Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ДАГЕСТАНА В 60–70-Е ГОДЫ XX ВЕКА

Искендеров Г.А. 1
1 Институт Истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН
В статье исследуется особенности и закономерности формирования рынка труда в трудоизбыточном регионе Северного Кавказа. Анализируются состояние структурные сдвиги в занятости сельского населения Республики Дагестан в 60–70-е годы XX века. Обращено внимание на освещение направлений и принятых мер властными структурами по преодолению такой особенности социально-экономического развития, что сложившиеся в рассматриваемые годы в республике несбалансированность численности трудовых ресурсов и количества рабочих мест вызвала необходимость постановки задач, направленных на изучение территориально-отраслевых аспектов вовлечения свободного трудоспособного населения в общественное производство, поиск нетрадиционных форм занятости с учетом специфики экономики и населения Дагестана. Особое внимание уделяется вопросу вовлечения избыточных трудовых ресурсов региона в общественное производство на основе развития и строительства в республике трудоемких отраслей в аграрном производстве. Освещены изменения занятости по сферам общественного производства, обусловленные тенденциями научно-технического прогресса и социально-экономической ситуации в регионе.
население
тенденция
специфика
стабилизация
интенсификация
структура
занятость
сельское хозяйство
трудовые ресурсы
регион
1. Искендеров Г.А. История совхозного строительства в Дагестане. 1920-1980 гг. М: Наука, 1982. C. 129, 149, 177.
2. Искендеров Г.А., Османов А.И. Дагестанское село: экономика, культура, социальная инфраструктура (70–80-е годы XX века). – Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 1997. – С. 312.
3. Народное хозяйство РСФСР в 1982 г. М.: Статистический ежегодник,1983, 1983. – С. 6.
4. Народное хозяйство СССР в 1980 г. Стат. ежегодник / ЦСУ СССР. – М:Финансы и Статистика, 1981. – С. 391.
5. Народное хозяйство СССР в 1985 г.: Стат. ежегодник / ЦСУ СССР. — М:Финансы и статистика, 1986. – С. 390-391.
6. Основные итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года на территории Дагестанской АССР. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. С. 9.
7. Умаханов М.И. Это и есть интернационализм. – М.: Советская Россия, 1983. – С. 69.
8. Центральный государственный архив Республики Дагестан. (Далее – ЦГА РД). Ф. р-168. Совет Министров РД, г. Махачкала. Оп. 64. Д. 17. – Л. 29.
9. ЦГА РД. Ф. р-168. Совет Министров РД, г. Махачкала. Оп. 64. Д. 21. – Л. 58.
10. ЦГА РД. Ф. р-168. Совет Министров РД, г. Махачкала. Оп. 65. Д. 54. – Л. 79.
Анализ занятости населения дагестанского села, использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве определяется теоретической концепцией системного изучения села, в которую включен блок распределения и занятости работающих в общественном производстве.

С точки зрения изучения современных социальных проблем национального села с обращаем внимание на специфику демографических процессов трудовых ресурсов села, динамику уровня и структуры занятости населения, сдвиги в составе занятых в общественном производстве и их отношении к работе, динамика потенциальной трудовой мобильности.

Формирование трудовых  ресурсов происходит за счет двух основных процессов естественного движения и миграционной подвижности трудоспособного населения. Дагестан относится к группе республик с наиболее высокой долей занятых в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство - традиционная отрасль экономики Дагестана. В народнохозяйственном комплексе оно играет важную роль, являясь отраслью специализации республике в общероссийском разделении труда. В более 40 % занятых в материальном производстве составляют работники сельского хозяйства [8]. Отсюда следует то значение, которое занимает отрасль в повышении эффективности использования сельских трудовых ресурсов региона.

Анализ численности занятых в народном хозяйстве Дагестана в 60-80-е годы свидетельствует о том, что из-за относительно низкого уровня развития индустриальных отраслей, перераспределения трудовых ресурсов из сельского хозяйства в другие отрасли народного хозяйства шло недостаточно интенсивно.

