Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НЕЗАВИСИМАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мустафаев А.Г. 1
1 ГАОУ ВПО "Дагестанский государственный институт народного хозяйства"
Уровень образовательных программ, предлагаемых образовательными организациями, является весомым показателем их успешности и соответствия критериям качества, установленным независимыми организациями по аккредитации. Внешняя аккредитация делает сравнимыми квалификации прошедших эту процедуру вузов, унифицирует вузовские требования, делает возможным международный процесс мобильности студентов и преподавателей. Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет государственно-общественный характер управления системой образования. Государство контролирует образовательные организации, периодически проверяя их на соответствие минимальным лицензионным и аккредитационным критериям. Поэтому для абитуриентов и работодателей принципиально важной является информация об уровне образовательных программ вуза относительно международных квалификационных показателей. Показано, что независимая аккредитация образовательных учреждений и образовательных программ является эффективным инструментом регулирования качества подготовки специалистов.
независимая аккредитация
общественно-профессиональная аккредитация
образовательная программа
образовательная организация
1. Жетесова Г.С., Ерахтина И.И. Тенденции развития мировой образовательной системы // современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5; URL: www.science-education.ru/105-6751 (дата обращения: 10.04.2015).
2. Обзоры систем высшего образования стран ОЭСР URL: http://oecdcentre.hse.ru/en/publ3?__prv=1 (дата обращения: 05.04.2015)
3. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации URL: http://www.rosmintrud.ru/labour/15/2/ (дата обращения: 09.04.2015)
4. Рейтинг вузов России 2014 // URL: http://www.raexpert.ru/rankings/vuz/vuz2014/vuz_rus_2014 (дата обращения: 10.04.2015)
5. Синицкая Н.Я. Качество профессионального образования: приоритеты и критерии оценки // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2;
URL: www.science-education.ru/116-12846 (дата обращения: 20.02.2015).
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
7. Чучкалова Е.И., Мосунова О.Г. Характеристика мировых систем высшего профессионального образования; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. // Инновационные стратегии и технологии реформирования систем управления образованием : монография / Под ред. В. П. Линьковой, В. В. Бондаренко. — Пенза, 2010. — С. 83–90

Мировыми системами образования уделяется значительное внимание уровню образовательных программ, предлагаемых образовательными организациями, и создаются различные механизмы управления качеством и оценки эффективности образования [1, 2, 7].

Усиление влияния таких факторов развития участников рынка образовательных услуг в системе высшего профессионального образования, как глобализация и региональная интеграция, требует внесения определенных коррективов в применяемые в национальной системе высшего образования механизмы, критерии и стандарты предоставления образовательных услуг.

Российской системе высшего профессионального образования необходимо наличие каких-то конкурентных преимуществ, которых невозможно достичь простым переходом на уровневую систему подготовки и федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). Основным фактором в борьбе на рынке образовательных услуг является качество образования и образовательного процесса.

Оценка качества образовательного процесса должна вестись как с формальных позиций (полное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов), так и с точки зрения интересов заказчиков и потребителей образовательных услуг [5].

Весомым показателем успешности деятельности образовательной организации является ее соответствие критериям качества, установленным независимыми организациями по аккредитации с участием профессиональных объединений потребителей и выпускников. Внешняя аккредитация делает сравнимыми квалификации прошедших эту процедуру вузов, унифицирует вузовские требования, делает возможным международный процесс мобильности студентов и преподавателей. Другими словами – независимая аккредитация вуза подтверждает, во-первых, качество образования его выпускников и их готовность к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с уровнем полученного ими образования и, во-вторых, наличие в вузе эффективных механизмов обеспечения качества образования, ведущего к взаимному признанию документов о высшем образовании на международном уровне (рис. 1).

В Российской Федерации ключевым в становлении независимой аккредитации образовательных программ стал 2013 г., когда вступил в силу Закон «Об образовании в РФ», дух и буква которого закрепляют значительный положительный опыт, накопленный образовательным сообществом в области независимой оценки и общественной аккредитации.

Федеральный закон об образовании определяет государственно-общественный характер управления системой образования, к которой отнесены общественная и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ [6]. Таким образом, независимая оценка и аккредитация получили юридическое признание наравне с государственной системой лицензирования и аккредитации.

Рис. 1. Цели и задачи независимой оценки качества образования

В настоящее время законодательно закреплены: государственная аккредитация образовательной деятельности по образовательным программам, на соответствие этих программ минимальным требованиям ФГОС, обязательная для всех образовательных организаций, желающих выдавать документ об образовании государственного образца; общественная аккредитация образовательных организаций на соответствие условий образовательной организации стандартам качества общественной или экспертной организации, профессионального сообщества. Профессионально-общественная аккредитация проводится в отношении конкретных образовательных программ соответствующими профессиональными организациями или их объединениями.

В России основным заказчиком образовательных организаций является государство, которое определяет контрольные цифры на подготовку специалистов и оценивает качество подготовки выпускников. По одной и той же образова­тельной программе, имеющей государственную аккредитацию, специалистов готовят десятки вузов, и все они имеют право выдачи дипломов государственно­го образца по данному направлению или специальности. Однако часть вузов имеет репутацию заслуженных и признанных среди населения. Выпускники этих вузов, как правило, востребованы на рынке труда, в то время как выпускники других вузов, также имеющих государственную аккредитацию, испытывают затруднения при трудоустройстве. Данный факт является аргументом в пользу прохождения вузами независимой оценки качества образовательного процесса, которая должна проводиться на соответствие не минимальным, а повышенным требованиям (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительные характеристики общественно-профессиональной и государственной аккредитации

 

