Миграция населения – один из самых многоаспектных социальных процессов – стала характерным признаком современного образа жизни. Она выполняет важные общественные функции, связанные не только с перераспределением трудовых ресурсов, но и с трансляцией культуры, преодолением существенных различий между городом и селом, сближением народов.
Слово «миграция» происходит от латинского migration – переселение. В Большом словаре иностранных слов миграция определяется как переселение, перемещение населения [2]. Сегодня все больше термин «миграция» приобретает универсальный характер. А.С. Ахиезер исходит из того, что миграция населения представляет собой изменяющийся по своей важности элемент образа жизни, форма деятельности, связанные с временной или постоянной сменой мест проживания и труда, а также насильственное переселение людей [1]. В свою очередь В.И.Староверов отмечает, что «миграция населения – это изменение положения людей в географическом пространстве в связи с постоянным или временным переходом из одной социально-экономической общности в другую, с возвращением в общность или с изменением пространственного перемещения общности в целом» [6]. Рассматривая миграцию как многомотивное явление ярко выраженного общественного характера, как естественное проявление мобильности человека, С.К.Бондырева и Д.В.Колесов дают следующее определение миграции. «Миграция – это пространственная активность индивида, направленная на овладение ресурсами новых территорий и связанная с переменой места жительства» [3]. Так, с точки зрения демографии, миграция рассматривается как фактор повышения численности населения, как один из компонентов формирования трудовых ресурсов [10]. В рамках экономико-социологического подхода миграция рассматривается через призму усиления безработицы, вывоза капитала, ухудшения социально-экономической ситуации в стране, увеличения числа нелегальных мигрантов [4]. Сегодня все больше термин «миграция» приобретает универсальный характер. На основе проведенного анализа можно выделить четыре подхода к определению понятия «миграция» (табл.1).
Таблица 1
Подходы к определению миграции
Миграция |
это своеобразная подвижность населения, его перемещение внутри страны с последующим отраслевым, территориальным, профессиональным и социальным перераспределением |
это совокупность механических, профессиональных и отраслевых перемещений и изменений пространственного положения мигрантов относительно территориально закрепленных структур населения |
|
это массовый, в количественном отношении, и сложный в функционально-структурном отношении, социально-демографический процесс |
|
это фактически любое перемещение в пространстве и способ массового реагирования населения на сложившуюся ситуацию |
Таким образом, несмотря на разнообразие определений, все подходы к пониманию сущности миграции рассматривают ее через призму перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на длительное время.
Классификация миграций базируется на четырех категориях, обусловленных факторами: по направленности, продолжительности, организации, мотивам [5].
Рис.1. Классификация миграций населения
Стремительность происходящих изменений в развитии миграционных процессов требует детального изучения их влияния на развитие субъектов Российской Федерации. Актуальность исследования миграционных процессов рассмотрим на примере ХМАО-Югра. Данный регион находится на важном этапе своего социально-экономического и политического развития. В современной науке нет единого мнения о том, что включать в понятие «регион». Так, Р.Ф. Туровский под регионом понимает «...территорию, обладающую системным единством политических особенностей» [8].
Рассматривая регион как территорию, обладающую совокупностью общих, взаимосвязанных характеристик, следует выделить точку зрения И.Д. Тургеля, который отмечал, что «регион не только отличается от других территорий, но и обладает некоторой целостностью, взаимообусловленностью составляющих его элементов» [7]. Таким образом, понятие «регион» используется для обозначения территориального сообщества в административных границах субъекта Российской Федерации.
Актуальность исследования миграционных процессов в ХМАО-Югре обусловлена не только экономической и социокультурной спецификой, но и его стратегическим значением в обеспечение национальной безопасности России. Округ открыт для внедрения инновационных проектов и технологий в различных сферах жизнедеятельности, тем самым, продолжая сохранять финансовую привлекательность для мигрантов. Сегодня на территории ХМАО проживают представители 123 национальностей. Активный приток мигрантов в регион можно объяснить следующими причинами:
- указанный регион отличается социально-экономической стабильностью и финансовой привлекательностью, возможностью профессиональной реализации;
- значительную роль в привлечении мигрантов играет спрос на рабочую силу в регионе;
- притоку мигрантов способствует стратегия работодателей, предпочитающих брать на работу трудолюбивых и дисциплинированных, но одновременно низкооплачиваемых иностранных рабочих.
Таким образом, миграционные процессы имеют неоднозначные последствия для социально-экономического и социокультурного развития округа. Посредством миграций осуществляется процесс этнического и культурного совершенствования. К сожалению, неконтролируемые, интенсивные миграционные процессы влекут за собой негативные социальные последствия, становятся источником повышения межэтнической напряженности на территории.
Социологический опрос населения малых северных городов позволил выделить специфичные трудности миграционных процессов и определить возможные направления их преодоления. Опросу подлежали разновозрастные и разнообразные по национальности группы населения в количестве 457 чел. Результаты исследования миграционных процессов в ХМАО показало, что среди мигрантов в основном преобладает возрастная категория от 30 до 50 лет, обладающая наиболее устойчивыми статусными позициями.