Так, если в целом по Российской Федерации доля городского населения под данным на 1 января 1980 г. составляла 72 %, то в Дагестане в городах проживало всего 42% населения. В Чечено-Ингушетии в городах проживало 43%, в Кабардино-Балкарии 59% и Северо-Осетинской АССР - 70%.[3] Процесс урбанизации в Дагестанской АССР проходил довольно высокими темпами, что отражалось на факторе воспроизводства населения. В 1959 г. городское население составляло 29,6%, в 1970 г. - 35,3 %, в 1979 г. - 39,3 % [6]. Повышение доли городского населения привело к изменению использования трудовых ресурсов.

В 60-70-е годы XX в. произошли существенные изменения в структуре производства - увеличилась численность работающих в производственной сфере. В конце 60-х годов XX в. в отраслях материального производства  было занято более 80 %, в непроизводственных отраслях около 20 %. Большая часть населения, занятого в отраслях материального производства, была сосредоточена в сельском и лесном хозяйстве (57,3%) и только 29,4 % трудовых ресурсов в промышленности, транспорте и строительстве [9]. Подобная структура занятости составляла основному экономическому профилю республики - преимущественному развитию сельского хозяйства.

В рассматриваемые годы в целом по стране наблюдалась устойчивая тенденция сокращения доли сельского хозяйства в общей численности занятых в народном хозяйстве.

При этом одновременно отмечалось и уменьшение абсолютной численности работающих в сельском хозяйстве. Так, в период 60-70-х гг. XX в. среднегодовая численность работников аграрного сектора экономики по стране уменьшилась более чем на 4 млн. человек, а удельный вес отрасли в структуре занятости на 15 %[4].

Следующие данные показывают изменения удельного веса занятых в сельском хозяйстве в целом по СССР и Дагестанской АССР. В 1960 г. в СССР было занято в сельском хозяйстве 34,2% населения, в Дагестанской АССР - 545,9 %, в 1970 г. соответственно 24,3 % и 39,8%, в 1980 г. соответственно 19,7 % и 33,2 %.[5]

Приводимые выше статистические данные подтверждают тенденцию относительного снижения занятости в сельском хозяйстве Дагестанской АССР, где удельный вес отрасли в общей численности  работающих в народном хозяйстве за анализируемый период сократился на 21,4 %. Однако абсолютная численность занятых в сельском хозяйстве при этом продолжала оставаться стабильной, и республика входила в группу регионов страны с высоким уровнем аграрной занятости.

Изменения в социальной структуре интеллигенции села выразились, прежде всего, в ее численном росте, последовательном увеличении ее удельного веса в составе  сельского населения. В Дагестанской АССР численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в сельской местности возросла за 1959-1970 годы с 15,7 тыс. до 29,5 тыс. человек. В 1970 г. в дагестанском селе трудились 9,1 тыс. специалистов с высшим образованием и 20,4 тыс. со средним специальным образованием [1]. Характерно, что в результате интеллектуализации сельскохозяйственного, а также промышленного труда на селе,  производственная часть интеллигенции по темпам роста своей численности стала значительно опережать непроизводственную.

В 60-70-е гг. ХХ в. росла численность сельской производственно-технической интеллигенции, улучшался состав, повышался ее удельный вес в составе сельского населения.

В 1970 г. производственно-техническая интеллигенция  села составляла 6611 чел., в том числе 2922 с высшим и 4589 со средним специальным образованием. В 1980 г. из 13300 специалистов, занятых в сельском хозяйстве 4242 имели высшее и 9058 среднее специальное образование. [2]

Численность сельскохозяйственного отряда производственной интеллигенции с высшим и средним специальным образованием выросла на селе более чем в 2 раза. В составе производственной интеллигенции в условиях Дагестанской АССР более высокими темпами росла доля инженеров и техников, удельный вес которых  за 60-70-е годы увеличился соответственно в 3-4 раза. Объясняется это переводом сельского хозяйства Дагестана на индустриальную основу, его дальнейшей специализацией и интеграцией.

