Современные требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов, сконцентрированы на характеристиках личности, отражающих высокий ценностно-нравственный смысл служения. В соответствии с этим все более актуализируется представление о сотруднике силовых структур, как о личности с высокой репутацией, гуманистическими ценностными установками, сформированным ценностным правосознанием [5]. Данные характеристики во всех нормативных документах обозначены в качестве показателя морально-психологической готовности к выполнению обязанностей на уровне эталонных ценностных критериев, нравственно-этических принципов и психологических норм. Поэтому исследования, направленные на анализ структурно-функциональных характеристик ценностного опыта сотрудников силовых структур, являются столь актуальными и значимыми для теории и практики юридической психологии.
Цель исследования: выявить основные параметры и определить особенности взаимосвязей значений показателей ценностной сферы сотрудников полиции и курсантов вуза МВД.
Ценностно-смысловые установки личности представляют собой специфически организованную структуру, с помощью которой личность обретает устойчивость и направленность. Это своеобразные репрезентативные матрицы, которые являются прижизненным новообразованием человека, отражающим внутреннюю психологическую сущность личности, в отличие от наследуемых, внешне проявляемых, психодинамических характеристик ее свойств [4]. Ценностный опыт человек приобретает на протяжении всей жизни, проходя последовательно определенные этапы, которые, с точки зрения Ю.Б. Гиппенрейтер, можно рассматривать с позиций развития самосознания личности. Внутренняя логика данного явления представлена последовательностью, в которой первоначально происходит усвоение норм, опосредствующих психическое развитие. Затем, в процессе взаимодействия с социумом и деятельности, обеспечивается формирование «социального слоя личности» [3].
В соответствии с этим внутренний психический мир может быть выражен в приверженности ценностям гуманистической или прагматической направленности, ценностям профессиональной или семейной жизни, ценностям, определяющим внешний или внутренний локус контроля личности [2]. Ценностная направленность личности формируется в процессе выделения духовного центра сознания, выступающего в качестве показателя ценностно-нравственного самоопределения. Приобретенный ценностно-смысловой опыт, по мнению А.Г. Асмолова, позволяет человеку «отстаивать свою индивидуальность» и стать личностью [1]. Такой опыт, накапливаясь в ситуациях ценностного взаимодействия, обеспечивает личности возможность дифференциации объектов по их значимости, выстраивания иерархии, тем самым определяя способы взаимодействия с объектами и субъектами деятельности.
На основе анализа теоретических положений в области аксиологических исследований мы предположили, что ценностные структуры личности должны представлять собой «матрицы» тесных взаимосвязей, которые нами были исследованы при помощи метода линейной корреляции Пирсона.
В качестве объекта исследования выступили сотрудники полиции, имеющие высшее образование, в возрасте от 25 до 40 лет; сотрудники полиции, получающие высшее образование без отрыва от производства, того же возраста; и курсанты вуза МВД в возрасте 19-20 лет.
Психодиагностический материал исследования был получен на основе психодиагностических методик: «Ценностные ориентации» (Мотков О.И., Огнева Т.А.), методика исследования уровня правосознания (Л.А. Ясюковой); методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); методика оценки терминальных ценностей (И.Г. Сенин); 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Результаты исследования и их обсуждение
Основные результаты корреляционного анализа представлены в виде корреляционных матриц, в которых произведено сравнение количества и качества корреляций, полученных в каждой группе. Для анализа были рассмотрены достоверно значимые корреляции (при р≤0,05), выявленные между значениями показателей ценностной сферы и других сфер личности. В группах действующих сотрудников с высшим образованием и сотрудников без высшего образования выявлено наибольшее количество корреляций между значениями ценностей (таблица 1). Количество значимых связей тут составляет соответственно 184 и 154 корреляции.