Общественно-профессиональная аккредитация

Государственная аккредитация

Назначение

выявление лучших практик, значительных достижений

установление соответствия деятельности минимальным требованиям ФГОС

Добровольность участия

добровольное

обязательное

Направленность

аккредитация образовательной программы

аккредитация вуза

Технология оценки

качественные оценки

жесткие количественные критерии

Влияние результатов аккредитации

репутация образовательной программы и вуза в целом

возможность выдачи документов государственного образца

Так, например, методика проведения интегральной оценки качества подготовки выпускников и образовательного процесса российских вузов [4] включает ряд факторов и критериев, в которые в числе прочих входят: оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университетах; оценка представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов; количество международных образовательных программ двух дипломов; процент студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом; объем расходов на доступ к международным электронным базам данных, библиотекам и аналитическим системам; оценка представителями академических кругов уровня ресурсного обеспечения образовательного процесса; средняя базовая стоимость обучения на 1-м курсе по очным программам; число выпускников, занимающих руководящие должности в крупнейших компаниях России; оценка работодателями качества прикладных знаний и навыков выпускников; доля кафедр вуза, финансируемых компаниями-работодателями. Учет всех этих показателей позволяет ранжировать вузы по привлекательности для абитуриентов и работодателей. Вместе с тем результаты независимой аккредитации не учитываются при проведении государственной аккредитации, что значительно замедляет активность вузов в получении общественного и общественно-профессионального признания.

Наиболее адекватной моделью независимой оценки образовательных организаций представляется следующая: вузы оцениваются независимой специализированной организацией, результаты оценки доносятся через средства массовой информации, полученные результаты используются федеральными органами управления образованием при принятии решений.

Учитывая пожелания работодателей и профессиональных объединений, Минтруд России подготовил проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 96 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», законодательно закрепляющий положения, касающиеся общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ [3]. Законопроект уточняет круг организаций, которые могут проводить общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ, а именно — это работодатели и их объединения, а также саморегулируемые организации.

Следует особо подчеркнуть, что при проектировании образовательных программ всех циклов определение результатов обучения является основным требованием. Результаты обучения позволяют определить место программы с точки зрения ее академической роли, а также значимости для потребителей – работодателей и студентов. Поэтому определение результатов обучения должно учитывать в том числе и мнение работодателей.

Необходимо отметить что, в утвержденном федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 27.04.08 Управление интеллектуальной собственностью (программа магистратуры), в разделе «Оценка качества освоения программ» содержатся следующие положения:

  • уровень качества программы магистратуры и его соответствие требованиям рынка труда и профессиональных стандартов (при наличии) может устанавливаться при профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
  • в целях приближения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к задачам их будущей профессиональной деятельности организация должна разработать порядок и создать условия для привлечения к процедурам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а также экспертизе оценочных средств внешних экспертов — работодателей из числа действующих руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), а также преподавателей смежных образовательных областей, специалистов по разработке и сертификации оценочных средств.

Таким образом, ФГОС ВО по данному направлению устанавливает требования:

  • по оценке качества образовательных программ;
  • по оценке качества процедур контроля успеваемости и оценочных средств, применяемых вузом для определения качества освоения образовательных программ.

При этом обязательной становится внешняя оценка качества процедур контроля успеваемости и оценочных средств и рекомендуемой — оценка соответствия образовательных программ требованиям рынка труда и профессиональных стандартов.

На постсоветском пространств, значительный опыт внедрения институтов независимой аккредитации имеет Республика Казахстан. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг. прописано:

  • с 2012 г. аккредитация будет осуществляться некоммерческими неправительственными организациями;
  • с 2014–2015 учебного года государственная аттестация будет заменена национальной институциональной аккредитацией для вузов и колледжей;
  • государственный орган передает часть своих полномочий неправительственному сектору в свете поручений Президента РК Правительству по сокращению контрольно-надзорных функций;
  • развитие системы государственно-частного партнерства в системе образования в различных формах и на различных уровнях.

Механизм стимулирования вузов Казахстана к проведению независимой аккредитации включает:

  • введение документа об образовании собственного образца для аккредитованных вузов;
  • освобождение от процедуры государственной аттестации программ, прошедших специализированную аккредитацию и институциональную аккредитацию.

У руководства российских высших образовательных учреждений вопрос о необходимости проведения независимой аккредитации все чаще имеет положительный ответ. Так, например, Санкт-Петербургский государственный университет провел международную профессиональную институциональную аккредитацию EQUIS (European Quality Improvement System). В настоящее время на всем постсоветском пространстве только СПбГУ имеет аккредитацию EQUIS. Есть у СПбГУ аккредитация AMBA (Association of MBA), а также EPAS (European programme accreditation system).

Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ позволяет образовательным учреждениям продемонстрировать приверженность высокому качеству образовательных услуг и подготовки специалистов; получить независимую квалифицированную оценку качества образовательных программ и подготовки специалистов; публично заявить о высоком уровне качества подготовки специалистов; обеспечить и улучшить трудоустройство выпускников.

Общественно-профессиональная аккредитация — это процесс, направленный на повышение качества образования в международных масштабах, признание качества подготовки специалистов со стороны профессионального сообщества. Прохождение независимой аккредитации позволяет образовательной организации открыто заявить о качестве подготовки специалистов, тем самым повышая свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, а также обеспечить трудоустройство своих выпускников. Независимая общественная и профессионально-общественная аккредитация образовательных учреждений и образовательных программ является эффективным инструментом регулирования качества подготовки специалистов.

Рецензенты:

Мелехин В.Б., д.т.н., профессор, зав. каф. вычислительной техники ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала;

Асланов Г.К., д.т.н., профессор, зав. каф. управления и информатики в технических системах ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Мустафаев А.Г. НЕЗАВИСИМАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19564 (дата обращения: 19.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074