Электронный определитель земноводных и пресмыкающихся Калмыкии.
Это первый проект подобного рода в области зоологии для Калмыкии. Определитель поможет всем желающим найти и получить требуемую информацию о земноводных и пресмыкающихся. Пройдя по "дереву" морфологических признаков, пользователь получает исчерпывающую информацию: систематическую принадлежность, латинское название, подробное текстовое описание, фотографии данной особи.
Работа с таким определителем может служить основой для проектирования и проведения занятий по зоологии, полевых практик при условии систематического использования данного определителя с целью повышения эффективности образования школьников и студентов, а также повышения их герпетологической грамотности.
Определитель направлен на сохранение герпетологического биоразнообразия, знакомит с фауной амфибий и рептилий Калмыкии, а также с редкими и исчезающими видами. Данная инновационная разработка может применяться как в учебном процессе, так и в научной работе, а также будет полезна всем, кто интересуется природой республики Калмыкия. Пример описания изучаемых пресмыкающихся и земноводных Калмыкии приведен в таблице 1.
Таблица 1
Пресмыкающиеся и земноводные Калмыкии
Виды и подвиды |
Задние конечности |
Окрас брюха |
Форма языка |
Лягушка озерная |
Задние конечности имеют межпальцевые перепонки |
Язык раздвоен |
|
Жаба зеленая |
Задние конечности не имеют межпальцевые перепонки |
||
Обыкновенная чесночница |
Задние конечности не имеют внутреннего пяточного бугра |
Если окраска брюха не выделяется цветом и на спинной стороне нет ярких пятен |
Язык не раздвоен |
Краснобрюхая жерлянка |
Задние конечности имеют внутренний пяточный бугор |
Если окраска брюха и тело покрыто пятнами красноватого оттенка |
Проект реализован по шведской определительной таблице (шведский ключ), при которой все изложенное разбито на тезы и антитезы [7]. Если признаки, перечисленные в тезе, соответствуют таковым у определяемого объекта, то можно переходить к следующей по порядку тезе. В противном случае следует обратиться к антитезе, и двигаться в такой же последовательности дальше. Прежде чем делать выбор между тезой и антитезой, пользователь подробно знакомится с признаками, указанными в каждой из них. Определение продолжается до тех пор, пока после очередной подходящей тезы или антитезы он не находим страницу с названием необходимого таксона. В таблице 2 представлен так называемый шведский ключ для таблицы 1.
Таблица 2
Шведский (скобочный) ключ, составленный по данным табл. 1
Входные данные |
Признаки |
Выходные данные |
1 |
Язык раздвоен |
2 |
Язык не раздвоен |
3 |
|
2 |
Задние конечности имеют межпальцевые перепонки |
Р. Лягушка озерная |
Задние конечности не имеют межпальцевые перепонки |
Р. Жаба зеленая |
|
3 |
Если окраска брюха не выделяется цветом и на спинной стороне нет ярких пятен |
4 |
Если окраска брюха и тело покрыто пятнами красноватого оттенка |
5 |
|
4 |
Задние конечности не имеют внутреннего пяточного бугра |
Р. Обыкновенная чесночница |
5 |
Задние конечности имеют внутренний пяточный бугор |
Р. Краснобрюхая жерлянка |
Заключение
Данный проект может быть доработан с учетом экологических факторов, таких как влияние на окружающую среду и другие виды, что уместно для развития метапредметных связей и ввиду отсутствия глубокого внимания к экологии в современном Федеральном государственном образовательном стандарте. Реализация интерактивного каталога-определителя с помощью стандартного языка разметки HTML позволяет рассчитывать на дальнейшее развитие данной идеи за счет интеграции с более сложными образовательными ресурсами или увеличения образовательной базы и реализации дистанционной составляющей [5].
По результатам применения и закрепления [4] основополагающей технологии в республике Калмыкия на уровне общего образования можно сделать вывод о будущей перспективности данной модели в образовании целом.
Рецензенты:
Якименко Л.В., д.б.н., профессор кафедры экологии и природопользования Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;
Панькин А.Б., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики Калмыцкого государственного университета, г. Элиста.
Библиографическая ссылка
Санджиев Н.С., Санкаев А.А., Ким А.Р. ИНТЕРАКТИВНЫЙ КАТАЛОГ-ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ, КЛАССОВ ЗЕМНОВОДНЫЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19635 (дата обращения: 02.04.2025).