Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЯ «СЛОВО» МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Автушко Л.И. 1 Веккессер М.В. 1 Кулакова Н.В. 2
1 Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
2 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
В статье рассматриваются приёмы работы над лексическим значением слова. Данные приёмы позволяют разъяснить значение незнакомого комплекса звуков, в результате чего слово-знак закрепляется в сознании ученика. Толкование значения слова (семантизация) осуществляется с помощью таких приёмов, как наглядный, логическое определение слова, синонимический приём, антонимический приём, структурно-семантический анализ, контекстуальный, оносемантический. В предлагаемой работе на примере оносемантического приёма показана возможность использования проблемно-диалогового обучения. Суть приёма заключается в объяснении семантики слова, через знакомство с самим понятием, а потом его названием на основе осмысления ситуации, содержащейся в подобранном для иллюстрации тексте художественного произведения, которая затем называется соответствующим словом. В результате обучение русскому языку нацелено не только на достижение определённых предметных результатов, но и на достижение личностных и метапредметных результатов, что соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта.
проблемный урок
приёмы работы над лексическим значением слова
Лексическое значение слова
1. Автушко Л. И. Оносемантический приём объяснения лексических значений слов // Русский язык в школе. – 1993. – № 3. – 59-61.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 671 с.
3. Краткий справочник по современному русскому языку /Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; под ред. П. А. Леканта. – М.: Высшая школа, 1991. – 383 с.
4. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 448 с.
5. Кулакова Н. В. Использование словообразовательных окказионализмов как текстообразующего средства при написании сочинений младшими школьниками: дис. … канд. пед. наук:13.00.02: защищена 13.01.06: утв.19.05.06. – М., 2006.
6. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990. – 685 с.
7. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. – М.: АПКиПРО, 2006. – 168 с.
8. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // http://standart.edu.ru/catalog.aspx (дата обращения: 22.02.2012).
9. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
10. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1973. – 160 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет перечень результатов, которые должны быть сформированы у младших школьников в ходе реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями. К числу результатов освоения образовательной программы в целом и отдельных предметов относятся:

1) личностные результаты, которые предполагают формирование ценностно-смысловых установок личностной позиции, основ российской и гражданской идентичности, социальной компетентности, мотивации во всех сферах деятельности обучающегося;

2) метапредметные результаты, под которыми подразумеваются универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), а также межпредметные понятия;

3) предметные результаты, связанные получением, преобразованием и применением предметных знаний [8].

Формирование универсальных учебных действий осуществляется в процессе совместной деятельности учителя и учащихся, поскольку основной характеристикой современных педагогических технологий является их личностно-ориентированная направленность, заключающаяся в формировании и развитии интеллекта, критического и творческого мышления учащихся, их нравственности, воли. Роль учителя заключается в том, чтобы создать условия для развития личности младшего школьника, вовлекая его в активную познавательную деятельность через решение учебных проблем в сотрудничестве с другими учащимися и учителем, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Л. С. Выготский, Л. В. Занков утверждали, что учебный процесс нужно ввести в «зону ближайшего развития», чтобы обеспечить развитие учащихся, и проблемно-диалогическая технология способствует этому.

Как считает Е. Л. Мельникова, «проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний» [7: 18]. Реализация такого урока в полной мере осуществляется на уроке изучения нового материала, который включает два этапа: постановку учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы - это этап, на котором формулируется тема урока или вопрос для исследования. Поиск решения - это этап открытия нового знания. Постановка учебной проблемы и поиск ее решения необходимо осуществлять в ходе специально организованного учителем диалога. Е. Л. Мельникова различает два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать творчески и активно, поэтому обуславливает познавательную мотивацию и развитие творческих способностей учащихся. В ходе постановки проблемы учитель создает проблемную ситуацию, а затем помогает в диалоге за счёт отдельных реплик осознать учащимся определённое «запрограммированное» противоречие. На этапе поиска решения проблемы учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой ряд вопросов и заданий, которые активно задействуют и развивают логическое мышление учащихся. В результате на этапе постановки проблемы ребята пошагово подводятся учителем к формулированию темы. При поиске решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию.

Приемы проблемно-диалогической технологии используются в ходе преподавания разных учебных предметов. В качестве примера рассмотрим использование данной технологии на уроках русского языка.

В процессе работы над понятием «слово» учащимся необходимо понять его существенные признаки: слово - двусторонняя единица, обладающая планом выражения и планом содержания. (План выражения у слова - это его звучание, а план содержания - это то, что оно обозначает, то есть его лексическое значение. Так, у слова достоинство планом выражения является определённая последовательность звуков, которая обладает лексическим значением: «самоуважение; такое поведение, которое вызывает уважение у всех окружающих». Пример использования этого слова в речи: «Признак истинного достоинства человека в том, что даже завистники его вынуждены хвалить его» (афоризм)).

