Концентрация промышленного потенциала и автотранспорта неминуемо приводит к загрязнению городской среды и ухудшению условий жизнедеятельности и безопасности здоровья горожан. Достаточно сказать, что в Москве на каждого жителя приходится по 46 кг вредных веществ в год, а в Казани в 2012 г. этот показатель составил в 2012г. 52,1 кг/год [3]. Несмотря на то что все крупные города России отличаются друг от друга по своему экологическому статусу, тем не менее, основные проблемы экологии крупных городов, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.
В настоящее время автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт.
Сегодня мировой автомобильный парк превышает 600 млн. единиц, из которых 83-85% составляют легковые, 15-17% - грузовые автомобили и автобусы. Если их поставить бампер к бамперу, то получилась бы лента длиной 4 млн. км, которой можно было бы 100 раз опоясать земной шар по экватору. Доля транспортных средств в загрязнении воздуха в городах достигает 70-90%, что создает достаточно устойчивые и обширные зоны, внутри которых санитарно-гигиенические нормативы загрязнения воздуха превышены в несколько раз [5].
Специфика подвижных источников загрязнения (автотранспорта) проявляется в низком расположении (на уровне дыхания детей), распределении на неопределенные территории, часто в непосредственной близости к жилым районам.
К числу приоритетных загрязнителей атмосферы, поступающих в городскую атмосферу с отработавшими газами автомобилей, относятся свинец (80% выбросов), оксид углерода (59%), оксиды азота (32%), бенз(а)пирен, летучие углеводороды. На долю свинца приходится более 50% экономического ущерба от загрязнения атмосферы автотранспортом [7].
Состав выхлопных газов автотранспорта зависит от типа двигателя, режима работы, технического состояния и качества топлива. В настоящее время изучено более 200 компонентов, входящих в состав отработанных газов автотранспорта. По объему наибольший удельный вес имеют оксид углерода (0,5-10%), оксиды азота (до 0,8%), несгоревшие углеводороды (0,2-3,0%), альдегиды (до 0,2%) и сажа. Токсичность отработавших газов карбюраторных двигателей обуславливается главным образом содержанием окиси углерода и оксидов азота, а дизельных двигателей - оксидов азота и сажи [2].
Таблица 1
Доля выбросов автотранспорта в выбросах вредных веществ в крупных городах мира
Город |
Доля выбросов автотранспорта (%) от общего количества выбрасываемых веществ |
||
Углерода оксид |
Углеводороды |
Азота оксиды |
|
Санкт-Петербург |
88 |
79 |
32 |
Лос-Анджелес |
98 |
66 |
72 |
Мадрид |
95 |
90 |
35 |
Нью-Йорк |
97 |
63 |
31 |
Стокгольм |
99 |
93 |
53 |
Токио |
99 |
95 |
33 |
Торонто |
98 |
69 |
19 |
В среднем, автомобиль потребляет в год 2 т бензина и выбрасывает в воздух 20-25 тыс. м3продуктов сгорания, в которых содержится 700 кг СО, 40 кг NО, 230 кг углеводородов и 2-5 кг твердых частиц [6].
Уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта зависит также от режима его работы, от скорости движения транспорта, от интенсивности движения автомобилей, ширины и рельефа улицы, скорости ветра, доли грузового транспорта и автобусов в общем потоке и других факторов.
Качество топлива тоже обусловливает состав отработанных газов автотранспорта. Состав и свойства токсичных веществ, поступающих в атмосферу города с выхлопными газами, существенно зависят не только от вида топлива, но и от типа, модели, технических параметров автомашин, в том числе от степени их изношенности.
Исходя из этого целью данной работы является анализ экологической обстановки в крупном промышленном городе (на примере г. Казань) связанной с состоянием загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта.
Казань является крупным промышленным городом Российской Федерации с населением более одного миллиона жителей. Город располагается на обширной территории и располагает обширной сетью автомобильных дорог. Тема актуальна тем, что в городе насчитывается более 800 тысяч единиц автотехники. В большинстве своем эта техника, более 80% исчерпала свой ресурс или находится в стадии выработки своего ресурса. Автотехника представлена легковым и грузовым транспортом, работающим на дизельном или бензиновом топливе.