Так, в системе «Дагвино» были организованы совхозы - заводы. В 1975 г. из 32 виноградарских совхозов объединения 16 являлись совхозами-заводами, кроме этого в объединении имелись 7 коньячных заводов. Характерно, что во вновь созданных совхозах-заводах и аграрно-промышленных объединениях на высшие руководящие должности выдвигались, главным образом, инженеры, экономисты, агрономы. Так, по данным на 1 апреля 1976 г. в совхозах республики работало 7184 руководящих работника и специалиста (директора совхозов, совхозов-заводов, управляющие отделениями и фермами, инженеры, агрономы, зоотехники, ветврачи и др.), в том числе 1822 (25,2%) с высшим и 3467 (48,2%) со средним специальным образованием. [1]

В исследуемые годы в составе  сельской производственной интеллигенции по социально-профессиональным признакам можно было выделить две основные группы: 1. Руководящие работники или управленческая интеллигенция: а) высшее управленческое звено, в состав которого входили председатели колхозов, директора совхозов и их заместители, директора агропромышленных объединений; б) среднее управленческое звено - заведующие животноводческими фермами, бригадиры производственных бригад в земледелии, руководители строительством, бригадиры строительных бригад; в) главные бухгалтеры, плановики и экономисты колхозов, совхозов и агропромышленных объединений. 2. Специалисты сельскохозяйственного производства - агрономы, зоотехники, ветеринары и инженерно-технические специалисты.

Учитывая сложившийся высокий уровень аграрной занятости в Дагестанской АССР по сравнению в целом с РСФСР и СССР необходимо остановиться на том, чем это было обусловлено, какие причины задерживали темпы сокращения численности работающих в сельском хозяйстве. В определенной мере, высвобождение работников и аграрного производства сдерживалась неблагоприятными половозрастной и профессионально-квалификационной структурами трудовых ресурсов: высоким удельным весом лиц после рабочего возраста, низкой мобильностью местного населения.

Большую роль в данном процессе играло масштабов аграрного производства, создание новых государственных сельскохозяйственных предприятий - совхозов, расширение площадей сельскохозяйственных угодий, изменение структуры посевных площадей. Так, за 1960-1980 гг. площадь сельскохозяйственных угодий увеличилась на  60 тыс. гектаров, в структуре посевных площадей возросла доля картофеля, овощей и кормовых культур и соответственно снизился удельный вес зерновых культур на 24 %, что соответственно отразилось на уровне сельскохозяйственной занятости в сторону ее повышения. В связи с этим необходимо отметить, что площадь виноградников за 60-70-е годы XX в. увеличилась в 2,3 раза, что естественно способствовало сохранению высокой аграрной занятости, поскольку трудоемкость производства винограда в 35-40 раз превышает трудоемкость производства зерна, в 2 раза - плодоводства и в 1,5 раза - овощеводства.

Дагестанская АССР по праву считается виноградным цехом РСФСР. В 70-е годы XX в. республика давала более 30 % товарного производства винограда в РСФСР и занимала первое место среди краев, областей и автономных республик Северного Кавказа. Республика отгружала виноград свыше 30 тыс. тонн в год в 34 области и многие республики страны.[10]

Существенным фактором, тормозящим процесс высвобождения работников из аграрного сектора, являлось отсутствие сферы приложения в несколько хозяйственной занятости на селе, да и в республике в целом. По общности объектами и услугами отраслей производственной и социальной инфраструктуры сельская местность Дагестанской АССР занимала одно из последних мест в РСФСР, значительно уступая соседним республикам Северного Кавказа. Так, например, одному сельскому жителю во второй половине 70-х годов оказывалось всех видов услуг по Дагестану на 6,9 руб., т.е. ниже по СССР (17,9) и РСФСР (19,9).[2]

Отражением проходящего процесса преодоления отставания Дагестана в сфере обслуживания являлось значительный рост занятости в просвещении, науке, торговле, заготовках на транспорте и в связи.