Идти, дтии, подарок, «то, что дарят», пдроак, «передвигаться, ступая ногами».

В упражнении «проблема с объективной необходимостью возникает в сознании учащихся через проблемную ситуацию» [4: 42]. Выполняя задание, учащиеся понимают, что не любой комплекс звуков человек воспринимает как слово. Поскольку слово выполняет назывную (или номинативную) и обобщающую функции, у него должно быть лексическое значение, содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и т.д. «Лексическое значение слова - продукт мыслительной деятельности человека, оно связано с редукцией информации человеческим сознанием, с такими видами мыслительных процессов, как сравнение, классификация, обобщение» [6: 261]. Лексическое значение у каждого слова индивидуально и существует в единстве с внешним оформлением.

Согласно одной из закономерностей усвоения речи, которые были открыты и сформулированы Л. П. Федоренко, «речь усваивается, если приобретается способность понимать лексические и грамматические языковые значения» [9: 21].

Из данной закономерности вытекает важнейший методический принцип понимания языковых значений, руководствуясь которым учитель организует изучение лексики: знакомство с новым словом должно сопровождаться толкованием его лексического значения. При этом для школьников очень важно осознать, что «лексическое значение заключено в основе слова, его грамматические значения - в аффиксах» [3: 11].

В методике наряду с термином толкование значения существует термин семантизация, предполагающий разъяснение значения незнакомого комплекса звуков, превращающий его тем самым в слово-знак. Тогда в сознании ученика как носителя языка закрепляется звучание и значение. Толкование значений незнакомых слов - это одна из задач обогащения словарного запаса учащихся, так как, чтобы процесс коммуникации не был затруднен, очень важно употреблять в речи слова в соответствии с их лексическим значением. Это связано с таким качеством коммуникативно-целесообразной речи, как точность словоупотребления.

В методике выделяются следующие приемы толкования значений слов.

1. Наглядный. Показывается предмет или изображение. Этот прием используется при толковании лексических значений общеупотребительных слов, которые обозначают конкретные предметы, вещи, а также при объяснении слов, обозначающих виды животных и растений.

В лексике объективно существуют парадигматические связи слов, на которые опираются приёмы толкования значений слов.

2. Логическое определение слова. Значение слова толкуется путём словесного описания предмета, явления и т.д., включающего родовые и видовые семантические компоненты, которые отражают основные родовидовые признаки реалии. Например: терпеливость - нравственное качество человека, отличающегося способностью стойко, с терпением переносить трудности, страдания.

3. Синонимический приём (синонимизация). К слову подбираются синонимы, чтобы объяснить его значение: терпеливость - терпение, долготерпение.

4. Антонимический приём (антонимизация). Значение слова толкуется путем подбора антонимов: терпеливость - нетерпеливость.

5. Структурно-семантический анализ. Значение производного слова толкуется с помощью производящего слова: терпеливость - нравственное качество терпеливого человека, то есть способного терпеть. Кроме того, значение слова объясняется с помощью этимологического приёма: искренний - от древнерусского «искр» - «внутри, рядом»; буквально - сердечный, правдивый, откровенный.

6. Контекстуальный. Значение слова выясняется из контекста. Минимальным контекстом может быть словосочетание. Например, у многозначного слова крепкий в словосочетаниях выявляются следующие значения: крепкая ткань - прочная; крепкий человек - здоровый, сильный; крепкий мороз - сильный, значительный.

7. Оносемантический (термин Л. П. Федоренко). Значение слова толкуется от плана содержания к плану выражения. Как было доказано нашим исследованием, этот приём является эффективным, так как облегчает усвоение учащимися лексического значения абстрактных имён существительных нравственной тематики [1]. Суть приёма заключается в объяснении семантики слова через знакомство с самим понятием, а потом его названием, то есть сначала осмысливается ситуация, содержащаяся в подобранном для иллюстрации тексте художественного произведения, которая затем называется соответствующим словом. Например:

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла, Хоть и звана не была.

(А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Учитель спрашивает: «Почему братья-богатыри вмиг «спознали, что царевну принимали? Какие нравственные качества проявила царевна, в каких действиях царевны они проявились?».

Царевна проявляет такое качество, как воспитанность: «честь хозяям» отдаёт, в пояс им низко кланяется, извиняется за свой незваный приход. Лексическое значение слова воспитанность - это умение хорошо вести себя в обществе, хорошие манеры. Скромность также проявляет царевна. Слово «скромность» многозначно. Первое значение - «отсутствие высокомерия, тщеславия, отсутствие подчеркивания своих достоинств» (царевна оказалась незваной гостьей, однако перед братьями не подчеркивает своего высокого положения). Второе значение - «сдержанность, умеренность в поведении, словах» (царевна извиняется за своё непрошеное появление, «закрасневшись»; она смущена, ей неловко в данной ситуации перед братьями-хозяями).

