Мировыми системами образования уделяется значительное внимание уровню образовательных программ, предлагаемых образовательными организациями, и создаются различные механизмы управления качеством и оценки эффективности образования [1, 2, 7].
Усиление влияния таких факторов развития участников рынка образовательных услуг в системе высшего профессионального образования, как глобализация и региональная интеграция, требует внесения определенных коррективов в применяемые в национальной системе высшего образования механизмы, критерии и стандарты предоставления образовательных услуг.
Российской системе высшего профессионального образования необходимо наличие каких-то конкурентных преимуществ, которых невозможно достичь простым переходом на уровневую систему подготовки и федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). Основным фактором в борьбе на рынке образовательных услуг является качество образования и образовательного процесса.
Оценка качества образовательного процесса должна вестись как с формальных позиций (полное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов), так и с точки зрения интересов заказчиков и потребителей образовательных услуг [5].
Весомым показателем успешности деятельности образовательной организации является ее соответствие критериям качества, установленным независимыми организациями по аккредитации с участием профессиональных объединений потребителей и выпускников. Внешняя аккредитация делает сравнимыми квалификации прошедших эту процедуру вузов, унифицирует вузовские требования, делает возможным международный процесс мобильности студентов и преподавателей. Другими словами – независимая аккредитация вуза подтверждает, во-первых, качество образования его выпускников и их готовность к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с уровнем полученного ими образования и, во-вторых, наличие в вузе эффективных механизмов обеспечения качества образования, ведущего к взаимному признанию документов о высшем образовании на международном уровне (рис. 1).
В Российской Федерации ключевым в становлении независимой аккредитации образовательных программ стал 2013 г., когда вступил в силу Закон «Об образовании в РФ», дух и буква которого закрепляют значительный положительный опыт, накопленный образовательным сообществом в области независимой оценки и общественной аккредитации.
Федеральный закон об образовании определяет государственно-общественный характер управления системой образования, к которой отнесены общественная и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ [6]. Таким образом, независимая оценка и аккредитация получили юридическое признание наравне с государственной системой лицензирования и аккредитации.
Рис. 1. Цели и задачи независимой оценки качества образования
В настоящее время законодательно закреплены: государственная аккредитация образовательной деятельности по образовательным программам, на соответствие этих программ минимальным требованиям ФГОС, обязательная для всех образовательных организаций, желающих выдавать документ об образовании государственного образца; общественная аккредитация образовательных организаций на соответствие условий образовательной организации стандартам качества общественной или экспертной организации, профессионального сообщества. Профессионально-общественная аккредитация проводится в отношении конкретных образовательных программ соответствующими профессиональными организациями или их объединениями.
В России основным заказчиком образовательных организаций является государство, которое определяет контрольные цифры на подготовку специалистов и оценивает качество подготовки выпускников. По одной и той же образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, специалистов готовят десятки вузов, и все они имеют право выдачи дипломов государственного образца по данному направлению или специальности. Однако часть вузов имеет репутацию заслуженных и признанных среди населения. Выпускники этих вузов, как правило, востребованы на рынке труда, в то время как выпускники других вузов, также имеющих государственную аккредитацию, испытывают затруднения при трудоустройстве. Данный факт является аргументом в пользу прохождения вузами независимой оценки качества образовательного процесса, которая должна проводиться на соответствие не минимальным, а повышенным требованиям (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительные характеристики общественно-профессиональной и государственной аккредитации
|
Общественно-профессиональная аккредитация |
Государственная аккредитация |
Назначение |
выявление лучших практик, значительных достижений |
установление соответствия деятельности минимальным требованиям ФГОС |
Добровольность участия |
добровольное |
обязательное |
Направленность |
аккредитация образовательной программы |
аккредитация вуза |
Технология оценки |
качественные оценки |
жесткие количественные критерии |
Влияние результатов аккредитации |
репутация образовательной программы и вуза в целом |
возможность выдачи документов государственного образца |
Так, например, методика проведения интегральной оценки качества подготовки выпускников и образовательного процесса российских вузов [4] включает ряд факторов и критериев, в которые в числе прочих входят: оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университетах; оценка представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов; количество международных образовательных программ двух дипломов; процент студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом; объем расходов на доступ к международным электронным базам данных, библиотекам и аналитическим системам; оценка представителями академических кругов уровня ресурсного обеспечения образовательного процесса; средняя базовая стоимость обучения на 1-м курсе по очным программам; число выпускников, занимающих руководящие должности в крупнейших компаниях России; оценка работодателями качества прикладных знаний и навыков выпускников; доля кафедр вуза, финансируемых компаниями-работодателями. Учет всех этих показателей позволяет ранжировать вузы по привлекательности для абитуриентов и работодателей. Вместе с тем результаты независимой аккредитации не учитываются при проведении государственной аккредитации, что значительно замедляет активность вузов в получении общественного и общественно-профессионального признания.