В 1961-1980 гг. численность работников транспорта увеличилось почти в 2 раза, а удельный вес транспорта в численности занятых в сфере материального производства возрос на 3,1 % и составил 9,4 %. [7]

Это связано с интенсивным строительством внутрихозяйственных автомобильных дорог с твердым покрытием, расширением и благоустройством действующих межрайонных и межрегиональных дорог.

В целом только за 1971-1975 гг. число занятых в непроизводственный сфере возросло на 15,8 %, против 4,9 % прироста занятых в отраслях материального производства и 7,3 % в целом, но народному хозяйству республики[9]. В результате этого доля занятых в сфере обслуживания выросла и продолжала расти, а в сфере материального производства - соответственно уменьшалась.

Высокие требования с эффективности общественного производства, предъявляемые в конце 70-х годов были немыслимы без обеспечения полной и рациональной занятости всего трудоспособного населения. В связи с этим  возрастала роль регионального управления трудовыми ресурсами, обеспечения разработки балансов, трудовых ресурсов с учетом региональных особенностей.

Кардинальные изменения, происходившие в занятости населения региона по сферам общественного производства и секторам экономики в целом носили позитивный характер. Они объективно были обусловлены процессами, развивающимися в социально-экономической жизни республики, и отвечали стратегическим целям и задачам формирования рациональной и эффективной структуры занятости, базирующейся на осуществлении и функционировании многообразных форм собственности и организационно-экономических структур.

Проводимая в рассматриваемые годы перестройка хозяйственного механизма характеризовалась усилением функций территориальных органов по управлению и планированию различных систем территориально-отраслевого значения, включая и трудовые ресурсы. Повышалась роль и значение экономических методов и рычагов в системе управления аграрным производством в трудоизбыточной республике.

Дальнейшее совершенствование форм и методов управления региональными трудовыми ресурсами должно было отвечать новым  требованиям, вытекающим из общих принципов перестройки управления народным хозяйством, направленных на ускорение социально-экономического развития регионов.

В целях наиболее полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей на основе полного и эффективного использования всего производственного потенциала региона в Дагестанской АССР была разработана многоцелевая территориально-отраслевая комплексная программа «Дагестан», главная цель которой заключалась в ускорении социально-экономического развития на основе более полного и комплексного использования природных и трудовых ресурсов республики.[8]

В этой программе определенное место было отведено разделу «Население и трудовые ресурсы», где подчеркивалось необходимость достижения количественной и качественной сбалансированности рабочих мест и наличия трудовых ресурсов, а также повышения эффективности их использования.

Следует отметить, что в статье затронуты лишь отдельные аспекты проблемы рациональной занятости и эффективного использования трудовых ресурсов села Дагестанской АССР, но и проведенный анализ показывает, насколько широк и многообразен диапазон научных проблем, от исследования которых зависит усиленная разработка и реализация многоцелевых комплексных территориально-отраслевых программ по социально-экономическому развитию регионов.

Устранение диспропорций в занятости населения в трудоизбыточных регионах, как Дагестан связано с вовлечением его трудоспособной части в общественное производство, что требует, прежде всего, создания дополнительных рабочих мест. Однако проблему расширения сферы приложения труда нельзя считать только региональной проблемой. Она нуждается в общегосударственных решениях не только социального, экономического, но и политического характера. Рациональное использование трудовых ресурсов (потенциала) регионов связано также с гармонизацией межнациональных отношений на основе наиболее полного удовлетворения внутрирегиональных и межрегиональных интересов.

Рецензенты:

Мирзабеков М.Я., д.и.н., профессор, ведущий научный сотрудник отдела новой и новейшей истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. г. Махачкала;

Сулейманов С.И., д.и.н., профессор, советник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Искендеров Г.А. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ДАГЕСТАНА В 60–70-Е ГОДЫ XX ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19620 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674