Таблица 1
Количество значимых корреляций между показателями ценностной сферы действующих сотрудников
Ценностные сферы и терминальные ценности |
Сотрудники с высшим образованием |
Сотрудники без высшего образования |
||||||||||||
Право-сознание |
Тест Томаса |
Тест Кеттелла |
Значимость ценностей |
Осуществ-ление ценностей |
Конфликт-ность ценностей |
Общее кол-во |
Право-сознание |
Тест Томаса |
Тест Кеттелла |
Значимость ценностей |
Осуществ-ление ценностей |
Конфликт-ность ценностей |
Общее кол-во |
|
Сфера проф. жизни |
1 |
1 |
1 |
5 |
1 |
4 |
13 |
1 |
1 |
1 |
5 |
5 |
5 |
17 |
Сфера обуч. и образования |
2 |
2 |
3 |
4 |
1 |
3 |
15 |
- |
2 |
4 |
2 |
4 |
5 |
17 |
Сфера семейной жизни |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
10 |
2 |
2 |
- |
3 |
3 |
4 |
14 |
Сфера общественной жизни |
2 |
2 |
4 |
5 |
2 |
1 |
16 |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
3 |
17 |
Сфера увлечений |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
15 |
- |
1 |
- |
- |
2 |
3 |
6 |
Собственный престиж |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
11 |
- |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Высокое материальное положение |
- |
1 |
3 |
6 |
1 |
3 |
14 |
- |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
11 |
Креативность |
2 |
1 |
5 |
3 |
1 |
3 |
15 |
- |
2 |
3 |
2 |
- |
2 |
9 |
Активные социальные контакты |
1 |
1 |
1 |
7 |
2 |
4 |
16 |
1 |
1 |
- |
1 |
3 |
- |
6 |
Развитие себя |
2 |
1 |
4 |
5 |
2 |
5 |
19 |
1 |
1 |
- |
3 |
5 |
4 |
14 |
Достижения |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
16 |
- |
- |
2 |
3 |
2 |
5 |
12 |
Духовное удовлетворение |
1 |
1 |
3 |
6 |
2 |
4 |
17 |
- |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
9 |
Сохранение индивидуальности |
2 |
2 |
2 |
- |
1 |
- |
7 |
- |
- |
2 |
- |
3 |
4 |
9 |
Общее кол-во корреляций |
19 |
21 |
39 |
50 |
19 |
36 |
184 |
7 |
17 |
21 |
27 |
40 |
42 |
154 |
Качественный состав корреляций в группах примерно одинаков. Взаимосвязей с показателями правосознания в группе без высшего образования почти в два раза меньше (19/7), что позволяет предположить сравнительно более высокую степень активности аксиосферы личности сотрудников с высшим образованием в ситуациях, сопряженных с необходимостью придерживаться правовых норм в профессиональной деятельности. Взаимосвязи показателей ценностной сферы с показателями поведения в конфликтной ситуации в обеих группах примерно одинаковы. Наблюдается преимущественная активность в области ценностных сфер и меньшая в зоне терминальных ценностей. Конфликтные ситуации и способы их разрешения в основном определяются не личностными ценностями, а ценностями, преобладающими в той или иной референтной социальной группе (сфере). Анализ корреляций, выявленных между показателями свойств личности (тест Кеттелла) и ценностной сферой, также показал неравнозначность общего количества взаимосвязей в группах (39/21). В группе сотрудников с высшим образованием личностные свойства более динамично включены в состав факторов, определяющих ценностную направленность, и отражают наличие устойчивых ценностных предпочтений, включенных в личностную сферу.
Между группами установлено качественное различие. Так, в группе сотрудников с высшим образованием большее количество взаимосвязей установлено со значениями показателей «осуществление ценностей» (50/27). Показатели значимости внутренних и внешних ценностей в группе сотрудников с высшим образованием коррелируют с терминальными ценностями и жизненными сферами в большей степени, нежели показатели осуществления ценностей. В группе сотрудников без высшего образования, наоборот, большее количество таких корреляций выявлено со значениями показателей «осуществления ценностей» (19/40), а также показателей «конфликтности ценностей» (36/42).
Анализ корреляционных связей между показателями правосознания и ценностей в группе с высшим образованием позволил установить подавляющее количество прямых связей со значениями бытового уровня правосознания и обратных со значениями делового уровня правосознания. Установлено большее количество связей ценностей со свойствами личности в данной группе, а именно со значениями шкал «общительность», «сдержанность», «практичность», «нормативность» - все корреляции прямые и достоверны при p ≤ 0,05, и со значениями шкалы «зависимость» - корреляции обратные. Коэффициенты корреляций показателей ценностей и тактик поведения в конфликте прямые со значениями шкалы «избегание», отрицательные со значениями шкалы «приспособление». Корреляции ценностей с ценностными ориентациями все прямые.
В группе сотрудников без высшего образования прямые корреляции установлены между значениями ценностей и гражданской сферы правосознания, а также ценностей и свойств «общительность», «смелость», «подозрительность», обратные корреляции между показателями ценностей и свойством «радикализм». Корреляции ценностей и тактик поведения в конфликте позволили установить положительные связи с тактикой «соперничество» и отрицательные связи с тактикой «избегание», причем данные связи наиболее обширны и достоверны (при p ≤ 0,01).
В ходе корреляционного анализа, проведенного на материале эмпирических значений группы курсантов, выявлено существенно меньшее количество корреляций (32) показателей ценностной сферы (таблица 2).
Таблица 2
Количество значимых корреляций показателей ценностной сферы группы курсантов
Ценностные сферы и терминальные ценности |
Курсанты |
||||||
Опросник правосознания |
Тест Томаса |
Тест Кеттелла |
Значимость ценностей |
Осуществление ценностей |
Конфликтность ценностей |
Общее кол-во |
|
Общее кол-во корреляций со значениями ценностей |
1 |
6 |
12 |
5 |
4 |
10 |
32 |
Небольшое количество корреляций ценностной сферы, по сравнению с группами действующих сотрудников, определяется особенностями юношеского возраста и позволяет предположить становление отдельных функциональных систем, обеспечивающих ценностное сознание личности. Юношеский возраст является сенситивным в формировании ценностей личности, поэтому корреляции со свойствами личности и ценностями не столь обширны. Практически не обнаружено корреляций значений ценностей с показателями уровня правосознания в данной группе. Выявлена всего одна корреляция, отрицательная по знаку (r = -0,439, при p ≤ 0,01), значений правосознания в бытовой сфере с показателем ценности сохранения индивидуальности. Сохранение неповторимости своей личности на этапе юношеского возраста представляется более значимой ценностью, чем соблюдение норм доброжелательного отношения к окружающим. Установлены взаимосвязи показателей ценностей с показателями поведения в конфликтной ситуации: обратные со значениями шкал «соперничество» и «приспособление». В группе курсантов наибольшее количество корреляций выявлено между значениями ценностей и свойств личности (12), что позволяет предположить некоторую активность устойчивых показателей и формирующихся ценностей. Прямые корреляции выявлены между значениями ценностей и свойствами общительности, показателями интеллекта и доминантности, обратные связи со значениями эмоциональной устойчивости и самоконтроля.