Наиболее адекватной моделью независимой оценки образовательных организаций представляется следующая: вузы оцениваются независимой специализированной организацией, результаты оценки доносятся через средства массовой информации, полученные результаты используются федеральными органами управления образованием при принятии решений.
Учитывая пожелания работодателей и профессиональных объединений, Минтруд России подготовил проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 96 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», законодательно закрепляющий положения, касающиеся общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ [3]. Законопроект уточняет круг организаций, которые могут проводить общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ, а именно — это работодатели и их объединения, а также саморегулируемые организации.
Следует особо подчеркнуть, что при проектировании образовательных программ всех циклов определение результатов обучения является основным требованием. Результаты обучения позволяют определить место программы с точки зрения ее академической роли, а также значимости для потребителей – работодателей и студентов. Поэтому определение результатов обучения должно учитывать в том числе и мнение работодателей.
Необходимо отметить что, в утвержденном федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 27.04.08 Управление интеллектуальной собственностью (программа магистратуры), в разделе «Оценка качества освоения программ» содержатся следующие положения:
-
уровень качества программы магистратуры и его соответствие требованиям рынка труда и профессиональных стандартов (при наличии) может устанавливаться при профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
-
в целях приближения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к задачам их будущей профессиональной деятельности организация должна разработать порядок и создать условия для привлечения к процедурам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а также экспертизе оценочных средств внешних экспертов — работодателей из числа действующих руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), а также преподавателей смежных образовательных областей, специалистов по разработке и сертификации оценочных средств.
Таким образом, ФГОС ВО по данному направлению устанавливает требования:
-
по оценке качества образовательных программ;
-
по оценке качества процедур контроля успеваемости и оценочных средств, применяемых вузом для определения качества освоения образовательных программ.
При этом обязательной становится внешняя оценка качества процедур контроля успеваемости и оценочных средств и рекомендуемой — оценка соответствия образовательных программ требованиям рынка труда и профессиональных стандартов.
На постсоветском пространств, значительный опыт внедрения институтов независимой аккредитации имеет Республика Казахстан. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг. прописано:
-
с 2012 г. аккредитация будет осуществляться некоммерческими неправительственными организациями;
-
с 2014–2015 учебного года государственная аттестация будет заменена национальной институциональной аккредитацией для вузов и колледжей;
-
государственный орган передает часть своих полномочий неправительственному сектору в свете поручений Президента РК Правительству по сокращению контрольно-надзорных функций;
-
развитие системы государственно-частного партнерства в системе образования в различных формах и на различных уровнях.
Механизм стимулирования вузов Казахстана к проведению независимой аккредитации включает:
-
введение документа об образовании собственного образца для аккредитованных вузов;
-
освобождение от процедуры государственной аттестации программ, прошедших специализированную аккредитацию и институциональную аккредитацию.
У руководства российских высших образовательных учреждений вопрос о необходимости проведения независимой аккредитации все чаще имеет положительный ответ. Так, например, Санкт-Петербургский государственный университет провел международную профессиональную институциональную аккредитацию EQUIS (European Quality Improvement System). В настоящее время на всем постсоветском пространстве только СПбГУ имеет аккредитацию EQUIS. Есть у СПбГУ аккредитация AMBA (Association of MBA), а также EPAS (European programme accreditation system).
Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ позволяет образовательным учреждениям продемонстрировать приверженность высокому качеству образовательных услуг и подготовки специалистов; получить независимую квалифицированную оценку качества образовательных программ и подготовки специалистов; публично заявить о высоком уровне качества подготовки специалистов; обеспечить и улучшить трудоустройство выпускников.
Общественно-профессиональная аккредитация — это процесс, направленный на повышение качества образования в международных масштабах, признание качества подготовки специалистов со стороны профессионального сообщества. Прохождение независимой аккредитации позволяет образовательной организации открыто заявить о качестве подготовки специалистов, тем самым повышая свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, а также обеспечить трудоустройство своих выпускников. Независимая общественная и профессионально-общественная аккредитация образовательных учреждений и образовательных программ является эффективным инструментом регулирования качества подготовки специалистов.
Рецензенты:
Мелехин В.Б., д.т.н., профессор, зав. каф. вычислительной техники ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала;
Асланов Г.К., д.т.н., профессор, зав. каф. управления и информатики в технических системах ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала.
Библиографическая ссылка
Мустафаев А.Г. НЕЗАВИСИМАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19564 (дата обращения: 14.09.2024).