В условиях экономического кризиса наиболее остро стоит задача создания системы необратимости позитивных преобразований, накопленных в предыдущий период активной экономической политики, и обеспечения устойчивости потенциала к неблагоприятным факторам рыночной среды с выходом на стратегический уровень производства конкурентоспособной продукции [11]. Острая проблематика дальнейшего экономического развития создала необходимость формирования организационно-управленческого механизма развития антикризисного управления. В правительствах регионов активизировалась деятельность по созданию инвестиционных блоки, в которые входят ведомства, ответственные за инвестиционную политику, управление имуществом и международными, внешнеэкономическими и межрегиональными связями.
Материал и методы исследования
Проведенные изменения свидетельствуют об интеграции процессов взаимодействия власти и бизнеса. Экономический кризис заставил по-новому взглянуть на целесообразность совместных усилий властных и частных структур по развитию отраслевых комплексов на основе эффективной инвестиционной политики. Критическая для регионов ситуация, сопровождающаяся значительным снижением темпов развития [1], ростом безработицы и существенными бюджетными рисками, создала сильную мотивацию к развитию сфер партнёрских взаимоотношений власти и бизнеса, что в первую очередь относится к отраслям, как основе региональной экономики.
В связи с начавшимися структурными преобразованиями в экономике целесообразно разработать комплекс организационно-управленческих инструментов мобилизации внешних инвестиционных ресурсов развития предприятий на основе взаимодействия власти и бизнеса, включающий кластерный подход, организацию проекта государственно-частного партнёрства, приоритетный инвестиционный проект, государственный и муниципальный заказ [9].
Среди мер, направленных на поддержку регионов в условиях кризиса, предлагается создание зон деятельности как механизма привлечения инвестиций для создания предприятий, включая предоставление инвесторам площадок, обеспеченных инфраструктурой [1, 2, 8]. Организационно-управленческой основой функционирования зоны деятельности может стать кластерный подход, который может являться эффективным механизмом сохранения производственного потенциала предприятий и обеспечения их устойчивого развития, действуя согласно принципам активной инициативы и совместных усилий бизнеса и власти с целью согласования мер по созданию благоприятного инвестиционного климата, объединения и интеграции производственно-технических потенциалов отдельных предприятий [12].
В соответствии с принципами научного направления в области экономики развития систем и проектов, нецелесообразно построение инновационной экономики на основе внедрения принципов инноватики в старые организационные системы [4]. Являясь теорией институциональной динамики, сфокусированной на анализе изменения технологий, определяющих условия создания новых отраслевых комплексов в изменяющихся институциональных условиях, данное направление обосновывает практическую необходимость использования кластерного подхода к развитию отраслевого комплекса.
Таким образом, современные реалии требуют применения инновационных технологий разработки и производства конкурентоспособной продукции в процессе технологического перевооружения и организационной перестройки приоритетных отраслей. Для решения указанной задачи необходим практический инструмент, который позволит сфокусировать развитие на инновационных принципах за счёт свободного движения между предприятиями проектной и технологической информации, то есть свободного доступа групп разработчиков к технологическим платформам. Сутью данного инструмента является кластерный подход, предполагающий интеграцию в рамках одной особой зоны производственных бизнес-проектов в конкретной технологической области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых продуктов и подготовки их производства [13].
С организационной точки зрения в различных странах используются две модели кластерной политики. Первую модель используют страны (Япония, Республика Корея, Сингапур, Швеция, Франция и др.), которые реализуют «континентальную» политику развития своих кластеров. Основной принцип второй, англо-саксонской модели, которая применяется в США, Великобритании, Австралии, заключается в том, что кластер рассматривается как элемент рынка, и роль государства заключается в устранении барьеров для его развития.
Реализуемая в России государственная кластерная политика использует элементы как первой модели, реализуемой в виде организационной, методической, финансовой поддержки кластерных инициатив со стороны федеральных органов власти, так и второй модели, подразумевающей активную роль регионов в формировании кластеров.