Выявлено относительно большее количество корреляций между ценностями и показателями конфликтности ценностей в группе действующих сотрудников. Наибольшее количество положительных корреляций ценностей и конфликтности установлено в группе сотрудников с высшим образованием. Связи образованы со шкалами прагматических ценностей. Корреляции показателей конфликтности реализации ценностей в группе курсантов немногочисленны и отрицательны по знаку.
Выводы
1. Структурно-функциональные характеристики феномена ценностей заключаются в понимании данного явления в качестве совокупности значимых ориентиров личности, направляющих ее деятельность, в том числе и профессиональную. Ценности личности вырабатываются в процессе онтогенеза, их формирование является результатом аксиогенеза - свободного, добровольного усвоения эталонов на основе взаимодействия в межсубъектных отношениях, в ходе деятельности определенной ценностной направленности.
2. Периодом формирования ценностной направленности личности является юношеский возраст. Практически все гуманитарные науки указывают на юность как на критический период формирования ценностного сознания и рассматривают его развитие в качестве центрального психического образования личности, которое представляет собой репрезентативную «матрицу» для самоконтроля.
3. Проведенное исследование корреляционных связей показателей ценностей, свойств личности и поведенческих характеристик личности сотрудников полиции и курсантов позволило определить, что ценностные структуры личности представляют собой «матрицы» тесных взаимосвязей, имеющие различную содержательную и количественную характеристику в зависимости от возраста и ведущего вида деятельности.
4. Корреляционный анализ показал наибольшее количество достоверно значимых корреляций между показателями в группах действующих сотрудников полиции, по сравнению с группой курсантов. Общее количество значимых корреляций в данных группах превосходит количество корреляций в группе курсантов в шесть раз. Ценностная репрезентативная система сотрудников находится в активном состоянии, о чем свидетельствует большое количество достоверно значимых взаимосвязей показателей внутри ценностной сферы личности, а также количество взаимосвязей с показателями свойств личности, поведения в конфликтной ситуации и уровня правосознания.
5. Установлено тесное расположение прямых и обратных корреляций в группах действующих сотрудников, что позволяет предположить более высокий уровень сформированности ценностного поля определенной направленности личности. Это создает условия для прогноза аксиологической надежности в профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют достоверно значимые прямые корреляции между показателями ценностного содержания и профессионально значимых свойств личности (r = 0,311 - 0,562, при p ≤ 0,05) - «общительность», «нормативность», «сдержанность», «смелость», а также обратные корреляции со значениями шкал «зависимость», «приспособление», «избегание».
6. В группах действующих сотрудников установлено большое количество значимых корреляций между значениями ценностей и конфликтности реализации ценностей. Конфликтность ценностей выражается в виде противоборства, которое психологически отражается в личностной сфере нарастанием силы отрицательных эмоций, ощущением объективных трудностей в преодолении внутренних и внешних препятствий, и невозможности реализации планов.
7. Сравнительно небольшое количество значимых корреляций, выявленных между показателями ценностей в группе курсантов, свидетельствует о переживании данными лицами состояния ценностного самоопределения и становления ценностей. Ценностные репрезентативные матрицы еще не сложились, но определенная активность ценностной сферы наблюдается. Это детерминировано возрастными особенностями юношеского возраста и особенностями ведущей деятельности. Современная система образования предлагает большое количество ценностных ситуаций, однако внутренние психические структуры обучающихся пока не сформированы на уровне ценностных смысловых отношений в виде принятия или отвержения ценностей определенной направленности.
Таким образом, ценностное поведение сотрудников полиции, сообразное существующим ценностным представлениям общества, является показателем его надежности, эффективности и профессионализма. Ценностное сознание представлено показателями прагматических и гуманистических ценностей, объединенными в единую корреляционную структуру со свойствами личности и показателями поведения личности в критической ситуации. Дифференцированный подход к анализу силы и значения взаимосвязей позволяет прогнозировать возможности развития ценностной сферы личности сотрудников полиции, предупреждения состояния внутриличностного конфликта, порождаемого совокупностью доминирования ценностей, отражающих эгоистическую ориентацию личности, и своевременно сформировать активные стратегии преодоления.
Рецензенты:
Горьковая И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;
Иваницкий А.Т., д.п.н., профессор, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Гончарова Н.А., Костылева И.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19605 (дата обращения: 15.10.2024).