Цель исследования
Налоговая политика Российской Федерации рассматривает следующие цели: получение необходимого объема бюджетных доходов, сохранение бюджетной устойчивости, а также поддержку инвестиционной и предпринимательской активности. Однако любые нововведения независимо от направленности не должны отрицательно сказываться на налоговой системе РФ, а также нарушать конституционные права граждан.
Материалы и методы исследования
Рассмотрим основные направления налоговой политики в краткосрочной перспективе. Наиболее важным направлением выступает порядок налогообложения Республики Крым и Севастополя. Так, согласно Федеральному закону от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Российской Федерации о налогах и сборах начало применяться на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 г., что в свою очередь предусматривает также предоставление льгот по определенным видам налогов и сборов [1].
Результаты исследования и их обсуждение
Для создания нормативной правовой базы относительно налогов и сборов на территории города федерального значения Севастополя и Республики Крым требуется тщательное соблюдение законодательства Российской Федерации. С 1 января 2015 г. по налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам, а также специальным налоговым режимам приняты и официально опубликованы в налоговом законодательстве изменения с учетом всех субъектов, состоящих в составе России.
Не менее важным направлением налоговой политики считается улучшение инвестиционного климата. В этой связи был разработан комплекс мер, целью которых является ускорение и упрощение действующих в настоящее время процедур ведения бизнеса в РФ.
В рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации утвержден комплекс мер «дорожных карт», направленных на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории Российской Федерации процедур по ведению бизнеса, а именно:
- создание финансового центра международного уровня;
- упрощение регистрации формы собственности, за исключением финансовых организаций;
- упрощение налогового администрирования;
- ликвидирование проблем, мешающих развитию объема экспорта;
- предоставление налоговых каникул впервые вставшим на учет в налоговых органах индивидуальным предпринимателям, перешедшим на патентную и упрощенную систему налогообложения и осуществляющим свою деятельность в научной, социальной и производственной сферах;
- предоставление возможности использования патентной системы налогообложения самозанятым гражданам.
Заслуживает внимания направление налоговой политики, посвященное борьбе с уклонением от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.
Проблема уклонения от уплаты налогов путем выведения средств в офшорные юрисдикции является острой для большинства стран мира и, в частности, для России.
В настоящее время проводятся определенные меры, направленные на деофшоризацию российской экономики. Такие меры проводит Министерство финансов РФ совместно с другими федеральными органами. В частности, совместно с федеральной службой по финансовому мониторингу был разработан национальный план по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных собственников. Предлагаемые меры направлены на то, чтобы использование низконалоговых юрисдикций напрямую и в сочетании со странами, с которыми Россия заключила договоры об избежании двойного налогообложения, не создавало необоснованных преференций и не приводило к получению необоснованной налоговой выгоды. К таким мерам относятся:
1) введение обязанности юридических лиц по получению и хранению данных о своих бенефициарных владельцах и документальном подтверждении достоверности таковой информации, а также раскрытию такой информации;
2) разработка формата ведения реестра бенефициарных собственников с предоставлением к нему доступа для налоговых, правоохранительных и других компетентных органов;
3) развитие системы безналичного оборота денежных средств;
4) улучшение механизмов обмена информацией между компетентными органами на национальном и международном уровне.
Другим важным направлением налоговой политики являются территории опережающего развития (ТОР).
Динамичное развитие страны во всех сферах, в том числе и в сфере налогообложения, представляется возможным при реализации следующих мер.
1. Планируется предоставление 5-летних каникул по налогу на прибыль организаций, налогу на доход физических лиц, налогу на имущество организаций и земельному налогу, взимаемых на территориях опережающего развития. Режим ТОР будет применяться на территории Дальнего Востока, Иркутской области, Республики Тыва, Красноярском крае, в Крыму, Республике Хакасия и Севастополе;
2. Предлагается предоставить органам власти субъектов РФ право устанавливать «налоговые каникулы» в виде ставки налогов в размере 0% с 2015 по 2018 гг. для впервые вставших на учет в налоговых органах индивидуальных предпринимателей, использующих специальные режимы налогообложения, а также осуществляющих свою деятельность в социальной, научной и производственной отраслях.
Рассмотрим основные направления налоговой политики относительно отдельных видов налогов и налогообложения.
В краткосрочной перспективе налоговой политики касательно налогообложения доходов физических лиц от продажи имущества планируется проанализировать целесообразность подхода, основанного на принципах:
1) полного освобождения доходов от продажи жилого имущества (дома, комнаты, квартиры и т.д.) независимо от срока владения, только для определенных категорий жилого имущества, находящегося во владении налогоплательщика;
2) предоставления субъектам Российской Федерации права установления ограничений относительно максимальной величины дохода от продажи определенных видов жилого имущества, доходы от продажи которой не подлежат освобождению от налогообложения, а также и ограничений касательно срока владения имуществом.
