Американский социолог М. Элмер отмечал, что «семья - это социальный институт, обеспечивающий механизм, через который работает социальное наследство. Семья как социальный институт построена и видоизменяется народными обычаями и нравами». По мнению американского исследователя семьи Р. Линтона, семья «будет существовать в любой форме до тех пор, пока существуют люди». Ле Пле считает, что для того, чтобы понять общество необходимо понять семью. По мнению Ле Пле, именно в семье закладываются все особенности общества, семена его устойчивости или нестабильности.
Важность семьи признается на государственном уровне, а социологические исследования в области семейных отношений служат прочным основанием для выработки государственной социальной политики [2]. В прочной надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Социализирующая функция семьи является определяющей в становлении человеческой личности. Ребенок рождается с предрасположенностью к социальности и в течение жизни становится активным членом общества. Известно, что процесс становления гражданской идентичности молодого поколения включает в себя совокупность социальных ролей и норм поведения. При этом отсутствие устойчивого мировоззрения, ясного образа модели государства в сознании молодежи ведет к конфликтности ее социального поведения.
Авторами был проведен социологический опрос среди подростков образовательных учреждений г. Лянтора, Сургутского района. Опросу подлежали 145 подростков в возрасте 14-17лет. Так, в ходе опроса выявлено, что 13,4% молодежи не имеют однозначного представления о модели нынешней российской государственности, 11% - не готовы жертвовать своими личными интересами для блага страны. Одновременно, 51% респондентов ощущают себя «гражданином своей республики», 35% - гражданином «мира», 3% - затруднились с ответом. Готовность жертвовать личными интересами ради блага страны в сильной степени зависит от чувства патриотизма. В понимании молодым поколением патриотизма становится доминирующей формула «Родина начинается с семьи». Среди молодежи мало таких, кто готов жертвовать своими интересами «безоговорочно», однако в целом от принципа жертвенности не отказывается 54,3%. Эта мера в большей степени должна содействовать нравственному воспитанию подрастающего поколения в семье. Отношение молодежи к Западу «взвешенное», основная масса - 54,8% - придерживается мнения, что в этой цивилизации преобладает как положительное, так и отрицательное. Мало, кто убежден из молодежи, что западная цивилизация доказала свое мировое превосходство, как образец для остальных народов - 11%, кто видит в Западе большего плохого, чем хорошего - 43%, доля, относящихся к Западу безразлично - 28% [5].
Известно, что семья традиционно считается главным институтом воспитания. Её можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Родители дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца.
На вопрос «На кого Вы хотели бы быть похожим?» результаты оказались следующими: на мать - 29%; на отца - 18%; на самого себя - 22%; на старшего брата (сестру) - 7%; на друга, товарища - 4%; на педагога - 2%; на литературного героя - 3%; на артиста кино и театра, эстрадного исполнителя - 7%; на знаменитого спортсмена - 6%; затрудняюсь с ответом - 4%. Как видим, 47% респондентов ответили, что хотели бы быть похожими на своих родителей, поскольку даже в период изменения общественных ценностей, идеалов для подростков непреходящей ценностью остается семья. В свое время А.С. Макаренко особое предпочтение отдавал родительскому авторитету, его разумности и целесообразности, когда родители осознают и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, формирование человеческих ценностей, которые им необходимо передать. Только в этом случае процесс воспитания можно считать вполне сознательным и способствующему всестороннему и гармоничному развитию личности [4].