Принцип «понимания языковых значений и синхронного развития лексических и грамматических навыков» [10:29] реализуется посредством заданий, которые направлены на осознание грамматической и лексической сторон изучаемых единиц. Анализ окказиональных слов способствует накоплению знаний о новых частных языковых явлениях, что, в свою очередь, оказывает влияние на формирование языковой способности учащихся.

В качестве примера приведем фрагменты уроков чтения и русского языка, на которых проводилась работа с окказиональными словами.

Работа с окказиональными словами на уроках чтения (книга для чтения «В одном счастливом детстве» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, 3 класс).

Тема: Г. Сапгир. «Смеянцы» (фрагмент урока).

До чтения стихотворения.

Учитель: Прочитайте название стихотворения. Если ли такое слово? Кого мы можем так назвать? От какого слова образовано? Укажите способ образования. Назовите слова, которые образованы тем же способом, что и слово «смеянцы». (Уч-ки: испанцы, мексиканцы, итальянцы).

- Что можно сказать о «смеянцах»? Какими вы их представляете? В каких странах могут жить эти жители?

Во время чтения стихотворения.

- В стихотворении автор употребил слово «смеходром». Что оно означает? (Уч-ки: «Смеходром» - сложное слово. Состоит из двух основ - «смех» и «дром». (Затруднение вызвала вторая часть этого слова.) «dromos» по-гречески значит место для бега; бег. Теперь можно понять значение слова? Какие слова вы встречали с такой же частью? (Уч-ки: аэродром, космодром).

Затем ученики получают следующее задание:

- Что вы можете сказать о жителях стран: Хохотляндия, Выдумляндия, Сонляндия, Грустиния? Нарисуйте жителей этих стран так, как вы их себе представляете. Придумайте название своей страны. Какими чертами наделены жители этой страны?

Работа с окказиональными словами на уроке русского языка: сначала создаётся проблемная ситуация. Детям предлагается прослушать рассказ Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые».

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

И подудонились.

А калуша волит:

- Оеё, оеё! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.

А бутявка брянчит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!

Далее учитель организует диалог, который должен привести учащихся к постановке проблемы, а затем к её решению.

- Понравился вам рассказ?

- Он вас удивил? Почему?

Понятен только общий смысл, а слова непонятны.

- Чего вы не знаете? (Значения слов неизвестны).

- Какой возникает вопрос?

Дети формулируют учебную проблему: «Что такое значение слова и как его узнать?».

- Какие у вас есть предположения, идеи?

Учитель выслушивает разные гипотезы и просит подумать, как их проверить. Дети работают в микрогруппах. На листочках - напечатанный рассказ. Организуя совместную деятельность детей, учитель тоже выступает участникам учебного диалога и может выдвигать свои гипотезы. Так, если у школьников возникнут затруднения, он предлагает:

- Какие смешные слова придумала писательница? Почему они «ненастоящие»?

- Попробуйте заменить в рассказе «ненастоящие» слова на «настоящие».

- Получился рассказ? Каждая группа читает свой рассказ. Дети делают вывод о том, что рассказы получились разные.

- Почему рассказы у вас получились разные?

Потому что каждая группа заменяла «ненастоящие» слова такими, значения которых знают, исходя из понимания общего смысла рассказа.

- Что можно сделать с «ненастоящими» и «настоящими» словами?

Их можно написать, произнести, но «ненастоящие» слова нельзя объяснить.

- Почему «настоящие» слова можно объяснить? Что у них есть? (Они обладают значением). Как быть, если мы не знаем слово, но хотим узнать, что оно обозначает?

Дети формулируют, проговаривают «открытое» новое знание: «Слова нам нужны, чтобы называть всё, что нас окружает. Лексическое значение слова обозначает главный смысл в слове. Значения бывают у «настоящих» слов. Значения незнакомых слов нужно выяснять. Надежными помощниками в этом являются толковые словари.

Далее учитель показывает имеющиеся у него толковые словари. На этом же уроке можно использовать другие приемы объяснения значения слов, рассмотренные выше. На последующих уроках целесообразно организовать работу, цель которой - научить младших школьников пользоваться толковым словарем.

Таким образом, учащиеся могут понять суть лингвистических понятий «слово» и «значение слова» в процессе работы с использованием проблемно-диалогической технологии, поскольку необходимо помнить слова Л. С. Выготского: «Для рождения мысли нужны препятствия, разрывы спонтанного действия, что излишняя наглядность в погоне за упрощением ситуации обучения изгоняет мысль, парализует привычку к самостоятельному размышлению» [2: 642].

Рецензенты:

Чижакова Г.И., д.п.н., профессор, профессор Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, г. Красноярск;

Шарифуллин Б.Я., д.фил.н., профессор, заведующий лабораторией речевой коммуникацией ЛПИ, филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирск.


Библиографическая ссылка

Автушко Л.И., Веккессер М.В., Кулакова Н.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЯ «СЛОВО» МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19617 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674