По своей экономической сущности кластеры занимают промежуточное место между автономными организациями, региональными отраслевыми комплексами и альянсами, имеет в себе черты данных видов экономических систем. У кластера имеются признаки проектных систем, так как является результатом сознательных организационных усилий лиц, рассматривающих формирование кластера как проект. Кластер можно рассматривать как процесс, так как его состав не является постоянным и может измениться в любой момент деятельности. Эти свойства кластеров позволяют применять к ним как классические методы управления экономическими объектами, так и методы управления проектами [10].
Отправной точкой формирования кластера является принцип системности. Применительно к специфике формирования кластерной системы наиболее целесообразно применение классификации по пространственно-временным характеристикам, которая исходит из того, что «под системой понимается относительно устойчивая в пространстве или во времени целостная и внутренне единая часть окружающего мира, выделяемая из него наблюдателем по пространственным или функциональным признакам» [5]. К числу подобных экономических систем относятся предприятия, организации, рынки, кластеры, страны и другие виды экономических объектов. Согласно данной классификации существует система-объект, система-среда, система-процесс и система-проект.
Исходя из принципов системности функционирования кластера следует разработать объектную, процессную, проектную и средовую (инфраструктурную) стратегии. В обобщенном виде системно-интеграционный подход к формированию стратегии кластера представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Системно-интеграционный подход к формированию стратегии кластера
Кластер как система развивается согласно концепции жизненного цикла. Стадия жизненного цикла кластера может определять тип стратегии развития кластера. При этом применение указанных видов стратегий на этапах жизненного цикла кластера допускает разработку и реализацию стратегии других видов.
Для реализации стратегии кластера целесообразно создать «стратегическое партнёрство кластера» [6]. Для разработки и реализации инвестиционной политики функционирования кластера целесообразно сформировать «инвестиционное партнёрство кластера», в задачи которого должно входить финансирование:
1) организации и поддержки работ по реализации стратегии кластера в увязке со стратегиями участников,
2) проектирование стратегической инфраструктуры кластера;
3) разработки и реализации начальных стадий общих для кластера проектов;
4) мероприятий по поддержке общих для кластера процессов.
Формирование кластера включает основанные на принципе системности структуру и стратегию, синхронную жизненному циклу кластера, субъекты управления кластером – стратегическое, инвестиционное и техническое партнёрства, принципы кластерного подхода развития производства: системности и интеграции, гармонизации, территориальной локализации, определения инвестиционного лидера, группировки и консолидации капитала, сочетания контрактации и конкуренции, договоренности о кооперации.
Исходя из установленных признаков, факторных параметров и принципов можно определить организационно-управленческие аспекты формирования кластера. Производственной основой функционирования кластера является площадка, на которой компактно сосредоточены объекты, необходимые для производства продукции, объекты, обеспечивающие потребление предприятием выделенных лимитов на электроэнергию, тепловую энергию, природный газ, воду, канализацию, связь и другие ресурсы, а также необходимая сеть транспортных коммуникаций и логистических объектов.
Реструктуризация убыточных предприятий, обладающих устойчивым производственным и кадровым потенциалом, обоснована с точки зрения формирования системы управления кластером и участия реорганизованных предприятий в реализации стратегических проектов кластера. Проведенная реорганизация позволяет сохранить уже имеющуюся производственную базу и выявить инвестиционные резервы дальнейшего экономического развития предприятия уже в составе кластера.
Технически развитая площадка с совместной инженерной и логистической инфраструктурой позволяет наиболее полно использовать инвестиционный потенциал земель хозяйственного назначения, повышая тем самым экономическую эффективность производства. Это достигается за счёт системной координации сконцентрированных процессов снабжения предприятий необходимыми ресурсами, аккумулируемыми в инфраструктурной системе единой площадки.