Рис. 2. Возраст опрошенного населения, в %
Причины своего приезда в округ, мигранты связывают с социально-экономические трудностями на родине проживания (25,8%), привлекательностью региона (15,4%), возможностью трудоустройства (26,4%), высокими заработками (12,4%). Как правило, сфера деятельности респондентов включает: промышленный сектор – 13,4%, строительство – 6,8%, транспорт – 6,2%, сферу услуг – 25,8%, образование – 0,4%, управление, на уровне организации – 24,8%. Полученные результаты позволяют составить полную картину трудовой занятости мигрантов и одновременно определить проблемы, с которыми им приходиться сталкиваться на новом месте жительства. К сожалению, жители северных городов весьма сдержанно оценивают трудовой вклад мигрантов в развитие территории. Это может быть подтверждено данными, представленными на рис. 3.
Рис. 3. Оценка населением роли труда мигрантов в развитии округа, в %
Наблюдения подтверждают, что в большей степени мигранты ориентированы на отрасли материального производства. Чаще они заняты на трудоемких предприятиях с тяжелыми условиями – строительство, лесообработка, дорожно-транспортная структура, торговля. Рассмотрим подробнее положение мигрантов в округе.
Рис. 4. Трудности мигрантов в округе, в %
Результаты опроса распределились следующим образом: на первое место выдвигается жилищная проблема (25,0%), на втором месте – трудности во взаимоотношениях с местным населением (24,2%). Далее следуют слабое знание русского языка (17,4%), трудности с адаптацией (14,4%) и юридическая неграмотность (10,0%). На вопрос: «Ваше отношение к людям другой национальности?» 37,4% респондентов ответили, что это не играет никакой роли, был бы человек хороший; 15,6% отметили, что предпочитают общаться с людьми своей национальности. Треть населения (37,5%) неоднозначно рассматривает отношения с мигрантами, расценивая их как источник межэтнической напряженности в округе, 7,5% стараются не контактировать с представителями других национальностей, 2% ? затруднились с ответом.
На вопрос: «Представляет ли современная миграция опасность национальным интересам региона?» – мнения распределились следующим образом: «представляет угрозу» – 36,7%, «не вижу опасности» – 46%, «способствует развитию округа» – 16,7%, затруднились с ответом – 0,7%. Это подтверждает, что население задумывается над глобальными проблемами, вызванными миграционными тенденциями. Следует отметить, что половина населения (53%), работающего совместно с мигрантами не ориентировано на их поддержку, воспринимая их как конкурентов за рабочие места. На основании выше приведенных результатов можно констатировать, что усиление миграционных потоков обостряет социально-трудовые отношения на рынке труда, усиливает нагрузку на социальную сферу, этническое разнообразие приводит к выработке новых стереотипов в межкультурной коммуникации, что актуализирует проблемы национальной безопасности и требует формирования взвешенной миграционной политики региона.
Определенная сложность в разработке и реализации миграционной политики региона заключается в том, что она должна соответствовать целям и задачам федерального уровня, отражать общие тенденции развития миграционных процессов и, в тоже время, учитывать специфичное, свойственное каждому отдельному территориальному образованию. Современная региональная миграционная политика не может успешно осуществляться без разработки стратегических подходов к пониманию миграционных процессов в округе. В период трансформации общества особое значение приобретает проблема четкого разделения сфер реализации миграционной политики между Центром и регионом, как субъектом Федерации. Эффективность миграционной политики определяется ее комплексностью и целесообразностью применяемых социальных, правовых, психологических, экономических, финансовых и иных механизмов, мониторингом системных последствий решений в области миграционной политики.
Четко определена позиция населения при оценке региональной миграционной политики в регионе. Положительно охарактеризовали реализуемую миграционную политику в округе 37% респондентов, отрицательную оценку дали 43,0%; затруднились ответить – 20% (это пятая часть населения территории).
Специфика миграционной ситуации в ХМАО-Югра предопределяется значительностью территории, разнообразием и выраженной дифференциацией уровней социально-экономического развития и требует анализа через призму региона. Фактически на территории округа по состоянию на 1 января 2013 года прибыло 23342 иностранных граждан: работа по найму – 14659 иностранных граждан; учебная – 128; частная – 7138; туристическая – 230; другие цели – 1187.
За истекший период иностранным гражданам и лицам без гражданства выдано 3125 разрешений на временное проживание (оформлено – 3039), 482 вида на жительство (оформлено первично – 476).
Рис. 5. Количественные показатели оформленных разрешений на временное проживание
В основном желание изменить гражданство, высказали граждане Азербайджана, Киргизии и Таджикистана. Лиц, изъявивших желание прекратить гражданство Российской Федерации, не зарегистрировано.
Миграционная политика с одной стороны, являться составной частью государственной миграционной политики Российской Федерации, с другой – представлять собой целостную систему принципов, направлений и механизмов реализации социально-политического и социально-экономического характера, направленных на регулирование миграционных процессов в регионе.
Таким образом, миграционной политике следует придать социально ориентируемый характер. Значимость такого подхода подтверждается и анализом общественного мнения, зафиксированного в ходе авторского исследования. Как уже было отмечено, население округа указывают на риски, связанные с миграцией, положительно оценивают влияние труда мигрантов на социально-экономическое развитие региона, с пониманием относятся к проблемам переселенцев, препятствующим более успешной интеграции их в принимающее общество.
Рецензенты:
Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;
Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Горева О.М., Осипова Л.Б. АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19575 (дата обращения: 07.10.2024).