Доля транспортных средств в загрязнении воздуха в городах достигает 70-90%, что создает достаточно устойчивые и обширные зоны, внутри которых санитарно-гигиенические нормативы загрязнения воздуха превышены в несколько раз. Расчет валовых выбросов автотранспорта, проведенный по методике разработанной Госкомитетом РФ по охране окружающей среды (приказ Госкомэкологии России № 66 от 16.02.1999г.) для оксида углерода, оксидов серы и азота, углеводородов, сажи, диоксида серы, формальдегида и бенз(а)пирена, позволил установить, что концентрации перечисленных токсикантов сильно связаны между собой и для оценки автотранспортной нагрузки достаточно выбрать один из них.
По данным Государственного доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Татарстан за 2002 - 2012 гг.», государственного доклада Министерства экологии и природных ресурсов РТ и данных социально-гигиенического мониторинга (форма №18 статистической отчетности) за указанный период, доля промышленных выбросов в общем загрязнении - порядка 27- 30 % [3, 4]. Среди примесей, ухудшающих качество воздуха в городе, - токсичные вещества первого и второго классов опасности (хром, бензол, фенол, акролеин, формальдегид) и вещества, обладающие низким порогом раздражающего действия (сероводород, аммиак, едкий натр и т.п.). Более 67,5 % всех выбросов стационарных источников формирует ОАО «Казаньоргсинтез», порядка 10 % - ТЭЦ-1. Существенное загрязнение создают ТЭЦ-2, МУП ПО «Казэнерго», ООО «Казанский комбинат силикатных стеновых материалов» и т.п. Город слабо зонирован. Жилая застройка в ряде случае примыкает к промышленным площадкам. При общем числе зарегистрированных автотранспортных единиц в городе около 277 тысяч, транспортная нагрузка основных магистралей города достигает 3500-6000 физических единиц в час. Состояние среды обитания свидетельствует о наличии угроз и опасностей для здоровья населения [4]. По результатам лабораторных исследований атмосферного воздуха городских поселений за последние годы в РТ отмечается стабилизация и снижение доли проб, не соответствующих гигиеническим требованиям, с 2,8 % в 2010г. до 2,2 % в 2012г. Однако указанные показатели превышают значения по Российской Федерации (1,5%) и Приволжскому федеральному округу (1,1-1,3%).
На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа автомашин физических и юридических лиц, в связи с чем, основной рост выбросов связан с автотранспортом. Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы крупных городов составляет. В 2008 году по предварительным данным Министерства экологии и природных ресурсов РТ общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников предприятий по Республике Татарстан составило ориентировочно около 270 тыс. тонн, от автотранспортных средств увеличилось и составило - около 349,5 тыс. тонн.
Общий валовый выброс загрязняющих веществ от транспортных средств юридических и физических лиц, находящихся в государственных формах собственности, составляет в среднем 54,8% от общего объема выбросов по Республике Татарстан 40% и более от общего валового выброса в городах (табл. 2, 3)
Таблица 2
Данные о количестве транспортных средств в Республике Татарстан за 2000-2011 годы
Годы |
Количество транспортных средств |
||||
Всего (авто-мотоприцепы) |
В том числе |
||||
Легковые |
Грузовые |
Автобусы |
Мотоциклы |
||
2000 |
709348 |
434715 |
110611 |
16749 |
123267 |
2001 |
685565 |
443756 |
105891 |
17733 |
95953 |
2002 |
698387 |
468565 |
108064 |
17930 |
80889 |
2003 |
707207 |
487746 |
106065 |
18651 |
72540 |
2004 |
709017 |
502531 |
103817 |
18313 |
62115 |
2005 |
693637 |
536012 |
100989 |
16373 |
18049 |
2006 |
752697 |
596356 |
101407 |
16242 |
15055 |
2007 |
831297 |
671991 |
103249 |
17465 |
13564 |
2008 |
899404 |
737214 |
106276 |
17089 |
12570 |
2009 |
866000 |
|
|
|
|
2010 |
812000 |
|
|
|
|
2011 |
736000 |
|
|
|
|
Таблица 3
Данные о количестве транспортных средств в г. Казань за 2002-2011 годы
Год |
Всего |
Автотранспорт юридических лиц |
Автотранспорт физических лиц |
2002 |
72,3 72,5 72,8 76,5 76,4 92 |
||
2003 |
|||
2004 |
|||
2005 |
|||
2006 |
|||
2007 |
|||
|
|
|
|
2009 |
265913 |
234209 |
27911 |
2010 |
277375 |
26545 |
272722 |
2011 |
300633 |
239368 |
29641 |
2012 |
323967 |
26946 |
294326 |
Примечание: - * до 2007г. показано количество автотранспорта принадлежащие предприятиям и организациям (юридические лица), с 2009г. показаны суммарные количество автотранспорта, автотранспорт юридических и физических лиц.