Состояние инженерной инфраструктуры характеризуется высокой степенью износа и не отвечает требованиям формирования инновационного производства. Технологически низкий уровень инженерных коммуникаций создает проблему дефицита ресурсов, нарушений производственных циклов и угрозу техногенных аварий. Неразвитость и изношенность транспортной сети негативно влияет на оперативность процессов производства и ведет к удорожанию продукции. Поэтому применение кластерного подхода к развитию отраслевого комплекса целесообразно вести в процессе технического перевооружения инженерной инфраструктуры и развития транспортных коммуникаций инвестиционных площадок.
Развитие сетей с учётом параметров их мощности и маршрута требует инвестиций в перевооружение энергетических активов, источником которых являются тарифные планы. Как следствие, сохранение неизменным на длительную перспективу тарифа имеет смысл, если существуют согласованные программы развития кластера и энергетической инфраструктуры. Обмен стратегическими видениями между представителями кластера, региональной властью и представителями энергетической отрасли должны инициировать представители государства, создав определенную переговорную площадку.
Модернизация существующих и создание новых инвестиционных площадок является процессом капиталоемким и технологически сложным. В качестве инвестиционных инструментов реализации данных проектов целесообразно использовать проекты государственно-частного партнёрства и приоритетный инвестиционный проект. В условиях кризиса, сопровождающегося дефицитом инвестиционных ресурсов в сфере развития реального сектора экономики, востребованность проектов государственно-частного партнёрства как механизма софинансирования при участии государственного и частного капитала весьма актуальна. Приоритетный инвестиционный проект в качестве инструмента стимулирования активности инвестиционных процессов модернизации отраслевых комплексов выполняет задачи поддержки и создания конкурентоспособных производств, ориентированных на выпуск продукции, востребованной в первую очередь на внутреннем рынке, с перспективой выхода на зарубежные.
Механизм государственно-частного партнёрства в российской экономике только начинает внедряться. Закладываются правовые, экономические, управленческие и социальные основы партнёрства, что определяет необходимость разработки подходов к управлению проектами государственно-частного партнёрства как на федеральном, так и на региональном уровнях с учётом признаков и принципов управления проектами государственно-частного партнёрства.
Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации ресурсов на этапах жизненного цикла проекта, которая направлена на достижение целей проекта на основе применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения запланированных в проекте результатов по стоимости, времени, качеству, составу и объёму работ. Реализация проекта осуществляется в рамках определенных организационных форм: традиционной, «под ключ» и «проектного управления» [7, С. 18.]. Схема проектного управления является на сегодня наиболее распространенной за рубежом и наиболее эффективной формой организации управления проектами. В соответствии с ней выделяется интегрирующий и специализированный центр управления всем проектом – управляющая компания.
Организационная структура проекта отражает влияние системы взаимодействия участников проекта на его систему управления. Деятельность по разработке и созданию организационной структуры управления проектом включает последовательное выполнение следующих этапов: анализ и выбор структуры; детальное проектирование организационной структуры; разработку организационной и методической документации; выполнение работ по формированию организационной структуры [7, С. 76.].
Применение кластерного подхода как одного их наиболее эффективных направлений развития комплекса требует определения области функционирования ресурсного и межотраслевого кластеров в связи с необходимостью повышения технического уровня производственных площадок отраслевых комплексов на основе технологического перевооружения инженерной инфраструктуры и развития транспортных коммуникаций, объектов логистики. В качестве источников привлечения инвестиций в процессы создания производств кластера, технического перевооружения инженерной и развития логистической инфраструктур могут быть использованы проекты государственно-частного партнёрства и приоритетные инвестиционные проекты в соответствии с принятыми критериями формирования эффективных структур отраслевых комплексов.
Рецензенты:
Тараканов О.В., д.т.н., профессор, декан факультета «Управление территориями», заведующий кафедрой «Кадастр недвижимости и право» ПГУАС, г. Пенза;
Хаметов Т.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Землеустройство и геодезия» ПГУАС, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Мурсалимова Н.Н., Финаева А.А. ПАРАМЕТРЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19645 (дата обращения: 13.10.2024).