонарев Д.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры, Чайковский филиал ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Чайковский.
Библиографическая ссылка
Куликов Н.М., Жарова Т.Ю., Шушкова Л.К. СФОРМИРОВАННОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19656 (дата обращения: 14.12.2024).