В 2012 году по предварительным данным Министерства экологии и природных ресурсов РТ общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников предприятий по Республике Татарстан составило ориентировочно около 270 тыс. тонн, от автотранспортных средств увеличилось и составило - около 349,5 тыс. тонн.
Общий валовый выброс загрязняющих веществ от транспортных средств юридических и физических лиц, находящихся в государственных формах собственности, составляет в среднем 54,8% от общего объема выбросов по Республике Татарстан. Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы крупных городов составляет 40% и более от общего валового выброса (табл. 4).
Таблица 4
Динамика валовых выбросов химических веществ в атмосферный воздух г. Казань (тыс. тонн)
Годы |
Всего |
Автотран- спорт |
Промыш-ленность |
Автотран-спорт % |
Промыш ленность % |
2002 |
111 |
72,3 |
38,7 |
65,1 |
34,9 |
2003 |
104,3 |
72,5 |
31,8 |
69,5 |
30,5 |
2004 |
100,8 |
72,8 |
28 |
72,2 |
27,8 |
2005 |
102,4 |
76,5 |
25,9 |
74,7 |
25,3 |
2006 |
109,5 |
76,4 |
33,1 |
69,8 |
30,2 |
2007 |
120,7 |
92 |
28,7 |
76,2 |
23,8 |
2008 |
131,3 |
98,9 |
32,4 |
75,3 |
24,7 |
2009 |
136,5 |
105,5 |
31 |
77,3 |
22,7 |
2010 |
93,7 |
65 |
28,7 |
69,4 |
30,6 |
2011 |
99,9 |
69,3 |
30,6 |
69,4 |
30,6 |
2012 |
102,8 |
73,5 |
29,3 |
71,5 |
28,5 |
Анализ динамики выбросов загрязняющих веществ за период с 2002г. по 2012 г. демонстрирует устойчивый рост валовых выбросов в атмосферный воздух г. Казань на протяжении 2002-2009 г.г. с 111 т/год до 136 т/год, в основном за счет увеличения выбросов от автотранспорта. Данная тенденция объясняется общим спадом производства в этот период, и с увеличением количества автомашин физических и юридических лиц, в связи, с чем на долю выбросов от автотранспорта приходится 65,1% - 77,3% от общих валовых выбросов.
На протяжении последних лет отмечается обратная тенденция - снижение валовых выбросов, в основном за счет уменьшения выбросов от автотранспорта. Количество выбросов от автомашин с 2009 года снизилось на 30-40 тыс. тонн и составило 73,5 тыс. тонны в 2012 году. Не смотря на это, вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы в Казани в последние годы остается высоким и составляет 69,4% - 71,5% (табл. 5 и 6).
Анализ данных с 2002 г. по РТ демонстрирует устойчивый рост валовых выбросов загрязняющих веществ с 487, 4 до 605, 4 тыс. тонн. На 1 месте по количеству общих выбросов располагается г. Казань, на 2-ом - Нижнекамск, на 3-ем - Альметьевск и Набережные Челны. Доля выбросов в остальных городах РТ значительно ниже.
Таким образом, экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия. Полученные результаты предполагают разработку комплекса оздоровительных, природоохранных, градостроительных мероприятий и ряд архитектурно-планировочных решений, направленных на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в жилых районах города:
- по совершенствованию автомобиля и его технического состояния;
- рациональной организации перевозок и движения, снижение загруженности дорог, строительство объездных путей;
- озеленение дорог, дворов и скверов.
Рецензенты:
Шайхелисламова М.В., д.б.н., профессор, профессор кафедры анатомии, физиологии и охраны здоровья человека КФУ Институт физической культуры и спорта Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань;
Вахитов И.Х., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой адаптивной физической культуры ИФКиС КФУ Институт физической культуры и спорта Казанского (Приволжского) федерального университета , г. Казань.
Библиографическая ссылка
Ситдикова А.А., Святова Н.В., Царева И.В. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА В КРУПНОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19623 (дата обращения: 01.04.2025).