Представление о характере культурной трансмиссии можно составить по ответам респондентов на вопрос «Хорошо ли вы знаете обычаи и традиции своего народа?». Результаты ответов таковы: «очень хорошо» - 2,5%, «хорошо» - 17,2%, «не очень хорошо» - 51,1%, «не знаю совсем» - 9,9%, «затрудняюсь ответить» - 7,6%. Большинство подростков (51,1%) признались в том, что не очень знакомы с обычаями и традициями своего народа. Это подтверждает, что в формировании культуры и передаче традиций поколениями существуют проблемы. Процесс восприятия традиционной культуры подростками зависит, прежде всего, от того, поддерживают ли сами родители национальные традиции. Ответы получили следующие: соблюдают и требуют от детей - 11,5%; соблюдают и не требуют от детей - 28,5%; не соблюдают и не требуют от детей - 34,7%; затруднились с ответом - 25,3%. Следовательно, неверно было бы обвинять только молодежь в потере интереса к национальной культуре, поскольку ответы подростков свидетельствуют о том, что сами родители не всегда соблюдают национальные традиции и обычаи (34,7%), а если и соблюдают, то не требуют этого от своих детей (28,5%) [11]. Одновременно выявлено мнение родителей о приоритетах в системе ценностей. Исходной гипотезой исследования выступал тезис о том, что в современной системе ценностей деторождение не является приоритетной ценностью. Анализ ответов респондентов позволил установить, что рождение одного ребенка как ценность отнесено респондентами на пятое место (табл. 1). Наглядно продемонстрировано, что как женщины, так и мужчины ставят вопросы деторождения в конец списка. При этом сама идея «простого воспроизводства» - «два родителя - два ребенка» - отодвинута на 7 место женщинами и на 11 место мужчинами.
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос о приоритете ценностных ориентаций личности
Ценностные ориентации |
Ранг |
В том числе |
|
Женщины |
Мужчины |
||
(доля упоминаний на данной позиции, %) |
|||
Карьерный рост |
1 |
69,0 |
60,8 |
Материальное благополучие |
2 |
57,3 |
66,3 |
Решение жилищного вопроса |
3 |
49,5 |
48,6 |
Профессиональная самореализация |
4 |
34,9 |
56,7 |
Один ребенок |
5 |
40,3 |
38,8 |
Крепкий брак |
6 |
51,2 |
24,1 |
Занятие любимым делом |
7 |
15,1 |
50,2 |
Личная свобода |
8 |
19,1 |
40,7 |
Хорошее здоровье |
9 |
29,7 |
33,4 |
Два ребенка |
10 |
32,1 |
12,3 |
Общественное признание и уважение |
11 |
9,5 |
30,0 |
Три ребенка и более |
12 |
4,4 |
6,1 |
Процент к выборке |
|
54,4 |
45,6 |
С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнить культурой [6]. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений. По результатам табл. 1 можно констатировать, что, к сожалению, данная позиция у большинства населения не стала популярной, хотя и заслуживает пристального внимания.
Сегодня, некоторые семьи, имеющие детей, воспитательную функцию выполняют достаточно пассивно. Работающая мать в среднем уделяет ребенку - 15 мин. в сутки на уход и 17 мин. - на воспитание. Лишь чуть более половины родителей уделяют воспитанию детей достаточное количество времени, 29% - родители занимаются детьми от случая к случаю, 41% считают, что уделяемого внимания собственным детям недостаточно. Объяснение этому - якобы чрезмерная занятость родителей. Во время опроса большинство родителей (57%) отметили в качестве цели своей жизненной стратегии - снабжение своих детей жизненным капиталом, не столько в материальном выражении, сколько в виде образования, формирования трудовых навыков. Опрошенные родители согласны с утверждением, что «быть яркой индивидуальностью лучше, чем быть как все», очевидна ориентация на дифференцирующие характеристики, выявляющие специфичность и особенность личности. Кроме того, только в 44% случаев можно говорить о сохранении традиционных ценностей родительским поколением, в частности большинство родителей говорят об установках на инициативность, предприимчивость, новаторство в сознании и поведении своих детей. В данном случае у подростков происходит накопление элементов системы ценностных ориентаций в сфере общественных отношений, характеризуемое выделением личных ценностей, их эмоциональным освоением, закреплением в деятельности, постепенно находящее адекватно мотивированное выражение [1]. В связи с этим 61% респондентов выразили в адрес родителей благодарность. Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться более зрелым в социальном отношении [10]. К сожалению, отдельные семьи в рыночных условиях не смогли выработать защитные стратегии и механизмы, что негативно отражается на воспитательном потенциале семьи.