Для остального имущества, которое не относится к категории жилой недвижимости, планируется оставить действующий в настоящее время порядок налогообложения.
Относительно налогообложения акцизами в краткосрочной перспективе планируется осуществлять индексацию акцизов только на определенные виды подакцизных товаров с учетом реально сложившегося экономического положения.
Для алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе пива) планируется снижение уровня индексации акцизов. Это связано с тем, что в предыдущие годы индексация на данный вид продукции проводилась опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции.
Налоговая политика в отношении акцизного налогообложении табачной продукции определяется в ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». В дальнейшем планируется продолжить работу относительно гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию с государствами - членами Таможенного союза. Также предлагается поэтапное увеличение адвалорной ставки акцизов на табачную продукцию до 10%. Данная мера предполагает увеличение акцизной нагрузки на дорогостоящие табачные изделия в большей мере, нежели на дешевые.
В отношении моторного топлива ставки акцизов будут разрабатываться с учетом определенных факторов, таких как: формирование доходов дорожных фондов, прогнозируемый уровень инфляции и т.д.
Планируется внести изменения в Налоговый кодекс РФ для решения проблемы, связанной с потреблением в качестве алкоголя спиртосодержащих средств «двойного назначения». Изменения предусматривают отмену освобождения от уплаты акцизов лекарственных средств, в состав которых входит спирт, не считая изготавливаемых аптеками согласно рецептам врачей, и лекарственных средств, которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Основываясь на пункте 44 раздела II «Дорожной карты» под названием «Развитие биотехнологий и генной инженерии», в краткосрочной перспективе планируется разработать проект федерального закона, предусматривающего порядок исчисления акцизов. Исходя из данного закона реализация биоэтанола, используемого во время производства биотоплива, должна осуществляться без взимания акциза. Однако планируется заняться решением вопроса касательно ставок акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо, произведенные с использованием биоэтанола. В целях избежания возможного уклонения от уплаты акцизов предлагается уточнить применяемое для исчисления акцизов понятие печного бытового топлива.
Относительно налогообложения недропользователей рассматривается вопрос по поводу введения налога на дополнительный доход для новых месторождений углеводородов. Также планируется ввести льготы для определенных проектов по добыче и транспортировке газа, в которых будут принимать участие иностранные инвесторы.
Что касается имущественных налогов, следует отметить, что для обеспечения устойчивости региональных бюджетов РФ по доходам планируется рассмотреть значимость установления в Налоговом кодексе РФ механизма по противодействию уклонению от уплаты налога на имущество налогоплательщиками-организациями [4].
Также налоговую политику Правительства РФ в краткосрочной перспективе предлагается строить исходя из нижеперечисленных принципов:
1) предполагается принять решение об отмене большей части действующих на данный момент федеральных льгот по региональным и местным налогам в поэтапном режиме;
2) планируется отказаться от введения новых налоговых льгот по местным и региональным налогам на федеральном уровне;
3) целесообразно поменять подходы относительно установления новых льгот. Предлагается вводить налоговые льготы на ограниченный срок в целях оценки их эффективности. По истечении срока действия льготы принятие решения о ее дальнейшем продлении должно производиться исходя из результатов ее эффективности;
4) составной частью в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год и плановый период, а также бюджетного процесса должна являться оценка общей величины и динамики расходов всех уровней. Принятие новой льготы в рамках налоговой политики должно быть обоснованным, в качестве обоснования может выступать, например, отмена той или иной неэффективной льготы;
5) в процессе принятия решений по поводу введения новых льгот, доходы от которых будут поступать в региональные или местные бюджеты РФ, необходимо передавать соответствующие права органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Данная политика возможна только в случаях, если определенные параметры и критерии налоговых льгот в разных регионах РФ не создают препятствий для налогового администрирования [2].
Выводы и заключение
Таким образом, в краткосрочной перспективе не планируется значительного повышения ставок налогов, не считая индексации акцизов. Однако некоторые категории налогоплательщиков могут ощутить повышение налогового бремени в связи с отменой налоговых льгот. Планируется увеличить налоговую нагрузку на владельцев недвижимости, как при непосредственном владении, так и при продаже. В общем, уровень налоговой нагрузки останется оптимальным для всех групп налогоплательщиков.
Рецензенты:
Дикинов А.Х., д.э.н., профессор, в.н.с. Института информатики управления КБНЦ РАН, г. Нальчик;
Тиникашвили Т.Ш., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ.Библиографическая ссылка
Агузарова Л.А., Валгасов Г.А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КРАТКОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19613 (дата обращения: 11.10.2024).