Сфера досуга и отдыха - важнейшая сфера семейной повседневности. Это выражается не только в том, что для родителей расширяются возможности заполнения совместного с детьми досуга, но и происходят качественные сдвиги по отношению к проведению свободного времени. Необходимо активнее вовлекать детей в совместную творческую и трудовую жизнь, что важно для развития их воли, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга и ответственности. Среди совместных занятий с родителями респонденты называют чтение, беседы, просмотр фильма (38%), контроль домашних заданий (24%), игры (17%) и обучение трудовым навыкам (29%). К тому же опрос подростков показал, что большинство детей каникулы и отпуск проводят дома (45%), часть на даче (11%), летом подрабатывают (7%), уезжают к родственникам, пансионаты (24%), лагерь (13%). Приверженность определенным формам заполнения свободного времени, выбор модели социального участия зависят не только от общепринятых стандартов, но и от культурного потенциала людей, передаваемого от поколения к поколению [9].
Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции. Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни, способствует увеличению созидательных и производительных сил общества.
Другая, не менее главная функция семьи - создание условий для развития личности всех своих членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека, дает возможность увереннее смотреть в будущее. При определении семейных позиций большую роль играют культурные традиции, личностные черты каждого из супругов. Распределение обязанностей в семье связано с теми ролями, которые взяли на себя родители. Следует заметить, что родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. По некоторым статистическим данным, до 25% семей в стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей. Гармоничное развитие личности ребенка связано только с согласованностью воспитательных действий обоих родителей. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях не дают объективно осмыслить и понять ребенку, что хорошо, а что плохо [3].
Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка умению управлять своими действиями и поступками в соответствии с нравственными нормами. В многостороннем развитии подростка родители своим поведением и собственным примером оказывают ему неоценимую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить и даже негативно влиять на поведение своих детей [8].
Правильное половое воспитание ребенка составляет основу дальнейшего благоприятного развития их личности. Социально-педагогические исследования доказывают, что исходной ориентацией индивида в процессе формирования представлений о личной жизни является ориентация на создание в будущем семьи. У человека с раннего детства формируется и закрепляется опыт жизни именно в семье. Практически все нравственно-трудовые качества, которые вырабатывались у детей, непосредственно связывались с их применением в будущей семье. Однако, роль семьи в формировании отношения к самому браку и желаемым формам взаимодействия между мужем и женой весьма противоречива. В тех семьях, где родители показывают пример высокой удовлетворенности супругов совместной жизнью, дети в большей степени ориентируются на реализацию подобных отношений в собственной личной жизни.
По мнению представителей старшего поколения, эти качества способны обеспечить устойчивые и длительные, относительно бесконфликтные отношения в семье. Однако, в некоторых семьях родители не ставят в качестве воспитательной задачи специальное формирование и развитие ориентаций и установок на идеальное супружество. Авторское исследование позволило выяснить, что основным мотивом вступления молодежи в брак является «стремление проявить свою заботу и любовь к близкому человеку» (69%). Второе место занимает такой мотив, как «потребность во взаимопонимании, психологической поддержке» (58%). Это весьма существенная ценность супружеской жизни. Во взглядах современной молодежи семейная жизнь, прежде всего, ассоциируется с удовлетворением важнейших эмоционально-психологических потребностей. Так, 95% опрошенных считают, что «семья - это теплота, понимание, взаимная психологическая поддержка», 74% - что «семья - это место, где человек может быть поистине самим собой» [9].
Демократизм, отзывчивость, готовность идти на уступки служат фоном для формирования его характера в раннем детстве. Первостепенное значение при этом приобретают личностные качества родителей. Чем выше их требовательность к себе, культура взаимоотношений, тем благодатней почва для правильного воспитания ребенка. Стиль жизни семьи непосредственно влияет на результаты воспитания.
Таким образом, современная семья представляет собой сложную матрицу социально-поколенческих связей и взаимодействий, сложившихся между людьми, совокупность разнообразных форм их совместной деятельности. Результаты исследования показали расширение функционального спектра жизнедеятельности семьи, изменение иерархии их значимости, трансформированность традиционных функций семьи как по линии сложности, глубине проникновения в семейно-поколенческий контекст, так и по уровню влияния на реализацию жизненной стратегии. Доказано, что постоянное сотрудничество поколений в семье - не анахронизм, а эффективное выполнения семьей ею социальных функций.
Рецензенты:
Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;
Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Горева О.М., Осипова Л.Б. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19607 (дата обращения: 11.10.2024).